Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Городки. Горелки. Колечко. Чехарда. Куча мала



Городки

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей точность движений и меткость. Игра способствует выработке глазомера и значительному улучшению координации движений.

Необходимое оборудование: бита (постепенно утолщающаяся палка с круглым срезом длиной примерно 50 см) и пять цилиндрической формы чурочек длиной 15—20 см (диаметр среза — 5—7 см).

Ход игры. Играть в нее могут несколько игроков по очереди. Каждому игроку дается право сыграть самому, отдельно от других.

Для начала обозначают игровое поле. На земле или асфальте надо начертить квадрат со стороной в 1 м. Этот квадрат называется «город». В «городе» определенным образом расставляются «городки» — чурочки. Для начала можно просто поставить их в «городе» в ряд. Задача игрока — с определенного расстояния (для начала 6—7 шагов) попытаться выбить одним ударом все чурочки из «города». Если ему удалось вышибить хотя бы один «городок», то он может повторять попытки до тех пор, пока все чурочки не окажутся вне «города». В случае промаха игрок уступает место следующему желающему попробовать свои силы.

Чурочки в игре располагаются определенным образом в виде так называемых фигур, каждая из которых состоит из пяти «городков». Например, можно составить фигуру «Пушка»: из четырех чурочек строится своеобразное «окошко», из которого «выглядывает пятая чурочка — «пушка».

Можно составить и фигуру «Звезда»: пять чурочек кладутся на землю так, чтобы концами они сходились к центру. В результате каждая чурочка представляет собой один луч звезды. Фигура «Вилка» состоит из трех чурочек, уложенных на небольшом расстоянии параллельно друг другу («зубьев вилки»), одной чурочки, положенной перпендикулярно им («основания зубьев»), и еще одной, параллельной ей и перпендикулярной основанию («ручки вилки»).

Можно придумать и свои фигуры и, играя, выбивать их из кона в строго определенной последовательности.

Наши бабушки и дедушки, играя в «городки», расставляли их определенным образом. Например, фигура «Бабушка в окошке» состоит из чурочки, положенной на землю, двух чурочек, поставленных на срезы с обеих концов первой, и четвертой чурочки, установленной на срезы второй и третьей чурочки сверху. Получается своеобразное «окошко». Пятая чурочка при этом прислоняется к первой, как бы «выглядывая» из этого «окошка». Можно придумать и свои комбинации. При этом следует учитывать, что фигуры из «городков», лежащие на земле, выбивать сложнее, чем стоящие.

Примечание. На самом деле в эту игру могут играть дети даже среднего и старшего школьного возраста. Да и взрослые могут принять участие в этой забаве. Максимальное расстояние от игрока до «города» — 13 м, но выбивать все «городки» с такого расстояния смогут только настоящие мастера.

Клек

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей ловкость и точность движений. Игра помогает выработать хороший глазомер и отработать точные и сильные броски.

Необходимое оборудование: биты по количеству игроков (палки длиной 70—80 см, с одного конца обструганные лопаточкой), клек (чурочка длиной 15 см и 7 см в диаметре).

Ход игры. Прежде всего нужно правильно разметить игровое поле. На земле или асфальте прочертите квадрат со стороной 50 см (в игре он зовется городом). Отступив 1 —2 шага от квадрата, проведите линию — это полугород. Сделайте два шага от полугорода и начертите линию полукона. Отступив два шага от полукона, проведите линию кона.

В игру можно играть командой.

Водящий становится около города, остальные игроки встают за линией кона. Чурочка (клек) устанавливается водящим в центре города, после чего водящий отходит в сторону. Первый игрок вступает на линию кона (напоминаем: она располагается дальше всего от города) и кидает биту, стараясь попасть ею в клек. Если бросок оказался удачным, то не должны зевать ни игрок, ни водящий. Водящий старается как можно быстрее добежать до клека и вернуть его обратно — в центр города. Однако это сделать не так-то просто, потому что в тот же самый момент метальщик срывается с места и бежит за своей битой, которая отлетела на порядочное расстояние. Если метальщик успевает добежать до своей биты и стукнуть ею по центру «города», крикнув при этом «Клек!» до того, как водящий успеет вернуть чурочку на место, то он имеет право на повторный бросок биты уже с линии полукона (после того как все игроки команды выполнят по первому броску). Если и этот бросок оказывается удачным, то следующий он выполняет уже с линии полугорода (дождавшись своей очереди), а самый последний (что проще всего) — с линии самого города (снова подождав, пока выполнят все броски остальные игроки). Впрочем, строго говоря, последний «бросок» уже броском и не является, так как клек находится настолько близко, что игроку достаточно просто стукнуть по нему битой.

Таковы правила игры. Однако прелесть игры в «Клек» заключается в том, что по ходу ее возникают самые разные ситуации, о которых я тоже расскажу.

1. Если игрок бросил биту, но клек остался в пределах города, то такой удар считается плохим, и метальщик сразу же становится водящим, а водящий встает последним в очередь игроков.

2. Если метальщик далеко бросил биту, но по клеку не попал, то он может встать у черты кона и спокойно дождаться удачного броска кого-то из своих товарищей, после чего вновь включиться в игру. Это называется «выручка». После того как кто-то удачно сбил клек, игроки, временно находящиеся вне игры, могут вместе с удачливым игроком бежать до своих бит и «заклекиваться» в городе, после чего вставать в очередь и дожидаться права следующего броска.

3. Очень редко возникает ситуация, при которой все метнули свои биты, но по клеку так и не попали. В этом случае водящий идет к битам, выбирает ту из них, которая располагается дальше всего от города, и старается сбить ею клек. Если не получается, берет другую биту, которая теперь оказывается самой дальней. Попытки повторяются до тех пор, пока клек не будет сбит. Чьей битой клек будет сшиблен, тому и водить. Однако, как мы сказали, такая ситуация случается довольно редко: как правило, хотя бы один игрок из команды все-таки попадает по клеку и даже успевает «заклекаться» в городе, ударив по нему битой до того, как водящий добежит до чурочки и установит ее в центре города.

4. Для водящего хуже всего является ситуация, когда метальщик находится на черте города, и его действий ждут игроки, сделавшие перед тем неудачные броски. Как мы уже говорили, биту даже не придется бросать в клек, настолько близко он будет находиться. Удачливому метальщику достаточно будет лишь стукнуть битой по клеку для того, чтобы тот улетел очень далеко. Пока водящий добежит до клека и вернет его, все игроки (как неудачливые, так и тот, кто их выручил) смогут, разумеется, добежать до своих бит и быстро «заклекаться» до его возвращения с клеком.

5. Удачливый игрок, который пробил клек со всех линий, включая черту города, получает одно очко, которое может использовать в следующей игре: если он промахнется, то сможет еще раз кинуть биту.

6. Одно из важных правил игры в «Клек» гласит, что если игрок промахнулся, а потом был выручен товарищем, то независимо от того, с какой линии — кона, полукона или полугорода — был сделан неудачный бросок биты, после выручки он должен начинать свое продвижение вперед заново — с кона, то есть с самой дальней линии.

Примечание. «Клек» по праву считается младшим братом «Городков»: обе игры развивают одинаковые навыки у игроков — требуют точности, быстроты, ловкости. Эта игра, как и «Городки», практически не имеет возрастных ограничений: осваивать ее можно и семилетним детям, но она вполне может превратиться в излюбленную игру детей старших возрастов. Расстояние между линиями в игре я указала, рассчитывая на умения начинающих игроков. Более же опытные игроки могут увеличить расстояние между городом, а также линиями кона, полукона и полугорода. Пусть оно равняется не двум шагам, а трем или даже четырем. Это не только интересно, но и полезно, так как в игре дети будут постоянно тренироваться и тем самым значительно разовьют свои навыки метания. Обязательное условие: каким бы ни было расстояние, оно должно быть одинаковым применительно ко всем линиям.

Горелки

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей быстроту движений.

Ход игры. В ней может принимать участие нечетное число игроков, но не менее 11. С помощью считалки среди игроков выбирается водящий. Остальные игроки строятся в колонну парами. При этом игроки каждой пары встают, держась за руки, затылком друг к другу.

Водящий стоит лицом к игрокам на расстоянии нескольких шагов от первой пары игроков. По команде водящего игроки последней пары расцепляют руки и бегут (каждый со своей стороны колонны). Увернувшись от водящего, который старается поймать одного из игроков, они должны встать во главе колонны, вновь взявшись за руки и повернувшись спинами друг к другу. Если водящему не удалось поймать одного из игроков пары, он повторяет свою попытку, пока она не закончится удачей (при этом каждый раз бегут игроки той пары, которая в колонне оказывается последней). Если же водящему удалось поймать одного из игроков пары, он вместе с пойманным образует новую пару во главе колонны, а оставшийся без пары игрок сам становится водящим.

Мы рассказали об обычных «горелках», но наши бабушки и дедушки играли еще и в «двойные горелки». Принцип игры остается все тем же, но игроки распределяются по парам, образуя не одну, а две колонны. Естественно, что в этом случае количество игроков должно быть, как минимум, в два раза больше, чем в обычных «горелках». Колонны располагаются напротив друг друга на некотором расстоянии (до 30 шагов). В отличие от обычных «горелок», в игре участвует двое водящих, так что исходное количество игроков должно быть четным. По сигналу последние пары обеих колонн расцепляют руки и бегут вперед, причем по одному игроку из каждой пары бежит к противоположной колонне. Игроки должны не просто образовать две пары во главе колонны, не дав себя поймать ведущему, но еще и образовать пару с игроком из противоположной команды.

Примечание. Начинать игру можно не только по сигналу, а после особых приговорок, которые игроки выкрикивают хором.

В качестве подготовительной работы предлагаем разучить с детьми следующие приговорки.

Русская народная приговорка

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз! Два! Три! Беги!

 

Приговорка

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

С. Маршак

 

Колечко

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей внимание и быстроту реакции.

Необходимое оборудование: колечко или любой предмет, его заменяющий. Подойдет и небольшой гладкий камушек.

Ход игры. Играть могут не менее 3 человек. Сначала с помощью считалки выбирается водящий. Остальные игроки выстраиваются в линию лицом к водящему и складывают ладони рук «лодочкой». Водящий также держит ладони «лодочкой», но в ладонях у него лежит колечко.

Игра начинается. Водящий по очереди подходит к каждому из игроков и помещает свои ладони между его ладонями. Одному из игроков он таким образом незаметно передает колечко в руки. После этого водящий, чтобы запутать игроков, подходит к остальным игрокам по цепочке и может даже еще раз «пройтись» по всем из них. Затем водящий отходит на свое место и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» При этом игрок, которому было передано колечко, должен выбежать вперед. Остальные игроки тоже не должны зевать: их задача — постараться перехватить игрока с колечком, не дав ему сбежать. Они не имеют права сходить с места, поэтому их единственный шанс — поймать игрока в тот момент, когда он еще находится на линии. Если им это удается, то водящим остается тот же играющий, и попытка повторяется. Если же игроку с колечком удалось выбежать вперед, то он становится водящим, а предыдущий водящий занимает свое место рядом с остальными игроками, и игра возобновляется. Играть так можно до тех пор, пока это не надоест.

Примечание. В игре «Колечко» важен, так сказать, психологический момент — ведущий, передав колечко кому-то из игроков, должен замаскировать свое действие. Никто не должен догадаться, кому именно передано кольцо, поэтому водящий усиленно делает вид, что передал колечко кому-то из игроков, в то время как оно уже лежит в чьих-то ладонях. Игрок, которому досталось колечко, также ничем не должен выдать, что колечко у него: стоит ему начать волноваться, как это мгновенно будет почувствовано остальными, так что игроку нужно хранить вид спокойный и даже равнодушный, но при этом не переборщить.

 

Бабки

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей сообразительность, внимание и быстроту реакции.               Ход игры. Чем больше игроков в этой игре, тем лучше. Оптимальное количество игроков — 8—10 человек. Сейчас уже, наверное, бесполезно выяснять, почему игра называется «Бабки»: ничего общего с бабушками у нее нет. Суть же игры состоит в том, что игроки садятся в круг и загадывают друг другу загадки. При этом первый игрок загадывает загадку следующему, тот — сидящему рядом и так далее по кругу. Сложность игры состоит в том, что, хоть ответ на загадку могут знать сразу несколько игроков, отгадывать ее может только тот, кому она адресована. Поэтому, хоть в идеале игра и должна идти по цепочке без сучка и задоринки, по ходу игры то и дело случаются «спотыкачки». Если игрок не сумел отгадать загадку, ему загадывается новая. Ну, а если и с ней незадачливый отгадчик не справился, придется ему выбыть из игры или заплатить фант — спеть, станцевать или рассказать стихотворение. Играть можно до тех пор, пока не надоест.

Чехарда

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей навыки прыгания. Игра позволяет двигаться, способствует развитию ловкости движений, тренирует мышцы рук и ног, а также сердечно-сосудистую систему.

Ход игры.Игроки становятся друг за другом на расстоянии 3—5 шагов (оптимальное количество игроков — 5—7 человек). Игроки должны присесть, пригнувшись: нагнув голову и ссутулив спину, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний игрок в цепи начинает игру. Его цель — перепрыгнуть через всех игроков. Сделать это он может лишь одним способом: опираясь руками о спину стоящего впереди игрока. Если ему удается таким образом перепрыгнуть через всю цепь игроков, то он становится впереди и сам пригибается, а игру продолжает другой игрок, оказавшийся в цепи последним.

«Изюминка» игры заключается в том, что после каждого кона, то есть после того, как по разу прыгнут все участники, играющие начинают постепенно выпрямляться, увеличивая таким образом высоту прыжка.

Тот, кому прыжок не удается, выбывает из игры.

Примечание. Игроку можно и даже нужно совершать прыжки с разбега.

 

Куча мала

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей логическое мышление, навыки мелкой моторики и точность движений.

Необходимое оборудование: коробок спичек или счетные палочки (всего понадобится от 10 до 15 спичек или палочек + еще две «рабочие» палочки).

Ход игры.Справедливо говорят, что в спички играть нельзя, но эта игра — исключение. Играют в эту игру по двое за столом. Каждый игрок берет себе по одной спичке. Затем один из игроков составляет остальные спички вместе, шалашиком, а потом выпускает их из рук. Спички при этом падают в произвольном порядке, ложась друг на друга или касаясь друг друга. Игроки руками или с помощью «рабочих» спичек стараются вытянуть из кучи как можно больше спичек (палочек). Обязательное условие игры: вытягивать надо по одной спичке, но при этом нельзя задевать остальные спички. Тот, кто окажется менее ловким и все-таки заденет, прекращает тем самым игру. После этого подсчитываются результаты. Игрок, который сумел вытянуть больше спичек из кучи, считается победителем.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.