Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прятки. Жмурки. Камушки. Казаки-разбойники



Прятки

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей внимание, сообразительность, а также быстроту реакции и выносливость.

Необходимое оборудование: набор «волшебных» палочек.

Ход игры. Принимать участие в игре могут до 10 человек. Играть в прятки лучше всего на улице или во дворе, так как на игровом поле должны быть места, удобные для того, чтобы там прятаться. Из числа игроков выбирается водящий. Он поворачивается к стене и начинает считать до десяти, двадцати, пятидесяти — по договоренности. За это время игроки должны разбежаться по полю и спрятаться, пока водящий их не видит. Досчитав до заданного числа, водящий говорит: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать!» Если к этому времени все спрятались, он начинает поиски, если же кто-то не успел притаиться, водящий дополнительно считает еще до десяти. После этого задача водящего — найти всех притаившихся игроков. Первым найденный им игрок будет водящим в следующей игре.

Игра на первый взгляд проста, но у нее есть немало вариантов. Например, сказав: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать», водящий может прибавить «Кто не спрятался — я не виноват (-а)». В этом случае все игроки, не успевшие спрятаться, остаются в поле зрения водящего, и он, понятно, сразу же их «находит».

Игру можно значительно усложнить, если играть в прятки с «застукалочками». В этом случае, заметив кого-то из игроков, водящий должен слегка постучать кулаком по стене, возле которой считал, проговорив при этом: «Тук-тук, (имя игрока)». «Изюминка» этого варианта игры состоит в том, что, пока водящий ведет поиски, любой игрок, находящийся в этот момент ближе к стене, чем водящий, может добежать до нее и, постучав, сказать «Тук-тук, за себя». В этом случае водящий уже не имеет права «застукивать» игрока. Разумеется, если водящий, заметивший бегущего игрока, опередит его у стены, то имеет право сам «застукать» его.

Наши бабушки нередко пользовались в таких случаях «палочкой-застукалочкой» (другой вариант названия — палочка-выручалочка). Это обычная небольшая палочка. Ее клали в определенном месте поля на землю или, например, на скамейку. Любой игрок, который добежал до палочки, опередив водящего, стучит ею по земле (скамейке) и кричит: «Тук-тук, за себя!»

У игры в прятки есть и еще один вариант — «двенадцать палочек»; Перед началом игры водящий кладет на камень доску. На конец ее, опустившийся на землю, водящий кладет двенадцать небольших палочек. Потом ударяет ногой по противоположному концу доски, и палочки разлетаются. За то время, пока водящий вновь ставит доску на камень и раскладывает на ней палочки, игроки должны разбежаться и спрятаться (разумеется, водящий не имеет права за ними наблюдать). Дальше игра идет так же, как и классический вариант пряток, с той разницей, что самый проворный игрок, не замеченный водящим, может незаметно подкрасться к доске и сам ударить по ней ногой, заставив палочки разлететься. Если ему удается проделать это незаметно от водящего, тот должен перестать искать игроков и вновь собирать палочки, а за это время игроки перепрятываются, а те, кого водящий уже успел поймать, считаются «вырученными», то есть приобретают право снова участвовать в игре.

 

Жмурки

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве на слух. Игра тренирует слух, внимание и ловкость.

Необходимое оборудование: шарф, косынка или другая плотная повязка на глаза.

Ход игры. В игре могут принимать участие до десяти игроков. С помощью считалки выбирается водящий, которому завязываются глаза. Суть игры заключается в том, что водящий ловит остальных игроков с завязанными глазами. Игроки при этом должны находиться на довольно небольшом замкнутом пространстве (поэтому в жмурки лучше всего играть в помещении). Варианты игры в «жмурки» могут быть самыми разными.

♦ Первый вариант: игроки становятся в круг вокруг водящего и для начала основательно «запутывают его», заставляя его покружиться на месте, чтобы потерять привычные ориентиры. «Покрутив» водящего, игроки разбегаются по помещению и стоят на своих местах неподвижно, время от времени хлопая в ладоши или что-то говоря, чтобы водящий мог найти их.

♦ Второй вариант: игроки не стоят неподвижно, а передвигаются. Как ни странно, при таком, казалось бы, усложненном варианте у водящего может появиться совершенно неожиданный шанс поймать кого-то из игроков, пробегающих мимо.

Игра заканчивается по договоренности. Дети младшего возраста могут играть в жмурки, пока водящий не поймает кого-то из зазевавшихся игроков, после чего они меняются ролями и игра начинается заново. Игроки постарше могут договориться между собой о том, что игра закончится, только когда водящий переловит всех игроков. После этого все (кроме водящего) считаются заново, и новый водящий выбирается из их числа, а прежний водящий становится обычным игроком.

 

Камушки

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить моторику пальцев и координацию движений. Игра тренирует ловкость, внимание и глазомер.

Необходимое оборудование: пять круглых камушков примерно одинакового размера (их можно заменить одинаковыми деревянными или глиняными шариками).

Ход игры. Играть в нее могут 3 — 4 человека. Суть игры состоит в следующем: камушки нужно подбрасывать и ловить, но приемы игры в разных ее конах могут различаться. Тот игрок, который смог правильно пройти через все коны и поймать камушки, считается победителем.

♦ Первый кон игры называется «Пятерки». Игрок должен положить на ладонь все пять камушков, после чего один из них кинуть вверх, а другие успеть произвольно разложить на земле и после этого поймать брошенный вверх «рабочий» камушек, не дав ему коснуться земли. Действовать при этом можно только правой рукой (или левой, если игрок левша). Затем нужно произвести обратное действие: кинуть боевой камушек и, пока он летит вверх и падает вниз, успеть собрать рассыпанные по земле (или по полу) остальные четыре камушка, после чего поймать камушек рабочий. Действовать при этом (и при каждом последующем приеме игры) опять-таки можно только одной рукой.

Если игрок справляется с «Пятерками», то может перейти к следующему кону, который называется «Тройки». В этом кону все пять камушков вновь кладутся на ладонь, после чего той же рукой подбрасывается рабочий камушек. Пока он не коснулся земли, нужно успеть разложить остальные камушки так, чтобы три из них лежали вместе, а один — отдельно от них. При этом надо успеть поймать рабочий камушек. Далее кон продолжается. Игрок подкидывает рабочий камушек и, успев взять в руку один камушек, лежащий на земле отдельно от других, ловит его. То же самое затем делается с остальными камушками. На ладони лежат два камушка (вместе с подобранным), рабочий камушек подкидывается. За то время, пока он летит, игрок должен подхватить с земли три оставшихся камушка и успеть поймать рабочий камушек, пока он не коснулся земли. Если игроку и это удается, он может перейти к следующему кону.

♦ Следующий кон называется «Двойки». Проходит он так же, как и предыдущий, с той разницей, что игрок во время первого подкидывания рабочего камушка должен успеть разложить остальные четыре попарно. При последующих подкидываниях камушков игрок схватывает с земли по два камушка за один раз.

♦ Последний кон игры называется «Одиночки». Подкинув рабочий камушек, игрок должен успеть разложить на земле остальные четыре отдельно друг от друга. После этого, подкидывая рабочий камушек, игрок последовательно схватывает с земли по одному камушку. В конце игры у него на ладони должны оказаться все пять камушков. В итоге выигрывает тот, кто проходит все коны игры, ни разу не ошибившись.

Игрок в ходе игры должен быть очень внимательным и ловким: стоит ему не поймать вовремя рабочий камушек или нечаянно задеть рукой камушки, разложенные на земле, как очередь переходит к другому игроку.

Примечание. При усложненном варианте игры игроки стараются отвлекать друг друга, например, что называется, «говоря под руку». Остальные правила и приемы игры при этом остаются неизменными. Игрок, потеряв свою очередь, должен дожидаться ошибок со стороны других игроков, чтобы вновь возобновить игру. При этом начинать игру он может с того этапа, на котором потерпел поражение.

 

Лапта

Возраст:7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей быстроту реакции и ловкость движений.

Необходимое оборудование: небольшой резиновый мяч и бита (дощечка длиной 60 см, обструганная с одного конца).

Ход игры. В лапту играют двумя командами по одинаковому количеству игроков в каждой. На площадке огораживают или расчерчивают игровое поле (оно должно быть большим). Одна из команд становится внутри поля, а другая — за его пределами, причем с одной его стороны. На поле в стороне, противоположной команде, стоящей за «городом», рисуется «дом» — линия, до которой должен будет дойти игрок.

Игра начинается. Один из игроков команды, стоящей за «городом», кладет себе под ноги мяч и бежит к «дому», отбивая мяч битой так, чтобы мяч постоянно катился перед ним. Игроки команды, находящейся в пределах игрового поля, стараются помешать игроку достичь «дома». Если им это удается, то мяч передается другому игроку команды за «городом», и тот делает свою попытку. Если же игрок оказывается более ловким, то он достигает «дома», отбивая мяч, и таким же образом возвращается обратно.

Примечание. В эту игру лучше всего играть таймами по 20—30 минут каждый. По окончании каждого тайма команды меняются местами (и ролями). После игры подсчитываются результаты. Та команда, игрокам которой удалось большее количество раз довести мяч до «дома» и обратно, считается победившей.

 

Казаки-разбойники

Возраст:7 — 8 лет.

Цель игры: научить детей ориентироваться в пространстве. Игра способствует развитию сообразительности, быстроты и выносливости.

Необходимое оборудование: мелки (по одному на каждого игрока одной из команд).

Ход игры. Игроки (их может быть много — до 20 человек) делятся на две равные команды. Одна команда — это «казаки», другая — «разбойники». Каждому игроку команды разбойников вручается по мелку. Для начала «разбойники» должны убежать и спрятаться от «казаков». Для этого им дается фора по договоренности (например, команда «казаков» считает до пятидесяти). В течение этого времени «разбойники» разбегаются по игровому полю, оставляя после себя метки — стрелочки, нарисованные мелом, указывающие направление, в котором убегают «разбойники». Каждый «разбойник» помечает таким образом свой собственный путь. Задача «казаков» — найти всех «разбойников». После этого игра начинается заново, но команды меняются ролями.

Если «казаку» удалось запятнать «разбойника», то последний считается пленником, и «казак» отводит его в «тюрьму» (роль «тюрьмы» могут сыграть любая часть площадки, скамейка и т. д.). При этом пленников надо охранять, поэтому кто-то из «казаков» остается «на часах». Остальные «разбойники» пытаются вызволить их из плена, но это дело рискованное: «казак», сторожащий «тюрьму», может оказаться достаточно ловким, чтобы осалить и «разбойника», пришедшего на подмогу. Впрочем, не только сторожить «разбойника», но и довести его до «тюрьмы» не так-то просто. Дело в том, что по дороге на «казака» могут напасть другие «разбойники» и, осалив его, освободить плененного товарища.

Есть и еще один вариант этой игры: «разбойники» вовсе не оставляют после себя следы, а прячутся и незаметно передвигаются по игровому полю. В этом случае «казакам» приходится быть еще ловчее и внимательнее: они могут также затаиться в определенном месте игрового поля и выслеживать «разбойников», дожидаясь, пока кто-нибудь из них не сделает неосторожное движение и тем самым не выдаст себя.

Примечание. Для этой игры требуется очень большое игровое поле, дающее к тому же возможность спрятаться. Даже детской площадки может оказаться недостаточно. Вот почему поначалу есть смысл играть в более простой вариант игры: «разбойники», прячась, остаются на месте, пока их не найдут. В более сложных вариантах игры «разбойники» постоянно уходят от «казаков», оставляя за собой следы. В этом случае «казакам» приходится быть более проворными, чем «разбойникам»: они должны поймать «разбойников» до того, как те успеют скрыться, окончательно запутав свои следы.

Дети, более старшего возраста (а в нее можно играть и в среднем школьном возрасте) могут сделать игру еще сложнее и интереснее. Например, игроки могут договориться между собой о том, что следы можно запутывать (например, неправильно рисовать направление стрелок).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.