Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Компетентностный подход. Аксиологический подход



4.  Компетентностный подход

Компетентностный подход относится к таким подходам, которые в разные исторические периоды претерпевали существенные изменения в назначении, содержании, области применимости. В частности, компетентностный подход концептуально эволюционировал от принципа организации образовательного процесса до важнейшего методологического средства современной педагогики. Его исследовательский потенциал имеет особенное значение для научно-педагогического исследования.

Под компетентностным подходом мы понимаем принципиальную ориентацию исследования, обеспечивающую изучение и описание педагогического процесса с точки зрения формирования у личности заданного вида компетентности. Такое расширенное понимание компетентностного подхода придает ему статус исследовательского и позволяет не только скоординировать образовательный процесс, но и получить новые знания о структуре, содержании и особенностях формирования компетентности.

 

5.  Аксиологический подход

Аксиологический подход имеет довольно продолжительную ис­торию становления. Основы аксиологии (дословно — учение о цен­ностях), как детерминирующей теории аксиологического подхода, были заложены еще Платоном и Сократом. В настоящее время аксиологический подход перестал быть аппаратом лишь философии и применяется в социологии, психологии, педагогике, политологии, экономике, культурологии и других отраслях науки.

Под аксиологическим подходом понимается принципиальная ориентация исследования, при которой явление рассматривается с точки зрения ценностей, связанных с возможностями удовлетворения потребностей людей. К числу основных аксиологиче­ских принципов ученые относят:

• равноправие всех философских взглядов в рамках единой гума­нистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);

• равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможностей от­крытия в настоящем и будущем;

• равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях цен­ностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.

Выделяют три основных уровня.

 

Значение аксиологического подхода как методологического аппарата исследования проблем развития общества заключается в определении природы ценностей, их происхождения и механизмов формирования у личности в соответствии с нормами культуры.

Отсюда следует важнейшая отличительная особенность реализа­ции аксиологического подхода: применительно к любым аспектам действительности он может использоваться только в совокупности с культурологическим подходом.

Именно культурологический контекст задает содержательную основу и направления научного поиска при решении вышеназванных задач.

Поэтому полноценное использование аксиологического подхода должно сопровождаться анализом культурных ценностей, определением их актуального и

перспективного значения, возможностей формирования на совре­менном этапе развития культуры.

Аксиологический подход в образовании означает изучение явлений и предметов с позиции их ценности для воспитания и развития личности. В педагогике понятие ценность имеет чрезвычайно важное значение, т.к. оно определяет и содержание процесса и характеристику результата педагогической деятельности.

Роль аксиологического подхода заключается еще и в том, чтобы выявить и обосновать систему необходимых для жизни в современном обществе ценностей и путей их целенаправленного формирования у отдельной личности.

Важно, чтобы в процессе образования у субъекта формировались истинные ценности (пер­вого или второго порядков), а не вариативная совокупность пред­почтений, зависящая от условий окружающей среды.

Таким образом, использование аксиологического подхода предполагает указание ведущих ценностных ориентаций, а также исследование перспективных путей их формирования в условиях современного образовательного процесса.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.