Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задачи по развитию выносливости.



 

ЛЕКЦИЯ 11.

Выносливость и методика её воспитания.

План.

1. Понятия и термины.

2. Задачи по развитию выносливости.

3. Средства воспитаний выносливости.

4. Методы воспитания выносливости

5. Методики воспитания общей выносливости.

6. Особенности воспитания специфических типов выносливости.

7. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости.

 

Содержание лекции.

*1. Выносливость— это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Определением выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характе­ра и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется мини­мальное время преодоления заданной дистанции. В игровых ви­дах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности дви­гательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятель­ности, связанных с выполнением точности движений (спортив­ная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем вынос­ливости является стабильность технически правильного выпол­нения действия.

Выносливость:

 

Общая вынос­ливость — это способность длительно выполнять работу умерен­ной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос­тью. Человек, который может выдержать длительный бег в уме­ренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Общая выносливость играет существенную роль в оптимиза­ции жизнедеятельности, выступает как важный компонент физи­ческого здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой разви­тия специальной выносливости. Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Классификация специальной вынос­ливости: - по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); - по признакам двигательной деятель­ности, в условиях которой решается двигательная задача (напри­мер, игровая выносливость); - по признакам взаимодействия с дру­гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная вынос­ливость и т.д.). Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой вы­носливостью, но недостаточной скоростной или низкой коорди­национной выносливостью.  

 

Проявление выносливости зависит от следующих факторов:

1. Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные воз­можности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.). Основные источники энергообразования – аэробные и анаэробные гликолитические и ана­эробные алактатные реакции, которые характеризуются скорос­тью высвобождения энергии, объемом допустимых для использова­ния жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме (Н. И. Вол­ков, 1976).

Физиологическая основа выносливости - аэробные возможности организма, обеспечивающие определенную долю энергии в процессе работы и способствующие быстрому вос­становлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удале­ние продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максималь­ной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.

2. Факторы функциональной и биохимической экономизации опре­деляют соотношение результата выполнения упражнения и зат­рат на его достижение. Чем выше ква­лификация спортсмена, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: 1) механическую (или биоме­ханическую) - зависит от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; 2) физиолого-биохимическую (или функциональную) - определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты.

3. Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.).

4. Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, ус­тойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремлен­ность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

5. Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициент наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния на­следственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм, при работе субмаксимальной мощности, а на мужской - при работе умеренной мощности.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наи­более интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

*2. Задачи по развитию выносливости.

1. Создание ус­ловий для неуклонного повышения общей аэробной выносливос­ти на основе различных видов двигательной деятельности, пре­дусмотренных для освоения в обязательных программах физичес­кого воспитания (для детей школьного возраста).

2. Развитие скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости для разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей.

3. Достижение максимально высокого уровня развития тех видов и ти­пов выносливости, которые необходимы в избранном виде спорта.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.