Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекция недостатков развития личности умственно отсталых дошкольников в коррекционно-образовательном процессе.



28. Коррекция недостатков развития личности умственно отсталых дошкольников в коррекционно-образовательном процессе.

Важным условием развития положительных, личностных качеств ребенка является создание реальной ситуации успеха в процессе сотрудничества со взрослыми. Это возможно только тогда, когда взрослые знают, с одной стороны, познавательные способности ребенка, а с другой — способы его усвоения общественного опыта (совместные действия, использование жестовой инструкции, умение действовать по подражанию, работать по образцу и словесной инструкции).

Коррекционно-педагогическая работа строится с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, с учетом генетического хода личностного развития нормально развивающихся детей, а также учета развития ведущей деятельности и типичных видов детской деятельности.

Основное внимание уделяется формированию у воспитанников навыков правильного поведения, усвоению нравственных норм и формированию личностных качеств. Первоначальным этапом коррекционной работы является психолого-педагогическая помощь специалиста в формировании у родителей адекватных навыков взаимодействия со своим ребенком, где основным условием является установление полного взаимопонимания между взрослыми призванными воспитывать ребенка. На основе данных диагностического обследования ребенку предъявляются единые требования в семье и в дошкольном учреждении.

В дальнейшем важным условием развития положительных, личностных качеств ребенка является создание реальной ситуации успеха в процессе сотрудничества со взрослыми. Это возможно только тогда, когда взрослые знают, с одной стороны, познавательные способности ребенка, а с другой — способы его усвоения общественного опыта (совместные действия, использование жестовой инструкции, умение действовать по подражанию, работать по образцу и словесной инструкции).

В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Дети с нарушениями интеллекта хотят соответствовать предъявляемым к ним требованиям, заслужить похвалу взрослого, избежать неуспеха. Правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения.

Работу по формированию нравственных представлений и на их основе нравственных чувств. Такой подход к нравственному воспитанию является специфическим, он обусловлен особенностями развития ребенка с нарушениями интеллекта. При нормальном развитии возникновение нравственных чувств предшествует формированию нравственных представлений и навыков нравственного поведения. Формирование привычек правильного поведения происходит повседневно, в процессе проведения режимных моментов и занятий, во всех видах детской деятельности.

Нравственные представления в повседневной жизни детьми усваиваются с трудом.У детей с нарушениями интеллекта, как известно, эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослыми часто оказывается нарушенным и к моменту прихода в дошкольное учреждение нравственные чувства не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития. В обучении по нравтвенномувоспитанию правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения. Параллельно проводится работа по формированию нравственных представлений и на их основе нравственных чувств. Формирование привычек правильного поведения происходит повседневно, в процессе проведения режимных моментов и занятий, во всех видах детской деятельности. Так, во время одевания детей на прогулку или умывания воспитатель учит их действовать спокойно, в определенном порядке, не мешать друг другу, при необходимости ждать своих сверстников, не отталкивать их, обращаться за помощью и оказывать ее; в игре с первого же дня детей приучают не вырывать игрушки друг у друга, играть рядом, а затем и вместе, подчинять свои действия требованиям ситуации, не наносить друг другу вреда; на занятиях дети учатся действовать последовательно, выполнять требования к длительному сосредоточению внимания, к подчинению своих желаний определенным условиям, сдержанности, произвольности поведения и т.п. Во всех этих случаях дети учатся действовать в соответствии с требованиями, которые предъявляют к ним взрослые. Взаимопомощь и отзывчивость у детей с нарушениями интеллекта имеют характерные особенности, связанные с общими отклонениями в развитии их нравственных представлений и нравственного поведения. Формальное усвоение дошкольниками с ограниченными возможностями морально-этических знаний препятствует выделению и осознанию наблюдаемых в повседневной жизни этических ситуаций. Дети с нарушениями интеллекта не только не умеют оказывать помощь, но часто не умеют и принимать ее. Например, если один ребенок долго не может справиться с порученным делом — убрать игрушки на место — и в помощь ему воспитатель посылает другого ребенка, то первый принимает как замену, а не как помощь, и сам уходит. Чтобы ликвидировать такое положение, нужно проводить работу в нескольких направлениях. Прежде всего повседневно анализировать и обобщать опыт самих детей, стараясь не пропускать ни одной ситуации, в которой нравственные нормы соблюдаются или нарушаются. Если ребенок, чтобы взять свое пальто из шкафа, отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти незамеченным. Если же высокий мальчик помог снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Более того, когда все дети будут готовы к выходу на прогулку, необходимо в двух-трех фразах обсудить моменты отзывчивости и взаимопомощи, которые наблюдались только что. Но и этого мало. Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Очень часто бывает, к примеру, что воспитатель сам завязывает шарфы всем детям. Вместе с тем он может поручить детям завязывать шарфы друг другу, при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи. При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу. В дальнейшем, когда такой образец будет сформирован на доступном детям материале, их представления необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров — сказок, рассказов, вырабатывать социальные мотивы поведения, желание быть полезным не только друг другу, но и обществу.

На всех этапах нельзя забывать о том, что полученные знания, даже те, о которых ребенок может правильно рассказать, нужно специально переносить в реальную жизнь детей, — уделять особое внимание переносу усвоенных на занятиях и в игре нравственных представлений в реальную жизнь самих детей.

Другой стороной нравственного воспитания является формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Для того чтобы он мог учиться, трудиться, правильно вести себя в обществе, необходимо воспитывать у него волевые качества: умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности. Воспитывать возможность правильно относиться к оценке действий, поведения, результатов их деятельности, адекватно реагировать на успех и неуспех, подводить детей к правильной самооценке.

Все эти качества воспитываются с первого дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Если весь воспитательно-образовательный процесс построен правильно, то никаких дополнительных специальных мероприятий по формированию целенаправленной деятельности детей, правильного отношения к оценке со стороны взрослых и сверстников, а также элементов самооценки проводить не приходится. Постепенное наращивание трудностей в занятиях, в самообслуживании, в разных видах деятельности ведет детей к умению преодолевать посильные трудности, формирует у них волевые процессы. Систематическая доброжелательная оценка реальных успехов и достижений, анализ ошибок и помощь в их преодолении учат детей правильно относиться к оценке со стороны других людей, понимать, что оценка помогает им в овладении знаниями, навыками и умениями, а не является самоцелью, что ее не надо бояться, напротив, нужно понять, на чем она основана. Одной из основных задач нравственного воспитания — воспитание готовности к труду.

Трудолюбие, потребность трудиться являются одним из главных свойств личности человека. В труде большие возможности для того чтобы учить детей планировать свои действия: что будет сделано сначала, что потом, осмысливать значение последовательности действий для достижения конечного результата, что к старшему дошкольному возрасту позволяет добиться и появления элементов самоконтроля.

Необходимость трудиться сообща приводит к тому, что дети начинают ощущать себя членами коллектива, рассматривать свой труд как часть общего труда, гордиться своим вкладом в общий результат. На этой основе может быть сформировано не только уважение к результату своего и общего труда, но и элементы самооценки.

Коллективный труд представляет прекрасную основу для воспитания взаимопомощи и отзывчивости и для организации поведения детей в целом.

Многолетний опыт показывает, что важные личностные качества - эмоциональное отношение ко взрослому, принятие помощи, желание сотрудничать со взрослыми, целенаправленные совместные действия со сверстниками — удается сформировать у дошкольников с нарушениями интеллекта только в том случае, когда ребенок реализует свои возможности в доступной для него деятельности, попадая в ситуацию познавательного интереса. Наряду с развитием познавательных мотивов возникают и социальные мотивы, которые регулируют поведение ребенка в обществе.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.