|
|||
Лекция № 9 – 2 часа. Содержание лекцииСтр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция № 9 – 2 часа Тема: Технология организации сестринской деятельности Содержание лекции 1. Преимущества внедрения современной технологии организации сестринской деятельности. 2. Этапы организации сестринского ухода, их взаимосвязь и содержание. 1. Преимущества внедрения современной технологии организации сестринской деятельности. Научный подход к организации сестринской деятельности позволяет индивидуализировать уход за пациентом и значительно повысить его качество. Чёткая структура организации сестринской деятельности - это личностно-ориентированный метод организации и оказания помощи пациентам. Необходимость внедрения научного подхода связана с социально-экономическими изменениями в обществе, отставанием развития сестринского дела от лечебного. Внедрение научного подхода в работу медицинских учреждений призвано обеспечить дальнейший рост и развитие сестринского дела как профессии и науки, позволяет гарантировать качество сестринского ухода и постоянно улучшать его. Систематизированный и структурированный сестринский уход заложен в основу многих современных американских и западноевропейских моделей сестринского образования и практики, внесён в стандарты сестринской деятельности США, создаёт научную базу сестринской помощи в 50 странах мира. Преимущества: - системный и индивидуальный подход к организации ухода; - активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода; - возможность широкого использования стандартов сестринской деятельности; - эффективное использование времени и ресурсов; - универсальность метода; - гарантия качества помощи; - высокий уровень профессиональной компетентности медицинской сестры; - безопасность медицинского обслуживания. Столкнувшись с экономическими проблемами, организации здравоохранения начинают понимать, что только высокое качество обслуживания может обеспечить выход данного лечебного учреждения из затянувшегося кризиса. Научный подход предусматривает непрерывный процесс организации и оказания сестринской помощи. Процесс – это последовательность взаимосвязанных действий, направленных на достижение поставленной цели. Цель – обеспечение приемлемого качества жизни пациента в болезни, т.е. обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психологического и духовного комфорта. Используя научный подход, медицинские сёстры проявляют изобретательность, повышают свой уровень и качество обслуживания, вырабатывают ответственность за принятые решения. В конечном итоге всё это приводит к возрастанию статуса медицинской сестры, её общественной значимости, т.е. к возрастанию престижа профессии. 2. Этапы организации сестринского ухода, их взаимосвязь и содержание. Современная технология организации сестринского ухода состоит из пяти этапов: 1) сестринское обследование; 2) анализ полученных данных и формулирование проблем пациента (сестринского диагноза); 3) планирование сестринской помощи; 4) реализация составленного плана; 5) оценка эффективности сестринского ухода. На всех этапах медсестры должна проявлять профессиональную компетентность, навыки наблюдения, общения и анализа информации. I этап – сестринское обследование.Это текущий процесс сбора и оформления информации о состоянии здоровья и степени удовлетворения потребностей пациента. Цель этого этапа – определение конкретных нужд пациента и его семьи в сестринском уходе, возможностей оказания самопомощи. От того, насколько полно и грамотно медицинская сестра проведёт своё обследование, зависит качество дальнейшего сестринского обслуживания. Информационные данные должны быть описательными, точными и полными, они не должны содержать спорных утверждений. При проведении обследования сестра получает информацию двух видов – субъективную и объективную. Субъективная информация – это ощущения самого пациента относительно проблемы своего здоровья. Например, чувство жара или ощущение озноба, боль, слабость, физический или психологический дискомфорт, эмоции, настроения. Субъективную информацию медицинская сестра может получить в процессе беседы (медицинское интервью), а также при помощи анкетирования и тестирования. Если пациент не в состоянии говорить или стесняется беседовать о некоторых вопросах, можно предложить ему заполнить специально разработанную анкету или ответить на вопросы теста. Объективная информация – это те сведения, которые медицинская сестра получает в результате наблюдения или исследования (измерения). Показания термометра, тонометра, данные анализов, рентгенограммы, сведения, предоставленные другими медицинскими работниками и окружающими. Объективную информацию медсестра может получить при помощи: наблюдение, проведение пальпации, перкуссии и аускультации, измерение параметров организма человека – рост, вес, температура, артериальное давление, пульс и т.д.,); - дополнительного исследования - использования данных лабораторных и инструментальных методов исследования. Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, т.к. врач и медсестра в своей работе преследуют разные цели. Задача врача – постановка правильного диагноза заболевания и назначение лечения. Ему важно выявить нарушения функции внутренних органов и установить причины этих нарушений. Задача сестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах сестринской компетенции. Поэтому для медсестры важны внешние проявления заболевания, мешающие пациенту полноценно удовлетворять свои потребности. Важным аспектом является документирование полученной информации, т.е. создание «базы данных» о пациенте. До настоящего времени не существует единой формы сестринской документации. Есть «Сестринская история болезни», «Карта сестринского наблюдения», «Курационный лист». В любом случае это юридический документ, отражающий все этапы сестринского ухода. Это своеобразный научный протокол, «зеркало квалификации и уровня мышления медсестры». Документирование данных даёт полную информацию о проделанной работе, наглядно показывает динамику состояния пациента, демонстрирует профессиональную компетенцию, повышает ответственность медсестры за свою работу. II этап – анализ полученных данных и формулирование проблем пациента. Любое заболевание всегда приводит к нарушению удовлетворения одной или нескольких потребностей пациента, что вызывает у него ощущение дискомфорта и приводит к появлению определённых проблем. Цель этого этапа: 1 - определение проблем, возникающих у пациента; 2 - установление факторов, вызывающих развитие этих проблем; 3 - выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем. Проблемы могут быть: а) физиологические – например, недостаточное или избыточное питание, острая или хроническая боль, отёки или обезвоживание, нарушения глотания и т.п. б) психологические – например, дефицит знаний о заболевании, о рациональном питании, страх, тревога, недоверие медперсоналу, отказ от приёма лекарств и т.д. в) социальные – например, социальная изоляция, дефицит общения, беспокойство о финансовом положении. Помимо этого, выделяют проблемы: 1) настоящие,т.е. те, которые существуют на данный момент (например, пациент не может самостоятельно зашнуровать ботинки из-за болей в спине); 2) потенциальные,т.е. те, которые еще не существуют, но могут возникнуть, если не предпринять определённые меры (например, пациент может упасть, если пойдет в незашнурованных ботинках). Таким образом, задача этого этапа – установление настоящих или возможных в будущем отклонений от комфортного состояния и формулирование проблем пациента. Для формулирования проблем пациента используется«схема Гордон» (1987 г.) или «РЕS – формат», где Р - это проблема, Е - это этиология (причина) проблемы, S - совокупность признаков, подтверждающих наличие данной проблемы. Эти три части объединяются в одну формулировку с помощью связующих слов «связанный с…», «подтверждаемый…», например, «боль в животе, связанная с употреблением жирной пищи и подтверждаемая жалобами пациента и характерным положением (сидит, согнувшись и держась за живот)». Для успешного решения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учётом приоритетов.
|
|||
|