|
|||
Розничная торговля ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 7.3. Розничная торговля
Розничная торговля–это предпринимательская деятельность,включающая продажу товаров конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования. Розничная торговля имеет ряд существенных отличий, так как она осуществляет продажу товаров для личного некоммерческого использования. К таким особенностям можно отмести небольшой средний размер одной покупки, неплановый эмоциональный характер покупок. В связи с этим розничная торговля, стремясь увеличить объём продаж и снизить торговые издержки, старается подобрать широкий разнообразный ассортимент продукции, большое внимание уделяет витринам, раскладке товаров, оформлению торговых помещений. За рубежом широкое распространение получили продажи в кредит. Крупные торговые фирмы открывают кредитные счета своим потребителям, что позволяет им значительно увеличить объём продаж. В нашей стране такая форма обслуживания конечных потребителей пока не получила широкого распространения. Розничная торговля выполняет ряд специфических функций: 1. Розничная торговля подбирает большой ассортимент товаров и услуг от большого числа поставщиков и предлагает их конечным потребителям. 2. Розничная торговля предоставляет информацию конечным потребителям о товарах и услугах через рекламу, витрины, выкладку товаров, торговый персонал. 3. Розничная торговля хранит товары, располагает их в торговых помещениях, а также выполняет с ними ряд других операций. 4. Розничная торговля устанавливает цены на потребительские товары. 5. Розничная торговля завершает сделки. 6. Розничная торговля может принимать участие в маркетинговых исследованиях. 7. Розничная торговля существенно влияет на сбыт продукции, а также финансовую деятельность своих поставщиков, оплачивая товары до их конечной продажи. Предприятия розничной торговли весьма многочисленны и разнообразны. Разработано несколько методов классификации розничных торговых предприятий: по формам собственности, структуре применяемой стратегии и форме обслуживания. В пределах одной классификации предприятие розничной торговли может попасть сразу в несколько категорий. По формам собственности выделяют следующие виды предприятий: Независимые магазины–это одиночные магазины,принадлежащие одному владельцу. По количеству и величине товарооборота независимые магазины являются самой распространенной формой торговли. Сетипредставляют собой объединение нескольких торговых точек.Магазины,входящие в состав сети, как правило, имеют аналогичный ассортимент продаваемых товаров, единую централизованную систему закупок, принятия решений и контроля. Успех сетей обеспечивается большим объёмом централизованных закупок, что позволяет им получать максимальные скидки за количество, выгодные условия транспортировки, более низкими расходами на рекламу в расчёте на одну торговую точку и, наконец, возможностью создавать собственные подразделения, осуществляющими маркетинговые исследования. Иногда сети создаются добровольно независимыми розничными торговцами под эгидой крупных оптовых фирм. Полученная экономия позволяет предлагать потребителям товары по более низким, чем у независимых торговцев ценам. Сети получили широкое распространение в США, Канаде и многих европейских странах. Кооперативымогут создаваться либо независимыми розничными торговцами,либо потребителями. В первом случае кооператив выполняет те же функции, что и централизованные службы в сетях, повышая конкурентоспособность отдельных розничных предприятий, создавших кооператив. Потребительские кооперативы создаются жителями городов и районов на их средства с целью обеспечения более низких цен для членов кооператива, повышения качества обслуживания и других преимуществ. Потребительские кооперативы получили распространение в сфере торговле продуктами, особенно на местных рынках. Однако доля их в общем товарообороте незначительна. Организация держателей привилегийозначает,что владелец привилегий(производитель, оптовая фирма, сервисная фирма) заключает соглашение с независимым розничным торговцем (держателем привилегий). Договор отражает финансовые взаимоотношения, а также обязательства и ответственность сторон. Как правило, привилегии предоставляются на уникальные, исключительные товары, технологии, методы продаж и т.д. Розничные франшизы–это контрактные соглашения между производителями(оптовыми организациями) и розничными торговыми точками, предоставляющие право последним осуществлять свою деятельность под хорошо известными именами и торговыми марками. Такое соглашение дает возможность мелким предпринимателям пользоваться образом и репутацией хорошо известных фирм, накопленным там опытом работы и снабжением. Взамен они производят определённые финансовые отчисления и должны строго придерживаться установленных фирмой правил. Сдача в аренду отделов широко используется крупными универсальными и специализированными магазинами. Арендаторы полностью отвечают за работу своего отдела и выплачивают арендную плату магазину. В зарубежных странах широкое распространение получила практика сдачи в аренду отделов предприятиям службы быта, что привлекает дополнительных клиентов и увеличивает доход той и другой стороны. Классификация предприятий по структуре стратегиирозничной торговли предполагает комбинацию таких факторов, как ассортимент, объём обслуживания, часы работы, место расположения, уровень цен и другие аспекты розничной деятельности. С точки зрения предлагаемого ассортимента выделяют специализированные магазины, универмаги, универсамы, магазины товаров повседневного спроса и универсамы широкого профиля (супермаркеты). Специализированные магазиныосуществляют продажу товаров узкого профиля,но значительной насыщенности (магазины одежды, обуви, электротоваров и т.д.). Уровень специализации таких магазинов может быть различным. Универмаги–это,как правило,крупные магазины,предлагающие широкий ассортимент непродовольственных товаров. Универсамы–крупные магазины по продаже продовольственных товаров с широким ассортиментом, самообслуживанием и большим объёмом продаж. Магазины товаров повседневного спроса–это продовольственные магазины, предлагающие продовольственные товары более ограниченного ассортимента, чем универсамы, расположенные в удобных местах и с удобным для жителей района режимом работы. Универсамы широкого профиля (супермаркеты)представляют собой результатдальнейшего развития универсамов и предлагают, кроме пищевых продуктов, широкий ассортимент непродовольственных товаров, давая возможность покупателям делать все покупки в одном месте. Такие магазины имеют большую торговую площадь и больший объём продаж. По уровню обслуживания потребителей различают магазины самообслуживания, где клиент сам находит и отбирает товар и оплачивает его в кассе. Магазины с ограниченным обслуживаниемобеспечивают помощь торгового персонала при выборе товаров,больше информации и внимания клиентам. Магазины с полным обслуживанием обеспечивают подготовленный торговый персонал для поиска, сравнения и выбора товара. По отношению к ценам можно выделить магазины, продающие престижные товары по высоким ценам, магазины со средними ценами, ориентирующиеся на массового потребителя, магазины сниженных цен, предлагающие стандартные товары часто с общенациональными марками по сниженным ценам, самообслуживание, минимальное обслуживание. Разновидностью магазинов сниженных цен являются магазины при складах, продающие большое количество товаров по низким ценам с минимальным обслуживанием, продажа по каталогам и демонстрационным образцам. Своеобразной формой розничной торговли стали «блошиные» рынки (мелкооптовые рынки), на которых мелкие предприниматели осуществляют продажу самых разнообразных товаров по более низким, чем в магазинах, ценам с лотков. Внемагазинная торговлявозникла достаточно давно, и в последние десятилетияразвивается очень быстрыми темпами. Основными видами внемагазинной торговли является продажа с заказом по почте или по телефону, прямые продажи, телемаркетинг, торговые автоматы. Продажа товаров, заказанных потребителем по почте или по телефону на основании рекламных объявлений, получила название прямого маркетинга, а в последние годы привела к возникновению телемаркетинга. Объём реализации товаров и услуг по телефону составил в США в середине 80-х гг. 150 млрд. дол., в 1990 г. увеличился почти в три раза и продолжает расти быстрыми темпами. Фирмы, занимающиеся телемаркетингом, организуют специальные отделы по приему заказов по телефону. Потенциальные потребители, получив специально присланный каталог или прочитав рекламное объявление, могут обратиться в такой отдел по телефону бесплатно, за счёт фирмы, и сделать заказ, оговорив условия покупки, сроки доставки, стоимость и другие факторы. Работники, принимающие заказы, проходят специальное обучение и могут предоставить клиенту достаточно полную информацию о товаре и условиях его приобретения. Оплата покупки производится через банк (документы направляются поставщику) либо при доставке товара наличными. Телемаркетинг избавляет потребителей от необходимости ходить по магазинам. Фирмам-поставщикам он выгоден, так как избавляет их от высоких расходов на магазины, оформление витрин, раскладку товаров. Прямые продажи на дом предполагают контакты торговых представителей фирм-производителей с потребителями, минуя розничную торговую сеть. Такой метод сбыта успешно применяется мелкими и средними фирмами для продажи косметики, пищевых добавок, лечебных препаратов на базе лекарственных трав, некоторых видов бытовой техники, молочных продуктов, газет.
|
|||
|