|
|||
ДОКТОР БАДМАЕВ 18 страницаОтвечаю членам мед. совета лишь во имя науки и идеи. Считаю своим долгом передать свое, воистину святое, наследие миру.
Забочусь о тех несчастных страждущих, которые благодаря только тибетской медицине получают и должны получать в будущем красоту жизни — здоровье. Мне лично —представителю этой науки —ничего не нужно. Имея орудием достояние тибетской медицины, работая не покладая рук всю жизнь для блага больных, я вполне удовлетворен. Я взял у этой науки все, что под силу было мне, и старался передать окружающим. А сколько в ней еще неисчерпаемой истины и законов для долголетней счастливой жизни!
ОТВЕТ на неосновательные нападки...
Постоянное излечение тяжких больных заставит, может быть, обратить серьезное внимание на теорию врачебной науки Тибета, усвоить которую трудно европейским врачам, привыкшим к своим теоретическим взглядам. Врачебная наука Тибета в продолжение полувековой своей деятельности в Петрограде излечила и облегчила страдания нескольких сот тысяч больных с самыми разновидными формами заболевания. Она приходила на помощь страждущим и излечивала в большинстве случаев тех больных, недуги которых не поддавались разным способам лечения европейской медицины. Если появятся еще несколько врачей, лечащих по системе врачебной науки Тибета, то нет сомнения, что все больные Петрограда будут обращаться к ним и сделаются убежденными сторонниками этой науки, считаемой ее последователями непогрешимой. Европейские врачи изучают врачебную науку под руководством множества профессоров-специалистов; существуют целые учреждения, занятые ими, выдаются большие содержания, устраиваются клиники, больницы, лечебные заведения для богатых и бедных, стоящие много миллионов государству, и все это, кажется, должно было бы удовлетворять потребностям населения. Сколько филантропических обществ заботятся о больных! Существуют больничные сборы для бедных, которые, заболевая, должны найти готовый приют и заботу. Чем объяснить, что в Петрограде, в центре цивилизации России, где ученые европейские врачи держат так высоко знамя своей науки, тибетская медицина привлекла к себе взоры страждущих и стала центром общего внимания? Почему трудящийся рабочий люд, имея даровое лечение, даровую больницу, даровых врачей и даровое лекарство, наполняет приемную врачебной науки Тибета ежедневно сотнями, ожидая очереди по два, по три часа, платя последний трудовой рубль,—таким образом отдавая в месяц четверть своего заработка, который равняется 12—15 рублям, кроме того, теряет восемь рабочих часов в месяц на ожидание,— почему? Почему богатые также ожидают своей очереди и платят 5—10—25 р., тогда как они, сидя дома, могли бы пригласить к себе любую знаменитость,— почему? Почему газетные нападки самого злонамеренного свойства против врачебной науки Тибета в продолжение всего существования ее в Петрограде не охлаждают рвения лечиться по системе этой науки? Потому, что люди разных слоев общества, измученные болезнью, находят себе быструю помощь во врачебной науке Тибета. Сначала в силу необходимости, а потом из любви к ней они стали знакомиться с сущностью и с силой этой науки, которая, как и всякая истина, оказалась ясной и доступной для понимания. Врачебная наука Тибета при помощи анализа и синтеза еще тысячи лет тому назад завоевала себе славу; она учит сохранять здоровье, предупреждать заболевания, помогать себе и ближним при заболевании, учит понимать красоту здоровой жизни при разумном труде. Эта могучая наука воспитывает своих последователей сознательно относиться к самому себе и к окружающей его среде. Изложенные в ней взгляды совпадают с действительностью, так как эта наука выработала их экспериментальным путем в продолжение многих веков; каждый может проверить на себе и в этом убедиться. Человек расстраивает свой организм от неумения приспособляться к четырем обстоятельствам: 1) он не знает, какой образ жизни следует вести для своего здоровья осенью, зимой, весной и летом; 2) какую пищу и питье следует употреблять в эти времена года; 3) как приспособляться к стихийным переменам времен года и 4) как воспитать индивидуальную чувствительность, которая подвержена изменениям под влиянием этих четырех времен года. Осенью происходит усиленная выработка желчи в человеческом организме; она необходима для зимних месяцев, чтобы противодействовать чрезмерному охлаждению организма. Жизненная теплота в организме поддерживается главным образом физиологической деятельностью желчи, так как она принимает энергичное участие в обмене веществ, начиная с пищеварения. Желчь распределяет приход в организме, значит, и жизненную теплоту. К весне начинается усиленная деятельность слизисто-серозных и лимфатических путей. Энергия их необходима в летние месяцы для противодействия чрезмерному согреванию организма. Благодаря деятельности слизисто-серозных-лимфатических путей происходит водообмен в организме. Эти пути участвуют также в обмене веществ и распределяют расходы в организме, значит, и расход жизненной теплоты в нем. Нужно знать, что расход в организме изменяется качественно и количественно как летом, так и осенью, зимой и весной. В летние и зимние месяцы усиливается энергия газообмена — последний нужен для организма как регулятор двух вышеназванных противоположных физиологических процессов. Усиленный газообмен зимою необходим, так как он участвует в приходе жизненной теплоты при усиленной выработке желчи в организме и также содействует обмену веществ, начиная с пищеварения, а в летние месяцы роль его — энергично помогать физиологической деятельности слизисто-серозных-лимфатических путей, участвуя в распределении жизненной теплоты и в расходовании ее, а также содействуя обмену веществ, начиная с пищеварения. Необходимо знать, какой образ жизни следует вести, какую пищу и питье нужно употреблять, как защищаться от стихийных перемен времен года, как воспитывать свою индивидуальную чувствительность, чтобы все вышеназванные физиологические процессы совершались нормально осенью, зимой, весной и летом. Красивое проявление воли, истинной доброты и ясности ума в человеке зависит от нормального состояния газообмена, желчи и слизисто-серозной-лимфатической системы; нарушение их ведет к расстройству воли, истинной доброты и ясности ума. При серьезном же нарушении газообмена, желчи и слизисто-серозной-лимфатической системы обнаруживаются потеря воли, озлобленность, тупость. В этом состоянии человек подчиняется своим страстям, легко сердится, плохо понимает. Врачи тибетской медицины при помощи синтеза в разные периоды расстройства питания-болезни тщательно исследуют организм человека и узнают, происходит ли в нем чрезмерное согревание вследствие усиленной выработки желчи и усиленного газообмена, или же, наоборот, происходит чрезмерное охлаждение организма благодаря усиленной деятельности слизисто-серозных-лимфатических путей и усиленного газообмена,— первый из них ведет к острому или хроническому воспалению, а второе — к падению питания, к острому или хроническому малокровию. При помощи анализа тибетские врачи изучили 1616 расстройств питания-болезни. Все физические методы определения болезней европейскими врачами не могут удовлетворить тибетских врачей. Выслушивание, выстукивание, осмотр, качество пульса, количество и качество экскрементов, мочи, слюны, слезы и мокроты изучены тибетскими врачами. При исследовании больного и определении болезней врач тибетской медицины не может довольствоваться также показаниями термометра, различных инструментов, микроскопа и химических исследований; путем осмотра и расспросов, имея в своем распоряжении шесть чувств (шестое — самочувствие), он скорее узнает о повышении или понижении температуры и о начале возникновения в организме какого-либо болезненного процесса. Появление же белка (тунгалак) и сахара (чихер) он может предусмотреть заранее. Химические исследования и микроскоп при начале процесса этих расстройств питания-болезней никаких положительных показаний не дают. Микроорганизмы также тщательно изучены врачебной наукой Тибета; они не являются причиной болезни, но организм с расстройством питания, именно с расстройством физиологической деятельности желчи, подготовляет почву для привлечения микробов, которые только осложняют болезненный процесс. Так, например, простой катар легких часто является излюбленным местом микробов, вызывающих сильное обострение этого процесса, называемого европейскими врачами туберкулезом, а у тибетцев—«нян» в легких. Появление микробов в простой ангине вызывает обострение этого процесса, называемого дифтеритом, а у тибетцев — «нян» в глотке. Простой катар кишок привлекает к себе микробы, называемые холерными, у тибетцев — «нян» в мышцах. Лихорадка привлекает к себе особый микроб под названием малярийные микробы, у тибетцев — «нян» при повышенной температуре. Организм при сложном катаре, который возникает вследствие расстроенного состояния газообмена, желчи и слизисто-серозных путей, притягивает особый микроб, называемый европейскими врачами чумой, а у тибетцев —«нян» при сложном расстройстве газообмена желчи и слизисто-серозных-лимфатических путей (хорохсон-ян). У тибетцев изучено подобных 18 разновидных микробов, носящих название «нян». Врач тибетской медицины после определения болезни приступает к лечению. В его распоряжении находится четыре способа лечения: 1) он должен указать, при каком образе жизни и обстановке данный больной может поправиться, 2) на пищу и питье, способствующие излечению его болезни, 3) на лекарства и 4) на наружные приспособления, включая хирургию. К наружным приспособлениям относятся: ванны, отбирание, компрессы, массаж, разминание, растирание, физические и умственные упражнения и т. п. <...> Различные лекарственные вещества изучены тибетскими врачами при помощи аналитического и синтетического методов. Лекарством может называться все, что существует в мировом пространстве, включая сюда самое пространство, раз только организм нуждается в нем. На вопрос одного из представителей тибетской врачебной науки, заданный своему учителю,— что такое лекарство, тот ответил, что лекарство в том узком смысле, в каком принято понимать их, [то есть] как чудодейственные вещества, не существует и не может существовать. Производящие чудеса средства, не изученные экспериментальным путем, подвергают жизнь опасности или только обольщают. При разумном понимании оснований врачебной науки человечество постоянно окружено целебными веществами, могущими спасти ежеминутно нашу жизнь. Представим себе человека, блуждающего по безводной пустыне. Он начинает испытывать жажду потому, что организм нуждается в воде, которая составляет 3/4 нашего организма. Жажда есть признак наступле ния расстройства питания тех тканей организма, которые больше всех нуждаются в воде. Подобный субъект, испытывающий расстройство питания вследствие недостатка влаги, может умереть, если не утолит своей жажды, и нет никаких средств вернуть его к жизни, кроме чашки воды, которая делается в этот момент нектаром, единственным лекарством, излечивающим умирающего от жажды. Таким же образом воздух является нектаром при отравлении угаром, солнечные лучи — при замерзании, что либо съедобное при истощении от голодания спасает организм от смерти. Принимая во внимание, что одному лицу не под силу перевести обширную литературу тибетской медицины на русский язык и иметь под рукой все лечебные средства этой науки, включая и хирургию, и, наконец, одному невозможно удовлетворить всех, желающих лечиться по ее системе, я обратился к министру внутренних дел с докладной запиской, здесь приложенной. Эту записку министр передал на рассмотрение членов медицинского совета. Члены этого совета ответили отрицательно на запрос врачебной науки Тибета. В постановлении членов медицинского совета ярко выступает тяжкое обвинение, направленное против моей деятельности как врача и тем самым против врачебной науки Тибета. Ошибочные взгляды членов медицинского совета нетрудно опровергнуть, имея в руках веские доказательства. Члены медицинского совета назвали безусловно вредной мою деятельность, потому что, как говорят они, я лечу больных не только без применения требуемых наукой способов исследования при самых тяжких заболеваниях, употребляю сильнодействующие европейские ядовитые средства, как, например, мышьяк, ртуть, антипирин и фенацетин, что лечу сифилис не ртутью, а злокачественную опухоль не хирургическим путем, как этого требует европейская наука, и притом лечу заочно. Ниже привожу указания на интересных больных с тяжкими заболеваниями, на страдавших сифилисом и злокачественною опухолью и хирургическими болезнями и также на излеченных заочно. В моей практике не раз врачебная наука Тибета сталкивалась с этой же наукой Европы при способе исследования больного, определении болезни и лечения, и каждый раз была на высоте своего призвания. Нижеприведенные факты могут убедить всякого, что члены медицинского совета совершенно не знакомы с врачебной наукой Тибета, особенно с ее способами исследования больного, определения болезни и лечения. Эти факты всегда можно проверить, обратившись ко всем указанным лицам, пользовавшимся услугами врачебной науки Тибета. Я их не называю ввиду того, что этика этой науки строго воспрещает обнаружение имен и фамилий лечащихся; последние, их родственники и знакомые во всякое время появятся лично для подтверждения моих слов. Родные г-жи Л. приходят ко мне и объявляют, что девять врачей определили у больной туберкулез легких; она лежит с высокой температурой несколько месяцев; врачи решили, что заграничный выезд бесполезен, ибо дни ее сочтены. При исследовании ее при помощи шести чувств я убедился, что чахоточного процесса нет, ибо легкие дышали хотя едва заметно, но во всем пространстве; они были как бы парализованы, и грудная клетка почти не изменялась при дыхании. Я обратил внимание на то» что вся кожа ее сохранила жизненность, на ощупь — ровную температуру повсюду, чего не бывает при туберкулезе (кожа грудной области, пораженной туберкулезом, всегда изменяется и на ощупь горяча). Урина своим цветом, количеством в один раз, своим запахом, плотностью и пенистостью и ее экскременты, выпускаемые только при помощи клизмы, также показали мне, что я имею дело не с туберкулезной больной. Пульс был очень слабый, но по качеству не легочного процесса. После исследования живота я пришел к заключению, что у г-жи Л, вследствие продолжительного катара желудочно-кишечной системы произошло утолщение стенок желудка, увеличение печени и селезенки с воспалительным процессом в диафрагме. Этот процесс под названием «боро» (по-монгольски) и «мугбо» (по-тибетски) хорошо изучен и описан в частной патологии и терапии врачебной науки Тибета. Он возникает вследствие нарушения газообмена в первых путях пищеварения и усвоения при катаральном состоянии их и от изменения качества желчи. Обострение этой опухоли нередко вызывает нарывы в стенках желудка; этот процесс сопровождается кровавой гнойной рвотой или же, если такая опухоль находится у двух отверстий желудка, служит предвестником возникновения злокачественного новообразования. Я начал лечить больную и дал ей в малых дозах лекарства под названием мугбо-юлжал № 115 и жуган-нирнг'а № 75 — лекарство классическое, дозированное врачом Ютогбой еще в IX столетии, когда ему было сто лет. Мугбо-юлжал дозировано врачом Дисрет Саажай Жамсо, жившим в XVII веке, и дальше давал ей в различное время шижед-дугба, дозированное мною, и дагма-найжог, дозированное Ютогбой. Все четыре лекарства сложного состава. Лекарство мугбо-юлжал способствует рассасыванию опухоли, жуган-нирнг'а способствует питанию легких, шижед-дугба способствует улучшению пищеварения и усвоения, а дагма-найжог я давал больной в конце от малокровия. При надлежащем уходе и диете больная постепенно стала поправляться: появились аппетит, вкус и обоняние, очистилось зрение, улучшилась чувствительность, перистальтика желудка и кишок приобрела энергию, изменился к лучшему пульс, улучшилась деятельность сердца, стала выделяться мокрота, улучшилось дыхание, отправления желудка и кишок тоже улучшились, экскременты и моча изменились, стали принимать более жизненный вид, самочувствие значительно улучшилось, темпера-тура понизилась до 36,4. Через два месяца больная покинула постель и вскоре совершенно поправилась. Знакомые ее врачи констатировали, что легкие целы, не найдя даже притупления от зарубцевания. От такого же болезненного процесса, выразившегося менее интенсивно, излечилась графиня Л. М. Лучшие врачи определили, что у нее поражение верхушек легких. Ей прежде всего даны были мною после осмотра шижед-дугба и дагма-найжог, а мугбо-юлжал и жуган-нирнг'а она совсем не принимала, так как не было ясно обнаружено утолщение стенок желудка; легкие были ослаблены вследствие малокровия. Графиня совершенно излечилась. Почему же европейские врачи констатировали в обоих случаях легочную чахотку? Потому что они нашли: притупление верхушек легких при выстукивании, выдых, кровохарканье, одышку, огромное количество мокроты, которая тонула в воде, постоянную температуру 38,7, общую слабость. У графини Л. М. нашли притупление верхушек легких, тоже выдых, одышку, кровохарканье, едва заметное повышение температуры 37,5, истерические припадки. Притупление нашли потому, что верхушки легких были сморщены вследствие спазматического сокращения бронхов. Выдых зависел от сужения просвета бронхов. Кровь выходила с мокротой по утрам при рвоте, кровинки были желудочного происхождения. При болезни «боро» это часто бывает. Температура 38,7 держалась вследствие воспалительного процесса диафрагмы. Слабость от отсутствия питания — отвращение к пище. При болезни «боро» это обыкновенное явление. Во втором случае то же самое, что и в первом, с той разницей, что кровохарканье у больной происходило от цинготного состояния и рыхлости слизистых оболочек. Врачи должны помнить, что существуют такие болезненно-чувствительные субъекты, у которых при дотрагивании до грудной клетки возникает одышка и в некоторых частях легких слышится выдых с клокотанием мокроты. У меня излечились десятки тысяч больных с болезнью «боро». Эти больные приходили ко мне с разными диагнозами европейских врачей: кто определял катар желудка, другой язву желудка, рак желудка, камни в печени, невралгию желудка, атонию, диспепсию, малярию, неврастению, туберкулез и т. д. Все эти больные совершенно излечивались при употреблении шижед-дугба № 179 совместно с другими лекарствами, сообразно осложнениям. Итак, способ исследования болезни, определение болезни и лечение по системе врачебной науки Тибета во всех подобных случаях бесспорно стоит на строго научной почве. Справедливо ли упрекать врачебную науку Тибета и меня за этих излеченных больных? Баронесса Г. в сопровождении сестры приходит на прием с наростом на большом пальце, с опухолью пальца до кисти руки: от болей она не спала в продолжение двух недель. Домашний врач и профессор хирург определили злокачественную опухоль саркому. Предложено было ей немедленно отрезать палец, малейшее замедление грозило отнятием руки. Осмотр по системе врачебной науки Тибета дал заключение, что больная излечима, опухоль должна затвердеть и отвалиться. Начинается лечение, в продолжение первой недели лечения больная стала спать, боли прошли, опухоль спала. После двух месяцев нарост стал затвердевать и через год отвалился. Профессор хирург, предлагавший операцию, сказал ей, что если этот нарост затвердеет и отвалится, то он сделается поклонником врачебной науки Тибета. Баронесса Г. наглядно показала, что врачебная наука Тибета может лечить злокачественные опухоли без хирургического вмешательства. Барон К. после долгого лечения у знаменитостей с лупусом (волчанкой) на щеке обращается в кабинет врачебной науки Тибета и излечивается. Барон генерал Н. и капитан К. продолжительно лечатся у накожных профессоров, страдая сикозисом. У них выдергивают каждый волос отдельно безуспешно. Они обращаются в кабинет врачебной науки Тибета: совершенно излечиваются, волосы выросли. У г-на X. лучшие врачи определяют гунтеровский шанкр. Образуется глубокая язва, увеличиваясь более и более при лечении ртутью. С отчаянием он приходит в кабинет врачебной науки Тибета; по осмотру оказывается процесс не сифилитический, а гангренозный. Больной в продолже-ние трех месяцев совершенно излечивается. Знаменитые профессора лечат г-на К. от водянки вследствие затвердения печени. Объявляют больному, что он неизлечим. Обращается в кабинет врачебной науки Тибета. Осмотр показал, что болезнь излечима. Больной поправляется. Г-н К. в сопровождении проводника является в кабинет врачебной науки Тибета, с отчаянием говорит, что профессор окулист определил сифилитическое воспаление радужной оболочки, что зрение вернуть нельзя. После тщательного осмотра начинается лечение. Больной продолжает ходить к окулисту, объявив ему, что он лечится по системе врачебной науки Тибета. Профессор окулист с интересом следит за выздоровлением больного. Зрение возвращается. Больной теперь на службе. Врачебная наука Тибета излечила г-на К.— сифилитика — без ртути. Профессора и врачи у 70-летнего г-на Ш. находят опухоль в брюшной полости, предполагают раковую опухоль. Больной не покидает постели. Осмотр по системе врачебной науки Тибета определяет, что опухоли нет. Содержимое кишок приняли за опухоль. В продолжение двух месяцев больной поправляется. Он занимается теперь государственными делами, ему 77 лет. Г-жа Ш. страдает воспалением коленного сустава вследствие ушиба. Хирурги укладывают ее в постель на долгий покой. Больная нога делается значительно тоньше здоровой. Осмотр по системе врачебной науки Тибета показывает, что г-же Ш. необходимо встать и ходить, так как нога худеет от лежания. Дается лекарство от ушибов, воспалительный процесс излечивается; через три месяца она ездит верхом. Опять-таки хирургическую болезнь врачебная наука Тибета излечивает внутренними средствами. Г-и М. в сопровождении супруги является во врачебный кабинет Тибета с опухолью в полости живота, в полном изнеможении. Врачи предполагают злокачественную опухоль. После осмотра по системе врачебной науки Тибета эта опухоль оказалась доброкачественной, притом опухолью лимфатических желез, которая излечима. После трехмесячного лечения он совершенно поправляется. Он теперь занимается государственными делами. Г-н П. обращается к знаменитостям Парижа. Одни находят туберкулез костей, другие сифилис. Делают над ним разные опыты лечения. После многолетнего неудачного лечения он возвращается в Петроград и обращается к помощи врачебной науки Тибета. По определению ее у г-на П. воспалительный процесс в костях произошел вследствие заражения гонорейным ядом, бывшим в молодости. В несколько месяцев совершенно излечивается. Из-за границы больной Г., француз, заочно подробно сообщил о своем самочувствии; врачи определили туберкулез в легких. Находясь под наблюдением своих врачей, он начал принимать лекарства врачебной науки Тибета, еженедельно сообщая о своем самочувствии и о том, что врача удивляются улучшению здоровья после недельного приема порошков. Лечился восемь месяцев; уже в начале лечения врачи начали замечать, что туберкулезные микробы стали уменьшаться и затем совершенно исчезли. Если врачебная наука Тибета по правильному расспросу может излечить заочно при подробном изложении в письме самочувствия больного, результатом которого является излечение, то не следует ли видеть в этом научности способа распознавания болезней на расстоянии? Мальчик М. Я. 12 лет уже с четырехлетнего возраста страдает туберкулезным процессом в позвонках (горб). Два года лежит в постели неподвижно, с огромной раной в тазобедренной части, с опухолью первого, второго поясничного позвонков, сильно истощен, кишечник не работает, температура 38,5, по временам 39. В июне 1910 г. начал лечиться у меня: опухоль позвонков почти исчезает, мальчик покинул постель в октябре, после четырехмесячного лечения. Теперь ходит по комнате, все для себя сам делает, большинство ран зажило, аппетит хороший, кишечник исправился, температура все последнее время 36,4. Мальчик X., туберкулез позвонков (горб); мальчика принесли на руках; 8 лет не мог двигаться, был совершенно истощен, кишечник плох. Лечился с весны 1910 г., опухоль почти исчезла, но во время лечения гнойник открылся в легкие, температура до 40, появилось выхаркиванье гнойной мокроты в большом количестве с кровью; даны были лекарства, заживляющие этот гнойник. Температура упала до 36,4, аппетит и сон появились. Мальчик поправился, свободно бегает. От такой же болезни, как у первого мальчика, и в таком же положении «гаходился в 60-х годах г-н О. Я. Его лечил мой покойный брат и излечил его вполне. О. Я. в настоящее время занимает большой пост в чине действительного тайного советника. Подобным же образом, как описано выше, излечились как лично, так и заочно, по письмам, десятки тысяч больных не только от вышеописанных болезней, но и страдавшие острыми и хроническими заболеваниями мозга, мозговых оболочек, органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, полости рта, зева, глотки и горла, дыхательных путей, сердца, шейных желез, пищевода, желудка, тонких и толстых кишок, печени, селезенки, брюшины, почек и других желез брюшной полости, мочеточников, мочевого пузыря, болезни половых сфер, суставных частей всего организма, кожи гладкой и волосистой, подкожной клетчатки, жировой ткани, мышц, сухожилий надкостниц, костей; страдавшие ревматизмом и подагрой во всех видах, туберкулезными заболеваниями, сифилисом, невралгиями и накожными болезнями, сахарным и белковым изнурениями, заразными болезнями (как-то: дифтерит, ангина во всех видах, тифы разных видов, коклюш, оспа, корь и скарлатина, холерина и холера, сибирская язва и другие болезни); излечиваются этой наукой бешенство и чума. Эти последние две болезни я не лечил. Какая из этих двух медицин, европейская или тибетская, обладает более действительными и верными способами при исследовании больного, при определении болезни и лечении, требуемыми наукой, предоставляем судить беспристрастным, здраво рассуждающим лицам, а затем уже членам медицинского совета, которые относятся с предубеждением к врачебной науке Тибета и которые, к сожалению, менее компетентны в вопросе о тибетской медицине, чем каждый из моих сотен тысяч излечившихся больных. Относительно лекарственных веществ, получаемых мной с Дальнего Востока, члены медицинского совета открыто объявляют, что руководствовались лишь одним мнением профессора Пржебытек, уверявшего их, что я лечу.больных открытыми европейскими ядами, употребляемыми ими же при лечении больных, но которых в моих порошках абсолютно нет, именно: ртутью, мышьяком, антипирином, фенацетином. Про ртуть и мышьяк Пржебытек прочитал в моей книге «О системе врачебной науки Тибета» 1898 г., в предисловии на 25 стр., но, как видно, он не понял, в чем тут дело. В моих порошках этих веществ совершенно нет, и г-н Пржебытек их обнаружить не может. Что касается кристаллов антипирина и фенацетина, то они также не употребляются у нас. До появления этих новых средств в европейской терапии врачебной наукой Тибета были излечены сотни тысяч больных; ясно из этого, что она не нуждалась и не нуждается в этих средствах. Лекарства я получаю с Востока, об этом могут засвидетельствовать портовая таможня и почтамт. Некоторые составные части лекарств я беру здесь в аптекарских складах, где тоже получают с Востока. В своем постановлении члены медицинского совета рассуждают так: бурятам, знающим монгольский и тибетский языки и врачебную науку Тибета, в то же время окончившим Военно-медицинскую академию или медицинские факультеты в других университетах, а также просто дипломированным врачам нет основания запрещать и лечение по тибетской науке. Я не знаю, каким образом европейские дипломированные врачи будут лечить по способу тибетской медицины и средствами ее, не зная ни того, ни другого. На такое постановление членов медицинского совета я принужден ответить цитатами из соч. «Жуд-Шп», стр. 154, 31 гл.: «Врачи, которые не знают основ врачебной науки Тибета, не могут познать сущности расстройств питания в организме — болезни, не могут попять хирургии, похожи на слепца, которому показывают вещи. Все такие плохие врачи, понимающие все ложно, будут применять и ложные способы лечения; они — злые гении, носящие образ врачей, они указывают путь на тот свет. С такими врачами не следует иметь дела, они только позорят корпорацию врачей». На мою просьбу сделать известными всем составы моих порошков и дать им привилегию, чтобы не подделывали их в ущерб страждущему человечеству, разрешить продавать каждую дозу по 10 коп., благодаря чему составился бы капитал — 48 000 руб. в год (в 1909 г. мною отпущено 478 008 порошков), эта сумма шла бы на деятельность новоорганизованного общества с целью скорейшего исследования врачебной науки Тибета,— члены медицинского совета постановили, что врачебной наукой и действующими законоположениями не допускается узаконить продажу лекарств неведомого содержания, [то есть] порошки тибетской медицины, которые предлагаю сделать ведомыми. Они разрешают организовать общество без денежных средств и без приютов и амбулаторий для исследования и лечения больных. Совершенно непонятно таковое постановление; а между тем врачам дипломированным позволяется лечить неведомыми средствами, и в то же время не допускаются для лечения порошки неведомого содержания. Из этого получается вывод, что если средства тибетской медицины, как они говорят, ядовиты, то, по мнению членов медицинского совета, даром отравлять людей можно, а за деньги нельзя.
|
|||
|