Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Модуль 2. Задача 1.



Модуль 2

 

Тема 1 Педагогика в системе наук о человеке.

1) Есть ли общие черты воспитания для всех исторических этапов развития общества? Какой из ответов, на Ваш взгляд соответствует истине?

а) Каждая эпоха выдвигает свой идеал, поэтому общих черт быть не может.

б) Общество в каждую историческую эпоху заботилось о всестороннем и гармоничном развитии личности.

в) Воспитание определяется как общими характеристиками, присущими всем этапам развития общества, так и специфическим, которые выдвигает каждая историческая эпоха.

2) Многие науки касаются изучения вопросов воспитания. Найдите вариант ответа, характеризующий предмет педагогической науки.

а) Изучение воспитания как фактора развития психических процессов личности.

б) Изучение воспитания как педагогического процесса развития и формирования личности.

в) Изучение воспитания как фактора общественного пропрогресса.

3) Выберите из ряда понятий основные категории педагогики:

а) Воспитание;

б) Педагогические явления;

в) Педагогический прогресс;

г) Личностное качество;

д) Знание;

е) Обучение;

ж) Умение;

з) Навык;

и) Развитие;

к) Формирование;

л) Образование;

м) Педагогическая действительность.

4) В какой группе указаны отрасли педагогических знаний, составляющие систему педагогических наук:

а) Социология, философия, школьная гигиена, педагогика, психология. Анатомия и физиология.

б) Основы педагогики, дидактика, теория воспитания, школоведение, социальная педагогика.

в) Общая педагогика, методика преподавания отдельных учебных дисциплин, история педагогики, сравнительная педагогика, профессиональная педагогика, социальная педагогика, превентивная педагогика, лечебная педагогика.

5) В какой группе указаны основные методы научно-педагогического исследования:

а) Социометрические измерения, анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент, тесты, анкеты.

б) Обобщение опыта, тесты, анкеты, составление алгоритмов, моделирование, интервьюирование.

в) Наблюдение, эксперимент, беседа, изучение ученических работ и документации детских учреждений, сравнительно-исторический анализ, моделирование, математические методы.

6) Выберите из перечисленных принципы, которые лежат в основе гуманистической педагогики.

а) Проявление уважения к личности и поддержание собственного достоинства в каждом.

б) Принцип наглядности.

в) Принцип доступности.

г) Предоставление права на собственный выбор.

д) Оценка не личности, а её деятельности , поступков.

е) Принцип прочности усвоения знаний.

7) Наука, которая разрабатывает модели, системы, способы и содержательно-технологическое обеспечение целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития личности – это:

а) Психология;

б) Социология;

в) Педагогика;

г) Антропология.

8) Первый этап развития педагогики – это:

а) Народная педагогика;

б) Эмпирическая педагогика;

в) Научная педагогика;

9) В 1623году этот учёный вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку:

а) Вольфганг Ратке;

б) Фрэнсис Бэкон;

в) Ян Коменский;

г) Джон Локк.

10) Отрасль педагогических знаний, изучающая закономерности обучения и воспитания взрослых людей – это:

а) Общая педагогика;

б) Этнопедагогика;

в) Аутогогика;

г) Андрогогика.

Тема 2: «Образование как социально-культурный феномен»

1) Основными функциями образования в обществе являются:

а) Социализация и самоутверждение личности в обществе;

б) Среда общения и вхождение человека в мир культуры;

в) Фактор социального прогресса и ускоритель культурных преобразований в обществе;

г) Воспроизводство культуры, опыта, деятельности и развития личности, общества.

2) Первые университеты в Европе возникли в:

а) XVII веке;

б) XII веке;

в) III веке до н.э.;

г) XIX веке.

3) Какая из образовательных парадигм признает в образовательных системах личность как высшую ценность и основывается на моральных нормах, предполагающих сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности:

а) Знанивая;

б) Культурологическая;

в) Технократическая;

г) Гуманистическая.

4) Принцип реформирования образовательной системы, обеспечивающий образовательный выбор ученикам, педагогам, родителям, участие их в управлении учебным заведением – это:

а) Дифференциация;

б) Демократизация;

в) Диверсификация;

г) Гуманизация.

5) С середины 1970-ых гг. эта идея находит поддержку почти во всех странах мира, становится основным принципом образовательных реформ:

а) Идея непрерывного образования;

б) Идея классического образования;

в) Идея профессионального образования;

г) Идея дополнительного образования.

6) Соотнесите названия основных образовательных парадигм:


а) Знаниевая и __________________;

б) Технократическая и ___________;

в) Педоцентрическая и ___________;

г) Социетарная и ________________;

1) Детоцентрическая

2) Культурологическая

3) Гуманистическая

4) Человекоориентированная


7) Вставьте пропущенные слова и словосочетания, используя нижеприведенный ряд понятий:

Деятельностный подход в образовании предлагает реализацию (1) _____________технологий, основанных (2)_____________формах и методах обучения; обеспечивает активность всех участников (3)______________, освоение обучающимися (4)______________.

а) педагогический процесс;

б) личностно-ориентированные или развивающие;

в) активные или рефлексивно-деятельностные;

г) обобщённые способы выполнения различных видов деятельности системных знаний.

8) Ожидаемые результаты, которых стремиться достичь данное общество, с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем – это:

а) Содержание образования;

б) Образовательные цели;

в) Способы получения образования;

в) Образовательная среда.

9) Способ получения образования, предусматривающий обучение в коллективе учащихся(студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения сдачей выпускных экзаменов:

а) Дистантное (дистанционное обучение);

б) Дневная и вечерняя форма обучения;

в) Экстернат;

г) Заочная форма обучения.

10) Болонская декларация, принятая министрани образования двадцати девяти стран Европы в 1999 году, предполагает создание единого европейского образовательного пространства с основной целью:

а) Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования;

б) Расширение возможностей трудоустройства выпускников вузов, повышение мобильности специалистов и их конкурентоспособности;

в) Улучшение международного взаимопонимания и обогащения национальных культур;

г) Преодоление технологической отсталости в развитии многих стран.

Тема 3: «Современное состояние образования»

1) Вставьте пропущенные слова и словосочетания, используя нижеприведённый ряд понятий.

Основное образование имеет следующие уровни:

1) Дошкольное образование;

2) Общее базовое образование;

3) _____                      а) профессионально – техническое образование

4) _____                      б) общее среднее образование

5) _____                      в) высшее образование

6) _____                      г) среднее специальное образование

7) Послевузовское образование

2) Из нижеприведенного ряда понятий выберите основные принципы реформирования системы образования в современных условиях:

а) развивающийся характер обучения;

б) единство национальных и общечеловеческих ценностей;

в) авторитаризм;

г) гуманизация;

д) дендеологизация;

е) гуманитаризация;

ж) предметоцентризм.

3) Новая парадигма образования в мире сформулирована следующим образом:

а) учитель-учебник-ученик;

б) учебник-учитель-ученик;

в) учитель-ученик-учебник;

г) ученик-учебник-учитель.

4) Первой реформе образования в мире способствовало:

а) Появление светского образования и воспитания;

б) Реформа схоластического (религиозного) образования;

в) Возникновение первых школ в III в. До н.э.;

г) Классно-урочная система Я.А.Коменского.

5) Реформа советской образовательной системы началась в:

а) 1984 г.;

б)1958г.;

в)1977г.;

г) 1930г.

6) Школьное образование современной системы образования Республики Беларусь включает в себя:

а) Одну ступень;

б) Две ступени;

в) Три ступени;

г) Четыре ступени.

7) Это образовательное учреждение было впервые открыто немецким педагогом Фридрихом Фребелем в 1840 году. Он впервые употребил выражение __________, сказав, что детей надо старательно растить, как растения в огороде:

а) «Гимназия»;

б) «Детский сад»;

в) «Академия»;

г) Лицей».

8) Второй ступенью высшего образования в Республике Беларусь является:

а) бакалаврит;

б) аспирантура;

в) магистратура;

г) докторантура.

9) Вставьте пропущенные слова словосочетания, используя нижеприведенный ряд понятий.

Совершенствование структуры и содержания высшего образования предполагает переход к (1)______________ структуре высшего образования, включающей подготовку (2)______________ для реального сектора экономики и бюджетной сферы; подготовку научных кадров через (3)______________; (4) среднего специального и высшего образования (в виде ССУЗ-ВУЗ, лицей-ВУЗ и др.).

а) интеграция;

б) дипломированные специалисты;

в) магистратура, аспирантура;

г) двухступенчатая.

10) Образование, обязательное для всех детей, призванное обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования - …

а) начальное школьное образование;

б) общее среднее школьное образование;

в) среднее специальное образование;

г) базовое школьное образование.

Тема 4: Развитие, воспитание и социализация личности

1) Классифицируйте свойства человека по обусловленности их развития биологическими и социальными факторами и заполните схему.

1) задатки;

2) целеустремленность;

3) равнодушие;

4) темперамент;

5) гуманность;

6) тип нервной деятельности;

7) терпимость;

8) ответственность;

9) цвет глаз;

10) характер;

11) гениальность;

12) речь;

13) мышление;

14) воля;

15) авторитет;

16) убеждения.

 

 

 


2)Развитие организма человека называется:

а) онтогенезом;

б) филогенезом;

в) социогенезом;

г) антропогенезом.

3) Понятие “зона ближайшего развития ” введено:

а) Ж. Пиаже;

б) Дж. Брунером;

в) Л. С. Выготским;

г) А. Н. Леонтьевым.

4)Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности, называется:

а) основной;

б) ориентируемой;

в) ведущей;

г) исполнительной.

5)Временной диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека, принято называть периодом:

а) сенситивным;

б) кризисным;

в) сенсорным;

г) сенсибельным.

6) Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже отражает такой подход к развитию личности, как:

а) когнитивный;

б) поведенческий;

в) гуманистический;

г) деятельностный.

7) “Расцвет” личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлеру;

в) А. Валлону;

г) А. Маслоу.

8) Сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности – это:

а) воспитание;

б) самовоспитание;

в) развитие;

г) социализация.

9) По мнению французского философа Ж. П. Сартра, “человек есть только то, что … ”:

а) в нем сформировало воспитание и среда;

б) в нем заложено генетически;

в) что он сам из себя делает;

г) в нем видят другие.

10) Основными факторами, влияющими на формирование и развитие личности являются:

а) наследственность, социальная среда, культура;

б) воспитание, социальная среда, экономическая ситуация;

в) наследственность, социальная среда, воспитание;

г) социальная среда, политическая ситуация, воспитание.

Тема 5: Социальное пространство воспитательного процесса

1) Выделите основные функции семьи из предложенных:

а) аналитическая;

б) репродуктивная;

в) диагностическая;

г) целеполагания;

д) экономическая;

е) планирования;

ж) воспитательная;

з) контрольная;

и) организаторская;

к) первичной социализации;

л) хозяйственно- бытовая;

м) наказания;

н) психотерапевтическая.

2) Гиперсоциолизация, отвержение, эгоцентризм – это…

а) модели поведения ребенка в семье;

б) типы неправильного воспитания в семье;

в) этапы социального развития человека;

г) типы девиантного поведения подростка.

3) Выделите основные качества, которые характеризуют социальную зрелость личности:

а) ответственность;

б) терпимость;

в) наследственность;

г) саморазвитие;

д) логическое мышление;

е) ценностные ориентации;

ж) трудолюбие.

4) Установите соответствие понятий:

1 Среда социальная               А. Материально бытовые условия жизни                          

                                                       человека, его ближайшее социальное                                                             

                                                       окружение.

2 Макрофакторы                     Б. Окружение человека общественное,

                                                       материальное, духовные условия его

                                                      существования, формирования и

                                                       деятельности.

3 Мезофакторы                       В. Объекты, явления, отношения больших

(среды)                                        групп людей, проживающих в разных

                                                       странах.

4 Микрофакторы                     Г. Условия и обстоятельства жизнедеятель-

(среды)                                       ности человека и социальной групп, к

                                                       которой он принадлежит в данном челове-

                                                       ческом обществе.

5) Самовоспитание – это …

 а) активно-творческое отношение к себе;

 б) самопознание;

 в) нейтрализация “несовершенств” своей личности;

 г) “достраивание” себя.

6) Вставьте пропущенные слова и словосочетания, используя нижеприведенный ряд понятий.

 Семья – это основанная на (1)__________________ и (или) (2)__________________ малая социальная группа, (3)____________________ объединены совместным (4)_________________ и (5)___________________ домашнего хозяйства, (6)_________________ связью и ________________ (7) по отношению друг к другу.

а) проживание;

б) взаимные обязанности;

в) брак;

г) члены которой;

д) кровнородственные отношения;

е) ведение;

ж) эмоциональная.

7) Группа людей, которую определяют общие, имеющие общественно и личностно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения – это …

а) группа – конгломерат;

б) номинальная группа;

в) группа – коллектив;

г) группа – ассоциация.

8) Какая из функций группы обеспечивает формирование значимых для участников группы мотивов к участию в деятельности, стимулирует развитие их активной позиции:

а) воспитывающая;

б) организаторская;

в) коммуникативная;

г) стимулирующая.

9) Специфическими лидерскими качествами в группе являются все нижеперечисленные за исключением:

а) энтузиазма;

б) умения убеждать и подчинять себе окружающих;

в) уверенности в себе;

г) экстравертируемости;

д) высокого интеллектуального уровня.

10) Оптимальным стилем руководства творческим коллективом является:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) либеральный;

г) анархический.

Тема 6: Основные сферы жизнедеятельности личности

1) Основной характеристикой деятельности не является:

а) предметность;

б) субъективность;

в) социальность;

г) непрерывность.

2) По мнению этого ученого, игра – это реализация вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре, часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни.

а) К. Гросс;

б) З. Фрейд;

в) П. Спенсор;

г) К. Бюллер.

3) Воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме – это исторически развивающийся вид деятельности:

а) игровой;

б) трудовой;

в) предметной;

г) ведущей.

4) Какой из предложенных типов общения удовлетворяет потребности человека в поведении выводящем его из мира повседневности, обыденности:

а) духовно – информационный;  

б) материально – практический;

в) духовно – практический.

5) Исторически первичный вид человеческой деятельности – это:

а) труд;

б) общение;

в) игра;

г) учеба.

6) Установите очередность всех уровней деятельности человека (от верхнего до нижнего) в ее иерархическом строении:

а) действия;

б) психофизиологические функции;

в) особые виды деятельности;

г) операции.

7) Полноценная самореализация в профессиональной сфере возможна, если человек:

а) признает свою деятельность как наилучшую для себя;

б) способен к самоотречению во имя карьеры;

в) удовлетворен собой;

г) обладает знаниями, умениями, навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в профессиональной деятельности.

8) Деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека – это …:

а) труд;

б) учение;

в) игра;

г) общение.

9) Функция педагогического общения, предполагающая самоутверждение педагога и обучаемого, их утверждение в мнении других; понимание своей индивидуальности и значимости.

а) познавательная;

б) актуализирующая;

в) нормативная;

г) эмоциональная.

10) Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью…:

а) устанавливать и развивать контакты с другими людьми;

б) овладеть средствами и способами удовлетворения ведущих потребностей;

в) усвоить определенные знания, умения, навыки;

г) реализовать гедонистическую потребность (получение удовольствия, наслаждения и других положительных эмоций)

Тема 7 Самосовершенствование личности

1) Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, ее активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как:

а) когнитивная психология;

б) бихевиоризм;

в) фрейдизм;

г) гуманистическая психология.

2) Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:

а) с комплексом превосходства;

б) с самоуважением;

в) с переоценкой собственного «Я»;

г) со способностью любить.

3) Наука, изучающая проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека, называется:

а) акмеология;

б) герантология:

в) педология;

г) парапсихология.

4) По мнению психологов-гуманистов (А. Маслоу, Э. Шостром), противоположным актуализатору является:

а) фасилитатор;

б) экстраверт;

в) манипулятор;

г) рационалист.

5) «Я – концепция» - это:

а) структура зрелой личности;

б) система интеллектуальных качеств личности;

в) социально-ролевая сторона личности;

г) динамическая система представлений человека о самом себе.

6) Самовоспитание, личностный рост начинаются с …:

а) самопознания;

б) самосовершенствования;

в) самопрезентации;

г) самообучения.

7) «Продвижение в сфере профессиональной деятельности, достижение известности» - это в переводе с французского языка …:

а) понятие «имидж»;

б) понятие «стиль»;

в) понятие «карьера»;

г) понятие «манера».

8) Прием самовоспитания, предполагающий добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать из себя те или иные качества:

а) самоотчет;

б) самоконтроль;

в) самокритика;

г) самообязательство.

9) У человека – актуализатора преобладает мотивация:

а) мотивация недостатка;

б) мотивация личностного роста;

в) мотивация социального взаимодействия;

г) мотивация карьерного роста.

10) Механизмами личностного роста являются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста и … :

а) самодисциплина;

б) самоанализ;

в) самовоспитание;

г) самореализация.

 

Задача 1.

 Великий русский педагог К.Д.Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:

  1. Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.
  2. Прямота в словах и поступках.
  3. Обдуманность в действиях.
  4. Решительность с правом ответственности за поступок.
  5. Не говорить о себе без нужды ни слова.
  6. Делать то, что хочется, а не то, что случиться.
  7. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
  8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

 

Вопросы и задания.

1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?

2. Хотели бы вы дополнить список? Если да, то чем?

3. Каким правилам вы всегда руководствуетесь в жизни?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.