![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРАСтр 1 из 3Следующая ⇒ МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА Темы 7.1.Маркетинговая сбытовая политика. 7.2.Оптовая торговля. 7.3.Розничная торговля. 7.1. Маркетинговая сбытовая политика
Содержание товародвижения Товародвижение (распределение) - один из основных элементов маркетингового комплекса, который включает вопросы стратегии и тактики формирования и реализации сбытовой политики предприятия. Сбытовая политика включает в себя целый ряд вопросов, связанных с непосредственным распределением товарной массы, а также: - решения по каналам распределения; - логистику сбыта; - управление каналами; - розничную торговлю; - непосредственно акт продажи (покупки); - поддержку потребителя. Комплекс перечисленных вопросов способствует выполнению главной задачи маркетинга − удовлетворению потребителей с одновременным получением прибыли всеми участниками каналов сбыта. Их взаимосвязь показана на рис. 7.1.
Рис. 7.1 Структура решений по каналам распределения Канал распределения - это система, обеспечивающая доставку товара к местам продаж. Система состоит из элементов внутренней среды предприятия изготовителя и внешней среды. Элементы внутренней среды: - обработка заказов; - подбор транспортных партий; - выходной контроль; - упаковка; - оформление документации. Элементы внешней среды - это собственно каналы распределения. Они выполняют функции: - исследования (сбора маркетинговой информации); - стимулирования сбыта; - установления контактов с потенциальными покупателями; - предпродажной подготовки товара; - организации товародвижения (транспорт, складирование); - финансирования; - принятия риска. Каналы могут отличаться числом посредников и горизонтальным распределением (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Построение каналов распределения продукции
Прямой маркетинг считается выгодным, если: а) товар является узкоспециализированным и требует непосредственного контакта производителя и покупателя; б) цена на товар часто меняется; в) объем продаж достаточно велик и не менее чем в два раза перекрывает все издержки на прямой маркетинг; г) все потребители расположены на небольшой территории, близко к торговым точкам; д) все торговые точки имеют свои склады; е) количество потребителей небольшое; ж) объем каждой поставки кратен используемой таре. Одноуровневый канал считается выгодным, если: а) рынок плохо изучен и у фирмы производителя нет финансовых средств для его изучения и работы по сбыту; б) объем предпродажного и послепродажного сервиса незначителен; в) количество сегментов рынка невелико; г) ассортимент продукции широкий; д) особенности товаров определяют небольшую кратность разовых покупок. Одновременное наличие оптовой и розничной торговли товарами (канал второго уровня) считается выгодным, если: а) рынок расположен на большой территории; б) поставка товаров осуществляется небольшими, но срочными партиями; в) разница между продажной ценой и себестоимостью достаточна для организации разветвленной сбытовой сети; г) можно значительно сэкономить, поставляя большие партии небольшому количеству покупателей. Какой канал будет использовать фирма - одно из главных ее решений. Если используется непосредственная продажа конечному потребителю (фирменная торговля), то можно обойтись без потерь в издержках. С другой стороны, введение в канал посредников может существенно снизить затраты на управление процессом товародвижения со стороны производителя. Наиболее важные факторы, которые следует учесть: - по потребителям (количество, концентрация, размер средней покупки, размещение и время работы магазинов, необходимость помощи торгового персонала, условия кредита, основные сегменты и их характеристики); - интересы компании (контроль, прибыль, время, гибкость в ресурсах, потребность в сервисе, специализация, эффективность, отношения в каналах сбыта и опыт в продвижении); - по товару или услугам (стоимость за единицу, техническая сложность, сохранность, частота отгрузок, объем, масса, разделяемость); - по конкурентам (число, концентрация, ассортимент, потребители, методы товародвижения и продвижения, взаимоотношения в каналах сбыта); - по каналам товародвижения (прямой или косвенный, количество, выполняемые функции, традиции, доступность, размещение, юридические аспекты). Крайне важно взаимопонимание пользователя и каналов распределения. Это достигается комплексом мер (табл. 7.1.).
Таблица 7.1.
Методы обеспечения сотрудничества внутри каналов
Вертикальный маркетинг - относительно новая форма интеграции канала: производитель, оптовая торговля и розничные продавцы работают в одной системе. Это происходит, когда один из участников канала владеет другими частями канала. Например, при передней интеграции производителю принадлежит и предприятие оптовой торговли, и розничная торговля. При задней интеграции розничный продавец владеет своими поставщиками. Такая вертикальная интеграция наиболее полезна в стадии зрелости продукта или рынка. Реже встречаются случаи использования общей маркетинговой организации двумя или более неконкурирующими поставщиками - горизонтальный маркетинг. Важнейшие функции оптовой торговли: - обеспечение сбыта при минимуме контактов производителей с потребителями; - обеспечение подготовленного торгового персонала; - маркетинговая и техническая поддержка производителя и розничного или коммерческого потребителя; - выбор ассортимента для потребителей; - закупка большими партиями в целях снижения издержек поставки; - обеспечение материальной базы для хранения и поставок продукции; - предоставление финансовой помощи производителям (немедленная оплата) и потребителям (кредит); - решение проблем возврата; - взятие на себя риска за хищения, повреждения, устаревание запасов. Различают три основных категории оптовой деятельности: - оптовая деятельность производителей; - коммерческая (торговая) оптовая деятельность; - деятельность агентов и брокеров. Розничная торговля - это предпринимательская деятельность по продаже товаров и услуг конечным потребителям. Ее роль в распределении и сбыте: - участвует в процессе сортировки товара; - предоставляет информацию потребителям (реклама, витрины, персонал) и маркетинговую информацию поставщикам; - осуществление операций с товарами (хранение, ценообразование, расположение в торговых помещениях и т.д.); - совершение сделок. Классификация розничной торговли по формам собственности: - независимый торговец; - сеть розничных точек (в США - 52 % оборота); - розничные франшизы (конкретное соглашение с производителем на использование торговой марки); - кооператив (независимых торговцев или потребителей). Выделяют три наиболее важных элемента розничной торговли: размещение, размещение и еще раз размещение. Наиболее подходят, конечно, центральные улицы (центральная область шопинга). Расположение по соседству с центром - обычное место для независимых торговцев. Часто они работают с продлением обычных часов торговли. Места вдали от центра, но с отличными подъездами становятся местом размещения торговых центров с многочисленными службами сервиса (стоянки, рестораны, зеленая зона и т.д.). При принятии решений об ассортименте товаров розничные торговцы должны учитывать: - целевой рынок; - предложение; - место расположения; - диапазон товаров; - цены; - продвижение; - уровень обслуживания. Решения по всем этим вопросам должны приниматься в комплексе.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|