Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дмитрий Покровский 3 страница



 

ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА – читается священником или архиереем в конце литургии, стоя лицом к алтарю перед амвоном. Заам‑вонная молитва в составе литургии известна с VIII в. В древности существовали различные заамвонные молитвы, читаемые в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого) («Благословляй благословящие Тя…»), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др.; и литургии Преждеосвященных Даров («Владыко Вседержителю, иже всю тварь…»).

 

ЗАВЕСА или КАТАПЕТАСМА (греч – занавес, находящийся за вратами царскими со стороны алтаря.

Открывается вместе с царскими вратами или без них в указанных уставом местах богослужения.

 

ЗАДОСТОЙНИК – песнопение, котороепоется в составе евхаристического канона вместо богородичной песни «Достойно есть». На литургии Иоанна Златоуста в дни двунадесятыхпраздников и Пасхи (от дня праздника до дня отдания), а также на литургии Василия Великого в Великий Четверг и Великую Субботу задостойником является ирмос девятой песни канона утрени; в другие дни, когда совершается литургия Василия Великого особый Богородичный тропарь «О Тебе радуется».

 

ЗАПРЕСТОЛЬНАЯ ИКОНА – 1. (См. рис 1) Икона «Воскресенье Христово», расположенная на восточной стене алтаря.

 

 

 

Рис. 4. Запрестольные икона и крест

В настоящее время запрестольную икону часто делают в виде витража. 2. (См. рис. 4) Икона Богородицы и крест с распятием, укрепленные на древках и стоящие в алтаре у восточной стены. Во время крестного хода запрестольные иконы несут впереди шествия.

 

ЗАТВОРНИК – монах, совершавший подвиги своего спасения в полном уединении – в затворе.

 

ЗАЧАЛО – принятое в православной церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала – от 10 до 50 стихов. Деление на зачала или, иначе, перикопы (греч. тгбргкотгг] – отрезок) сложилось к V в.

 

ЗВЕЗДИЦА (см. рис 23е) – две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце проскомидии звездица ставится на дискос для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически изображает вифлеемскую звезду.

 

ЗВОН – см. колокольный звон.

 

ИЕРЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ – молитвы. читаемые священником во время богослужения.

 

ИГУМЕН (греч. – ведущий) первоначально – начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, в последствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов.

В наст. время игуменство дается в награждениемонашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. О поставлении в игумены см. посвящение.

Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

 

ИЕРЕЙ (греч. – священник) – священник.

 

ИЕРОДЬЯКОН (греч) – дьякон‑монах.

 

ИЕРОМОНАХ (греч) – священник‑монах.

 

ИЗБРАННЫЕ ПСАЛМЫ – псалмы, строки из к. – рых читаются чтецом переменно с пением величания на праздничной утрене.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ – общественное богослужение, совершаемое после шестого или девятого часов вместо литургии, если последняя не совершается по к. – л. причинам. Изобразительны являются также составной частью литургии Иоанна Златоуста и литургии Василия Великого. Чин изобразительных состоит из благословения, начала обычного, великой ектений, пс. 102 и 145, песни догматического содержания «Единородный сыне», пения блаженны, чтения Апостола и Евангелия, сугубой ектений, Символа веры, просительной ектении, молитвы «Отче наш» , тропарей и кондаков, пс. 33, отпуста. В просторечии изобразительны наз. обедницей.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ – псалмы 102 и 145, поются в составе изобразительных (кроме богослужений Великого поста) и на литургии в воскресные и праздничные дни антифонами.

 

ИКОНА (греч. – образ, изображение) – изображение Иисуса Христа. Богородицы, к. – л. святого, евангельского или церковно‑исто‑рического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т ч. и иконопись, существовали с первых веков христианства) Седьмым Вселенским собором (787 г. Никея, Малая Азия), согласно догмату к. – рого – «честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней». В Русской православной церкви иконы принято освящать специальным чином, содержащимся в требнике.

 

ИКОНОСТАС (Греч) (рис 5) – перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма.

Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трехдо пяти. В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая.

Рис. 5. Иконостас праздника, которым повящен храм;

 

За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены двери дьяконские. Надцарскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисисного чина. Четвертый – икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус – икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама. Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

 

ИКОС (греч. – дом) – строфа кондака или акафиста.

 

ИЛИТОН (греч. – обертка) – четырехугольный шелковый или льняной плат, в к. – ром на престоле хранится антиминс.

Илитон символически изображает плащаницу, к. – рой было обвито тело Господа Иисуса Христа во гробе.

 

ИНДИТИЯ (греч – одеваю) – верхнее облачение престола – светлый, шелковый или парчевый плат.

 

ИНОК (от слав. иной – одинокий, другой) – русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого.

 

ИНОКИНЯ – монахиня

 

ИНТРОНИЗАЦИЯ – торжественное богослужение, во время которого совершаетсявозведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного патриарха в патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха.

 

ИПАКОИ (греч.) – внимание, послушание) – краткое изменяемое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества Христова, Богоявления. Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в составе пасхальных часов.

Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям праздников.

 

ИПОДЬЯКОН (греч) – церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподьякона – стихарь и крестовидно одеваемый орарь.

По‑ставление в иподьякона см. посвящение.

 

ИРМОЛОГИЙ (греч) – богослужебная книга, содержащая ирмосы и катавасии канонов из октоиха и праздничных канонов из минеи и триоди.

 

ИРМОС (греч. – связь) – первая строфа песни канона.

В византийских канонах ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни. Ирмос является также смысловым связующим звеном между библейской песнью и тропарями песни канона.

 

ИСПОВЕДНИК – человек, принявший мучения за исповедание православного вероучения.

 

ИСПОВЕДЬ – таинство православной церкви, иначе называемое таинством покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или архиерей. Чинопосле‑дование исповеди: начало обычное, 50 пс., тропари, иерейские молитвы и обращение к кающемуся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…», собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест. В церковной практике исповедь принято совершать перед литургией, т к. миряне к причащению допускаются после исповеди.

 

КАДИЛО (рис. 6) – металлический сосуд, в к. – ром на горящих углях воскуривается ладан.

Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения.

 

Рис. 6. Кадило

 

КАМИЛАВКА (греч. Ka\ir\kavKiov от ка‑\ir\koq – верблюд) (рис. 27а) – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. 1. Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам и священникам. 2. Черная камилавка – принадлежность облачения рясофорного монаха, атакже богослужебного облачения иеродьякона.

 

КАМПАНЫ – название колоколов, встречающееся в церковном уставе. Происходит от названия местности в Италии – Кампани, где впервые начали изготовлять колокола (в нач. VII в.).

 

КАНОН (греч. – правило) – жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к. – л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 4‑6 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).

Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех– и четырех‑песенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы.

Девятипесенный всего один – Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные – это девятипесенные каноны, в к. – рых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы "Ве‑личит душа Моя Господа…" (Лк. 1; 46‑55) и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим…". В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено. поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии.

Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

 

КАНОН ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ – главная часть литургии, во время к. – рой совершается преосуществление св. даров. Евхаристический канон начинается возгласом «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа, буди со всеми вами» (2 Кор. 13; 1). Затем священник или архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая громко последнюю строку (после к. – рой хор поет соответствующее песнопение): молитва – благодарение Бога за создание мира и человека и за промышление о спасении человека (после молитвы хор поет т н. ангельское славословие «Свят, Свят Господь Саваоф…», состоящее из слов Ис. 6; 3 и Мф. 21; 9); молитва – воспоминание Тайной Вечери и крестного искупления; молитва – призывание Святого Духа, во время к. – рой совершается освящение и преосуществление святых даров. В наст. время в православной церкви используются евхаристические каноны литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв (канон литургии Василия Великого более продолжительный).

 

КАНОНАРХ (греч. правящий [пением]) – церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитво‑словия, к. – рые вслед за возглашением поет хор.

 

КАНОНИЗАЦИЯ (греч – узаконивать) – причисление к лику святых. Основаниями для канонизации являются: мученическая смерть за исповедание христианства; исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни и посмертно; достойная и святая жизнь; заслуги в распространении христианства; народное признание святости прославляемого; нетленность мощей. Канонизация местных святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых – собором.

В православной церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного решения в избранный день совершается торжественная служба святому и т о. устанавливается его почитание.

 

КАНУН (искаж. греч. – установленный) (рис. 256) – подсвечник, в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид.

 

КАТАВАСИЯ (греч – схождение) – песнопение, поется на утрене в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. В различное время богослужебного года положены определенные уставом катавасии. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения.

 

КАФЕДРА (греч. – сидение) – сидение для архиерея или священника, поставленное в алтаре на горнем месте, а также для архиерея в середине храма на архиерейском амвоне.

 

КАФИЗМА (греч. – сидеть) – богослужебное деление псалтири. Псалтирь разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно которому Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста – дважды за неделю. Рядовая кафизма – положенная для чтения в данный день по уставу.

 

КАЦЕЯ (греч.) (рис. 7) – древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила существовали на востоке до Х‑ХI вв. и на Руси до XVII в., когда появились кадила на цепочках.

 

 

Рис. 7. Кацея

 

КЕЛИЯ (греч. – комната) – отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха.

 

КИВОРИЙ (греч.) – навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом, держащийся на четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в соборах и крупных храмах.

 

КИНОНИК (греч. – общий) см. причастен.

 

КИОТ , или КИВОТ (греч. – ящик, ковчег) – небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.

 

КИРИОПАСХА (греч. – Господня Пасха) – так в церковном уставе называется день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.

 

КЛИР (греч. священнослужители и церковнослужители.

Каждый храм имеет свой клир – совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.

 

КЛИРОС – место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи (рис. 19и).

 

КЛОБУК (название древнерусского головного убора) (рис. 28а) – 1. Принадлежность облачения монаха малой схимы – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук назыается шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы. 2. Принадлежность вне‑богослужебного облачения архиерея – архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы – черного с нашитым крестом, епископы – черного. 3. Принадлежность внебогослужеб‑ного облачения патриарха – патриарший клобук (рис 28в) – полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навер‑шии, с вышитыми изображениями серафимов или крестов, одна лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь.

 

КНИГИ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ – книги, по к. – рым совершается богослужение. Богослужебными книгами являются Апостол, Евангелие, ирмологий, минеи, октоих, псалтирь, служебник, требник, типикон, триодь, часослов и чиновник.

 

КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННЫЕ МОЛИТВЫ – читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В этот день вечерня совершается непосредственно после литургии и девятого часа. Коленопреклоненные молитвы читает священник, стоя на коленях в вратах царских, обратившись лицом к народу. Содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших. Составлены в IV в. Василием Великим Каппадокийским.

 

КОЛИВО (греч. – вареная пшеница) – вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. Мученика Феодора Тирона (+ 306), который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоло‑жертвенной кровью. Коливо (называемое еще кутией) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение; мед или сахар – блаженство будущей жизни.

 

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – различается: благовест, трезвон, перезвон, и перебор.

 

КОЛЯДЫ – народные песни, посвященный Рождеству Христову.

 

КОНДАК (греч.) – жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является Роман Сладкопевец (Ме‑лод) (1 пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки – многострофные (ок. 20‑30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изо‑силлабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя – обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном.

Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах.

Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея.

Кондаками также называются строфы акафиста.

 

КОПИЕ (рис. 2За) – обоюдоострый нож, с коротким треугольным лезвием, который используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и раздробления агнца. Символически изображает копье, к. – рым были прободены ребра Иисуса Христа на Кресте (см. Ин. 18; 34).

 

КРЕСТ – символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи, к. – рая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима). 1. Крест нательный – носимый христианами под одеждой на теле. 2. Крест наперсный (или иерейский) – носимый священником поверх рясы или фелони (рис. 276). 3. Крест архиерейский – носимый архиереем вместе с панагией (рис. 29а). 4. Крест напрестольный (рис.216) – полагаемый на престоле рядом с Евангелием.

 

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ – крестообразное осенение себя или к. – л. В православной церкви принято при совершении крестного знамения складывать вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони (рис. 8). Крестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому и левому плечам.

 

 

Рис. 8. Перстосложение при крестном знамении

 

КРЕСТНЫЙ ХОД – торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и др. Совершается в праздничные дни.

 

КРЕСТОБОГОРОДИЧЕНтропарь, обращенный к Пресвятой Богородице, в к. – ром воспоминаются крестные страдания Ее Сына – Иисуса Христа.

 

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ – см. Воздвижение Креста Господня.

 

КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ – третье воскресение Великого поста, посвященное поклонению Кресту Господню.

 

КРЕЩЕНИЕ – таинство православной церкви, при совершении к. – рого крещаемый очищается от грехов прошлой жизни (см. Ин. 3; 5) и подготовляется к приобщению церкви (см. миропомазание). Совершается троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Над одним человеком крещение совершается один раз в жизни – в соответствии со словами Символа веры «исповедую едино крещение во оставление, грехов». Крещение совершает священник или архиерей, в крайнем случае крестить может и мирянин. В современной церковной практике принято непосредственно перед крещением совершать оглашение (см. оглашенные), а после крещения совершать миропомазание. В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности человека. В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорожденных младенцев. Поэтому для детей необходимы крестные родители (восприемники), к. – рые обязуются взять на себя духовное воспитание крещаемого. В начале чина крещения крещаемый произносит отречение от сатаны и обещается Христу, читает Символ веры. Затем священник произносит великую ектению, освящает воду, помазует воду и крещаемого елеем (см. елеоломазание), совершает собственно крещение; во время чтения 31 пс. крещенный облачается в белую одежду и ему одевается крест. Священник совершает миропомазание и затем с крещенным троекратно обходит купель. Читается Апостол (Римл. 6; 3‑11) и Евангелие (Мф. 28; 16‑20), священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещенного, произносит сугубую ектению и отпуст.

 

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕпраздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 января ст. ст. (19 января нов. ст.). В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. (Греческое слово «(3a7iT 1сгца», переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9; 23)). Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя» (Мф. 3; 14), «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3; 15) – ответил Иисус. И когда Иисус крестился – «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3; 2'2). См. также Мф. 3; 13‑17; Мк. 1; 9‑11; Лк. 3; 21‑22; Ин. 1; 26‑34. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, т к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын – Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.

 

КТИТОР (греч. – строю, приобретаю) – в Византии человек, построивший или украсивший храм. В наст. вр. – староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме.

 

КУКОЛЬ (лат. cucullus – капюшон) – верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чи‑нопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования.

 

КУПЕЛЬ (рис. 246) – большой чашеобразный сосуд. Служит для крещения в нем младенцев.

 

КУТИЯ – см. коливо.

 

ЛАВРА (греч. многолюдное место) назв. некоторых важнейших и крупных мужских монастырей.

В V‑VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (напр. лавра св. Саввы Освященного). В Русской православной церкви лаврами являются: Киево‑Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице‑Сергеева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро‑Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции 1917 г.), Почаевско‑Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г., действующая).

 

ЛАДАН (греч. Xabavov) – ароматические смолы, возгоняемые в кадиле на горящих углях.

 

ЛАМПАДА (греч. Xd\inaba – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.

 

ЛЖИЦА (рис. 236) – специальная ложка с длинной ручкой, к. – рой совершается причащение мирян.

 

ЛИТИЯ (греч. – усердное моление) – 1. Часть всенощного бдения, совершаемая в праздники на вечерне.

Совершается духовенством в центре храма. Состоит из т н. литийных стихир, ектений с особыми прошениями и многократным пением "Господи помилуй". Во время литии происходит благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея (пять хлебов – в память о насыщении народа пятью хлебами (см Мф. 14; 15‑20; Мк. 6;35‑44; Лк. 9; 12‑17)) 2. Краткое моление об умерших, совершаемое священником в притворе или в храме перед кануном.

Совершается по желанию настоятеля или просьбе верующих. Состоит из благословения, начала обычного, т н. покойных тропарей, ектений об умерших и отпуста.

Иногда для литии используется специальный литиный сосуд, см. рис. 9.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.