Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





От издателя. 3 страница



 

ЗАВЕСА или КАТАПЕТАСМА (греч – занавес, находящийся за вратами царскими со стороны алтаря.

Открывается вместе с царскими вратами или без них в указанных уставом местах богослужения.

 

ЗАДОСТОЙНИК – песнопение, котороепоется в составе евхаристического канона вместо богородичной песни «Достойно есть». На литургии Иоанна Златоуста в дни двунадесятыхпраздников и Пасхи (от дня праздника до дня отдания), а также на литургии Василия Великого в Великий Четверг и Великую Субботу задостойником является ирмос девятой песни канона утрени; в другие дни, когда совершается литургия Василия Великого особый Богородичный тропарь «О Тебе радуется».

 

ЗАПРЕСТОЛЬНАЯ ИКОНА – 1. (См. рис 1) Икона «Воскресенье Христово», расположенная на восточной стене алтаря.

 

 

 

Рис. 4. Запрестольные икона и крест

В настоящее время запрестольную икону часто делают в виде витража. 2. (См. рис. 4) Икона Богородицы и крест с распятием, укрепленные на древках и стоящие в алтаре у восточной стены. Во время крестного хода запрестольные иконы несут впереди шествия.

 

ЗАТВОРНИК – монах, совершавший подвиги своего спасения в полном уединении – в затворе.

 

ЗАЧАЛО – принятое в православной церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала – от 10 до 50 стихов. Деление на зачала или, иначе, перикопы (греч. тгбргкотгг] – отрезок) сложилось к V в.

 

ЗВЕЗДИЦА (см. рис 23е) – две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце проскомидии звездица ставится на дискос для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически изображает вифлеемскую звезду.

 

ЗВОН – см. колокольный звон.

 

ИЕРЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ – молитвы. читаемые священником во время богослужения.

 

ИГУМЕН (греч. – ведущий) первоначально – начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, в последствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов.

В наст. время игуменство дается в награждениемонашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. О поставлении в игумены см. посвящение.

Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

 

ИЕРЕЙ (греч. – священник) – священник.

 

ИЕРОДЬЯКОН (греч) – дьякон‑монах.

 

ИЕРОМОНАХ (греч) – священник‑монах.

 

ИЗБРАННЫЕ ПСАЛМЫ – псалмы, строки из к. – рых читаются чтецом переменно с пением величания на праздничной утрене.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ – общественное богослужение, совершаемое после шестого или девятого часов вместо литургии, если последняя не совершается по к. – л. причинам. Изобразительны являются также составной частью литургии Иоанна Златоуста и литургии Василия Великого. Чин изобразительных состоит из благословения, начала обычного, великой ектений, пс. 102 и 145, песни догматического содержания «Единородный сыне», пения блаженны, чтения Апостола и Евангелия, сугубой ектений, Символа веры, просительной ектении, молитвы «Отче наш» , тропарей и кондаков, пс. 33, отпуста. В просторечии изобразительны наз. обедницей.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ – псалмы 102 и 145, поются в составе изобразительных (кроме богослужений Великого поста) и на литургии в воскресные и праздничные дни антифонами.

 

ИКОНА (греч. – образ, изображение) – изображение Иисуса Христа. Богородицы, к. – л. святого, евангельского или церковно‑исто‑рического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т ч. и иконопись, существовали с первых веков христианства) Седьмым Вселенским собором (787 г. Никея, Малая Азия), согласно догмату к. – рого – «честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней». В Русской православной церкви иконы принято освящать специальным чином, содержащимся в требнике.

 

ИКОНОСТАС (Греч) (рис 5) – перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма.

Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трехдо пяти. В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая.

Рис. 5. Иконостас праздника, которым повящен храм;

 

За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены двери дьяконские. Надцарскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисисного чина. Четвертый – икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус – икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама. Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

 

ИКОС (греч. – дом) – строфа кондака или акафиста.

 

ИЛИТОН (греч. – обертка) – четырехугольный шелковый или льняной плат, в к. – ром на престоле хранится антиминс.

Илитон символически изображает плащаницу, к. – рой было обвито тело Господа Иисуса Христа во гробе.

 

ИНДИТИЯ (греч – одеваю) – верхнее облачение престола – светлый, шелковый или парчевый плат.

 

ИНОК (от слав. иной – одинокий, другой) – русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого.

 

ИНОКИНЯ – монахиня

 

ИНТРОНИЗАЦИЯ – торжественное богослужение, во время которого совершаетсявозведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного патриарха в патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха.

 

ИПАКОИ (греч.) – внимание, послушание) – краткое изменяемое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества Христова, Богоявления. Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в составе пасхальных часов.

Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям праздников.

 

ИПОДЬЯКОН (греч) – церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподьякона – стихарь и крестовидно одеваемый орарь.

По‑ставление в иподьякона см. посвящение.

 

ИРМОЛОГИЙ (греч) – богослужебная книга, содержащая ирмосы и катавасии канонов из октоиха и праздничных канонов из минеи и триоди.

 

ИРМОС (греч. – связь) – первая строфа песни канона.

В византийских канонах ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни. Ирмос является также смысловым связующим звеном между библейской песнью и тропарями песни канона.

 

ИСПОВЕДНИК – человек, принявший мучения за исповедание православного вероучения.

 

ИСПОВЕДЬ – таинство православной церкви, иначе называемое таинством покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или архиерей. Чинопосле‑дование исповеди: начало обычное, 50 пс., тропари, иерейские молитвы и обращение к кающемуся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…», собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест. В церковной практике исповедь принято совершать перед литургией, т к. миряне к причащению допускаются после исповеди.

 

КАДИЛО (рис. 6) – металлический сосуд, в к. – ром на горящих углях воскуривается ладан.

Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения.

 

Рис. 6. Кадило

 

КАМИЛАВКА (греч. Ka\ir\kavKiov от ка‑\ir\koq – верблюд) (рис. 27а) – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. 1. Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам и священникам. 2. Черная камилавка – принадлежность облачения рясофорного монаха, атакже богослужебного облачения иеродьякона.

 

КАМПАНЫ – название колоколов, встречающееся в церковном уставе. Происходит от названия местности в Италии – Кампани, где впервые начали изготовлять колокола (в нач. VII в.).

 

КАНОН (греч. – правило) – жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к. – л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 4‑6 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).

Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех– и четырех‑песенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы.

Девятипесенный всего один – Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные – это девятипесенные каноны, в к. – рых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы "Ве‑личит душа Моя Господа…" (Лк. 1; 46‑55) и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим…". В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено. поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии.

Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

 

КАНОН ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ – главная часть литургии, во время к. – рой совершается преосуществление св. даров. Евхаристический канон начинается возгласом «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа, буди со всеми вами» (2 Кор. 13; 1). Затем священник или архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая громко последнюю строку (после к. – рой хор поет соответствующее песнопение): молитва – благодарение Бога за создание мира и человека и за промышление о спасении человека (после молитвы хор поет т н. ангельское славословие «Свят, Свят Господь Саваоф…», состоящее из слов Ис. 6; 3 и Мф. 21; 9); молитва – воспоминание Тайной Вечери и крестного искупления; молитва – призывание Святого Духа, во время к. – рой совершается освящение и преосуществление святых даров. В наст. время в православной церкви используются евхаристические каноны литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв (канон литургии Василия Великого более продолжительный).

 

КАНОНАРХ (греч. правящий [пением]) – церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитво‑словия, к. – рые вслед за возглашением поет хор.

 

КАНОНИЗАЦИЯ (греч – узаконивать) – причисление к лику святых. Основаниями для канонизации являются: мученическая смерть за исповедание христианства; исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни и посмертно; достойная и святая жизнь; заслуги в распространении христианства; народное признание святости прославляемого; нетленность мощей. Канонизация местных святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых – собором.

В православной церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного решения в избранный день совершается торжественная служба святому и т о. устанавливается его почитание.

 

КАНУН (искаж. греч. – установленный) (рис. 256) – подсвечник, в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид.

 

КАТАВАСИЯ (греч – схождение) – песнопение, поется на утрене в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. В различное время богослужебного года положены определенные уставом катавасии. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения.

 

КАФЕДРА (греч. – сидение) – сидение для архиерея или священника, поставленное в алтаре на горнем месте, а также для архиерея в середине храма на архиерейском амвоне.

 

КАФИЗМА (греч. – сидеть) – богослужебное деление псалтири. Псалтирь разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно которому Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста – дважды за неделю. Рядовая кафизма – положенная для чтения в данный день по уставу.

 

КАЦЕЯ (греч.) (рис. 7) – древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила существовали на востоке до Х‑ХI вв. и на Руси до XVII в., когда появились кадила на цепочках.

 

 

Рис. 7. Кацея

 

КЕЛИЯ (греч. – комната) – отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха.

 

КИВОРИЙ (греч.) – навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом, держащийся на четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в соборах и крупных храмах.

 

КИНОНИК (греч. – общий) см. причастен.

 

КИОТ , или КИВОТ (греч. – ящик, ковчег) – небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.

 

КИРИОПАСХА (греч. – Господня Пасха) – так в церковном уставе называется день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.

 

КЛИР (греч. священнослужители и церковнослужители.

Каждый храм имеет свой клир – совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.

 

КЛИРОС – место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи (рис. 19и).

 

КЛОБУК (название древнерусского головного убора) (рис. 28а) – 1. Принадлежность облачения монаха малой схимы – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук назыается шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы. 2. Принадлежность вне‑богослужебного облачения архиерея – архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы – черного с нашитым крестом, епископы – черного. 3. Принадлежность внебогослужеб‑ного облачения патриарха – патриарший клобук (рис 28в) – полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навер‑шии, с вышитыми изображениями серафимов или крестов, одна лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь.

 

КНИГИ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ – книги, по к. – рым совершается богослужение. Богослужебными книгами являются Апостол, Евангелие, ирмологий, минеи, октоих, псалтирь, служебник, требник, типикон, триодь, часослов и чиновник.

 

КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННЫЕ МОЛИТВЫ – читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В этот день вечерня совершается непосредственно после литургии и девятого часа. Коленопреклоненные молитвы читает священник, стоя на коленях в вратах царских, обратившись лицом к народу. Содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших. Составлены в IV в. Василием Великим Каппадокийским.

 

КОЛИВО (греч. – вареная пшеница) – вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. Мученика Феодора Тирона (+ 306), который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоло‑жертвенной кровью. Коливо (называемое еще кутией) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение; мед или сахар – блаженство будущей жизни.

 

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – различается: благовест, трезвон, перезвон, и перебор.

 

КОЛЯДЫ – народные песни, посвященный Рождеству Христову.

 

КОНДАК (греч.) – жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является Роман Сладкопевец (Ме‑лод) (1 пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки – многострофные (ок. 20‑30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изо‑силлабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя – обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном.

Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах.

Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея.

Кондаками также называются строфы акафиста.

 

КОПИЕ (рис. 2За) – обоюдоострый нож, с коротким треугольным лезвием, который используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и раздробления агнца. Символически изображает копье, к. – рым были прободены ребра Иисуса Христа на Кресте (см. Ин. 18; 34).

 

КРЕСТ – символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи, к. – рая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима). 1. Крест нательный – носимый христианами под одеждой на теле. 2. Крест наперсный (или иерейский) – носимый священником поверх рясы или фелони (рис. 276). 3. Крест архиерейский – носимый архиереем вместе с панагией (рис. 29а). 4. Крест напрестольный (рис.216) – полагаемый на престоле рядом с Евангелием.

 

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ – крестообразное осенение себя или к. – л. В православной церкви принято при совершении крестного знамения складывать вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони (рис. 8). Крестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому и левому плечам.

 

 

Рис. 8. Перстосложение при крестном знамении

 

КРЕСТНЫЙ ХОД – торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и др. Совершается в праздничные дни.

 

КРЕСТОБОГОРОДИЧЕНтропарь, обращенный к Пресвятой Богородице, в к. – ром воспоминаются крестные страдания Ее Сына – Иисуса Христа.

 

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ – см. Воздвижение Креста Господня.

 

КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ – третье воскресение Великого поста, посвященное поклонению Кресту Господню.

 

КРЕЩЕНИЕ – таинство православной церкви, при совершении к. – рого крещаемый очищается от грехов прошлой жизни (см. Ин. 3; 5) и подготовляется к приобщению церкви (см. миропомазание). Совершается троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Над одним человеком крещение совершается один раз в жизни – в соответствии со словами Символа веры «исповедую едино крещение во оставление, грехов». Крещение совершает священник или архиерей, в крайнем случае крестить может и мирянин. В современной церковной практике принято непосредственно перед крещением совершать оглашение (см. оглашенные), а после крещения совершать миропомазание. В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности человека. В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорожденных младенцев. Поэтому для детей необходимы крестные родители (восприемники), к. – рые обязуются взять на себя духовное воспитание крещаемого. В начале чина крещения крещаемый произносит отречение от сатаны и обещается Христу, читает Символ веры. Затем священник произносит великую ектению, освящает воду, помазует воду и крещаемого елеем (см. елеоломазание), совершает собственно крещение; во время чтения 31 пс. крещенный облачается в белую одежду и ему одевается крест. Священник совершает миропомазание и затем с крещенным троекратно обходит купель. Читается Апостол (Римл. 6; 3‑11) и Евангелие (Мф. 28; 16‑20), священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещенного, произносит сугубую ектению и отпуст.

 

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕпраздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 января ст. ст. (19 января нов. ст.). В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. (Греческое слово «(3a7iT 1сгца», переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9; 23)). Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя» (Мф. 3; 14), «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3; 15) – ответил Иисус. И когда Иисус крестился – «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3; 2'2). См. также Мф. 3; 13‑17; Мк. 1; 9‑11; Лк. 3; 21‑22; Ин. 1; 26‑34. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, т к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын – Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.

 

КТИТОР (греч. – строю, приобретаю) – в Византии человек, построивший или украсивший храм. В наст. вр. – староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме.

 

КУКОЛЬ (лат. cucullus – капюшон) – верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чи‑нопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования.

 

КУПЕЛЬ (рис. 246) – большой чашеобразный сосуд. Служит для крещения в нем младенцев.

 

КУТИЯ – см. коливо.

 

ЛАВРА (греч. многолюдное место) назв. некоторых важнейших и крупных мужских монастырей.

В V‑VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (напр. лавра св. Саввы Освященного). В Русской православной церкви лаврами являются: Киево‑Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице‑Сергеева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро‑Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции 1917 г.), Почаевско‑Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г., действующая).

 

ЛАДАН (греч. Xabavov) – ароматические смолы, возгоняемые в кадиле на горящих углях.

 

ЛАМПАДА (греч. Xd\inaba – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.

 

ЛЖИЦА (рис. 236) – специальная ложка с длинной ручкой, к. – рой совершается причащение мирян.

 

ЛИТИЯ (греч. – усердное моление) – 1. Часть всенощного бдения, совершаемая в праздники на вечерне.

Совершается духовенством в центре храма. Состоит из т н. литийных стихир, ектений с особыми прошениями и многократным пением "Господи помилуй". Во время литии происходит благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея (пять хлебов – в память о насыщении народа пятью хлебами (см Мф. 14; 15‑20; Мк. 6;35‑44; Лк. 9; 12‑17)) 2. Краткое моление об умерших, совершаемое священником в притворе или в храме перед кануном.

Совершается по желанию настоятеля или просьбе верующих. Состоит из благословения, начала обычного, т н. покойных тропарей, ектений об умерших и отпуста.

Иногда для литии используется специальный литиный сосуд, см. рис. 9.

 

Рис. 9. Литийный сосуд

 

ЛИТУРГИЯ (греч. – общее дело) – главное из общественных богослужений, во время к. – рого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследо‑ваний: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвя‑щенных Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, к. – рые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в т ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином). Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, ап. Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом (в дальнейшем чины Василия Великого и Иоанна Златоуста дополнялись и развивались, так напр. в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры).  Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического канона, литургия Василия Великого более продолжительна. Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Вход Господень в Иерусалим и Благовещение (если на Благовещение не попадают дни, когда совершается литургия Василия Великого). Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого – 1 января ст. ст. (14 января нов. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и ВеликуюСубботу. Чин литургии состоит из трех частей – проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на к. – рой разрешается присутствовать оглашенным) и литургии верных (на к. – рой им не разрешается присутствовать). Литургия оглашенных состоит из: литургийного благословения, великой ектений, пения антифонов, песни догматического содержания «Единородный сыне», блаженны (в воскресные дни), входа с Евангелием, пения тропарей и кондаков, трисвятого, про‑кимна, чтения Апостола, аллилуария, чтения Евангелия, ектений сугубой и об оглашенных. Литургия верных состоит из: ектений, Великого входа при пении херувимской песни (в дни Великого Четвертка и Великой Субботы вместо херувимской песни поются другие молитвы), просительной ектений, Символа веры, евхаристического канона, просительной ектений, молитвы «Отче наш», причащения священнослужителей в алтаре, пения при‑частна, причащения мирян, малой ектений, заамвонной молитвы, 33 пс., отпуста. Во дни Великого Четвертка и Великой Субботы литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней: вечерня служится до чтения паримий, затем читаются литургийные Апостол и Евангелие и далее совершается литургия обычным чином.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.