Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ВОСТОКА 23 страница



IX, 181. ...не другому,-т. е. при наличии родного сына или сына,

рожденного от чужого семени, усыновлять чужих детей не следует

(Медх.).

 

IX, 184. ...каждого лучшего-имеются в виду перечисленные в IX, 159 и

160, где каждый ранее упомянутый считается лучше упомянутого позже.

 

IX, 186. Для трех [предков]-отца, деда, прадеда. ...четвертый-правнук

умершего; т. е. поминальные жертвы приносились только до четвертого

колена.

 

IX, 188. ...дхарма не нарушается-брахманы, получающие наследство,

должны совершать поминальные приношения.

 

IX, 191. Речь идет об имуществе умерших мужей, которым до раздела его

между сыновьями распоряжалась их мать.

 

IX, 192. ...единоутробные [сестры]-незамужние (Кул., Рагх).

 

IX, 193. ...дочери-незамужние (Кул.).

 

IX, 198. Имеется в виду, что у мужа есть жены и из других вари; дочери

жен от других варн такими правами, видимо, не обладали.

 

IX, 199. Из своего имущества (svakSd vittad) Кул. объясняет это как

"из имущества мужа".

 

IX, 203. ...приобретут продолжателей рода-например, от

"уполномоченной" жены, усыновлением и т д.

 

IX, 205. ...не имея познаний-т. е. знаний, необходимых для исполнения

жреческих обязанностей; награду за "их исполнение в отличие от

упомянутой в тексте награды за работу, делить не обязательно (см.

следующий стих).

 

...[поскольку это] не наследство-т. е. добавочной части старшему можно

не выделять.

 

IX, 206. Собственность, приобретенная знаниемвознаграждение за

обучение, за исполнение жертвоприношений, подарки учеников и т. д.

 

IX, 217. Явное противоречие с IX, 185.

 

IX, 219. Вода-колодцы, водоемы и т. п. Женщины-рабыни, если их нельзя

разделить поровну; тогда они работают на разделившихся по очереди

(Кул.). Нар. считает, что речь идет о женах умершего.

 

IX, 221. См. IX, 223 и прим.

 

IX, 223. Игра (dyuts) - игра в кости и т. д. Битье i-i б заклад

(sarnahvaya) - букв. "вызов"; спор при петушиных боях и т. д.

 

IX, 224. Отличительные знаки дваждырожденныхсвященный шнур, пояс и т.

д.

 

IX, 225. Принадлежащие к еретическим сектам (p^sandastha) - буддисты,

хулители Веды и т. д.

 

IX, 227. Древняя кальпа-период времени, равный 4320 млн. лет; здесь

этот термин употреблен в значении "в древнее в_ремя". ...в ел и кой

причиной вражды- возможно, намек на Юдхич1- тхиру и Наля.

 

IX. 229. ...освобождается от долга работой-см. dapdadasa в VIII, 415.

 

IX, 237. ...должно быть наложено [клеймо]- судя по IX, 240 клеймо

ставилось на лоб.

 

Знак продавца спиртных напитков (suradhvaja)-изображение чарки.

 

IX, 240. ...п е р в ы х (purve) - первые три варны; согласно Кул. все

варны.

 

IX, 245. ...он держит скипетр [даже] над царямиВаруна считался

верховны.м властителем царей (Тайттирья Брахмана. Ill, 1,2,7).

 

IX, 248. Низкорожденный (avaravarnaja) - щудра. ...ii' р итесня ю щ с

г о брахманов-т, е. причиняющего брахманам телесные страдания,

захватывающего их имущество и т. д.

 

IX, 250. ...в восемнадцати отделах-см. VIII, 3-7. Этот стих заключает

отдел о судопроизводстве и наказаниях. Далее следует дополнение о

дхарме царя.

 

IX. 252. ...с о г л а сн о щастрам-см. VII, 70 и др. Тернии (kapta^a)

- см. IX, 257-2^0.

 

IX, 253. В связи со стихами IX, 253-254 см. VIII, 386-387.

 

IX 257. Живущие разного рода торговлей-обвешивающие, обмеривающие при

продаже, уклоняющиеся от уплаты пошлины и т. д. (Медх.).

 

IX, 259. Занятые в художественных ремеслах (цНроpacarayilkta) -

живописцы, ваятели, повара и т. д. (Медх.).

 

IX, 266. Движущиеся и недвижущиеся отряды-стоящие караулом или ходящие

дозором.

 

IX, 273. Живущий дхармой (dharmajivana) - т. е. живущий исполнением

для других религиозных обрядов (жрецы, гуру, учителя и пр.).

 

...н арушающего присущую ему дхарму- исполнение упомянутыми лицами

религиозных обрядов считалось не только привилегией, но и

обязанностью, нарушение которой могло повлечь за собой наказание.

 

IX, 277. Вор (granthibheda)-букв.: "отрезающий узелок". Индийцы

завязывали деньги в край одежды.

 

IX, 279. ...у мертвить в воде- утопить. Простая казнь- отрубание

головы. Высший штраф-см. VIII, 138.

 

IX, 286. Медх. указывает, что штраф должен быть пропорционален

стоимости испорченной драгоценности; Кул. добавляет, что собственник

испорченной вещи должен получить компенсацию.

 

IX, 290. ...штраф в две с' т и [пан]- если же результатом таких

действий будет смерть, виновный предается смертной казни (Кул.).

 

IX, 294. Страна-имеется в виду население страны (Нар.).

 

IX, 296. Семичленное царство-т, е. имеющее все семь элементов,

упомянутых в IX, 294.

 

IX, 312. ...в чужой-откуда они являются в его страну для грабежа.

 

IX, 313. ...могут уничтожить его-магическими обрядами и заклинаниями.

 

IX, 314. Этот и следующие стихи содержат намеки на легенды,

рассказанные в "Махабхарате".

 

IX, 320. ...может наказать сам брахман - при помощи магических

действий.

 

Кшатрий произошел от брахмана- существует несколько легенд,

объясняющих это часто повторяемое утверждение.

 

IX, 321. Огонь произошел от воды-вот некоторые из имеющихся

объяснений: молния исходит из тучи; огонь исходит из дерева, которое

берет влагу из земли, и т. д.

 

...угасает в отношении источников своего существования- огонь гасится

водой, кшатрий бессилен против брахмана, меч тупится от удара по

камню.

 

IX, 326. Хозяйственная деятельность (vartta)-im этим термином

подразумевается хозяйственная деятельность вообще: земледелие,

скотоводство и торговля.

 

IX, 334-335. CM. X, 121-129.

 

X, 1. Согласно II, 241-242 брахман может изучать Веду и у

учителя-небрахмана.

 

X, 5. ...о т жен равных- брахман от брахманки, кшатрий от кшатрийки и

т. д.

 

X, 6. ...от жен, принадлежащих к следующей низшей касте-сын брахмана и

кшатрийки, кшатрия и вайщийки, вайщия и щудрянки.

 

Порицаемые-по Нар., это означает, что он исключен из отцовской касты.

 

X, 8. П а ра щ а в а- см. IX, 178.

 

X, 12. В период составления дхармащастры кастовый строй имел уже

длинную историю; происхождение джати, возникавших постепенно, было

неизвестно. Наиболее естественным казалось объяснение, к которому и

прибегают брахманы, что джати произошли от древних варн в результате

смешанных браков. Некоторые из названий этих джати (нишада, магадха,

вайдеха, чандала, дравида и др.) являются названиями племен, и это

лучше всего показывает недостоверный, искусственный характер

излагаемой классификации.

 

X, 14. Следующий (anantara) - т. е. принадлежащий к следующей варне.

Если мать была более низкой варны, сын считался принадлежащим к варне

матери (Медх.). См. также комментарий Медх. к X, 24,41 и т.д.

 

X, 17. Рожденные в обратном порядке сыновья, по мнению коммен таторов,

перечисляются еще раз с целью показать, что они непригодны для

исполнения обязанностей сыновей.

 

X, 22. Некоторые из названий каст, упоминаемых в этом и предыдущем

стихах, являлись названиями племен (авантья, малла, личчхиви, кхаса,

дравида).

 

X, 23. Чарья и саттвата- согласно Гов. прислуживали при храмах.

 

X, 28. ...д вух из трех варн-от кшатрийки и вайщийки. ...от равной

себе-от брахманки.

 

X, 30. Отверженное существо (b5hya jantu) - потомок щудры и брахманки;

это, очевидно, чандала (см. X, 12, 16). Ранее он уже неоднократно

характеризовался как самый низкий из людей, но его ле.тл от брахманки

оказываются еще более низкими и т. д.

 

X, 31. Действуя в обратном порядке-т.е. вступая в брак с женщиной

более высокого общественного положения, чем он сам.

 

Пятнадцать- что из себя представляют эти пятнадцать, комментаторы

объясняют по-разному.

 

X, 32. Д асью (dasyu) - см. X, 45.

 

X, 35. Эти трое- сайрандхра, майтреяка и маргава. Неарий (апагуа)

-неприкасаемый для ариев (Медх.).

 

X, 36. Андхра- народность восточного Декана. Меда- племя, обитающее в

юго-восточном Раджастхане.

 

X, 37. От чандалы-и от женщины касты вайдеха (Медх., Кул.).

 

X, 41. Шестеро сыновей-сыновья брахмана от брахманки, кшатрийки и

вайщийки, сыновья кшатрия от кшатрийки и вайщийки, сын вайщия от

вайщийки.

 

...О т смешанных браков (apadhvansaja) - в данном случае имеются в

виду браки дваждырожденных с щудрянками.

 

X, 44. Здесь перечислены племена и народности Индии и сопредельных

стран (явана - греки; щака, или сака, - скифы; пахлава - парфяне; чина

- китайцы).

 

X, 45....вне рожденных из уст, рук, бедер и с т у па ей [Брахмы]-т.е.

вне системы вари брахманов, кшатриев, вайщиев и щудр (см. 1, 87).

 

X, 47. Служение женщинам- служба по охране женских покоев и т. д.

 

X, 53. Дела (vyavahara) - торговые сделки, денежные операции,

соглашения, тяжбы и т. д.

 

X, 55, Отмеченные знаками (citinita) - комментаторы расходятся

относительно того, что представляли собой эти знаки.

 

X, 64. Высший (^reyans) - имеется в виду брахман.

 

X, 67. ...благодаря качествам [отца] - он имеет право совершать

пакаяджны, но не получает посвящения; поэтому Медх. не считает его

действительным арием.

 

X, 73. Создатель (dhatar) - один из эпитетов Брахмы. "Они оба не равны

и не' неравны"-не равны, так как различаются по происхождению; не

неравны, так как оба делают запрещенное им.

 

X, 75. См. 1, 88.

 

X, 77. Привилегией брахмана указывается то, что может быть источником

дохода; все прочее могут практиковать и другие дваждырожденные. Под

обучением, согласно Медх, понимается только обучение Веде, по не

военному делу и другим мирским профессиям.

 

X, 80. См. IX, 326.'

 

X, 83. ...в p e д- имеется в виду вред живым существам (см. следующий

стих).

 

...з а в поящего от других- занимаясь земледелием, нельзя было

избежать зависимости от общины в отношении землепользования, орошения,

охраны полей и т. д. (см. также IV, 159-160).

 

X, 85 ...торговать товарами, которыми торгуют вайщии. - торговля как

профессия являлась нарушением дхармы брахманов, но считалось, что

лучше торговать, чем заниматься земледелием. ростовщичеством и т. д.

 

X, 90. ...д ля [исполнения] дхарм ы- для жертвоприношений. поминок и

т. д.

 

X, 92. ...делается в три дня щудрой- что это значит. не совсем

понятно, и комментаторы не дают разъяснений, (см. также X, 93).

 

X, 93. И з-з а добровольной торговли - т. e. не при крайних

обстоятельствах.

 

X, 95. ...о более высоком образе жизни-т.е. об образе жизни,

являющемся привилегией брахманов (см. прим. к X, 77).

 

X, 102. Подобное допущение в значительной мере лишает смысла

запретительные предписания, упоминающиеся, например, в III, 152-166,

IV, 211, 218, 223 и др.

 

X, 105. В этом стихе и X, 106-108 упоминаются случаи из жизни великих

риши древности, рассказанные в Ригведе, Брахманах и "Махабхарате".

 

X, 107. ...от плотника - плотничество считалось презренным ремеслом

(см. IV, 210, X, 48).

 

X, 109. ...после смерти брахмана порицается- при подсчете добрых и

злых дел.

 

X, III. Грех, совершенный принесением жертв и обучением,-в обоих

случаях имеются в виду щудры.

 

X, 113. ...он должен быть покинут-т.е. брахману нужно оставить страну

такого жадного царя.

 

X. 115. Получение-в виде дара или находки. Согласно комментаторам

первые три способа законны для всех варн, четвертый-для кшатриев,

пятый и шестой-для вайщиев (или, по Нар, пятый-для вайщиев, шестой

для-щудр) и седьмой-для брахманом.

 

X, 118. Кшатрий- имеется в виду царь. ...даже четвертую часть

урожая-см. VII, 130.

 

X, 120. ...одна двадцатая - см. VII, 130; различие объясняется тем,

что здесь имеется в виду взыскание в крайних обстоятельствах.

 

X, 122. ...ради двойной цели - этой жизни и будущей.

 

X, 126. Преступление, в результате которого он делается изгоем,

(pataka) - такое, как употребление в пищу лука и подобных запрещенных

плодов (Гов., Кул.), содержание бойни (Parx.). Но такие деяния, как

ложь, воровство и т. д., запрещены ему так же, как и членам других

варн (Медх.). ...ни препятствий к этому- см. следующий стих.

 

X, 129. ...притесняет брахманов-перестает служить брахманам, вынуждает

их обращаться к нему с просьбами и т. д. (Медх.).

 

XI, 1. ...отдавшего все имущество - для совершения жертвоприношения

вищваджит (см. XI, 75).

 

XI, 2. Комментаторы стараются оправдать изложение смешанных правил,

содержащихся в стихах 1-43, раньше рассмотрения вопроса об искуплении,

которым должна бы согласно X, 131 начинаться эта глава, или

предполагая, что цель этого - показать необходимость исполнения

искупительных действий в случае нарушения этих правил, или указывая,

что так как дары являются средством заглаживания греха, то необходимо

перечисление достойных получателей.

 

XI, 3. Этим лучшим из дваждырожденных додж на даваться пища и

жертвенные дары - у жертвенного алтаря.

 

...д ругим-- прочим гостям и нищим.

 

XI, 7. ...достоин пить сому-совершать ради достижения исполнения

какого-либо желания жертвоприношение Соме, во время которого пьют

напиток, приготовленный из растения сомы.

 

XI, 8. ...хотя бы он раньше пил сок сомы-при жертвоприношении Соме в

конце года (см. IV, 26).

 

XI, 10. ...с ущербим - раздает дары и т. д. с неумеренной щедростью.

 

XI, II. ...справедлив-справедливым считается царь, который не станет

наказывать человека, поступающего согласно с дхармой.

 

XI, 12. ...пренебрегает ис.-олнением жертвоприношений - имеются в виду

жертвоприношения пакаяджна и др. (см. II, 86, 143; XI, 119).

 

XI, 13. ...может взять два или три [предмета] из жилища щудры -

брахману не разрешалось принимать дары от шудры для исполнения

жертвоприношений (см. XI, 24, 42 и др.); комментаторы стараются

оправдать этот стих разными ухищрениями вроде того. что имущество,

взятое брахманом у щудры, уже не может считаться принадлежащим щудре.

 

XI, 16. ...на седьмой срок-на четвертый день; индийцы ели два раза в

день.

 

XI, 18. Дасью-см. X, 45; имеются в виду также разбойники и воры.

 

...собствен и ост ь... не исполняющего обрядо в-в том числе и

собственность брахмана.

 

XI, 19. ...спасает и тех и других- порочных он освобождает от греха

скупости, добродетельных - от греха невыполнения обетов вследствие

бедности (Кул.).

 

XI, 21. ...на него - на брахмана, который упоминался раньше (берущего

для поддержания жизни). XI, 22. Этот и предыдущий стихи соответствуют

VII, 134-135.

 

XI, 23. CM. VIII, 304.

 

XI, 24. Явное противоречие со стихом XI, 13 (см. также XI, 42).

Комментаторы пытаются примирить их, заявляя, что брахман имеет право

брать у щудры необходимое ему для жертвоприношения без спроса.

 

XI, 26. Собственность богов- принадлежащее храмам и т. д. (Кул.);

данное для жертвоприношений (Медх.). В другом мире-в будущей жизни.

 

XI, 27. Вайщванари- одно из жертвоприношений типа описанных в IV,

25-26.

 

XI, 31. ...своей мощью - имеются в виду средства магии (см. XI, 33;

1.\, 313-316, а также и IX, 290).

 

XI, 33. Священные текс1ы Атхарвана и Ангирасазаклинания, содержащиеся

п Атхарваведе. Атхарван - мифический автор Атхарваведы. Ангнрас - один

из мифических авторов Ригведы.

 

XI, 37. Обряды Вайтапа- ритуал Атхарвапеды, изложенный в Вайтанасутре.

 

XI, 38. Агнья д хея- см. прим. к II, 143.

 

XI, 39. Медх. сравнивает жреца с наемным работником (karmakai-a),

который тоже не согласится работать за меньшее, чем полагаетсл.

нознаграждение (parikraya).

 

Обращает на себя внимание последовательность, с которой брахманы,

много толкующие о суетности всего мирского, отстаивают свои

ма7ериальные интересы.

 

XI, 41. Брахма н-агнихотр и н - поддерживающий священный огонь,

 

Лунное покаяние (candrayana) - см. XI, 218. XI, 51. Крадущий слово-

изучающий Веду без позволения.

 

XI, 55. Кража (steya) - комментаторы толкуют как кража зо лота у

брахманов. Великие грехи-см. IX, 235.

 

XI. 62. Сад-"в другой смрити [говорится, что] земля не подлежит

продаже" (Медх.).

 

XI, 63. Образ жизни в рать и-см. 11, 39, 40; X, 20.

 

XI, 64. Возведение крупных сооружений - строительство плотин, мостов и

пр.

 

XI, 65. Совершение деяний для себя- имеется в виду приготовление пищи

только для себя (см. Ill, 118).

 

XI, 66. Воровство (steya) - воровство различных предметов, кроме

золота.

 

Изучение ошибочных книг - имеются в виду сочинения чарваков,

ниргрантхов (джайнов) (Медх.): вообще еретиков (Нар.). Неуплата

долгов- см. IV, 257.

 

XI, 67. Металлы (kupya)-различные металлы, кроме золота Скот

(ра^и)-имеются в виду различные виды скота, исключая коров.

 

Неверие- утверждение, что нет загробного мира (paraloka) и т. д.

(Медх.).

 

XI, 70. Принятие имущества от презренных - таких. от которых не

следует принимать подарков (см. IV, 84 и ел.).

 

XI, 72. Изложенные далее предписания касаются только религиозного

искупления; наказания со стороны органов государственной власти само

собой разумеются.

 

XI, 73. Убийца брахмана- имеется в виду неумышленное убийство брахмана

брахманом; для кшатрия - убийцы брахмана в этом случае срок искупления

двойной, для вайщия - тройной, для щудрычетверной.

 

XI, 76. Убийство брахмана-- имеется в виду убийство неученого

брахмана.

 

Иоджана (yojana) - мера длины; величина ее колебалась от 4 до 15 км.

 

XI, 83. Боги земли- брахманы. Боги людей -- кшатрии.

 

XI, 90. По мнению комментаторов, покаяние за умышленное убийство

брахмана должно продолжаться в течение всей жизни преступника или

должно быть вдвое и втрое строже двенадцатилетнего покаяния.

указанного в XI, 73.

 

XI, 91. Сура (sura) -~ это общее наименование спиртных напитков; в

этом стихе Кул. находит возможным подразумевать напиток осо оой

крепости (см. XI, 95).

 

XI, 93. Знак- согласно Кул. имеется в виду изображение чарки.

 

XI, 95. Гауди (gaudT) - напиток типа рома, изготовлявшийся из патоки

сахарного тростника. Пайшти (paistT) - рисовая водка.

 

Мадхви (madhvi)--напиток, изготовленный из меда или ивгтов мадхука.

 

XI, 100. Брахман - комментарии к этому стиху являют пример

произвольного толкования комментаторов. По Медх. и Кул., речь ид"1 о

краже золота у брахмана, хотя брахман в данной связи не упоминается. А

вот, хотя виновником кражи в тексте прямо назван брахман ivipra),

комментаторы считают, что имеется в виду любой человек (см. IX, 235,

XI, 55).

 

"Государь, накажи меня"- см. VIII, 314.

 

XI, 101. ...брахман - аскетическими подвигами - брах.ман не может быть

казнен.

 

XI. 103. Следует иметь в виду, что во всех этих стихах авторы и

составители сборника защищают свои личные интересы И потому не

стесняются в придумывании наказаний. Неизвестно, чтобы все эти

наказания исполнялись на практике, да и сами по себе они совершенно

неравноценны (ср., например, XI, 104-105 и 106-107).

 

XI, 105. Н и p p [1 т и (nirrti) - богиня-владычица юго-запада.

 

XI, 106. К p и ч чхра (kr-cchra) - см. XI, 212.

 

XI, 107. Лунное покаяние-см. XI, 217.

 

XI. 110. Два месяца- видимо, следующие после месяца покаяния, о

котором говорится в XI. 109 (см. XI, 116). Четвертый срок-т.е. один

раз в двое суток.

 

XI, III. Вирасана (vii-asana)-одна из поз аскета (сидение со

скрещенными ногами).

 

XI, 115. ...если теленок льет-т.е., по-видимому, когда теленок сосет

корову.

 

XI. 119. П а к а я д ж и а- см. прим. к II, Йб.

 

XI, 120. [Гимн], начинающихся со (слова) "s а та". - Ригпеда Vl, 495.

 

Вата (vata) -" одно из имен бога ветра Вайю. Гуру- гуру богов бог

Брихаспати. Вахни (vahni) - одно из имен бога Агни.

 

XI, 122. Пурухута (puruhOta) - одно из имени Индры. Павака (pavaka) -

одно из имен Агни.

 

XI. 125. Самтапана крнччхра - см. XI, 213.

 

XI, 131. Убившему щудру-ненамеренно; о намеренном убийстве см. XI, 67.

 

XI, 132. Убив кошку-намеренно; поэтому сравнивать убийство

перечисленных далее животных с убийством щудры неправомерно; Медх даже

полагает, что покаяние, полагающееся за ненамеренное убийство щудры,

следует исполнять только в случае намеренного убийства всех упомянутых

животных вместе взятых.

 

XI, 133. ...трех дней-букв. "трех ночей".

 

...йоджану --в прежнем издании "сто йоджан", как и у Бюлера. У

Бернелла "a yoking". В тексте нет слова "сто", иначе это покаяние

равнялось бы покаянию за убийство брахмана (см. XI, 76). Может быть.

правильно - в течение трех дней по йоджане (Рам.).

 

Посвященный водам гимн-см. VIII, 106 (Ригведа, X, 9, 1-13).

 

XI, 139. За убийство брахманки - сеть, кшатрийки - лук и т. д.

 

XI, 141. (Малые] живые существа-ящерицы и т. п.

 

XI, 147. Варуни (varuni) - опьяняющий напиток, изготовлявшийся из

патоки и цветов растения maua. ...не предписано [наказание], лишающее

жизни,- в противоположность питью суры (см. XI, 91-92).

 

XI, 149. ...согласно правилам - с обычной благодарностью

 

XI, 153. См. IV, 222.

 

XI, 154. ...д ажечист ы x-lie запрещенных.

 

...становится нечистым-т, е. пока они остаются в нем. XI, 157. Т

аптакриччхра- см. XI, 215.

 

XI, 158. ...не вернувшись (asamavrttika)-не вернувшись еще из дому

гуру, не окончив период ученичества.

 

XI, 159.Исполняющий обет (vratacarin)-имеется в виду ученик.

 

XI, 163. Намеренно (kamad) - Медх. полагает, что это слово дано для

соблюдения размера стиха, ибо не может быть ненамеренной кражи.

 

XI, 164. Похищение мужчин и женщин- рабов и рабынь (Медх.).

 

XI, 165. Малоценные предметы - комментаторы называют глиняные .и

деревянные сосуды, железные мотыги.

 

XI, 166. Пять продуктов коровы (pancagavya)-молоко, простокваша,

масло, моча, помет.

 

XI, 169. При наложении покаяний за кражу принимается во внима ние

первое или повторное это преступление, время и место кражи, характер

хозяина вещи и т. д.

 

XI, 171.. См. XI, 59, 104 и др.

 

XI, 178. Равный (sadr^a) - большинство комментаторов считает. что

имеется в виду равный по варне.

 

XI, 179. Щудрянка (vrsalT) - одни комментаторы считают, что это

чандалка, другие - что щудрянка.

 

XI. 180.Четыре злодеяния-нанесение вреда живым суше ствам, вкушение

недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние.

 

XI, 181. Существует два объяснения стиха: виновный становится изгоем в

течением года за действия второго ряда, но за первые - немедленно

(Медх., Кул.)', виновный становится изгоем в течение года за действия

первого ряда, а за вторые - в течение четырех лет (Гов., Нар.)

 

XI, 182. Покаяние-т. е. покаяние, полагающееся грешнику во искупление

греха, за который он был изгнан из касты.

 

XI, 183. ...вместе с саманодаками-так у Кул.; в тексте bandhavait); у

Медх.-"с сородичами" (sagotraih). ...в озлияниеводы- как над

мертвецом.

 

XI, 187. Они-имеются в виду родственники, тогда как в XI. 184 основным

действующим лицом была рабыня.

 

XI, 189. См. XI, 183-188.

 

XI, 192. Дваждырожденных, для которых он не произносил согласно

правилу "С а в и три",- имеются в виду дваждырожденные, для которых по

какой-либо причине не был в свое время совершен обряд посвящения.

 

XI, 193. Запрещенные дела-прием даров от щудры, прислуживание ему и т.

д. (Кул.).

 

XI, 198. А хина (ah'.na)-жертвоприношение, вызывающее нечистоту жреца,

исполняющего его (Кул.).

 

XI, 200. Домашнее плотоядное животное-кошка, ихневмон и т. ;i.

 

XI, 201. ...в шестой срок - один раз в три дня. Жертвоприношение

шакала (";akala) - особый вид жертвоприношения (см. Ваджасанейя

самхита, VIII, 13).

 

XI, 203. ...б е з воды-не омывшись после этого.

 

XI. 204. Ежедневные обряды- агнихотра и др. ...и скуп лен не

[заключается в] посте- пост продолжает. ся один день.

 

XI, 205. "Хум," (IUIITI) -букв "стоп'" (Кул.): восклицание, выражающее

гнев и презрение.

 

XI, 206. Этот стих и следующие, до 209, являются только вариациями

стихов IV, 165-169.

 

XI, 209. Атикрич ч хра-см. XI, 214.

 

XI, 213. Или кающийся ест перечисленные шесть веществ в продолжение

одного дня и постится на следующий день. или шесть дИей по одному

веществу и постится на седьмой день.

 

XI, 214. ...как сказано прежде-см, предыдущий стих.

 

XI, 218. Лунное покаяние (candrayana) начиналось в день полнолуния, т.

е. с приема максимального количества пищи; к середине поста количество

принимаемой пищи уменьшалось. В явамадхьяме (yavamadhyarna) покаяние

начиналось в новолуние, т. е. к середине поста количество пищи

увеличивалось.

 

XI, 221. Так или иначе.-т. е. совершая любой вид лунного покаяния.

 

XI, 223. ...совершаемо жертвоприношение на огне...- таким образом,

выполнение обета не освобождает от исполнения обычных обрядов.

 

XI, 224. ...не следует говорить с женщинами-Медх. исключает и.ч этого

числа жену, мать и старшую сестру, но и то только при крайних



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.