|
||||
Задачи по развитию выносливости.Стр 1 из 5Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 11. Выносливость и методика её воспитания. План. 1. Понятия и термины. 2. Задачи по развитию выносливости. 3. Средства воспитаний выносливости. 4. Методы воспитания выносливости 5. Методики воспитания общей выносливости. 6. Особенности воспитания специфических типов выносливости. 7. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости.
Содержание лекции. *1. Выносливость— это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Определением выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия. Выносливость:
Проявление выносливости зависит от следующих факторов: 1. Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.). Основные источники энергообразования – аэробные и анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме (Н. И. Волков, 1976). Физиологическая основа выносливости - аэробные возможности организма, обеспечивающие определенную долю энергии в процессе работы и способствующие быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена. Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15-20 с. Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин. 2. Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Чем выше квалификация спортсмена, тем выше экономичность выполняемой им работы. Экономизация имеет две стороны: 1) механическую (или биомеханическую) - зависит от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; 2) физиолого-биохимическую (или функциональную) - определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты. 3. Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). 4. Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу». 5. Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициент наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы. Наследственные факторы больше влияют на женский организм, при работе субмаксимальной мощности, а на мужской - при работе умеренной мощности. Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. *2. Задачи по развитию выносливости. 1. Создание условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания (для детей школьного возраста). 2. Развитие скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости для разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. 3. Достижение максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые необходимы в избранном виде спорта.
|
||||
|