|
|||
Компетентностный подход. Аксиологический подход ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 4. Компетентностный подход Компетентностный подход относится к таким подходам, которые в разные исторические периоды претерпевали существенные изменения в назначении, содержании, области применимости. В частности, компетентностный подход концептуально эволюционировал от принципа организации образовательного процесса до важнейшего методологического средства современной педагогики. Его исследовательский потенциал имеет особенное значение для научно-педагогического исследования. Под компетентностным подходом мы понимаем принципиальную ориентацию исследования, обеспечивающую изучение и описание педагогического процесса с точки зрения формирования у личности заданного вида компетентности. Такое расширенное понимание компетентностного подхода придает ему статус исследовательского и позволяет не только скоординировать образовательный процесс, но и получить новые знания о структуре, содержании и особенностях формирования компетентности.
5. Аксиологический подход Аксиологический подход имеет довольно продолжительную историю становления. Основы аксиологии (дословно — учение о ценностях), как детерминирующей теории аксиологического подхода, были заложены еще Платоном и Сократом. В настоящее время аксиологический подход перестал быть аппаратом лишь философии и применяется в социологии, психологии, педагогике, политологии, экономике, культурологии и других отраслях науки. Под аксиологическим подходом понимается принципиальная ориентация исследования, при которой явление рассматривается с точки зрения ценностей, связанных с возможностями удовлетворения потребностей людей. К числу основных аксиологических принципов ученые относят: • равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей); • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможностей открытия в настоящем и будущем; • равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга. Выделяют три основных уровня.
Значение аксиологического подхода как методологического аппарата исследования проблем развития общества заключается в определении природы ценностей, их происхождения и механизмов формирования у личности в соответствии с нормами культуры. Отсюда следует важнейшая отличительная особенность реализации аксиологического подхода: применительно к любым аспектам действительности он может использоваться только в совокупности с культурологическим подходом. Именно культурологический контекст задает содержательную основу и направления научного поиска при решении вышеназванных задач. Поэтому полноценное использование аксиологического подхода должно сопровождаться анализом культурных ценностей, определением их актуального и перспективного значения, возможностей формирования на современном этапе развития культуры. Аксиологический подход в образовании означает изучение явлений и предметов с позиции их ценности для воспитания и развития личности. В педагогике понятие ценность имеет чрезвычайно важное значение, т.к. оно определяет и содержание процесса и характеристику результата педагогической деятельности. Роль аксиологического подхода заключается еще и в том, чтобы выявить и обосновать систему необходимых для жизни в современном обществе ценностей и путей их целенаправленного формирования у отдельной личности. Важно, чтобы в процессе образования у субъекта формировались истинные ценности (первого или второго порядков), а не вариативная совокупность предпочтений, зависящая от условий окружающей среды. Таким образом, использование аксиологического подхода предполагает указание ведущих ценностных ориентаций, а также исследование перспективных путей их формирования в условиях современного образовательного процесса.
|
|||
|