Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





От издателя. 4 страница



 

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ – один из чинов литургии, совершаемых в православной церкви. На этой литургии не совершается евхаристия, а причащение происходит преждеосвященными дарами. Чин литургии Преждеосвященных Даров был составлен и введен в церковную практику Григорием Великим (Двоесловом), папой Римским (+604), на основе сходной восточной литургии. Совершается в Великий пост в среды и пятницы, в четверг пятой недели Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Литургия Преждеосвященных Даров не содержит проскомидии и совершается в соединении с вечерней. В чин входят две части: литургия оглашенных (на к. – рой разрешается присутствовать оглашенным) и литургия верных (на к. – рой им не разрешается присутствовать). Литургия оглашенных состоит из благословения, предначинательно‑го псалма, чтения священником светильнич‑ных молитв, великой ектений, кафизмы, стихир на «Господи воззвах», входа с кадилом или с Евангелием, пения «Свете тихий», чтения паримий, молитвы Ефрема Сирина, чтения Евангелия (если положено по уставу), ектений сугубой и об оглашенных. Литургия верных: начинается с великого входа с преждеосвященными дарами во время пения молитвы «Ныне силы небесныя…», затем следуют ектения, молитва «Отче наш», причащение священнослужителей, причащение мирян, заамвонная молитва, 33 пс., отпуст.

 

МАНТИЯ (греч.) – длинная до пят одежда в виде плаща, без рукавов, застегивается в двух местах – у ворота и у подола, надевается поверх подрясника или рясы.

1. Принадлежность облачения архиерея и архимандрита – лилового цвета с тремя белыми с красным полосами (т н. источниками) и с нашитыми скрижалями – четырехугольными платами с изображениями креста или серафимов. Скрижали рассматриваются как символическое изображение Ветхого и Нового Заветов. Архиерей и архимандрит надевают мантию во время торжественной церемонии входа в храм.

2. Верхнее облачение монахов малой и великой схимы, иначе называемое паллием, – черного цвета. В чинопоследовании пострига мантия называется одеждой нетления и чистоты. Возникла как монашеское облачение в IV‑V вв. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства, мантия стала также архиерейским облачением.

 

МАСЛЕНИЦА, СЕДМИЦА СЫРНАЯ – неделя, предшествующая Великому посту; в это время по уставу не разрешается употреблениемяса, но разрешается употребление молочных продуктов (в т ч. масла) и яиц.

 

МЕСЯЦЕСЛОВ – церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых, может также содержать необходимые богослужебные указания. Месяцеслов содержится в служебнике и типиконе.

 

МИНЕЯ (греч. – месячная) – книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга.

Различаются минея месячная, минея праздничная и минея общая. Минея месячная содержит службы святых и праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из двенадцати месяцев. Минея праздничная содержит службы наиболее важных праздников – двунадесятых и некоторых других. Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу святости (мученику, святителю и т п.), и используется, когда совершается богослужение в память к. – л. святого. отдельная служба к. – рому отсутствует в месячной минее.

 

МИРНИЦА – сосуд для хранения святого мира.

 

МИРО (греч.) – благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей – глава поместной церкви (в Русской православной церкви Патриарх).

 

МИРОПОМАЗАНИЕ – таинство православной церкви. При совершении миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом православной церкви. Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь». В практике православной церкви принято совершать миропомазание непосредственно после, крещения. Совершается над человеком единственный раз в жизни. В Византии и России миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование.

 

МИРЯНЕ – часть церковного народа. к. – рая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове и, в крайнем случае, совершать крещение.

 

МИТРА (греч. – повязка, носимая на голове) (рис. 286) – принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, к. – рым право ношения митры дается в качестве награждения; головной убор формы близкой к сферической. На митре по бокам помещаются четыре маленькие иконы – Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и к. – л. святого или праздника; и одна икона наверху – Троицы или серафима; архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом.

 

МИТРОПОЛИТ (греч – столичный) – первоначально архиерей, глава митрополии – крупной церковной области, объединяющей несколько епархий.

Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Т.к. церковно‑административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, к. – рые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула "архиепископ".

Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.

 

МОЛЕБЕН – богослужение, в к. – ром верующие благодарят или просят о чем‑либо Иисуса Христа, Богородицу или к. – л. святого. Совершается по просьбе верующих или в бедственных случаях (война, засуха и т п.). Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле, и т д. Может соединяться с водоосвящением. В чин молебна входят 50 пс., канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к к. – рому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в требнике.

 

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ – молитва «Отче наш, иже еси на небесах…» (Мф. 6; 9‑13; Лк. 11; 2‑4), которую Иисус Христос дал Своим ученикам. Молитва Господня вошла в широкое богослужебное употребление.

 

МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА – покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего…», составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (Сирийцем). Читается на богослужениях Великого поста.

 

МОЛИТВА ИИСУСОВА – краткая молитва «Господи. Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя».

 

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО – утренние и вечерние молитвы, читаемые верующими каждый день. Содержится в молитвослове и часослове.

 

МОЛИТВОСЛОВ – книга, содержащая утреннее и вечернее молитвенное правило, правило ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении. Может также содержать молитвословия из богослужений, покаянный канон, акафисты и каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и др.

 

МОНАСТЫРЬ (греч – жилище монахов) – 1. Община монахов, имеющих единый устав.

В церковно‑административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри назыв. ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена).

Наиболее крупные монастыри назыв. лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Кие‑во‑Печерский, появился в XI в… 2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.

 

МОНАХ (греч. один) человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор) – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы – принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа (схимонах) – принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.

Монашество возникло в III в. в Египте и в Палестине. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. В IV в. святым Пахо‑мием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосии Печерские, создавшие в XI в. Киево‑Печерский монастырь.

 

МОЩИ – останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными. Частицы мощей вшиваются в антиминс.

 

МУЧЕНИК – человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Соответствующее греческое слово, котороебыло переведено на славянский и затем на русский словом «мученик», следует переводить – «свидетель». Из этого видно, что во времена гонений значение придавалось не столько мучениям, к. – рые претерпевали мученики, сколько стойкости их свидетельства – исповедания христианства.

 

МУЧЕНИЧЕНтропарь, прославляющий к. – л. мученика.

 

МЯСОЕД – период времени между постами, когда употребляется мясная пища.

 

МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ – предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд.

 

НАБЕДРЕННИК (рис 27ж) – часть богослужебного облачения священника – прямоугольник, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника дается священникам в качестве награждения. Набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия – слова Божия. Появился в Русской православной церкви ок. XVI в., возможно как измененная форма палицы.

 

НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ – духовное лицо (игумен или архимандрит], поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.

 

НАСТОЯТЕЛЬ – старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме. Настоятелем мужского монастыря является архиерей, в чьей епархии расположен монастырь, или патриарх, помимо епархиального архиерея. Настоятельницей женского монастыря является игуменья.

 

НАЧАЛО ОБЫЧНОЕ – совокупность молитв, к. – рыми начинается большая часть богослужений. Обычно читается чтецом. Состоит из благословения, молитвы Св. Духу «Царю Небесный» (от Пасхи до Вознесения вместо «Царю Небесный» читается пасхальный тропарь «Христос Воскресе»; от Вознесения до Пятидесятницы сразу читается трисвятое}, троекратного трисвятого, малого славословия, молитвы Св. Троице, троекратного «Господи, помилуй», малого славословия, молитвы «Отче наш», возгласа священника «Яко Твое есть Царство…», «Господи, помилуй» 12 раз, малого славословия, троекратного призыва «Прии‑дите, поклонимся…»

 

 

б

 

Рис. 10. а) иподьякон (богослужебное облачение); б) дьякон (богослужебное облачение)

Если несколько богослужений следуют непосредственно одно за другим, то по благословении сразу читается "Приидите, поклонимся…". Начала обычного не имеют богослужения всенощного бдения, литургии, крещения, венчания, а также все богослужения пасхальной недели.

 

НЕДЕЛЯ – древнерусское название воскресения. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот день.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.