|
|||
Петр Демьянович Успенский. Символика Таро. Философия оккультизма в рисунках и числах. П. Д. Успенский. Символика Таро. Философия оккультизма в рисунках и числах. Что такое Таро?Стр 1 из 14Следующая ⇒ Петр Демьянович Успенский Символика Таро. Философия оккультизма в рисунках и числах
4 путь –
П. Д. Успенский Символика Таро. Философия оккультизма в рисунках и числах
P. D. Ouspensky. The Symbolism of the Tarot Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Что такое Таро?
Изучение оккультной философии невозможно без знакомства с символизмом, так как, когда слова оккультизм и символизм используются корректно, они означают почти одно и то же. Символизму нельзя научиться так, как можно научиться строить мосты или говорить на иностранном языке, для толкования символов необходим особый склад ума. Такой, который сведущ в использовании символизма в искусстве. Но даже в этом случае необходимо особое воспитание ума для того, чтобы понимать «язык Посвященных» и выражать на этом языке свое интуитивное знание. Существует множество методов развития способности «восприятия символов» у тех, кто стремится понять скрытые силы Природы и Человека, и для обучения фундаментальным принципам и элементам эзотерического языка. Самым всесторонним и самым интересным из этих методов является Таро. Таро выглядит как колода карт, использующаяся на Западе для игры и предсказания будущего. Эти карты впервые появились в Европе в конце XIV века в среде испанских цыган. В колоде Таро пятьдесят две обычные игральные карты, дополненные одной «фигурой» в каждой масти – Рыцарь, помещенный между Королевой и Валетом. Эти пятьдесят шесть карт разделены на четыре масти, две черные и две красные, и имеют следующие обозначение: трефы (Жезлы), червы (Кубки), пики (Мечи) и бубны (Пентакли). В дополнение к пятидесяти шести картам в колоде Таро есть двадцать две пронумерованные карты с особыми названиями. Карта I. Маг Карта II. Жрица Карта III. Императрица Карта IV. Император Карта V. Колесница Карта VI. Искушение Карта VII. Иерофант Карта VIII. Сила Карта IX. Пустынник Карта X. Колесо жизни Карта XI. Истина Карта XII. Повешенный Карта XIII. Смерть Карта XIV. Время Карта XV. Дьявол Карта XVI. Башня Карта XVII. Звезды Карта XVIII. Луна Карта XIX. Солнце Карта XX. Воскресение из мертвых Карта XXI. Мир Карта 0. Безумный Эта колода карт, по мнению многих исследователей, соответствует египетской иероглифической книге, состоящей из семидесяти восьми табличек, которая чудесным образом сохранилась до наших дней. История Таро загадочна. В средние века, когда эти карты появились впервые, создавались комплексные символические и логические системы, подобные Ars Magna Раймонда Луллия. Но концепции, сходные по духу с Таро, существуют в Индии и Китае, поэтому мы не можем считать эти карты одной из систем, созданных в период средневековья, поскольку они явно связаны с древнеегипетскими таинствами и учениями. Хотя их происхождение и цель их создателя или создателей неизвестны, нет сомнений в том, что они представляют собой самый совершенный код герметического символизма из всех известных нам. Таро, несмотря на свое обличье колоды карт, в действительности представляет собой нечто совершенно иное. Карты Таро можно «читать» различными способами. В качестве примера я представлю метафизическую интерпретацию общего смысла «книги» Таро, иначе говоря, ее метафизическое значение, и так докажу, что авторство этого творения не может принадлежать неграмотным цыганам XIV века. В Таро можно выделить три части. В первой части содержится двадцать одна пронумерованная карта, во второй части – одна карта (0) и в третьей – пятьдесят шесть карт, то есть по четырнадцать карт каждой масти. Теперь, если мы представим двадцать одну карту разложенными в форме треугольника, каждую сторону которого образуют семь карт и в центре которого расположена нулевая карта, и квадрат, в который вписан треугольник (квадрат состоит из пятидесяти шести карт, по четырнадцать с каждой стороны), мы увидим картину взаимоотношений между Богом, Человеком и Вселенной или, иначе говоря, между миром идей, сознанием человека и физическим миром.
Треугольник – это Бог (Троица), или мир идей, или ноуменальный мир. Точка – человеческая душа. Квадрат – наблюдаемый физический или феноменологический мир. Потенциально точка равна квадрату, это означает, что весь видимый мир содержится в сознании человека, создан в человеческой душе. И душа сама по себе есть точка, не имеющая измерения в мире духа, символизируемого треугольником. Ясно, что подобная идея не может принадлежать невежественным людям и Таро представляет собой нечто большее, чем колода, предназначенная для игры или гадания. Елена Петровна Блаватская упоминает Таро в своих работах, и у нас есть основания полагать, что она изучала Таро. Известно, что она любила «раскладывать пасьянс». Мы не знаем, что она «читала» в картах, когда предавалась этому занятию, но автору известно, что Мадам Блаватская придавала Таро особое значение. Для того, чтобы исследовать Таро, необходимо ознакомиться с основными идеями каббалы и алхимии. Так как, по мнению многих толкователей, эти карты являются обобщением знаний герметических наук: каббалы, алхимии, астрологии, магии и их разделов. Все эти науки, авторство которых приписывается Гермесу Трисмегисту, в действительности представляют собой единую систему очень широкого и глубокого понимания природы человека в его отношении к миру ноуменов (Бог, мир Духа) и миру феноменов (наблюдаемый физический мир). Буквы иврита и различные аллегории каббалы, названия металлов, кислот и солей в алхимии, планет и созвездий в астрологии, добрых и злых духов в магии – это всего лишь инструменты для сокрытия истины от непосвященных. Но когда подлинный алхимик говорил о поиске золота, он говорил о «золоте» в душе человека. И он называл «золотом» то, что в Новом Завете именуется Царством Небесным, а в буддизме – нирваной. И когда настоящий астролог говорил о созвездиях и планетах, он имел в виду качества человеческой души и ее отношения с Богом и миром. И когда истинный каббалист говорил об Имени Бога, он искал это имя в душе человека и в Природе, а не в книгах на мертвом языке и библейских текстах, как поступали каббалисты‑схоласты. Каббала, алхимия, астрология и магия являются с точки зрения символизма параллельными психологическими и метафизическими системами. Любое алхимическое «предложение» может быть «прочитано» с каббалистической или астрологической точки зрения, но смысл всегда будет лежать в области психологии и метафизики. Мы окружены стеной, выстроенной из наших представлений о мире, и не можем видеть через эту стену реальный мир. Каббала является попыткой разорвать этот «зачарованный круг». Она исследует мир таким, какой он есть. Мир сам по себе, как полагают каббалисты, состоит из четырех элементов, или четырех принципов, образующих Один. Эти четыре принципа представлены четырьмя буквами имени Яхве. Основная идея каббалы состоит в исследовании Имени Бога во всех его проявлениях. Имя Яхве на иврите состоит из четырех букв: Йод, Хе, Вав, Хе: Й, Х, В, Х. Этим четырем буквам придается глубочайшее символическое значение. Первая буква выражает активный элемент: начало или первопричину, движение, энергию; вторая буква – пассивный элемент: инерцию, спокойствие («не‑Й»); третья – равновесие противоположностей, «форму», и четвертая – скрытую энергию. Каббалисты утверждают, что каждый феномен и каждый объект состоит из этих четырех элементов, то есть каждый объект и феномен состоит из Имени Бога (Слова), Логоса. Изучение этого Имени (или слова из четырех букв, тетраграмматона на греческом), и выявление его во всем составляет основную проблему каббалистической философии. Другими словами, каббалисты считают, что эти четыре элемента содержатся во всем и все создают. Следовательно, когда человек находит эти элементы в объектах и феноменах разных категорий (где прежде он не замечал сходства), он начинает видеть аналогии между феноменами. И постепенно он убеждается в том, что весь мир устроен в соответствии с одним и тем же законом, одним и тем же планом. Богатство и широта его интеллекта опирается на его способность находить аналогии. Следовательно, изучение закона четырех букв или Имени Яхве является действенным методом расширения сознания. Эта идея совершенно очевидна, поскольку, если Имя Бога действительно присутствует во всем (если Бог присутствует во всем), то все должно быть подобным – мельчайшая частица подобна целому, пылинка подобна Вселенной, и все подобно Богу. Имя Бога, Слово или Логос – есть источник мира. Логос означает также Разум, Слово есть Логос, Разум есть все. Существует полное совпадение между каббалой, алхимией и магией. В алхимии четыре элемента, которые составляют реальный мир, называются Огонь, Вода, Воздух и Земля и полностью соответствуют четырем каббалистическим буквам. В магии они представлены четырьмя классами духов: эльфами (или саламандрами), ундинами, сильфами и гномами. Карты Таро, в свою очередь, весьма сходны с каббалой, алхимией и магией и включают в себя знания этих систем. В соответствии с четырьмя основными принципами, или четырьмя буквами Имени Бога, или четырьмя алхимическими элементами, или четырьмя классами духов, в Таро есть четыре масти: Жезлы, Кубки, Мечи и Пентакли. Таким образом, каждая масть, каждая сторона квадрата, равного точке, представляет один из четырех элементов, управляет одним классом духов. Жезлы – это Огонь или эльфы (саламандры); Кубки – Вода или ундины; Мечи – Воздух или сильфы; и Пентакли – это Земля или гномы. Более того, в каждой масти Король означает первый элемент, или Огонь; Королева – второй, или Воду, Рыцарь – третий принцип, или Воздух; Валет – четвертое начало, или Землю. Затем снова Туз означает Огонь, двойка – Воду; тройка – Воздух и четверка – Землю. Затем снова, четверка – это первый принцип; пятерка – второй и так далее. В отношении мастей можно добавить, что черные масти (Жезлы и Мечи) выражают активность и энергию, волю, инициативу и субъективную сторону сознания; а красные (Кубки и Пентакли) – пассивность, инерцию и объективную сторону сознания. Две первые масти (Жезлы и Кубки) означают «добро», а другие две (Мечи и Пентакли) – «зло». Таким образом, каждая карта из пятидесяти шести означает (вне зависимости от своего номера) присутствие принципа активности или пассивности, «добра» или «зла», влияние либо человеческой, либо внешней воли. И значение каждой карты расшифровывается далее через ее различные сочетания с мастями и цифрами в их символическом значении. Пятьдесят шесть карт вместе представляют законченную картину всех возможностей человеческого сознания. И это делает карты Таро пригодными для предсказаний. Таким образом, включая каббалу, астрологию, алхимию и магию, Таро дает возможность «искать золото», «вызывать духов» и «составлять гороскоп» просто при помощи колоды карт, без использования сложных приборов и церемоний алхимика, астролога или мага. Но самыми интересными в Таро являются двадцать две пронумерованные карты. Эти карты имеют числовое, а также очень сложное символическое значение. Литература, посвященная Таро, касается в основном толкования символических комбинаций этих двадцати двух карт. Многие оккультные писатели структурировали свои работы в соответствии с системой Таро. Но это не всегда замечают, потому что Таро упоминается редко. Освальд Вирт размышляет о происхождении Таро в произведении «Эссе об астрономическом Таро». «По мнению Христиана, двадцать два старших аркана Таро представляют собой сакральные изображения, которые были обнаружены в пространстве между колоннами галереи, где во время египетских обрядов посвящения должен был пройти неофит. Было двенадцать колонн на севере и такое же их количество на юге, то есть с каждой стороны было по одиннадцать символических изображений. Смысл этих изображений объяснялся кандидату в определенном порядке, в них содержались правила и принципы, передаваемые Посвященному. Это мнение подтверждается согласованностью, которая появляется между арканами, когда они расположены подобным образом». В галерее Храма изображения были расположены парами, одна напротив другой, так что последнее изображения находилось напротив первого, предпоследнее – напротив второго и так далее. Когда карты расположены подобным образом, у нас рождается крайне интересное и глубокое предположение. Разум обнаруживает общее и переходит от дуализма к монизму, к тому, что мы можем назвать слиянием пары. Одна карта открывает значение другой, и каждая пара показывает, что они могут быть лишь взаимообъясняемыми и ничего не значат по отдельности. Таким образом, карты X и XIII («Колесо Жизни» и «Смерть») вместе символизируют определенную целостность или дополнительные состояния, которые мы не можем постичь при помощи обычных, несовершенных мыслительных процессов. Мы считаем жизнь и смерть двумя «противоположностями», находящимися в антагонистических отношениях, но если мы задумаемся, то увидим, что одно зависит от другого, и существовать по отдельности они не могут. Символ может служить для передачи нашего интуитивного понимания и приводить к чему‑то новому лишь до тех пор, пока его значение не определено. Настоящие символы постоянно находятся в процессе создания, но, когда они получают определенное значение, они становятся иероглифами, а потом – простым алфавитом. В таком качестве они выражают обычные концепции, перестают быть языком богов и Посвященных и становятся языком людей, который доступен всем. Строго говоря, символ в оккультизме означает то же, что и в искусстве. Если художник использует готовые символы, его работа не будет подлинным искусством. Если оккультист начинает использовать готовые символы, его работа уже не будет по‑настоящему оккультной, так как в ней нет ни эзотеризма, ни мистицизма, а только псевдо‑оккультизм, псевдо‑эзотеризм и псевдо‑мистицизм. Символизм, в котором символы имеют строго определенное значение, – это псевдо‑символизм. Осознав эту идею, автор пришел к выводу, что ключ к Таро должен скрываться в воображении, и решил сделать усилие и «изменить» карты, дав описания Таро, и интерпретировать символы при помощи не анализа, а синтеза. Читатель обнаружит в следующих далее «зарисовках» размышления многих авторов, писавших на тему Таро, таких как Сент‑Мартин, Элифас Леви, доктор Папюс и так далее. А также других авторов, которые никогда не писали о Таро, такие как Платон, Гихтель (XVII век), Ницше, М. Коллинс, и, тем не менее, пришли к открытию тех же фундаментальных принципов, которые лежат в основе Таро. Описания арканов в этих «зарисовках» часто выражают исключительно субъективное представление, как, например, в случае с картой XVIII. И автору приятно думать, что другой человек может истолковать те же символы по‑другому, в любом случае он считает это возможным. Любой заинтересованный в этой философской загадке человек может спросить: что же тогда собой представляет Таро? Доктрина это или же просто метод? Является ли Таро определенной системой, или же это только алфавит, при помощи которого может быть сконструирована любая система? Одним словом, содержит ли эта книга определенное учение, или же это лишь аппарат, техника, которую мы можем использовать для того, чтобы что‑либо построить, даже новую вселенную? Автор полагает, что Таро можно использовать для обеих целей, хотя, конечно, содержание книги, которую можно читать как от начала к концу, так и от конца к началу, не может, в строгом смысле, быть названо определенным. Но, возможно, мы обнаруживаем в самой неопределенности Таро и сложности этой философии элемент, который составляет определенность. Тот факт, что мы пытаемся выяснить, является ли Таро методом или доктриной, показывает ограниченность нашего «трехмерного разума», который не способен подняться над миром формы и противоположностей и освободить себя от тезисов и антитезисов! Да, Таро содержит и выражает любую доктрину, которая может быть обнаружена в нашем сознании, и в этом смысле определенность существует. Она символизирует Природу во всем богатстве ее бесконечных возможностей, ведь в Таро, как и в Природе, существует не одно, а все потенциальные значения. И эти значения скоротечны и непостоянны, поэтому Таро не может быть этим или тем, оно все время меняется и одновременно остается одинаковым. В нижеследующих «зарисовках» карты взяты попарно: I и 0, II и XXI, III и XX и так далее – в каждой паре одна карта дополняет смысл другой, две составляют одно. Карта I. «Маг». («Человек». Сверхчеловек. Посвященный. Оккультист. Высшее сознание. Человеческий Логос. Каббалистический «Адам Кадмон». Род человеческий. «Homo Sapiens».) Карта II. «Жрица». (Оккультизм. Эзотеризм. Мистицизм. Теософия. Посвящение. Изида. Тайна.) Карта III. «Императрица». (Природа в ее феноменальном аспекте. Вечная обновляющая и созидающая сила Вселенной. Объективная реальность.) Карта IV. «Император». (Тетраграмматон. Закон четырех. Скрытая энергия природы. Логос в своем полном аспекте со всеми возможностями нового Логоса. Герметическая философия.) Карта V. «Колесница». («Человек». Воображение. Магия. Самовнушение. Самообман. Ложные способы достижения цели. Псевдооккультизм. Псевдотеософия.) Карта VI. «Искушение». («Человек». Другой аспект «Адама Кадмона», «Совершенного человека», «Божественного гермафродита». Любовь как усилия «Адама Кадмона» найти себя. Равновесие противоположностей. Объединение диады как средство достижения Света.) Карта VII. «Иерофант». (Мистицизм. Теософия. Эзотерическая сторона всех религий.) Карта VIII. «Сила». (Настоящая Власть. Сила любви. Сила Единства (Магическая цепь). Сила Бесконечности. Оккультизм. Эзотеризм. Теософия.) Карта IX. «Пустынник». («Человек». Тропа к Посвящению. Поиск истины верным способом. Внутреннее Знание. Внутренний Свет. Внутренняя Сила. Теософия. Оккультизм.) Карта XI. «Истина». (Настоящее Знание. Внутренняя Истина. Оккультизм. Эзотеризм. Теософия.) Карта XII. «Повешенный». («Человек». Боль высшего сознания в ограничениях тела и разума. Сверхчеловек в отдельном человеке.) Карта XIII. «Смерть». (Иной аспект Жизни. Уход ради возвращения. Завершение круга.) Карта XIV. «Время». (Первое достижение. «Arcanum Magnum» оккультистов. Четвертое измерение. Высшее пространство. «Бесконечное сейчас».) Карта XV. «Дьявол». («Человек». Слабость. Ложь. Падение человека в разобщенность, ненависть и конечность.) Карта XVI. «Башня». (Сектантство. Вавилонская Башня. Экзотеризм. Смешение языков. Падение экзотеризма. Сила Природы, восстанавливающая истину, искаженную человеком.) Карта XVII. «Звезды». (Реальный аспект Астрального Мира. То, что можно увидеть в экстазе. Воображение Природы. Реальное Знание. Оккультизм.) Карта XVIII. «Луна». (Астральный Мир, каким он видится через искусственные пути магии. «Экстрасенсорный», «спиритический» мир. Ночные страхи. Настоящий свет свыше и ложное представление о свете снизу. Псевдомистицизм.) Карта XIX. «Солнце». (Символ и проявление тетраграмматона. Творческая Сила. Огонь жизни.) Карта XX. «Воскресение из мертвых». (Возрождение. Постоянная победа жизни над смертью. Творческая активность природы в смерти.) Карта XXI. «Мир». (Природа. Мир такой, какой он есть. Природа в ее ноуменальном аспекте. Эзотерическая сторона природы. То, что становится известным в эзотеризме. Внутренняя реальность вещей. Человеческое сознание в кругу времени между четырьмя элементами.) Карта 0. «Безумный». («Человек». Обычный человек. Отдельный человек. Непосвященное Низшее сознание. Конец луча, неведающего о своей связи с центром.) Двадцать две карты можно разделить на три группы, в каждой из которых по семь карт со сходным значением, а двадцать вторая карта (XXI) в качестве аналога (X) находится вне треугольника или в его центре. Три набора из семи карт относятся: первый – к Человеку, второй – к Природе и третий – к высшему знанию или Теософии в широком смысле этого слова. Первый набор из семи карт : I. Маг; 0 Безумный; V. Колесница; IX. Отшельник; VI. Искушение; XV. Дьявол; XII. Повешенный. Эти семь карт во временной перспективе описывают семь этапов пути Человека на его пути к Сверхчеловеку, или в Бесконечном Сейчас представляют семь лиц Человека или Семь «Я» человека, существующих в нем. Это последнее значение представляет внутренний смысл тайной доктрины Таро в ее отношении к человеку. Второй набор (Природа) из семи карт : III. Императрица; X. Жизнь; XIII. Смерть; XIV. Время; XVI. Башня; XIX. Солнце; XX. Воскресение из мертвых. Третий набор (Теософия) из семи карт : II. Жрица; IV. Император; VIII. Сила; VII. Иерофант; XI. Истина; XVII. Звезды; XVIII. Луна.
|
|||
|