Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кровь как дар



Кровь как дар

Если Первая мировая война способствовала исследовательскому интересу к группам крови, то Вторая мировая и ее последствия — в первую очередь создание атомной энергии и ядерный удар по Хиросиме и Нагасаки — подстегнули изучение пересадки костного мозга. Предпосылкой стало понимание функции костного мозга как органа кроветворения: если телу пациента нужна не просто временная поддержка, а постоянное сопрово­ждение — например, при заболеваниях крови, — то логично попробовать пересадить орган, прямо ответственный за производство крови. Знания о системах крови и многочисленные случаи осложнений привели к предпо­ложению, что пересаживать можно только костный мозг от близкого родственника, лучше всего — генетически идентичного реципиенту. Все предыдущие попытки пересадки костного мозга заканчивались смертью больных от инфекций или иммунных реакций, позже получивших название РТПХ  — реакция «трансплантат против хозяина», когда клетки реципиента вступают в иммунный конфликт с клет­ками донора и начинают воевать друг с другом. В 1956 году в Нью-Йорке врач Эдвард Донналл Томас провел пересадку костного мозга пациенту, умираю­щему от лейкемии: больному повезло иметь здорового близнеца.

Жорж Мате Wikimedia Commons

Два года спустя другой врач, фран­цузский иммунолог Жорж Мате, предложил пересадку костного мозга от неродственного донора. Опыты на животных помогли понять, что для успешной пересадки реципиента следует облучить, чтобы нейтрали­зовать его иммунную систему. Поэтому с этических позиций единственным шансом были пациенты, уже страдав­шие от радиационного облучения, и такой шанс появился: в ноябре 1958 года в парижскую больницу Кюри после несчастного случая в сербском институте ядерной физики в Винче попали четыре физика с облучением в 600 бэр. Решившись на неродствен­ную пересадку, Мате поместил пациентов в стерильные боксы, чтобы обезопасить их от инфекций.

Последующие исследования клеток костного мозга позволили не только понять природу иммунного конфликта, но и разделить трансплантацию и кровное родство в узкомедицинском смысле. Современные национальные и международные регистры доноров костного мозга насчитывают в общей сложности больше 28 миллионов человек. Они работают поверх семейных связей, границ и территорий — и создают новый тип родства, когда донор с одного края света и реципиент с другого оказы­ваются объединены не только набором белков на поверхности клеток, но и отношениями дарения.

Источники

  • Михель Д. В. Переливание крови: Советская Россия и Запад (1918–1941).

Отечественные записки. Т. 1. 2006.

  • Михель Д. В. Переливание крови в России, 1900–1940.

Вопросы истории естествознания и техники. Т. 2. 2006.

  • Фулье А. Психология французского народа.

СПб., 1899

  • Boaz R. E. The Search for «Aryan Blood»: Seroanthropology in Weimar and National Socialist Germany.

Kent State University, 2009

  • Bynum C. W. Wonderful Blood: Theology and Practice in Late Medieval Northern Germany and Beyond.

Philadelphia, 2007.

  • Hudson N. From «Nation» to «Race»: The Origin of Racial Classification in Eighteenth-Century Thought.

Eighteenth-Century Studies. Vol. 29. No. 3. 1996.

  • Maluf N. S. R. History of Blood Transfusion.

Journal of the History of Medicine and Allied Sciences. Vol. 9. No. 1. 1954.

  • Mazumdar P. M. H. Blood and Soil: The Serology of the Aryan Racial State.

Bulletin of the History of Medicine. Vol. 64. No. 2. 1990.

  • McMullen E. T. Anatomy of a Physiological Discovery: William Harvey and the Circulation of the Blood.

Journal of the Royal Society of Medicine. Vol. 88. No. 9. 1995.

  • Mourant A. E. Blood Relations: Blood Groups and Anthropology.

Oxford; New York, 1983.

  • Polsky A. D. Blood, Race, and National Identity: Scientific and Popular Discourses.

Journal of Medical Humanities. Vol. 23. No. 3–4. 2002.

  • Schneider W. H. The History of Research on Blood Group Genetics: Initial Discovery and Diffusion.

History and Philosophy of the Life Sciences. Vol. 18. No. 3. 1996.

  • Vaskilampi T., Hänninen O. Cupping as an Indigenous Treatment of Pain Syndromes in the Finnish Cultural and Social Context.

Social Science & Medicine. Vol. 16. No. 21. 1982.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.