Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ



 

МДК 07.01 «Теория и практика сестринского дела»

Тема 1.3  «Общение в сестринском деле»

 

Студент должен знать:

· Уровни общения;

· Типы общения;

· Средства общения;

· Зоны комфорта;

· Социальная поддержка;

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Общение — одно из важных умений, необходимых для эффектив­ной деятельности  медицинской сестры. Навыки общения необходимы ей для вза­имодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специа­листами, участвующими в лечебном процессе. Доверие к медицинской сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если он владеет навыками эффективного общения.

Общение- это все способы поведения, ко­торые человек использует сознательно или бессознательно для воздей­ствия на другого не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и символов (Руэш, 1972).Общение – это передача информации от отправителя к получателю. Контакт между людьми, обмен информацией

     Можно выделить три уровня общения:

   Внутриличностное — мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавли­ваясь к общению с кем-либо. Примером личностного общения медсестры может быть напоминание себе: «Нужно проверить капельницу у Н». Но она не произносит это вслух.

 Межличностное — общение между двумя или более людьми. М/сестра, например, обменивается мыслями, идеями, решениями, опытом со своими коллегами.

 Общественное — общение одного человека с большой аудиторией.

Следует тщательно готовиться к межличностному и общественному общению. Правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми.

Исследователи, изучая поведение человека, сделали много интерес­ных открытий как в области речевого (вербального), так и в области невербального общения: мимики и жестов, письменного общения.

                   ЭЛЕМЕНТЫ  ОБЩЕНИЯ

 Многие из нас имеют опыт неэффективного общественного и межличностного общения. Для того чтобы исправить это положение, общение не должно ограничиваться только передачей информации. Эффективное общение состоит из пяти элементов:

отправитель— тот, кто передает информацию;

сообщение — посылаемая информация;

канал — форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод: мимика, жесты, поза, письменная речь ,сообщения мобильной связи (СМС));

получатель — кому посылается сообщение;

подтверждение — способ, с помощью которого уведомляют отпра­вителя, что сообщение получено (доставка).

             КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ

1. Устная речь — получатель слышит ее;

2. Неречевое сообщение — мимика, жесты, позы и какие-то действия, которые получатель видит;

3.Письменное сообщение — слова или символы, которые получатель может, прочитает.

В некоторых случаях используют несколько каналов общения (на­пример, устная речь, а затем письменное сообщение или устная речь, мимика, жесты и поза одновременно).

Вопросы, которые задают отправитель и получатель сообщения, могут сделать устный канал общения как эффективным, так и неэф­фективным.

  Задавая «правильные» вопросы, люди делают общение более эф­фективным.  Вопросы могут быть закрытые (общие), на которые в ответ можно услышать односложное «Да» или «Нет», и открытые (специаль­ные), на которые можно получить более или менее подробный ответ.

Закрытые вопросы начинаются со слов: «Вы можете…?», «Вы хо­тите...?», «Вам нужно…?», «У Вас есть...?», «Вы думаете, что..?.» и т.д.

 Открытые вопросы начинаются со слов: «Скажите мне?..», «По­кажите мне?..», «Что…?», «Где….?.», «Когда…?», «Почему...?», «Как...?», «Вы расстроены, потому что..?.», «Расскажите мне….?».

Неправильно заданный вопрос может сделать общение неэффектив­ным. Так, обучая пациента (или его родственников) каким-то не­обходимым навыкам и задавая в процессе обучения вопрос: «Вы поняли меня?», можно получить ответ: «Да», в то время как в действительности человек просто не хочет признаться в том, что он не все понял. В то же время, если сказать человеку: «Я хотела бы убедиться, что вы меня правильно поняли», можно получить подтверждение полученного сооб­щения и, таким образом, сделать общение эффективным.

Довольно часто даже при наличии всех пяти элементов общения люди плохо понимают друг друга. Причины подобного непонимания различны:

-сообщение передано или невнятно, или очень быстро, или очень тихо;

-неправильно выбран канал передачи сообщения (например, че­ловек плохо слышит или не может прочитать письменное сообщение),

-отправитель не получил подтверждение о получении и понимании сообщения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.