Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кровь Христова



Кровь Христова

1 / 2

Якопо ди Чоне. Распятие. Фрагмент. 1369–1370 годыNational Gallery / Wikimedia Commons

 

 

2 / 2

Гертген тот Синт Янс. Муж скорбей. Около 1485–1495 годовMuseum Catharijneconvent / Wikimedia Commons

Рядом с прагматическими представлениями о крови как гуморе существовала разветвленная символика крови, соединявшая языческие и христианские воззрения. Медиевисты отмечают, что казнь через распятие приводила к смерти от удушья и обезвоживания, но не от потери крови, и в раннем Средневековье это было хорошо известно  . Тем не менее начиная с XIII века центральными образами для размышления о душе и набожного поклонения стали бичевание, путь на Голгофу и распятие, представавшие как «кровавые страсти». Сцена распятия изображалась с потоками крови, которую скорбящие ангелы собирали в чаши для причастия, а одним из важнейших иконографи­ческих типов стал «Vir dolorum» («Муж скорбей»): израненный Христос в окружении орудий пыток  — тернового венца, гвоздей и молотка, губки с уксусом и копья, пронзившего его сердце.

1 / 4

Стигматизация. Миниатюра из жития Екатерины Сиенской. XV векBibliothèque nationale de France

 

 

2 / 4

Самобичевание. Миниатюра из жития Екатерины Сиенской. XV векBibliothèque nationale de France

 

 

3 / 4

Пьетро ди Доменико да Монтепульчано. Мадонна Милосердия. 1418–1422 годыMusée du Petit Palais, Avignon / Wikimedia Commons

 

 

 

4 / 4

Стигматизация святого Франциска. Около 1420–1440 годовWallraf-Richartz-Museum / Wikimedia Commons

К Высокому Средневековью визуальные репрезентации и религиозные видения страданий Христа делались все более кровавыми и натуралистичными, прежде всего в северном искусстве. В эту же эпоху происходят первые случаи стигма­тизации — Франциска Ассизского и Екатерины Сиенской, а популярной прак­тикой смирения духа и умерщвления плоти становится самобичевание  . С конца XIV века богословы обсуждают состояние крови Христа в период triduum mortis, трехдневного промежутка между распятием и воскресением. В видениях мистиков Христос являлся распятым или истерзанным, а вкус облатки — символического аналога Тела Христова во время причастия — в некоторых житиях начинает описываться как вкус крови. В разных углах христиан­ского мира происходили чудеса со статуями, плачущими кровавыми слезами, и кровоточащими облатками, которые превращались в объекты поклонения и паломничества.

Одновременно по всей Европе распространяются кровавые наветы — рассказы о евреях, которые тем или иным способом пытаются осквернить священную гостию  или используют кровь христиан для колдовства и жертвоприно­шений; по времени эти рассказы совпадают с первыми крупными погромами и изгнаниями.

1 / 2

Паоло Уччелло. Чудо оскверненной гостии. Фрагмент. 1465–1469 годы© Alinari Archives / Corbis via Getty Images

2 / 2

Мастер из Вальбона-де-лес-Монжес. Алтарь Тела Христова. Фрагмент. Около 1335–1345 годовMuseu Nacional d'Art de Catalunya / Wikimedia Commons

Эта одержимость кровью и телом Христа достигает пика к XV веку: в этот период богословие и медицина с одной стороны и верующие с другой задаются вопросами о статусе тела и его жидкостей, о статусе Христова Тела, о присут­ствии и явлении Спасителя. Вероятнее всего, кровь Христа и святых вызывала скорбь в той же мере, что и радость: она свидетельствовала о челове­ческой природе, более чистой, чем тело обычного человека, о надежде на спасение и победе над смертью.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.