|
|||||
Задача 2. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Задача 2. Бенджамин Франклин (1706-1790) – выдающийся американский просветитель и государственный деятель, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс: - Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения. - Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров. - Решительность. Нужно выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено. - Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах. - Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным. - Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли. - Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел. - Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище. - Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам. - Скромность.
« Но в целом, - так Франклин подводил итог к концу жизни, - хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы. Старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта…» ( Франклин Б. Избр. Произв. М., 1956. С. 482-283). Вопросы и задания. 1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для вас, начиная с самого главного. 2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ-Я».
Задача 3. Составьте личный план развития, выказав собственное отношение к четырем основным сферам жизни человека, отвечая на вопросы:
1. Деятельность- обучение в вузе и самореализация личности.
- Хорошо ли я представляю выбранную специальность? - Помогает ли мне обучение в вузе при достижении жизненных целей? - Какую работу я хотел бы выполнять после окончания вуза? - Что мной руководит и что подталкивает к получению знаний сейчас?
2. Человеческие отношения – в семье, в вузе, в общении с друзьями.
- Искренне ли я интересуюсь мнением других людей? - Интересуют ли меня чужие проблемы? - Умею ли я слушать? - Умею ли яя ценить других людей, с которыми общаюсь?
3. Здоровье – психофизическое состояние.
- Каково мое самочувствие? - Занимаюсь ли я спортом? - Соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха? - Достаточно ли я сплю? - Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния?
4.Душевный комфорт – психическое состояние.
- Занимаюсь ли я саморазвитием? - Стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем? - Посещаю ли я выставки, концерты, театр?
- Есть ли у меня какое-либо хобби? - Умею ли я владеть собой, своими эмоциями, состояниями? - Что я могу сделать для душевного комфорта?
Тема 8 Личность и творчество 1) Творческий потенциал личности – это: а) проявление ее врожденных качеств; б) приобретенный в течение жизни стиль деятельности, направленной на поиск нестандартных, оригинальных решений; в) приобретенные знания и умения исполнительской (по образцам) работы. 2) Определите функцию, несвойственную творчеству: В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции: а) обеспечивает материальное благополучие; б) гармонизирует отношение с миром, с собой; в) защищает личность от стрессов, уныния, потрясений; г) реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного; д) выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых неизвестен личности или не существует вообще. 3) К факторам, тормозящим развитие творческого потенциала личности, относятся: а) активно-преобразовательное отношение к миру; б) механизация труда, которая сводит его к повторяющимся, типичным действиям; в) гиперопека близких людей; г) нестандартность подхода к решению задач; д) информационная перегрузка, блокирующая оперативное принятие нестандартных решений; е) интеллектуальная активность. 4) По мнению Г. Уоллеса, существует 4 стадии процесса творчества: подготовка, созревание, _________, проверка: а) фантазия; б) озарение; в) воображение; г) аффект. 5) В концепции образования и воспитания в Беларуси подчеркивается, что творческая личность должна быть … : а) нравственно ответственной и социально зрелой; б) с высоким уровнем интеллекта; в) демонстративной и бунтующей; г) преуспевающей во всех сферах жизнедеятельности. 6) Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи … : а) преимущественно мужчинам; б) преимущественно женщинам; в) любому человеку; г) людям, имеющим талантливых, гениальных предков. 7) К понятию «творчество» тесно примыкает понятие … : а) сенситивность; б) фасилитация; в) интровертируемость; г) креативность. 8) Формула П.А. Флоренского: «секрет творчества – в сохранении юности, а секрет гениальности – в сохранении ___________ на всю жизнь». а) Здоровья. б) Детства. в) Семьи. г) Молодости. 9) Метод учебно-познавательной деятельности, направленный на актуализацию и стимулирование творчества обучаемых при длительном и глубоком погружении в проблему называется: а) ассоциации; б) анаксиоматизация; в) синектика; г) эвристика. 10) Д.Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается в 3 классе (возраст – 10 лет), а второй приходится на: а) подростковый возраст; б) юношеский возраст; в) средний возраст; г) пожилой возраст.
11) Проблемой творчества занимался в античной философии: а) Платон; б) Аристотель; в) Демокрит; г) все варианты верны.
12) Кто из перечисленных считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем: а) А.Маслоу; б) З Фрейд; в) В.Вундт; г)Г.Олпорт.
13) Психологи-гуманисты считали, что первоначальный источник творчества: а) потребность в самоактуализации и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей; б) энергия либидо; в) компенсация комплекса неполноценности; г) божественное созерцание.
13) К особенностям творческой личности относят: а) чувство нового; б) склонность к риску; в) широкий диапазон мышления; г) все варианты верны.
14) Тип мышления, благодаря которому возникают оригинальные решения, называется: а) конвергентным; б) дивергентным; в) наглядно-образным; г) абстрактно-логическим.
14) Для творческого воображения характерно: а) создание принципиально новых идей, представлений пока не имеющих прообразов в реальном мире; б) выстраивание будущего из настоящего с помощью логических преобразований; в) критический поиск того, что в реальном мире несовершенно
15) Всплеск творчества может вызвать: а) стресс; б) влюбленность в) смена обстановки; г) все варианты верны.
16) Метод творчества, предполагающий отделение генерирования новых идей от их оценки путем запрета критики, называется: а) методом морфологического анализа; б) синектикой; в) мозговым штурмом; г) атакой.
17) Основоположником эвристического подхода в науке принято считать: а) Ф. Бэкона; б) Г Галилея; в) Архимеда; г) Т Эдисона.
Задания. Приготовьте лист бумаги, на котором Вам предстоит выполнить письменно 5 заданий. Правильных и неправильных ответов на них не может быть. Пожалуйста, работайте над всеми заданиями в своем обычном темпе. Обратите внимание на указания и примеры к ним. Задание 1. Укажите как можно больше возможностей для работы здорового (бодрого, крепкого) пенсионера на крупном предприятии. Учтите при этом также и возможность не совсем обычных для промышленного предприятия работ - например: швейцар, садовник... Время выполнения задания - 3 минуты. Будет оцениваться число идей! Задание 2. Укажите как можно больше возможностей применения заколки для волос. Не забудьте и о различных необычных способах ее использования - например: колоть, дарить... Время выполнения задания - 3 минуты. Будет оцениваться количество идей! Задание 3. Что произошло бы, если все люди были бы вынуждены питаться только вегетарианской пищей? Укажите всевозможные изменения, которые произошли бы вследствие этого - например: на окнах вместо цветов будет высаживаться салат... Время выполнения задания - 6 минут. Будет оцениваться фантазия! Задание 4. Придумайте как можно больше фраз, в которых слова начинаются с букв: Б..., У..., Л..., Я... Например: Бабушка Ушла Ловить Ящериц... Время выполнения задания - 4 минуты. Будет оцениваться разнообразие предложений! Рисунок Дорисуйте рисунок так, чтобы получилась завершенная картина:
|
|||||
|