Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Передовики прогресса от культуры - 2



*** Передовики прогресса от культуры - 2

*** Красный Клин и Черная метка – 12

*** О незадачах «странствующих культурных послов» … сатаны в Новосибирске - 23

 

Весной этого года культурное пространство России взволновал конфликт, связанный с постановкой, осуществленной  Новосибирским государственным академическом театром оперы и балета (НГАТОиБ): оперой «Тангейзер» Рихарда Вагнера в интерпретации 28-летнего режиссера К.[1]

Режиссер К., по его собственным словам «стремясь вывести из равновесия искушенного европейского зрителя», отказался от классического синопсиса автора, "осовременил" великое творение Вагнера, перенес действие, происходящее на сцене, в наши дни и построил новый сюжет, с историей о «потерянных годах» из жизни Иисуса Христа.

  В версии режиссера К. (как ни мерзостно повторять за ним), Господь провел молодые годы в «гроте Венеры», где предавался разврату. Это представлялось на сцене. Во время спектакля экспонировалось изображение, которое многие зрители сочли непристойным глумлением над распятием. Готовя премьеру, режиссер К. не скрывал желания устроить скандал, в одном из интервью заявив, что в современном обществе осталось только две сакральные темы – это холокост и религия, а потому только такая «гремучая» смесь из религии и секса сегодня может иметь успех». Премьера состоялась 20 декабря 2015 года. Состоялся и скандал. Многие возмущенные зрители, пришедшие насладиться классическим произведением Рихарда Вагнера, покинули зал после первого акта. Книга отзывов после нескольких гневных комментариев, как говорили зрители, была изъята в тот же день руководством театра. Попытки общественности найти понимание на уровне регионального министерства культуры не имели успеха. Министр культуры области В.И. Кузин сослался на принципиальную невозможность и недопустимость вмешательства в творческий процесс.

«Новосибирск объективно является городом с интенсивной художественной жизнью. В художественной же практике всегда присутствуют элементы новаторские, вызывающие. Они могут восприниматься с раздражением, недовольством. И это вполне закономерно. Опасными и критичными могут быть лишь формы и методы, которыми разрешаются подобные противоречия.

Сегодня мы наблюдаем, как огромное число людей, которые никогда не видели и не увидят «Тангейзера», «оскоблены» в своих чувствах и требуют «наказать» автора спектакля. Министерство культуры Новосибирской области очень обеспокоено нарастанием нетерпимости, агрессии, ненависти у жителей нашего города и нашей области», - т. е. министр культуры был обеспокоен не самой провокацией, а реакцией на нее со стороны тех, против кого она направлена, не отрицая возмущение огромного числа людей.

Возмутились новосибирские православные верующие, их поддержали многие неверующие горожане, которые выступили против глумления над классиками и их шедеврами, против неуважения к религиозным убеждениям сограждан и нравственным ценностям.

1 марта 2015 года перед Оперным театром состоялся митинг «Защити свою веру», собравший около двух тысяч новосибирцев. Реакция последовала незамедлительно, либеральная часть СМИ попыталась скрыть масштаб митинга и извратить смысл заявленных требований, пытаясь представить общественное возмущение направленным на Р. Вагнера, свободу творчества, высокое искусство вообще и т.д.
/полная видеозапись митинга http://infonarod.ru/info/miting-zashchitim-svoyu-veru?cid=880&pcid=1940 /

Прокуратура пришла к выводу, что образ Христа в спектакле новосибирского театра был "умышленно публично" осквернен и использован для "усиления психологического давления". Такой вывод был сделан на основании заключения эксперта - доктора богословия протоиерея Бориса Пивоварова. Против постановщика оперы "Тангейзер" режиссера К. и директора театра Б. Мездрича было возбуждено административное дело об осквернении христианской символики после обращения митрополита Тихона.

Некоторые деятели искусства (в частности, Олег Табаков и Евгений Миронов) написали обращения в защиту режиссера К., оговорившись, что сами не видели постановки. Московская либеральная «творческая интеллигенция» во главе с Калягиным, возглавляющим Российский союз театральных деятелей, выступила на стороне своих коллег по цеху. Однако многие деятели культуры разобрались в случившемся и выражали возмущение «экспериментом» режиссера К. Причем осуществленного за государственный счёт.

 Для понимания масштабов произошедшего важно следующее: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НГАТОиБ) - единственный за Уралом академический театр, находящийся в ведении Министерства культуры России. Под куполом НГАТОиБ может полностью уместиться Большой театр; строительство Новосибирского театра оперы и балета началось в 1931 году с имперским размахом и велось вплоть до Великой победы, явив собой символ несгибаемой воли русского народа. Театр был открыт 12 мая 1945 года премьерой оперы «Иван Сусанин», и сам по себе он является сакральным местом для многих поколений сибиряков. Однако директор театра Борис Мездрич (скандально известный по экспериментам в Волковском театре Ярославля и не только) использовал академический театр НГАТОиБ как площадку для сомнительных экспериментов. (По некоторым предположениям, «творение» режиссера К. обошлось государству более чем в 100 миллионов рублей; только гонорар исполнителю главной партии, солисту Датской Королевской оперы Стигу Андерсу составил 123 000 евро. Это была «большая работа», «opera magnа», как говорят в определенных кругах о таких экспериментах).

  В итоге, после серии скандалов, сначала убрали «скандальный плакат», и место, где он должен был фигурировать в постановке, демонстративно оставалось пустым. Затем, при новом директоре театра, не был возобновлен в репертуаре сам спектакль. Но уже не столько конкретный постер, а сам режиссер К. и его детище, и сам Оперный театр в Новосибирске в сознании большого числа верующих ассоциируются с осквернением.

Постановка режиссером К. «Тангейзера» - одно из чреды событий на театральных подмостках нашего города, где дерзко, как и во многих театрах страны, попирают христианские святыни, глумятся над классиками и их шедеврами, а также над нравственностью; некоторые постановки имеют откровенно провокационный характер. Например, спектакль для детей молодежного театра "Глобус" "Православный ежик" -  высмеивающий православных верующих. Подобные действия по сути направлены на скандализацию и раскол общества, не говоря о последствиях такого воспитания детей.

Оглавление



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.