Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗОНЫ КОМФОРТА



                  ЗОНЫ КОМФОРТА

Медсестре следует учитывать, что общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта. У каждого человека психологическое расстояние этой зоны свое. У многих людей расстояние  «личной» зоны, общение в которой не вызывает дискомфорта, — 0,46-1,2 м. В то же время при  выполнении тех или иных процедур, медсестра «вторгается» не только в личную, но и в «интимную» зону, расстояние которой 15—46 см. Медсестра, зная и понимая трудности, которые при этом может испытывать пациент, должна быть особенно внимательной и деликатной. Например, расстояние комфортной зоны медсестры позволяет ей стоять близко к другим людям, но они испытывают при этом неудобство и отодвигаются, поскольку расстояние их комфортной зоны меньше. И, наоборот, медсестра может чувствовать себя комфортно только в том случае, если вокруг нее большое простран­ство, а человек думает при этом, что он ей неприятен и поэтому она стоит (сидит) так далеко.

Сестринскому персоналу, с учетом специфики деятельности, часто приходится «вторгаться» и в личную, и в интимную, и в сверхинтим­ную (менее 15 см) зону комфорта пациента, выполняя те или иные сестринские манипуляции.

В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое для медсестры и пациента рас­стояние. Нужно быть очень внимательной медсестре к проявлению пациентом и (или) его близкими чувства дискомфорта, связанного с вторжением в зону комфорта.

           МАНЕРА ОБЩЕНИЯ

Независимо от того, какой канал общения использует человек, он должен стремиться к тому, чтобы задуманное им сообщение соответ­ствовало переданному.

Этому способствует уверенная манера общения. Если сообще­ние передано твердо и уверенно, вероятность того, что получатель сообщения согласится с ним, возрастает. Некоторые люди путают «уверенную манеру общения» с агрессивностью и грубостью, поэто­му следует использовать ее избирательно и всегда думать о том, как это воспримут.

В тех случаях, когда человек ведет себя агрессивно (не путать с уверенным поведением!) по отношению к медсестре, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

 - не следует воспринимать чье-то агрессивное поведение как лич­ное оскорбление: чаще всего люди «выплескивают» свои отрицатель­ные эмоции на тех, кого чаще видят, даже если их расстроил кто-то другой;

 - нужно глубоко подышать: сделать глубокий вдох и посчитать до 10 или 20, пока не наступит успокоение;

 - можно выйти из комнаты, если есть опасение сказать или сде­лать что-то неприятное (конечно, это можно сделать только в том случае, если пациент находится в безопасности);

 - можно сделать перерыв, совершив небольшую прогулку, выпив глоток воды;

 - можно рассказать о случившемся тому, кто пользуется вашим уважением;

 - следует вновь поговорить с человеком, проявившим неува­жение к медсестре: дать понять, что сестра все равно будет продолжать выполнять свои обязанности.

Сестринскому персоналу очень важно оставлять каналы общения открытыми даже в тех случаях, когда полученное сообщение вызывает ощущение неловкости.

Можно дать несколько рекомендаций, позволяющих продол­жать общение, несмотря на неловкость. Для этого следует:

- сделать паузу на несколько секунд, чтобы успокоиться, перестать думать о своих чувствах и сконцентрироваться на сообщении собе­седника;

 -проявить интерес к собеседнику, используя мимику, жест, при­косновение: если человек почувствует заинтересованность медсестры, то эта молчаливая поддержка может оказать больше эффекта, чем любые слова;

 - вновь пригласить человека к разговору, задав вопрос: «Как Вы себя чувствуете?», «Вы уверены, что Вам сейчас лучше побыть одно­му?». Иногда можно повторить сообщение собеседника своими сло­вами: «Вы действительно скучаете по семье?»;

 - просто слушать собеседника, поскольку иногда это единствен­ное, что нужно человеку. Если медсестра считает, что пациент нуждает­ся в ответах на вопросы, а она не может этого сделать, следует найти того, кто ответит на вопросы;

 - говорить о своих переживаниях, о возникших недоразумениях с другим человеком, пользующимся доверием медсестры.

         СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержке, изменить отношение человека к тем или иным событиям. Социальная поддержка осуществляется как вербальным, так и не­вербальным способом.

Положительные высказывания по поводу внешнего вида человека и его одежды, благодарность за помощь и понимание, поощрение его успехов в самообслуживании, одобрение его поведения могут быть примерами вербальной социальной поддержки.

Прикосновение, объятие, улыбка, кивок головы — вот далеко неполный перечень приемов невербальной социальной поддержки.

Социальная поддержка:

-при общении помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет как на его здоровье, так и на общее благопо­лучие;

-не всегда сразу дает результаты:

ü продолжайте пытаться;

ü не разочаровывайтесь в своих усилиях;

Будет эффективной, если:

ü Осуществляется последовательно; постоянно повторяется.

 

 

Вопросы для подготовки к практическим занятиям

· Элементы эффективного общения

· Открытые и закрытые вопросы;

· Приемы, необходимые для эффектив­ного общения;

· Приемы, необходимые для эффективно­го невербального общения;

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.