Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДОКТОР БАДМАЕВ 11 страница



Изучая человека, тибетские врачи пришли к заключению, что самая мельчайшая частица в организме непременно занимает известное пространство и благополучие этой частицы зависит от величины занимаемого ею пространства, что жизнеспособность ее находится в зависимости от теплоты-света во вселенной, хотя и в ней самой поддерживается, благодаря жизненным процессам, жиз­ненная-живая сила в виде постоянства энергии жизненной-живой теплоты. Частица эта нуждается в возобновлении извне воздухооб­разных, жидких и твердых веществ, находящихся в ней в опреде­ленной норме.

Частицы, ткани, органы и весь организм чрезвычайно стойки, имеют возможность приспособляться к различным обстоятельствам и умеют защищаться для сохранения своей жизненности от внеш­них и внутренних, от временных и постоянных, от отдаленных и ближайших причин.

Обширные знания,| имеющиеся в распоряжении врачебного со­словия, обогащают ум врача, обширная практика развивает добрые чувства и наблюдательность. Любовь к ближнему, стремление врача удовлетворить желание каждого, обращающегося к нему, налагают на него чрезмерную ответственность, как видно из этики, составленной для тибетского врачебного сословия, и при этих обстоятельствах врачу не трудно стоять на идеальной высоте нрав­ственности, как бы ни рассматривали эту нравственность с точки зрения абсолютной или относительной.

Тибетские врачи особенно заботливо относятся к своему зре­нию, ибо при помощи его опытные из них смело ставят диагноз только по виду больного и по наружному его осмотру.

Известно, что человек, имеющий нормальное зрение, видит на различных расстояниях не только крупные, но даже мельчайшие предметы гораздо яснее, чем те, которые прибегают к помощи инструментов.

Зрение зависит исключительно от устройства глаза, обладаю­щего возможностью приспособляться ко всевозможным расстоя­ниям, освещениям и к величинам.

Состояние же зрительного аппарата, по взглядам врачей Тибета, находится в непосредственной связи с кровеносной системой, состоянием печени и лимфатической системой, на которые, в  свою  очередь,  влияют активное или пассивное состояние ума, чувств и наблюдательность.

Этика тибетских врачей требует от них одинаково внимательного ласкового отношения к больным, даже в том случае, если обращается за помощью враг: он должен находить во враче, даже в его взгляде, одну искренность и доброту.

Таким же точно образом тибетский врач обязан оберегать свой слух, при помощи которого в некоторых случаях безошибочно ставится диагноз.

Голос больного. Тон его голоса, вообще речь, звуки, шум, про­изводимые больным при дыхании, при движении и наблюдаемые в различных органах, дают возможность узнать как причину, так и сущность болезни. По голосу человека легко узнаётся его душевное настроение.

Точно так же врач должен заботиться о своём обонянии. Нор­мально развитое обоняние тоже дает возможность ставить пра­вильно диагноз. От тонкого обоняния врача не могут ускользать запах пищи, питья, помещения, запах всевозможных лекарств и растении, запах дыхания и различных  отделений и выделений здорового и больного человека, запах вредных или полезных

веществ.

Такое же важное значение имеет нормально  развитой вкус.

По вкусу и по изменению вкуса возможно также ставить диаг­ноз.

Шесть точно определенных, признаваемых врачами Тибета вкусов главным образом служат руководителями при приготовле­нии и назначении пищи, питья и лекарств.

Тибетские врачи придают также огромное значение чувству осязания и ощущения. На основании этих чувств врачи могут ставить диагноз.

Различные расстройства внутренних органов выражаются или чрезвычайной чувствительностью, или потерей ее.

Нормальное ощущение полной удовлетворенности (физической и умственной), являющейся результатом первых пяти чувств у врача, дает ему возможность знать состояние этого шестого чувст­ва у больного.

Вообще все шесть чувств изменяются под влиянием рас­стройства внутренних органов. Так, например зрение изменяется особенно при болезни печени,  слух—при болезни почек, обоняние — при болезни легких,  вкус — при болезни желудка и кишок, осязание-ощущение при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, а чувство полной удовлетворённости—при расстройстве  всей нервной системы.

 

Для определения здорового и больного организма врачи поль­зуются абсолютной и относительной диагностикой.

Абсолютная диагностика существует только в теории, так как на основании этой диагностики можно у всякого человека найти расстройство питания.

Относительная диагностика всегда применяется на практике. Та и другая диагностика требует объективного и субъективного

метода исследования.

 

 

Объективный метод исследования в начале расстройства пита­ния организма, пользующийся физическим способом диагностики, то есть осмотром, ощупыванием, выстукиванием, выслушиванием и прочее не может установить существующее расстройство, так как частицы, ткани, органы, пульс, урина, экскременты и кожа не изменились настолько, чтобы можно было предполагать какое-нибудь расстройство.

Врачебная наука Тибета дает преимущество субъективдому методу исследования, состоящему в правильных расспросах о сне,  аппетите, зрении, слухе, обонянии, осязании-ощущении,

ощущении полной удовлетворенности, о самочувствии вообще, об отделении экскрементов, урины и пота, о действии на организм различных пищевых веществ и питья, температур и окружающей среды. Подобные расспросы дают возможность врачу правильно определить состояние жизненных процессов организма.

Различие между объективным и субъективным методом иссле­дования расстройств питания в организме можно проследить на одном и том же больном.

Больной ощущает неловкость и боль в правом боку и при этом по временам страдает задержкой экскрементов и газов.

Объективный метод исследования посредством физических спо­собов не устанавливает расстройства.

Врач же, пользующийся субъективным методом, рядом пра­вильных расспросов устанавливает, что неловкость и боль в пра­вом боку, задержка экскрементов и газов происходят от задержа­ния желчи, и может предсказать, что если больной в продолжение известного периода времени не примет мер, предлагаемых врачебной наукой, и не изменит образа жизни, пищи и питья, служащих причиною появления его недуга, то у него произойдет застой и уве­личение печени, образуются камни в желчном пузыре с явлениями желтухи и со  всеми осложнениями этого расстройства. Объектив­ный метод подтвердит это  предсказание только через несколько лет: он посредством выстукивания, исследования экскрементов и урины установит увеличение печени, застой желчи и присутствие камней в экскрементах.

Больной преклонного возраста, имеющий  порок сердца с юных лет, является к врачу, жалуется на боль в грудной области и одышку. Объективный метод исследования больного с помощью физических способов дает полную картину порока сердца, поэтому болезненное состояние грудной области и одышку приписывает пороку сердца. Тогда как субъективный метод исследования этого больнго, при помощи правильных расспросов, устанавливает расстройство желудочно-кишечной системы: задержка газов и экскрементов вызывает вздутие живота и приподнятое диафрагмы; поднятие диафрагмы стесняет лёгкие, уже стеснённые измененным с юных лет

Вследствие его порока, и вызвало одышку, а боли в груди, произошли вследствие давления изменённым и стесненным сердцем на чувствительные части грудной области. При лечении больного на основании субъективного метода исследования, с применением желудочно-кишечных лекарств и соответствующего образа жизни, пищи и питья совершенно исче­зают боль в грудной области и одышка. При лечении же на основа­нии объективного метода исследования, с применением сердечных лекарств данное расстройство ухудшается, так как не отстранена причина, и может произойти нарушение компенсации (уравнове­шивание) сердца со всеми ее последствиями и смертью от водянки. Врач установит диагностику, что больной умер от порока сердца, тогда как ближайшею причиною смерти было катаральное состоя­ние желудочно-кишечной системы, вызвавшее в организме смер­тельное осложнение вследствие игнорирования субъективной

диагностики.

К врачу приходят три субъекта с различными, по их взгляду, расстройствами питания: отец, мать и дочь. Врач не знает, что они из одной семьи. Сперва вошел отец. У него по субъективному исследованию катар желудка и кишок с обычными запорами. Врач дал ему лекарство, соответствующее этому расстройству. Вторым пришла молодая особа с жалобою на мигрень, на страшную голов­ную боль, особенно во время менструации. По субъективному исследованию оказалось, что ее головные боли происходят от катарального состояния желудочно-кишечной системы; поэтому врач дал ей то же самое лекарство, которое дал и ее отцу. Тре­тий больной — почтенная особа, полная, с довольно выдающим­ся   животиком, прихрамывающая. Она жаловалась на сильные боли в ране ноги. На ноге ее образовалось несколько язвочек вследствие расширения вен, ноги были отечны, очень плотны, а язвы чрезвычайно болезненны, отделяли гной и сукровицу. Опре­делив по субъективному исследованию катаральное состоя­ние желудочно-кишечной системы, врач дал и этой больной то же самое лекарство, которое было дано предыдущим двум больным.

Вес трое больных, возвратившись домой, обратили внимание на данное врачом лекарство и нашли, что врач одно и то же лекарство дал против самых различных болезней. Но эти больные нашли нужным принимать данное им лекарство, и пищеварение отца улучшилось, мигрень дочери прошла, у матери боли в ноге прекра­тились, язвочки зажили, отечность ноги прошла, остались только венозные расширения.

Таким образом, мы видим существенную разницу между объек­тивным методом с применением его физических способов исследо­вания организма и субъективным методом с применением способа исследования организма на основании правильных расспросов и изменения жизненных процессов организма.

Больной преклонных лет, с большими средствами, приглашает врача и жалуется на боли под ложечкой, тошноту, рвоту, отсут­ствие аппетита, на изменение урины с сужением мочеиспускательного канала, нa задержку экскрементов и газов и на боли в суставах. Субъективное исследование указало, что у больного существует катаральное состояние мочевого пузыря заразного характера вследствие хронического перелоя… отравление организма этим ядом в виде ревматических болей в суставах и раздражение этим ядом слизистых путей пищеварительного канала. Боль­ному даются лекарства против катарального состояния желудочно-кишечной системы: боли под ложечкой, тошнота, рвота, отсут­ствие аппетита, изменение урины, задержка экскрементов и газов исчезают, самочувствие улучшается, но обостряются боли в суста­вах; затем и эти боли исчезают, но обнаруживается перелой в выс­шей степени острой форме. Больной обижается на врача, пригла­шает специалиста по перелою и говорит ему и другим врачам, что предыдущий врач произвел у него перелой. Врач-специалист лечил его местным способом, острая форма перелоя уступила этому лече­нию. Но больной через три года после излечения от перелоя стал страдать теми же припадками, от которых был излечен первым врачом, и долгое время не желал обратиться к нему за помощью из опасения, что он снова произведет перелой. Никто не хотел пове­рить, что перелой был вызван существованием в организме перелойного яда и что больной мог избавиться от этого яда только воз­вращением последнего на место заражения и что возвращение этого яда произошло вследствие излечения лекарствами желудоч­но-кишечной системы, которая была расстроена влиянием указан­ного яда. Наконец больной, изнемогая от рвоты с кровью от ясно выраженного ракового процесса, решился пригласить того врача, который однажды уже излечил его. Врач после многократной просьбы родных поехал осмотреть больного, но не дал ему лекарства: было поздно, больной через несколько дней умер.

Таким образом, раковый процесс был вызван расстройством пита­ния желудка, а это расстройство было вызвано перелойным ядом1.

Врач может встретиться с так называемыми неизлечимыми недугами, как-то: туберкулезом, раком, саркомой и другими зло-

1 Ежедневно возможно подвергнуть демонстрации сотни больных и доказать воочию преимущество субъективной диагностики над объективной и тем показать относительное излечение всевозможных расстройств питания, которые считаются даже неизлечимыми. (Примеч. авт.)

 

качественными и доброкачественными опухолями, с прогрессив­ным параличом, сухоткой спинного мозга, с перерождением важ­нейших органов и тканей, которые, то есть неизлечимые недуги, развиваются под влиянием расстройства жизненных процессов, -вызывающих расстройство питания частиц, тканей и органов.

Объективный метод исследования при помощи физического способа в начальном периоде этих расстройств не имеет возмож­ности точно определить характер и опасность в будущем данного расстройства. Тогда как врач, руководясь субъективным методом исследования при помощи правильных расспросов, может безус­ловно верно определить существующее расстройство и предска­зать картину развития его до степени опасности для организма и предложить средства для исправления расстройства жизненных процессов, которое могло бы быть причиной развития неизлечимых вышеуказанных расстройств.

Во всяком случае, только объективный метод исследования рас­стройств питания организма с применением только физических способов исследования должно считать грyбым методом, так как этот способ диагностики имеет дело с явно выраженными, изме­нившимися качественно и количественно частицами, тканями и органами, так сказать, изменениями предсмертными.

Основные взгляды врачебной науки Тибета, проведенные в эмбриологических, анатомических, физиологических, патологиче­ских и диагностических сведениях, гласят, что как благосостояние человеческого организма, так и расстройство его находится в зави­симости от трех основных придан, которые в свою очередь зависят от степени физического и умственного развития человека: 1) от неуменья пользоваться своими страстями, 2) от отсутствия истин­ной доброты и 3) от незнакомства с врачебной наукой в частности и от незнания вообще.

1)_От первой причины — от нeуменья  пользовaтьcя своими страстями — возникают расстройства питания органов, тканей и частиц, поддерживающих равновесие жизненной-живой теплоты в организме. К этим органам, тканям и частицам относятся органы, ткани и частицы, находящиеся непосредственно под влиянием восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очище­ния-расходования воздуха, то есть нервно-мыщечная система.

_ 2) От второй причины — отсутствия истинной доброты— воз­никают расстройства  питания кровеносной системы с сердцем и печенью, во главе.

Истинная доброта есть проявление гармонии физического и умственного развития. Все внешние впечатления (получаемые человеком) воспринимаются различно по степени физического и

умственного развития субъекта центральной нервной системой, которая получает питание благодаря восприятию, уподоблению, всасыванию, усвоению, удалению-очищению-расходованию воз­духа, желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической си­стемы: люди, у которых вполне гармонично физическое и умствен­ное развитие, способны моментально критически отнестись к внешним впечатлениям даже самого потрясающего свойства, и эти вптечятления уже не нарушают восприятия, уподобления, всасыва­ния, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жизнен­ных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, поэтому и не вызывают энергичной деятельности сердца и кровеносных сосудов и не удручают желчетворительной способности печени, первоисточника энергического проявления деятельности центральной нервной системы; тогда как субъекты, у которых нет полной гармонии между физическим и умственным развитием, от таких же потрясающих впечатлений теряются и не способны отнестись к ним критически, чем и вызывают в себе раз­личные расстройства питания (болезни), преимущественно крове­носной системы с сердцем и печенью, затем разные расстройства питания в организме, зависящие от этих органов. Такие субъекты постоянно расстраивают свое здоровье, так как люди окружены неожиданностями.

Расстройство же кровеносной системы с сердцем и печенью происходит оттого, что эти впечатления оказывают влияние прямо на желчетворение и желчевыделение.

В первый момент восприятия впечатлений теряется организмом много тепла, соссуды  расширяются; во второй момент сосуды сжимаются, ослабевает потеря теплоты и начинается сердцебиение вследствие сосудистого сопротивления и увеличения системы желчи в крови. Ясно из этого,  частое повторение подобных явлений вызываетает полное расстройство кровеносной системы с сердцем и печенью.

3) От третьей причины и, в частности, от незнания условий нашей жизни возникают все расстройства питания слизистых и эпителиальных покровов, по выражению европейских врачей простудно-катаральные болезни. Эти расстройства питания происходят от частного или общего охлаждения организма вследствие неумения приспособляться к разницам температур вообще и к разным температурам времен года в часности, к барометрическим изменениям, к ветрам, к дождю, к климатическм условиям и, наконец, к помещению, к одежде, к пище и питью разных температур.

Неумение соооразоваться с указанными явлениями и обстоя­тельствами вызывает прежде всего расстройство питания кожи и слизистых покровов, доступных внешнему влиянию. Эти последние в свою очередь имеют влияние на слизистые и серозные покровы

всего организма в зависимости от того, какой район кожи и сли­зистых покровов, доступных внешнему влиянию, охладился каче­ственно и количественно.

Таким образом, от первой причины происходят расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очище­ния-расходования воздуха, от второй — расстройства желчи, от третьей — слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы.

 

Дальнейшее благосостояние организма и расстройство его уже зависят от состояния времен года, от индивидуальной чувствитель­ности, от образа жизни, пищи и питья.

Мы прямо теперь перейдем к образу жизни.

Умственное и физическое развитие человека во многом зависит от образа жизни. Врачебная наука учит, что лица, заботящиеся о своем правильном умственном и физическом развитии, прежде всего должны ознакомиться с ее основными принципами. Эти принципы говорят, что только гармония между физическим  и умственным развитием может дать более совершенных людей.

Развитие ума в ущерб телу и наоборот всегда ведет к тем ненормальным явлениям, которые принято называть безнравственными.

Врачебная наука Тибета учит, что расстройства питания орга­низма, то есть всевозможные болезни, весьма часто трудно излечи­мые, возникают у лиц, ведущих предосудительный образ жизни, так, например, у лжецов, клеветников, воров, убийц, завистников, гордецов, честолюбцев, сребролюбцев, поклонников еды, питья, беспутства и др. Все они продукты расстроенного питания орга­низма и в свою очередь способствуют дальнейшему расстройству питания до степени неизлечимости, если они, хотя и поздно, не оставят своих пороков и не будут следовать точным указаниям врачебной науки Тибета.

Все вышеназванные пороки излечимы. Следует твердо знать, что в момент Зачатия наследственно передаются различного рода пороки, которые но время зародышевой жизни могут исчезнуть, если жизненные процессы у  матери совершаются правильно и, сле­довательно, младенец получает нормальное питание. В  противном случае плод является на свет с унаследованными пороками, которые при приведении в нормальное состояние жизненных процессов младенца могут исчезнуть. Все умственные расстройства, по учению врачебной науки, зависят от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в центральной нервной системе и от расстройства жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфа­тической системы этого же района. Известно, что центральная  нервная система получает питание главным ооразом при помощи двух сонных и двух позвоночных артерий, и множество вен, унося-щтгх кровь из центральной нервной системы, наполнены продук­тами восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. 1 )Под влиянием нормального восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, учит врачебная наука, проявляются различные способности, нормальная деятельность

шести чувст и воля. 2) Под влиянием жизненных процессов желчи, действующей на центральную нервную систему при посредстве кровеносной системы, проявляются ясность мысли, энергия, решительность, всякого  poдa желания. 3) Вследствие нормального  состояния жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы головного мозга обнаруживается правильное отправление шести чувств, проявление довольство.

Из этого ясно,что вышеназванные пороки, как-то: 1) ложь и клеветничество суть продукты потери воли вследствие расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха центральной нервной си­стемы; 2) воровство, убийство, зависть гордость, честолюбие, сребролюбие -- продукты потери воли вследствие расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очище­ния-расходования воздуха и жизненных процессов желчи; 3) чрезмерная наклонность к еде, пьянству и беспутству — продукты потери воли вследствие расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения- расходования воздуха и расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Все другие анормальные явления в области мысли, речи и действий, по врачебной науке Тибета, также объяснимы расстройством жизненных процессов.

Нервные центры, очевидно, работают нормально только при условии нормального состояния восприятия, уподобления, всасы­вания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жиз­ненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфати­ческой системы. При таком состоянии жизненных процессов  преступные деяния не имеют места. Эти деяния могут возникать только вследствие определённого расстройства питания центральной нервной системы,

происходящего вследствие расстройства в ней восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Вот почему преступные деяния всегда имеют характер спорадический, то есть случайный.

Всё вышесказаное возможно подтвердить экспериментальным путём, ибо эти положения выработаны именно указанным путем.

Вот почему в образе жизни для сохранения здоровья врачебная наука советует прежде всего быть правдивым и стоять за правду, не делать никому зла даже мысленно, не говорить много, не утруждать шесть чувств, но и не оставлять их в бездействии, быть осторожным во всем и везде, избегать бессонных ночей, усиленного умственного и физического труда, быть твердым в своих убеждениях, милосердным, не должно поддаваться страстям, сообразоваться со временами года в образе жизни, в пище, питье, в одежде и в помещении, держать в безусловной чистоте себя и свое помещение, держать нижнюю свою сферу в такой же чистоте, как лицо и рот, подмываться каждый раз тепленькой водой после всякого естественного отправления.

"В супружестве весьма часто один из супругов, у которого умственное и физическое развитие находятся в гармонии, хотя и может оказать благотворное и оздоравливающее влияние на другого, имеющего даже большие недостатки, но во всяком случае не следует вступать в брачный союз с больными умственно и физически; должно избегать в браке  кровного родства; в известного рода супружеских отношениях безусловно соблюдать правила относительно времен года, иначе произойдет  истощение, ибо в жизненных процессах ясно указано, в какое время года и при каких обстоятельствах организм имеет способность удерживать свой актив на наибольшей высоте. Поэтому потеря тепла и про­изводство вновь продуктов для известных супружеских отношений не отзывается истощающим образом на организме. Безусловно воспрещаются известного рода супружеские отношения лицам истощенным, голодным, изнуренным физически, умственно, бессонными ночами, потерявшим много крови, страдающим хроническими затяжными катарами тонких кишок.

Для того чтобы достигнуть гармонии между умственным и физическим развитием, должно обращать внимание на шесть чувств. Правильно воспитывать все шесть чувств — значит создать прочный фундамент гармонии умственного и физического разви­тия.

Благодаря только шести чувствам человечество имеет связь с внешним миром. Ясно из этого, что все недостатки шести чувств дадут человеку ложные представления о всем, что вне его. Для получения истинных представлений эти чувства должны быть вос­питаны под влиянием теплоты-света, пространства, воздуха, воды и почвы. Но так как неумение обращаться с этими последними также может дурно повлиять на шесть чувств, то следует обратить внимание на нижеследующее: как усиленные свет и теплота, так и черезмерное ослабление их дурно действует на зрение, неумение приспособляться к пространству или слишком обостряет слух и надрывает голос, или же притупляет слух и делает голос слабым. Кто не обращает внимание на кожу и слизистые покровы, тот не умеет приспособляться к разницам температур, не развивает в себе чувства осязания-ощущения, тот или ослабляет чувство ощущения и осязания, или делает их чувствительными до болезненности, поэтому подвергается различным расстройствам питания. Кто не умеет обращаться с водой как вкусовым веществом, тот не может предохранить свой организм от расстройства вследствие вступления в него воды вредного качества и других вредно действующих жидкостей.

Наконец, благодаря почве и растительному царству и благо­даря существованию различных запахов воспитывается обонятель­ный орган.

Правильно воспитанный обонятель­ный орган может предохранить организм от вступления в него вредных пахучих веществ.

Из всего предыдущего ясно, что центральная нервная система, куда доставляются все сведения о внешнем мире, благодаря шести чувствам будет [тем] совершеннее, чем совершеннее все шесть чувств, и, наконец, сама центральная нервная система, достигшая известного совершенства, потребует совершенного физического

развития.

Ясно из этого, что мысли, речи и действия подобных субъектов примут характер более совершенный и эти субъекты вполне пой­мут, что счастье на земле возможно только при двух условиях: при разумной жизни и разумном труде. Хотя «счастье», «разумная жизнь» и «разумный труд» — понятия относительные, но ведь вся­кий понимает, что безусловного счастья, понимаемого всеми оди­наково, не может быть на земле: всякий сообразно гармонии своего умственного и физического развития понимает счастье по-своему. Но под словом «счастье» врачебная наука Тибета понимает удов­летворенность умственную и физическую в данный момент.

Что же такое разумная жизнь?

Разумною жизнью врачебная наука Тибета называет умение содержать в чистоте ум и тело и оберегать себя от всяких изли­шеств, потому что они препятствуют умственному и физическому

развитию.

Мы ранее ознакомились с теми средствами, которые ведут людей к разумной жизни. Одним из средств для достижения разум­ной жизни должен считаться и разумный труд.

Что означает слово «разумный» труд?

Труд, производимый каждым лицом по состоянию своей инди­видуальности. С одной стороны, разумный труд ведет к разумной жизни, с другой — разумная жизнь без труда невозможна. Врачеб­ная наука Тибета главным образом трактует, чтобы труд умственный не утомлял центральной нервной системы как часть тела и труд физический не задерживал бы проявления умственных

способностей.

Физический труд только тогда приносит пользу организму, когда он целесообразен в самом широком смысле этого слова и совершается на открытом воздухе. Физический же труд— в виде гимнастических упражнений, верховой езды, ручной труд, танцы, фехтование и т. д.— безусловно вреден, если он совершается в душных помещениях.

Из всех видов физического труда врачебной наукой Тибета рекомендуется сельскохозяйственный труд в обширном смысле этого слова, потому что этот труд имеет значение воспитательное и он легче всего способствует правильному умственному и физическому развитию.

Благодаря сельскохозяйственному труду человек может избе­жать экономической катастрофы, так как этот вид труда самым дешевым образом одевает и кормит не только его самого, но и семью его и его живой инвентарь. Этот труд дает полное благосо­стояние и довольство. При сельскохозяйственном труде не зарождается тунеядство. Сельские хозяева по существу жители мир-ные, доброго нрава, и у них больше, чем у ремесленников, зарождается чувство сострадания к животным и любовь к ним и возникают легче всего идеи о человеколюбии. Они враги всевозможных беспорядков, грабежей, разбоя и войн. Они более всех сочувствуют ближним, ценят время и стараются следить за временами года, чтобы предупредить могущие быть бедствия. Они больше всего ценят природу и понимают значение собственности и труда. <...>

 

Врачебная наука Тибета признает, что расстройства питания в организме приводятся в нормальное состояние при помощи соответствующего образа жизни, 2) пищевых веществ, 3) лекар­ственных веществ и 4) хирургического, механического и вообще наружного способа лечения. Все эти четыре полезности являются лекарством для организма. Но, говоря в третьем отделе о лекар­ственных веществах, врачебная наука Тибета держится о них сле­дующего понятия:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.