|
|||
Специфика коммуникации и межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у дошкольников с умственной отсталостью.27. Специфика коммуникации и межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у дошкольников с умственной отсталостью. Общение со взрослыми-Выраженные отклонения в ходе онтогенетического развития, обусловленные самим характером нарушений, значительно препятствуют своевременному и полноценному развитию речевого общения, оно формируется у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью весьма ущербно, его мотивы исходят в основном из органических нужд детей. Необходимость в общении с окружающими диктуется, как правило, физиологическими потребностями.В возрасте 5-7 лет дети с недоразвитием интеллекта с большим желанием относятся к игре, чем в совместной деятельности со взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Однако общение ребенка со взрослым постоянно возникает в процессе занятий. В этих условиях нужно заботиться о том, чтобы на каждом этапе ребенок получал необходимые для реализации своей потребности средства общения, доступные для понимания и воспроизведения. На начальном этапе это может быть однословная фраза, затем двусловная и, наконец, развернутая ("Дай", "Дай воды", "Дайте, пожалуйста, воды, я хочу пить").Затруднения, возникающие при общении умственно отсталых детей со взрослыми, в первую очередь связаны с недостаточно развитой инициативой в общении, особенно при контакте с незнакомыми людьми. Во многих случаях дети испытывают смущение, страх, что в непривычной обстановке может привести к прекращению общения. Кроме того, дети не обнаруживают достаточно развитого умения анализировать полученную информацию и применять полученные знания на практике. Большие затруднения умственно отсталые дошкольники испытывают при вступлении в контакт, получении новых сведений во время ведения беседы, а также в момент использования информации на практике. Фрагментарность и неполноценность социально-бытовых знаний, неумение анализировать обстановку, малый опыт общения и своеобразие личностных проявлений тормозят развитие делового общения со взрослыми. Общение со сверстниками Дети пяти-шестилетнего возраста с легкой степенью недоразвития интеллекта, поступив в группу специального детского сада, неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам. Необходимо создавать ситуации, в которых у детей возникает потребность в общении, а затем подсказывать им адекватные средства общения. Такое общение можно организовать даже тогда, когда дети играют рядом, а не вместе, т.е. до появления сюжетно-ролевой игры. Большие возможности для развития общения детей между собой представляют и другие виды коллективной деятельности - совместный труд (дежурства, уборка кукольного уголка, работа на огороде), совместное создание поделок, рисунков, панно, сюжетных лепных поделок на занятиях по изобразительной деятельности и т.д.
|
|||
|