|
|||||||||||||||||||||||||||||
Единицы объема.1.6. Единицы объема.
1 английский галлон = 4,546 литра. 1 литр = 1000 кубических см. = 0,2205 английского галлона.
1 английский галлон = 1,2205 условного галлона. 1 условный галлон = 0, 830 английского галлона.
1.7. Условные обозначения, используемые в международной практике.
1.7.1 QNE - уровень стандартного атмосферного давления соответствующий 760 мм рт ст или 1013,2 миллибара, или 29,92 дюйма рт ст.
1.7.2 QNH - атмосферное давление на среднем уровнем моря. Соответствует давлению, приведенному к уровню моря (Р приведенное).
1.7.3. QFE - атмосферное давление на уровне аэродрома или порога ВПП.
1.7.4. TL - эшелон перехода.
1.7.5. ТА - абсолютная высота перехода. ТАизмеряется по давлению QNH. При достижении ТА в режиме набора высоты, шкалы барометрических высотомеров переставляют с QNH на QNE. 1.7.6. ТН - относите6льная высота перехода, на которой, при снижении, шкалы барометрических высотомеров переставляют с QNEна QNH. 2. Классификация технических средств самолетовождения. По месту расположения технические средства делятся на самолетные (бортовые) и наземные. По характеру использования — на автономные и неавтономные.
Автономными называются средства, применение которых не требует специального наземного оборудования.
Неавтономными называются средства, которые выдают информацию на основе их взаимодействия с наземными устройствами.
По принципу действия технические средства самолетовождения делятся на четыре группы.
1. Геотехнические средства самолетовождения позволяют измерять различные параметры естественных (геофизических) полей Земли. К этой группе относятся магнитные компасы, барометрические высотомеры, указатели воздушной скорости, термометры наружного воздуха, часы, гирополукомпасы, дистанционные гиромагнитные и гироиндукционные компасы, курсовые системы и др,
2. Радиотехнические средства самолетовождения, основанные на измерении параметров электромагнитных полей, излучаемых специальными устройствами, находящимися на борту воздушного судна или на земле. К ним относятся самолетные радиокомпасы и связные радиостанции, радиовысотомеры, самолетные радиолокационные станции, доплёровские измерители путевой скорости и угла сноса, наземные радиопеленгаторы, приводные и радиовещательные станции, радиомаяки, радиомаркеры, наземные радиолокаторы и др.
Самолетное радионавигационное оборудование и наземные радиотехнические устройства образуют системы самолетовождения. По дальности действия последние делятся на системы дальней навигации (свыше 1000 км), ближней навигации (до 1000 км) и системы посадки.
3. Астрономические средства самолетовождения, основаны на использовании небесных светил. К этой группе средств относятся астрономические компасы, авиационные секстанты и астрономические ориентаторы.
4. Светотехнические средства самолетовождения, основанны на использовании бортовых или наземных источников света. К этой группе средств относятся светомаяки, прожекторы, огни посадочных систем, пиротехнические средства (дымовые шашки, пирофакелы) и др. 3. Форма и размеры Земли.
Земля имеет сложную геометрическую форму. По предложению немецкого ученого Листинга в 1873 г., с очень большой степенью приближения, за форму Земли принят геоид.
На рис. 1.1 жирной линией показана поверхность геоида. Рис. 1.1. Поверхность геоида
Геоид - тело, ограниченное уровенной поверхностью, совпадающей с поверхностью Мирового океана в спокойном состоянии . Характерным для уровенной поверхности является то, что она в каждой своей точке нормальна (перпендикулярна) к направлению действия силы тяжести g (рис. 1.2). Геоид наиболее реально отражает поверхность Земли, но не имеет простого математического описания, следовательно, неудобен для решения задач в аэронавигации и геодезии. В связи с этим поверхность геоида заменяют- аппроксимируют поверхностью эллипсоида вращения, которая имеет правильную геометрическую форму и допускает применение математического моделирования
Р
Рис. 1.2 Уровенная поверхность.
Земной эллипсоид вращения получается при вращении меридианного эллипса вокруг его малой оси (рис. 1.3). Форма этого эллипсоида описывается двумя геометрическими параметрами: - большой полуосью а; - малой полуосью b . Рис. 1.3. Земной эллипсоид вращения
Геометрический центр эллипсоида вращения совмещен с центром масс Земли, его малая полуось - с осью вращения Земли, а большая полуось - с плоскостью экватора Земли.
Земной эллипсоид вращения, ориентированный в теле Земли, называется референц-эллипсоидом. В 1946 г. эллипсоид профессора Ф.Н. Красовского принят в качестве референц-эллипсоида со следующими параметрами:
- большая полуось а = 6 378 245 м; - малая полуось b = 6 356 863 м; - полярное сжатие с = (a-b)/b = 1/298,3. По современным данным отклонение земного эллипсоида Красовского от геоида не превышает 100 м, а в пределах территории России и соседних с ней государств не превышает 40м. Этот эллипсоид положен в основу всех геодезических и картографических работ, выполняемых ранее в СССР, а теперь на территории России. Для упрощения навигационных расчетов форму Земли принимают за шар с радиусом (сферы) R= 6 371 116 м, что соответствует радиусу шара, эквивалентного по площади поверхности земному эллипсоиду Красовского. Для приближенных расчетов радиус земного шара принимают равным 6 371км.
4. Основные точки, линии и круги на земном шаре. В авиационной картографии приняты следующие определения точкам, линиям и кругам на поверхности земного шара (рис. 1.4):
Ось вращения Земли - прямая линия, вокруг которой происходит суточное вращение Земли.
Полюса Земли - точки пересечения оси вращения Земли с ее поверхностью. Северным (Рс) является тот полюс, на котором, если смотреть на него сверху, вращение Земли происходит против хода часовой стрелки. Противоположный полюс является Южным (Рю).
Экватор Земли - большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси вращения Земли. Экватор делит земной шар на два полушария: Северное и Южное. Параллель- малый круг, плоскость которого параллельна плоскости экватора. Истинный меридиан - большой круг, плоскость которого проходит через полюсы Земли.
Начальный (нулевой) меридиан- меридиан, проходящий через центр Гринвичской астрономической обсерватории, находящейся в Англии вблизи Лондона. Начальный меридиан делит земной шар на Восточное и Западное полушария.
Рис. 1.4. Точки, линии и круги на поверхности земного шара Плоскость экватора и плоскость начального меридиана являются основными плоскостями, относительно которых определяют положение любой точки на земной поверхности.
5. Направления на земной поверхности, единицы измерения. При работе с картой, направление измеряют относительно истинного или географического меридиана потому, что на полетных картах нанесены истинные меридианы. Направление, измеренное относительно этого меридиана, называют истинным.Истинный пеленг указывают углом, который отсчитывают в плоскости горизонта от северного направления истинного меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Азимут (А)или истинный пеленг ориентира (ИПО) - угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через точку наблюдателя и направлением на ориентир (рис. 1.5, а). Си Азимут
ориентир наблюдатель
Рис. 1.5. а. Азимут (истинный пеленг ориентира).
Азимут (ИПО) измеряют в градусах от северного направления истинного меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Азимут (ИПО) на карте измеряется транспортиром.
Магнитный пеленг (МП)или магнитный пеленг ориентира (МПО) - угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через точку наблюдателя и направлением на ориентир (рис.1.5.б) Азимут от магнитного пеленга отличается на величину магнитного склонения (ΔМ). МПО = А – (ΔМ) Си См ΔМ Магнитный пеленг А МПО
ориентир наблюдатель
Рис. 1.5. б. Магнитный пеленг (магнитный пеленг ориентира). Магнитный пеленг (МПО) измеряют в градусах от северного направления магнитного меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
Магнитный пеленг широко используется при решении задач самолетовождения с использованием радиотехнических средств.
Курсовой угол ориентира (КУО) – угол, заключенный между продольной осью самолета и направлением на ориентир. Курсовой угол ориентира отсчитывается от продольной оси самолета по ходу часовой стрелки и измеряется от 0 до 3600. (рис 1.6.)
ПОС
КУО
Рис. 1.6. Курсовой угол ориентира.
Линия заданного пути (ЛЗП) - линия пути, проложенная на карте, задающая направление движения воздушного судна в полете.
В зависимости от навигационного оборудования воздушного судна, используемого в полете, линия заданного пути прокладывается на карте в виде ортодромии или локсодромии. Каждая из них имеет определенные свойства и вид на земном шаре.
Ортодромия- линия кратчайшего расстояния между двумя точками (А и В) на поверхности земного шара (рис. 1.7). Это греческий термин и в переводе на русский язык означает «прямой путь». Ортодромия является дугой большого круга проходящего через две точки на земной поверхности. Ортодромия пересекает меридианы под разными путевыми углами.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|