Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция № 9 – 2 часа. Содержание лекции



Лекция № 9 – 2 часа

Тема: Технология организации сестринской деятельности

Содержание лекции

1. Преимущества внедрения современной технологии организации сестринской деятельности.

2. Этапы организации сестринского ухода, их взаимосвязь и содержание.

1.   Преимущества внедрения современной технологии организации сестринской деятельности.

Научный подход к организации сестринской деятельности позволяет индивидуализировать уход за пациентом и значительно повысить его качество. Чёткая структура организации сестринской деятельности - это личностно-ориентированный метод организации и оказания помощи пациентам. Необходимость внедрения научного подхода связана с социально-экономическими изменениями в обществе, отставанием развития сестринского дела от лечебного. Внедрение научного подхода в работу медицинских учреждений призвано обеспечить дальнейший рост и развитие сестринского дела как профессии и науки, позволяет гарантировать качество сестринского ухода и постоянно улучшать его.

Систематизированный и структурированный сестринский уход заложен в основу многих современных американских и западноевропейских моделей сестринского образования и практики, внесён в стандарты сестринской деятельности США, создаёт научную базу сестринской помощи в 50 странах мира.      Преимущества:

- системный и индивидуальный подход к организации ухода;

- активное участие пациента и его семьи в планировании

и обеспечении ухода;

- возможность широкого использования стандартов сестринской деятельности;

- эффективное использование времени и ресурсов;

- универсальность метода;

- гарантия качества помощи;

- высокий уровень профессиональной компетентности медицинской сестры;

- безопасность медицинского обслуживания.

Столкнувшись с экономическими проблемами, организации здравоохранения начинают понимать, что только высокое качество обслуживания может обеспечить выход данного лечебного учреждения из затянувшегося кризиса. Научный подход предусматривает непрерывный процесс организации и оказания сестринской помощи. Процесс – это последовательность взаимосвязанных действий, направленных на достижение поставленной цели.

           Цель – обеспечение приемлемого качества жизни пациента в болезни, т.е. обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психологического и духовного комфорта. Используя научный подход, медицинские сёстры проявляют изобретательность, повышают свой уровень и качество обслуживания, вырабатывают ответственность за принятые решения. В конечном итоге всё это приводит к возрастанию статуса медицинской сестры, её общественной значимости, т.е. к возрастанию престижа профессии.

2. Этапы организации сестринского ухода, их взаимосвязь и содержание.

Современная технология организации сестринского ухода состоит из пяти этапов:

1) сестринское обследование;

2) анализ полученных данных и формулирование проблем пациента (сестринского диагноза);

3) планирование сестринской помощи;

4) реализация составленного плана;

5) оценка эффективности сестринского ухода.

На всех этапах медсестры должна проявлять профессиональную компетентность, навыки наблюдения, общения и анализа информации.

    I этап – сестринское обследование.Это текущий процесс сбора и оформления информации о состоянии здоровья и степени удовлетворения потребностей пациента.

Цель этого этапа – определение конкретных нужд пациента и его семьи в сестринском уходе, возможностей оказания самопомощи. От того, насколько полно и грамотно медицинская сестра проведёт своё обследование, зависит качество дальнейшего сестринского обслуживания. Информационные данные должны быть описательными, точными и полными, они не должны содержать спорных утверждений.     

При проведении обследования сестра получает информацию двух видов – субъективную и объективную.

Субъективная информация – это ощущения самого пациента относительно проблемы своего здоровья. Например, чувство жара или ощущение озноба, боль, слабость, физический или психологический дискомфорт, эмоции, настроения. Субъективную информацию медицинская сестра может получить в процессе беседы (медицинское интервью), а также при помощи анкетирования и тестирования. Если пациент не в состоянии говорить или стесняется беседовать о некоторых вопросах, можно предложить ему заполнить специально разработанную анкету или ответить на вопросы теста.   

Объективная информация – это те сведения, которые медицинская сестра получает в результате наблюдения или исследования (измерения). Показания термометра, тонометра, данные анализов, рентгенограммы, сведения, предоставленные другими медицинскими работниками и окружающими. Объективную информацию медсестра может получить при помощи:
- физического (основного) обследования пациента - осмотр пациента,  

наблюдение, проведение пальпации, перкуссии и аускультации, измерение

параметров организма человека – рост, вес, температура, артериальное

давление, пульс и т.д.,);

- дополнительного исследования - использования данных лабораторных

и инструментальных методов исследования.

    Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, т.к. врач и медсестра в своей работе преследуют разные цели.

Задача врача – постановка правильного диагноза заболевания и назначение лечения. Ему важно выявить нарушения функции внутренних органов и установить причины этих нарушений.

Задача сестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах сестринской компетенции. Поэтому для медсестры важны внешние проявления заболевания, мешающие пациенту полноценно удовлетворять свои потребности.

Важным аспектом является документирование полученной информации, т.е. создание «базы данных» о пациенте. До настоящего времени не существует единой формы сестринской документации. Есть «Сестринская история болезни», «Карта сестринского наблюдения», «Курационный лист». В любом случае это юридический документ, отражающий все этапы сестринского ухода.  Это своеобразный научный протокол, «зеркало квалификации и уровня мышления медсестры». Документирование данных даёт полную информацию о проделанной работе, наглядно показывает динамику состояния пациента, демонстрирует профессиональную компетенцию, повышает ответственность медсестры за свою работу.

      II этап – анализ полученных данных и формулирование проблем пациента. Любое заболевание всегда приводит к нарушению удовлетворения одной или нескольких потребностей пациента, что вызывает у него ощущение дискомфорта и приводит к появлению определённых проблем.

Цель этого этапа:

1 - определение проблем, возникающих у пациента;

2 - установление факторов, вызывающих развитие этих проблем;

3 - выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы

предупреждению или разрешению его проблем.

 Проблемы могут быть:

а) физиологические – например, недостаточное или избыточное питание, острая или хроническая боль, отёки или обезвоживание, нарушения глотания и т.п.

б) психологические – например, дефицит знаний о заболевании, о рациональном питании, страх, тревога, недоверие медперсоналу, отказ от приёма лекарств и т.д.

в) социальные          – например, социальная изоляция, дефицит общения, беспокойство о финансовом положении.

Помимо этого, выделяют проблемы:

1) настоящие,т.е. те, которые существуют на данный момент (например,

пациент не может самостоятельно зашнуровать ботинки из-за болей

в спине);

2) потенциальные,т.е. те, которые еще не существуют, но могут

 возникнуть, если не предпринять определённые меры (например, пациент

может упасть, если пойдет в незашнурованных ботинках).

    Таким образом, задача этого этапа – установление настоящих или возможных в будущем отклонений от комфортного состояния и формулирование проблем пациента.

Для формулирования проблем пациента используется«схема Гордон» (1987 г.) или «РЕS – формат», где Р - это проблема, Е - это этиология (причина) проблемы, S - совокупность признаков, подтверждающих наличие данной проблемы. Эти три части объединяются в одну формулировку с помощью связующих слов «связанный с…», «подтверждаемый…»,

например, «боль в животе, связанная с употреблением жирной пищи и подтверждаемая жалобами пациента и характерным положением (сидит, согнувшись и держась за живот)».

Для успешного решения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учётом приоритетов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.