|
|||
ПослесловиеПослесловие
Писать послесловие всегда очень трудно. Потому что вроде бы все, что хотел сказать, уже сказано в тексте книги, а повторяться не хочется. И все же подведу некоторые итоги. На протяжении почти семи десятков лет из Ленина делали икону. Безгрешного, мудрого, скромного в быту, человеколюбивого, гениально умного. Ни дать ни взять православный святой. А он не был святым. Он был человеком. Хочется написать «всего лишь человеком». Но разве быть человеком – это «всего лишь»? Ленин мог бы сказать про себя, как древние римляне: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Весь вал негатива, обрушившийся на Ленина в годы перестройки и позднее, был нацелен именно на уничтожение этой иконы, имевшей мало отношения к реальному Ильичу. Критики с жаром доказывали, что у Ленина были свои человеческие слабости. На это можно ответить одно – странно было бы, если бы дело обстояло иначе. Забавно, что и ярые сторонники Ленина, и не менее ярые противники фактически отказывали ему в этом праве – быть человеком. Одни рисовали его ангелом, другие – дьяволом. А он не был ни тем, ни другим. Он был выдающимся политиком, а выдающиеся политики, особенно успешные, ангелами не бывают. Ленин умел добиваться своих целей, используя самые разные средства. Не все из них были идеальны с моральной точки зрения. Что ж, для Ленина на первом месте была именно цель. Ленин не любил признавать свои ошибки. Он был непоколебимо уверен в собственной правоте. Легко рвал личные отношения в интересах дела, жертвуя дружбой и даже любовью. Был готов на жесткие меры ради достижения поставленных целей, не раз призывал к массовым репрессиям. Этот список можно продолжать. Но нельзя забывать и о другом, противоположном списке. Ленин был очень умен. Мощь интеллекта дополнялась глубокими познаниями в самых разных областях. Сейчас сложно представить себе политического лидера, который самостоятельно написал хотя б десятую часть от того, что за свою жизнь опубликовал Ленин. Он был беззаветно предан тому делу, которому посвятил свою жизнь. Он искренне стремился построить лучшее государство, в котором исчезла бы эксплуатация человека человеком, не было бы голода и нищеты, царили бы братство и свобода. Он был талантливым политиком, умевшим сочетать твердость в принципиальных вопросах с тактической гибкостью. Он умел принимать правильные решения в сложнейших ситуациях. Он обладал прекрасным чувством юмора, был интересным собеседником и любил детей. И этот список тоже можно продолжать. Однако самым главным является то, что Ленин был создателем советского государства. Именно благодаря его деятельности советская власть не только победила, но и окрепла настолько, что просуществовала еще без малого семь десятилетий после его смерти. Не каждый великий правитель может похвастаться таким достижением. Другой вопрос – как оценивать эту эпоху. Был ли советский период временем расцвета и подъема или эпохой национальной катастрофы? И снова реальность оказывается гораздо сложнее, чем простые черно-белые штампы. Тем более что многое здесь зависит от личных приоритетов того, кто выносит суждение. В 2008 году с большой помпой был проведен конкурс «Имя России». Гражданам России предлагалось выбрать самых значимых деятелей российской истории. Имя Ленина прочно закрепилось в первой десятке. К финалу конкурса Ильич вышел на первое место, однако затем организаторы аннулировали все голоса, сославшись на хакерские атаки. Вместе с Лениным в первой десятке финалистов находился человек, имя которого известно не менее широко, хотя и по совершенно другой причине. Это – великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Казалось бы, мало что связывает эти две фигуры из разных эпох и сфер. Однако Пушкин был одним из любимых поэтов Ленина. И нам достаточно взять в руки поэму «Медный всадник», чтобы прочитать:
О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной, Россию поднял на дыбы?
Эти пушкинские строки, посвященные Петру Великому, можно с полным на то правом адресовать и Ленину.
|
|||
|