|
|||
КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯСтр 1 из 3Следующая ⇒
МДК 07.01 «Теория и практика сестринского дела» Тема 1.3 «Общение в сестринском деле»
Студент должен знать: · Уровни общения; · Типы общения; · Средства общения; · Зоны комфорта; · Социальная поддержка; ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ Общение — одно из важных умений, необходимых для эффективной деятельности медицинской сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Доверие к медицинской сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если он владеет навыками эффективного общения. Общение- это все способы поведения, которые человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и символов (Руэш, 1972).Общение – это передача информации от отправителя к получателю. Контакт между людьми, обмен информацией Можно выделить три уровня общения: Внутриличностное — мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо. Примером личностного общения медсестры может быть напоминание себе: «Нужно проверить капельницу у Н». Но она не произносит это вслух. Межличностное — общение между двумя или более людьми. М/сестра, например, обменивается мыслями, идеями, решениями, опытом со своими коллегами. Общественное — общение одного человека с большой аудиторией. Следует тщательно готовиться к межличностному и общественному общению. Правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми. Исследователи, изучая поведение человека, сделали много интересных открытий как в области речевого (вербального), так и в области невербального общения: мимики и жестов, письменного общения. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ Многие из нас имеют опыт неэффективного общественного и межличностного общения. Для того чтобы исправить это положение, общение не должно ограничиваться только передачей информации. Эффективное общение состоит из пяти элементов: отправитель— тот, кто передает информацию; сообщение — посылаемая информация; канал — форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод: мимика, жесты, поза, письменная речь ,сообщения мобильной связи (СМС)); получатель — кому посылается сообщение; подтверждение — способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено (доставка). КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ 1. Устная речь — получатель слышит ее; 2. Неречевое сообщение — мимика, жесты, позы и какие-то действия, которые получатель видит; 3.Письменное сообщение — слова или символы, которые получатель может, прочитает. В некоторых случаях используют несколько каналов общения (например, устная речь, а затем письменное сообщение или устная речь, мимика, жесты и поза одновременно). Вопросы, которые задают отправитель и получатель сообщения, могут сделать устный канал общения как эффективным, так и неэффективным. Задавая «правильные» вопросы, люди делают общение более эффективным. Вопросы могут быть закрытые (общие), на которые в ответ можно услышать односложное «Да» или «Нет», и открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ. Закрытые вопросы начинаются со слов: «Вы можете…?», «Вы хотите...?», «Вам нужно…?», «У Вас есть...?», «Вы думаете, что..?.» и т.д. Открытые вопросы начинаются со слов: «Скажите мне?..», «Покажите мне?..», «Что…?», «Где….?.», «Когда…?», «Почему...?», «Как...?», «Вы расстроены, потому что..?.», «Расскажите мне….?». Неправильно заданный вопрос может сделать общение неэффективным. Так, обучая пациента (или его родственников) каким-то необходимым навыкам и задавая в процессе обучения вопрос: «Вы поняли меня?», можно получить ответ: «Да», в то время как в действительности человек просто не хочет признаться в том, что он не все понял. В то же время, если сказать человеку: «Я хотела бы убедиться, что вы меня правильно поняли», можно получить подтверждение полученного сообщения и, таким образом, сделать общение эффективным. Довольно часто даже при наличии всех пяти элементов общения люди плохо понимают друг друга. Причины подобного непонимания различны: -сообщение передано или невнятно, или очень быстро, или очень тихо; -неправильно выбран канал передачи сообщения (например, человек плохо слышит или не может прочитать письменное сообщение), -отправитель не получил подтверждение о получении и понимании сообщения.
|
|||
|