|
|||
Последствия поражения. Распределенная система эмоционально-мотивационного поведенияПоследствия поражения При повреждении миндалевидного тела нарушается распознавание значимости предметов и явлений, что приводит к извращениям мотивационного поведения:это поведение запускается неестественными для него раздражителями, либо, напротив, перестает запускаться естественными раздражителями. Поскольку же основные мотивации животного — это пищевая, половая и оборонительная, при двустороннем разрушении миндалевидного тела возникают следующие симптомы. · Нарушения пищевого поведения— животное тащит в рот все предметы без разбора (съедобные и несъедобные); · Нарушения полового поведения— животное совершает попытки совокупления с особями того же пола, другого вида и даже с неодушевленными предметами; · Нарушения оборонительного поведения— животное полностью теряет чувство страха. Распределенная система эмоционально-мотивационного поведения На рис. 18.8 приведена схема распределенной системы эмоционально-мотивационного поведения (распределенные системы — это системы, объединяющие нервные центры на разных уровнях ЦНС для выполнения сложной функции; гл. 4). Эта схема упрощена и во многом гипотетична, но позволяет обобщить все сказанное выше и понять многие клинические явления. Эмоционально-мотивационное поведение возникает следующим образом: ¾ потребность воспринимается ЦНС, превращаясь в мотивацию; ¾ мотивация вызывает активацию эмоциогенных структур, то есть эмоциогенное возбуждение; ¾ эмоциогенное возбуждение вызывает цельную эмоцию, проявляющуюся эмоциональным выражением и эмоциональным переживанием; ¾ определяя значимость побуждения, эмоция обеспечивает выбор ведущей мотивации; ¾ ведущая мотивация запускает поведение. Из всего этого следует, что в ЦНС должны существовать структуры: ¾ воспринимающие потребности, превращая их в мотивации; ¾ отвечающие за эмоциогенное возбуждение; ¾ отвечающие за эмоциональное выражение; ¾ отвечающие за эмоциональное переживание. · В гипоталамусепроисходит восприятие потребности и превращение ее в мотивацию — активацию мотивационных центров гипоталамуса. Поражения этих центров приводят к полному распаду мотивационного поведения или, напротив, его неконтролируемому усилению. Примерами могут быть: ¾ анорексия — полное отсутствие аппетита и отказ от приема пищи вплоть до летального исхода; ¾ булимия — неконтролируемая прожорливость с развитием крайнего ожирения; ¾ полидипсия — постоянное питье. · В эмоциогенных зонах лимбической системывозникает эмоциогенное возбуждение — пусковой механизм развития эмоции. Соответственно, при поражениях этих структур возникают эмоциональные расстройства, например: ¾ депрессия — постоянно подавленное настроение, преобладание тяжелейших отрицательных эмоций; ¾ мания — постоянно повышенное настроение, эйфория, бурные и неконтролируемые положительные эмоции. · В среднем мозгезаложены программы эмоционального выражения. При перерыве путей к среднему мозгу, отвечающих за запуск этих программ, с одной стороны, эмоции не сопровождаются характерным выражением (например, мимикой), с другой — эмоциональное выражение может возникать без соответствующей эмоции, например: ¾ насильственный смех(больному не весело, но «лицо его смеется»); ¾ насильственный плач(больному не грустно, но «лицо его рыдает»). · Выход эмоциогенного возбуждения на новую кору больших полушарийприводит к сознательному восприятию эмоции, то есть эмоциональному переживанию. Поражение путей, идущих от лимбической системе к новой коре (в частности, лобной), приводит к деперсонализации эмоций(страдание остается, но больной к нему равнодушен; «боль не болит»).
|
|||
|