|
|||
Познавательные функции. Поведение. Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. НаучениеПознавательные функции К познавательным (когнитивным) функциям относятся научение, память, мышление и речь.Эти функции позволяют познать объективные свойства окружающего мира с тем, чтобы использовать их для более совершенного поведения.Рассмотрим в связи с этим основные формы поведения — от самых простых до самых сложных. Поведение Врожденные формы поведения Это самые простые, древние, неизменяемые формы поведения. К ним относятся: ¾ тропизмы — движения отдельных частей неподвижного в целом растения по отношению к раздражителю, например поворот подсолнуха к солнцу, и таксисы — движения свободно подвижных клеток по отношению к раздражителю, например хемотаксис микроорганизмов; ¾ рефлексы — реакции на раздражители, опосредованные нервной системой, например захлопывание створок моллюска; ¾ инстинкты — сложные неизменные последовательности рефлексов, основанные на принципе цепных рефлексов (гл. 4), например поведение пчел, муравьев и пр. Приобретенные формы поведения Это эволюционно более поздние, пластичные формы поведения. Они позволили организмам более тонко приспосабливаться к сложной и изменчивой окружающей среде, приведя в конечном счете к развитию высших психических функций. Суть этих форм поведения сводится к научению — стойкому целесообразному изменению поведения. Научение Формы научения в процессе эволюции усложнялись. Выделяют три вида научения (перечислены в порядке усложнения). · Реактивное научение,при котором вырабатываются новые реакции на раздражители. Это пассивная форма научения: для приобретения новых реакций живое существо не производит никаких действий над внешней средой. · Оперантное научение,при котором вырабатываются новые действия над окружающей средой. · Когнитивное научение,при котором живое существо научается вначале проводить действия над умственной моделью действительности, а затем переносить полученные результаты на реальную действительность.
|
|||
|