Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





По­зна­ва­тель­ные функ­ции. По­ве­де­ние. Вро­ж­ден­ные фор­мы по­ве­де­ния. При­об­ре­тен­ные фор­мы по­ве­де­ния. Нау­че­ние



По­зна­ва­тель­ные функ­ции

К по­зна­ва­тель­ным (ког­ни­тив­ным) функ­ци­ям от­но­сят­ся нау­че­ние, па­мять, мыш­ле­ние и речь.Эти функ­ции по­зво­ля­ют по­знать объ­ек­тив­ные свой­ст­ва ок­ру­жаю­ще­го ми­ра с тем, что­бы ис­поль­зо­вать их для бо­лее со­вер­шен­но­го по­ве­де­ния.Рас­смот­рим в свя­зи с этим ос­нов­ные фор­мы по­ве­де­ния — от са­мых про­стых до са­мых слож­ных.

По­ве­де­ние

Вро­ж­ден­ные фор­мы по­ве­де­ния

Это са­мые про­стые, древ­ние, не­из­ме­няе­мые фор­мы по­ве­де­ния. К ним от­но­сят­ся:

¾ тро­пиз­мы — дви­же­ния от­дель­ных час­тей не­под­виж­но­го в це­лом рас­те­ния по от­но­ше­нию к раз­дра­жи­те­лю, на­при­мер по­во­рот под­сол­ну­ха к солн­цу, и так­си­сы — дви­же­ния сво­бод­но под­виж­ных кле­ток по от­но­ше­нию к раз­дра­жи­те­лю, на­при­мер хе­мо­так­сис мик­ро­ор­га­низ­мов;

¾ реф­лек­сы — ре­ак­ции на раз­дра­жи­те­ли, опо­сре­до­ван­ные нерв­ной сис­те­мой, на­при­мер за­хло­пы­ва­ние ство­рок мол­лю­ска;

¾ ин­стинк­ты — слож­ные не­из­мен­ные по­сле­до­ва­тель­но­сти реф­лек­сов, ос­но­ван­ные на прин­ци­пе цеп­ных реф­лек­сов (гл. 4), на­при­мер по­ве­де­ние пчел, му­равь­ев и пр.

При­об­ре­тен­ные фор­мы по­ве­де­ния

Это эво­лю­ци­он­но бо­лее позд­ние, пла­стич­ные фор­мы по­ве­де­ния. Они по­зво­ли­ли ор­га­низ­мам бо­лее тон­ко при­спо­саб­ли­вать­ся к слож­ной и из­мен­чи­вой ок­ру­жаю­щей сре­де, при­ве­дя в ко­неч­ном сче­те к раз­ви­тию выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций. Суть этих форм по­ве­де­ния сво­дит­ся к нау­че­нию — стой­ко­му це­ле­со­об­раз­но­му из­ме­не­нию по­ве­де­ния.

Нау­че­ние

Фор­мы нау­че­ния в про­цес­се эво­лю­ции ус­лож­ня­лись. Вы­де­ля­ют три ви­да нау­че­ния (пе­ре­чис­ле­ны в по­ряд­ке ус­лож­не­ния).

· Ре­ак­тив­ное нау­че­ние,при ко­то­ром вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся но­вые ре­ак­ции на раз­дра­жи­те­ли. Это пас­сив­ная фор­ма нау­че­ния: для при­об­ре­те­ния но­вых ре­ак­ций жи­вое су­ще­ст­во не про­из­во­дит ни­ка­ких дей­ст­вий над внеш­ней сре­дой.

· Опе­рант­ное нау­че­ние,при ко­то­ром вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся но­вые дей­ст­вия над ок­ру­жаю­щей сре­дой.

· Ког­ни­тив­ное нау­че­ние,при ко­то­ром жи­вое су­ще­ст­во нау­ча­ет­ся вна­ча­ле про­во­дить дей­ст­вия над ум­ст­вен­ной мо­де­лью дей­ст­ви­тель­но­сти, а за­тем пе­ре­но­сить по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты на ре­аль­ную дей­ст­ви­тель­ность.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.