|
|||
Подходы общенаучного уровня методологииСтр 1 из 3Следующая ⇒ Подходы общенаучного уровня методологии 1. Системный подход 2. Синергический подход 3. Деятельностный подход Подходы конкретно-научного уровня методологии 4. Компетентностный подход 5. Аксиологический подход Теоретико-методологические подходы — важнейший атрибут любого исследования, поскольку они определяют комплекс стратегических направлений исследования, что обеспечивает решение целого ряда проблем, среди которых: а) упорядочение терминологического пространства науки; б) определение новых особенностей и свойств изучаемого объекта; в) выявление закономерностей и принципов его развития; г) обозначение неподдающихся изучению и слабоизученных сторон рассматриваемой проблемы; д) определение перспектив развития изучаемого направления и в связи с этим науки в целом. Методологический подход - «принципиальная методологическая ориентация исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования». Важнейшей чертой подхода является максимальная ограниченность числа направлений исследования, при этом наиболее типичен случай одного направления, хотя и достаточно широкого. Подходы можно разделить на: 1. Подходы общенаучного уровня методологии; 2. Подходы конкретно-научного уровня методологии 1. Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Базовым понятием, с которым непосредственно связана реализация системного подхода, является понятие «система». Под системой мы понимаем целостную совокупность элементов, характеризующуюся следующими необходимыми признаками: 1) совокупность элементов отграничена от окружающей среды; 2) между элементами существует взаимная связь; 3) элементы взаимодействуют между собой; 4) элементы в отдельности существуют лишь благодаря существованию целого; 5) свойства совокупности в целом не сводятся к сумме свойств составляющих ее элементов; 6) свойства совокупности в целом не выводятся из свойств составляющих ее элементов; 7) функционирование совокупности несводимо к функционированию отдельных элементов; 8) существуют системообразующие факторы, обеспечивающие вышеперечисленные свойства.
|
|||
|