Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Средства воспитания выносливости



*3. Средства воспитания выносливости

Средства развития общей (аэробной) выносливости:

ü упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем: физические упражнения циклического и ацик­лического характера (продолжительный бег, бег по пе­ресеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражне­ния, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в сред­нем темпе) и др.

Основные требования:

ü упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ. Их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин;

ü работа осуществляется при глобальном фун­кционировании мышц. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника;

ü интенсивность работы может быть умеренной, большой, пере­менной;

ü суммарная длительность выполнения упражнений состав­ляет от нескольких до десятков минут.

Специальная выносливость обусловлена уровнем развития анаэробных возможностей орга­низма.

Средства:

- упражнения, включающие фун­кционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.

- для развития скоростной, силовой, координационной выносливости эффективны спе­циально подготовительные упражнения, максимально приближен­ные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфи­ческие соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Средства для повышения анаэробных возможностей организма:

1. Упражнения, способствующие повыше­нию алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения ис­пользуются в режиме повторного выполнения, сериями.

2. Упражнения, параллельно совершенствующие алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжитель­ность работы 15-30 с, интенсивность 90-100% от максимально доступной.

3. Упражнения, повышающие лактатные ана­эробные возможности. Продолжительность работы 30-60 с, ин­тенсивность 85-90% от максимально доступной.

4. Упражнения, совершенствующие алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжитель­ность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально доступной.

При выполнении физических упражнений сум­марная их нагрузка на организм характеризует­ся следующими компонентами (В. М. Зациорский, 1966):

1) ин­тенсивность упражнения.

В циклических упражнениях характеризуется скоростью движения, а в ациклических - ко­личеством двигательных действий в единицу времени (темпом).

2) продолжительность упражнения. С увеличением про­должительности выполнения упражнения от 20-25 с до 4-5 мин особенно резко снижается ее интенсивность.

3) число повторений.

При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать вы­сокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме - ве­дет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блоки­рованию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается либо резко снижается интенсивность их.

 

4) продолжительность интервалов отдыха.

Интервалы отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки.

Типы интервалов отдыха между повторениями упражнений или разными упражнениями в рамках одного занятия:

1. Полные (ординарные) интервалы. Практически полное восстановление рабо­тоспособности.

2. Напряженные (неполные) интервалы. Очередная нагрузка попадает на состояние некоторого не довосстановления. Возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.

3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха меж­ду упражнениями, после которого наблюдается повышенная рабо­тоспособность (суперкомпенсация).

5) характер отдыха: активный, пассивный. При пассивном - занимающиеся не выполняют работы, при активном - заполняют паузы дополнительной деятельностью.

*4.  Методы воспитания выносливости:

Основные методы развития общей выносливости являют­ся:

1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

2) метод повторного интервального упражнения;

3) метод круговой тренировки;

4) игро­вой метод;

5) соревновательный метод (табл. 2).

Для развития специальной выносливости применяются (табл. 3):

1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

2) методы интервального прерывного упражне­ния (интервальный и повторный);

3) соревновательный и игро­вой методы.

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максималь­ной интенсивностью.

Переменный метод - последователь­ное варьирование нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, тем­па, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод - выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозирован­ными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как пра­вило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин (иногда по 15-30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-ана­эробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Метод круговой тренировки - выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интерваль­ной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений («стан­ций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод - выполнение упраж­нений в форме соревнований.

Игровой метод - развитие выносливости в про­цессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.

Таблица 3

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии специальных видов выносливости(по В.И.Ляху, 1998)

Вид выносливости

 

 

Нагрузка

Отдых

 

 

Упражнение (средство)

 

 

Метод

Число повторений Длитель­ность Интенсивность
Силовая (анаэробная -аэробная) От 10 до 15-30 раз От 10 до 30 с От средней до субмакси­мальной Не полный, 20-40 с Круговая тренировка: 20—30 с — работа, 20 с — отдых Интер­вальный  
Скоростная, основанная на анаэробно-креатин-фосфатном энергети­ческом источнике 3—5 раз От 8 до 45 с Максимальная Пассивный 3x100 м, 4x60 м Повтор­ный
Скоростная, основанная на анаэробно-гликолити-ческом механизме энергообеспечения 1—2 раза От 45 с до 1 мин Субмаксималь­ная - 85-95% от максималь­ной мощности Не полный, 30-60 с Темповый бег 2х200м Интер­вальный
Скоростная, основанная на анаэробно-аэробном механизме энергообеспечения 1—Зраза 2—10 мин Средняя — от 60—65 до 70—75% от максимальной мощности Не полный Бег 2x3 мин, минимум 1 мин активного отдыха Интер­вальный
Координационная 1—Зраза 2—10 мин Тоже Без пауз Игровые упражнения и игры, специально по­добранные гимнастиче­ские упражнения и др. Игро­вой


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.