Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью.



35. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью.

В современной специальной педагогике и психологии не сложился еще единый и методологический подход к определению сущности психолого- педагогического сопровождения воспитания детей с умственной отсталостью. Но опираясь на анализ психолого- педагогической литературы можно выделить основные положения организации психолого- педагогического сопровождения: 1. Психолого-педагогическое сопровождение должно рассматриваться как систематическое целенаправленное и непрерывное коррекционное воздействие, ориентированное на семью в целом, а не только на ребенка. Целью сопровождения является создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность позитивного развития ребенка и самореализации родителей. Результатом данной работы должны стать: изменения качества жизни семьи в лучшую сторону, образ жизни, который удовлетворяет потребности всех ее членов.

2. Ориентация сопровождения на решение проблем личного имежличностного уровня семьи.

3. Психолого-педагогическое сопровождение должно рассматриваться как метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуаций выбора. Оно должно решать задачу реабилитации семьи в социокультурном пространстве, усиливая ее самостоятельность и самоконтроль ситуации.

4. Главной идеей сопровождения выступает необходимость развития не только ребенка, но и семьи, именно поэтому психолого- педагогическое сопровождение подразумевает отказ от категорических решений. Все решения сопровождения должны носить только рекомендательный характер.

 5. Родители и все члены семьи включаются в коррекционно- воспитательный процесс и должны выступать в качестве субъектов коррекционно- воспитательного процесса.

 6. Важно соблюдение системного подхода в применении средств, методов, приемов, мер коррекционного воздействия при работе с родителями, чтобы дать понять важность работы над собой ради помощи своему ребенку. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в системе мероприятий, направленных на оказание помощи и поддержки семье ребенка с умственной отсталостью. Анализ специальной литературы позволил выделить такие модели помощи в семье как педагогическая, психологическая, диагностическая, медицинская и социальная. Большая часть работы осуществляется воспитателями или учителями вместе с дефектологом, психологом и социальным педагогом. В практике педагоги, осуществляют в жизнь его направления благодаря психолого-педагогическим средствам, в рамках различных форм и моделей взаимодействия с родителями.

Основными направлениями в системе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с умственной отсталостью являются, во- первых, психолого- педагогическое просвещение родителей, во- вторых, психокоррекционная работа. Под психолого-педагогическим просвещением подразумевается систематически проводимая работа и теоретически обоснованная программа по просвещению родителей, целью которых является формирование совокупности знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует сплочению, организации жизни семьи так, чтобы появилась возможность создания условий, способствующих удовлетворению потребностей ребенка. Психолого- педагогическое просвещение родителей детей с умственной отсталостью осуществляется с использованием разных форм работы: коллективные, индивидуальные и формы наглядной стендовой информации.

Основными целями психокоррекционной работы с родителями по ее мнению являются: 1. Формирование у родителей позитивного отношения к ребенку и оптимистичного взгляда в будущее. 2. Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с умственной отсталостью. 3. Преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей детей с умственной отсталостью. Задачи этого направления включают - формирование новых жизненных ориентиров у родителей;- коррекцию взаимоотношений; - коррекцию психологического состояния и неадекватных реакций у родителей; - гармонизацию отношений между матерью и ребенком, с одной стороны, и членами семьи- с другой стороны, членами семьи и ближайшим окружением. Психокоррекционная работа проводится психологом и включает в себя психологическую диагностику, консультирование, психокоррекционные мероприятия.

С учетом имеющихся данных составлены методические рекомендации для специалистов и родителей по взаимодействию в воспитании ребенка с умственной отсталостью. Работа с семьями воспитанников должна проводиться как индивидуально, так и по группам. Оба варианта взаимодополняют друг руга и могут реализовываться параллельно. Педагогам и дефектологам нужно не только проводить нравоучительные беседы и лекции, а вести искренние разговоры, проводить индивидуальные консультации, круглые столы, где можно будет размышлять вместе с родителями над разными вопросами. Воспитатель и дефектолог должны подходить к работе с семьей очень деликатно: быть внимательными и слушать все, что говорят родители и дети; понимать, что каждая семья индивидуальна по составу, социальному статусу; иметь в виду, что у каждого родителя имеются свои ожидания от них и что родительские представления о содержании воспитания ребенка могут быть несколько иными, чем у педагогов. Поэтому для плодотворной работы специалистам следует глубоко изучить семью ребенка, чтобы лучше понять особенности семьи, потребности, трудности, с которым она сталкивается и ожидания результатов от воспитательного и образовательного процесс, строить воспитательную деятельность с учётом того, что личность ребенка формируется в семье. Стараться использовать все разнообразные формы работ с родителями, а не ограничиваться беседами и родительскими собраниями три раза в год. Перед психологами стоит сложнейшая задача - предоставление помощи по улучшению семейного микроклимата, решению внутрисемейных, межличностных конфликтов, устранению тревожности у родителей. Психолог должен вести просветительскую работу с родителями и воспитателями для повышения уровня их психологических знаний, формировать у них способность к взаимопомощи и взаимодействию, проводить работу для улучшения самооценки и чувства ответственности у родителей. В его компетенцию входит проведение совместных занятий родителей с детьми с целью укрепления их связи и установления между ними партнерских и сотруднических отношений. Тем самым он помогает находить новые пути к активному взаимодействию ребенка и родителей. Психолог должен не только давать им необходимый минимум информации, а создавать для них возможности для творческого подхода к воспитанию своего ребенка, вселять уверенность в успехе своей деятельности по воспитанию ребенка. Социальный педагог в дошкольном учреждении должен исполнять роль посредника между детьми и взрослыми, между семьями и государственными службами. Выступать в роли защитника законных прав и интересов детей и их родителей; помогать родителям и воспитателям в решении проблем; играть роль эксперта в постановке социального диагноза и определять методы компетентного вмешательства. Социальный педагог должен предвосхищать и оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также способствовать ее реабилитации. Он содействует созданию чувства безопасности психологического комфорта. Работа социального педагога должна охватывать всех участников процесса воспитания ребенка. Им должны проводиться работы по социальному развитию ребенка, профилактике негативных явлений и оказанию помощи находящимся в сложной жизненной ситуации, активизации воспитательного потенциала родителей. Специалисты должны совершенствовать свое мастерство в области общения и установления контакта с семьей. Важно помнить, что изучение семьи должно проводиться ненавязчиво и с согласия родителей ребенка.

В результате грамотной реализации психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с умственной отсталостью у родителей должно измениться отношение к ребенку, должно прийти понимание особенностей развития ребенка, а вместе с этим - понимание необходимости проведения коррекционно-развивающей работы. При успешном включении семьи в процесс развития ребенка у родителей должна выработаться активная позиция в воспитании своего ребенка.

 

36. Задачи сопровождения всех субъектов образовательного процесса: ребенок, родители, специалисты.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);

- обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;

- удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);

- превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

- формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;

- организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.