Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 5 Нестандартность мышления



Глава 5 Нестандартность мышления

Нестандартное мышление – способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить – решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении.

Если брать философские категории, то:

Мышление – это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны, в том числе, и животным. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Так, Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция.
Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей.

Если мы обратимся к психологии, она заявит, что:

Мышление – процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.

Однако в психологии существует множество других определений мышления.

Например – высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или – процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.
Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

На заре западной цивилизации господствовало мнение, что новые идеи и мысли людям приносят «гении» или «музы», сверхъестественные существа, невидимо посещающие избранных: например, муза Терпсихора посещает поэтов, а ученым дарит озарения Урания. Можно вспомнить и о ярком примере – демоне Сократа, который вел с ним философские беседы… Платон, ученик Сократа, познание истинного устройства мира также связывал с озарениями, к которым можно стремиться, но которыми невозможно управлять. Аристотель стал первым, кто предложил совершенно иную точку зрения. Он выдвинул на первый план само мышление и его законы, дав тем самым начало всей западной традиции мышления.
В середине XX века возникла целая методологическая дисциплина, занятая исследованиями творческого мышления, эвристика. Ее практической целью было раскрытие механизмов, приводящих к рождению новых идей, к нетривиальным решениям задач произвольного содержания. Теперь, спустя полвека, мы видим, что в целом эвристика не смогла выполнить свою основную задачу. Эвристические исследования, конечно, привели к созданию некоторых известных методов «изобретения», или «problem solving», но методы эти, скорее, являются материалом для будущей исчерпывающей теории, нежели практически пригодными инструментами. Речь идет, например, о методе «гирлянд ассоциаций» или «доведения противоречия до крайности» и др. Тем не менее эвристика обратила наше внимание на важнейшую черту истинно творческого мышления: оно всегда основывается на отказе от традиционного описания ситуации. Ценная новая идея всегда предлагает в первую очередь новую модель предмета или явления, а уж затем из нового представления рождается решение. Например, лишь после того, как носители инфекционных заболеваний были описаны как физические агенты, а не как нематериальные сущности, стали возможны эпидемиологические методы борьбы с инфекционными болезнями. Анализ известных современных эвристических методов подтверждает: они все в большей или меньшей степени направлены на изменение обычного описания ситуации в пользу нового, в котором может быть скрыто решение.
Какими же методами пользуются в основном сейчас?
Во-первых, это методы, направленные на замену текущего описания ситуации каким-то новым. К этой категории можно отнести метод мозгового штурма, ассоциативные методы и т.д. Эта категория эвристических правил уже существенно ориентируется на интуитивные способности мыслителя, потому что в них никогда не дается направление поисков нужной ассоциации, нового полезного описания, просто предлагается его «придумать».

Во-вторых, это методы, разрушающие старое описание ситуации, но не предлагающие при этом новое. Часто именно об этом говорят изобретатели, когда толкуют об «умении удивляться». Если старое описание ситуации кажется крепким, несомненным, понятным до конца, то гораздо труднее заменить его на новое, более эффективное. Методы этой категории заставляют пытливо приглядываться к каждому звену, к каждой детали старого описания ситуации и ставить его под сомнение. Часто такое «расшатывание» приводит к тому, что старое описание рушится, а на его месте возникает новое, более полезное.
Так что же такое мышление и что такое нестандартное мышление? С одной стороны, человек должен постоянно пополнять свои знания, усваивая, в том числе, и социальные установки, принятые в обществе, принимая допустимые формы практической жизни, используя достижения культуры и подчиняясь ей, принимая опыт прошедших поколений… С другой, мы вроде как говорим о выходе за рамки, а значит, об отрицании этого опыта, аннулировании его. Так каким мы видим и воспринимаем окружающий мир? Какова наша объективная реальность?

Человек обрабатывает информацию, полученную от мира, устанавливает связи между объектами или явлениями окружающего мира, ориентируя их на себя. Он изучает процесс отражения существенных свойств объектов по отношению к другим объектам и связи этих объектов между собой и им самим. Маленький ребенок не знает, как надо воспринимать окружающий мир, поэтому он воспринимает его таким, каков он есть: белое – это белое, черное – это черное, страшное – это страшное, теплое – это теплое и так далее. Но если ребенку много лет говорить, что белое – это черное, а теплое – это холодное, он со временем научится воспринимать это в соответствии с требованиями общества. Сначала он будет спорить, пытаться доказать обратное, а потом смирится, научится врать и постепенно сам поверит в ложь, передавая ее следующему поколению.

Нестандартность мышления заключается в выходе за общепринятые рамки и свободе мышления.

Приходит к вам, допустим, соседка и начинает вас жалеть, что вы, бедная, только что с мужем разошлись, как не повезло, куда же без мужика… А вы ей в ответ: «Баба с возу – кобыле легче». Я так счастлива, есть повод для праздника! Соседка в шоке и думает, что вы помешались от горя. Ведь муж-то был непьющий, негулящий, трудолюбивый, работящий, все в дом, каждую копейку, такого потерять – света белого не взвидеть… И объяснить ей, что вы рядом с этим человеком задыхались от нехватки воздуха, от отсутствия радости жизни и драйва, чувствуя, что увязаете в гнилостном болоте, невозможно. Она не поймет. У вас просто разные ценности. У нее в наличии – хлипкий пьющий мужичонка, одно недоразумение, и все мечты только о таком муже, каким был ваш супруг. И то, что вам, допустим, хотелось, чтобы ваш супруг ходил с вами в театры, обсуждал прочитанные книги, сплавлялся на байдарках, поддерживал морально в ваших начинаниях и одобрял их, покажется ей глупостью. Для нее это блажь, а не жизненная необходимость.

Для математика красота формул есть величайшее счастье, а для гуманитария решение простой арифметической задачки может показаться скучным и трудным занятием. Актер любит играть, вживаться в роль, жить жизнью своего персонажа, сниматься в кино, участвовать в постановке новой пьесы, а для некоторых людей, не то что игра, любой монолог или диалог на публике – немыслимая трудность, нерешаемая проблема.

Допустим, я вас спрошу: сколько денег вам нужно для счастья? Сколько вы хотели бы получить или заработать?
– сто тысяч долларов
– двести тысяч долларов
– пятьсот тысяч долларов
– один миллион долларов
– десять миллионов долларов

Что вы ответите?

Я задавал этот вопрос разным людям. Большая часть опрошенных называла среднее арифметическое число. Я задавался вопросом: «Почему?» Почему, если у человека есть возможность выбрать большее, он на это не осмеливается? Не знает, куда их потратить? Боится ответственности или шанса все потерять? Из стремления особо не выделяться? Руководствуется пословицей «Тише едешь – дальше будешь?».

Когда человек мыслит нестандартно, он мыслит смело.

Для него нет преград, он не задается мыслью «А что, если я не смогу?», «А вдруг я проиграю?», он оценивает ситуацию, прислушивается к своей интуиции, и если все в порядке и картинка складывается – идет ва-банк. Такие люди не сдаются и добиваются своей цели. Сколько юношей и девушек, приезжая из глубинки, поступали в театральные училища по несколько раз, а потом становились известными актерами! Сколько бизнесменов с высшим образованием или без оного верили в себя, открывали дело, рискуя всем, и становились очень богатыми и успешными!
История и даже обыденный опыт дает нам множество примеров того, что всякий человек мыслит по-своему. У каждой личности свои мыслительные привычки, обычные умственные ходы, к которым она, размышляя, прибегает. И это не только касается отдельных людей, но имеет отношение и к народам в целом, и к государствам. И в каждом кругу людей, в каждой эпохе находятся примеры людей, которые мыслят иначе, чем остальные, умеют взглянуть на действительность под иным углом зрения. Нестандартность мышления лежит в основе почти всех изобретений, научных открытий, она во все времена приводила к рождению идей, двигающих человечество вперед.
Примеров можно привести массу, возьмите хотя бы Билла Гейтса.

Уи́льям Ге́нри Гейтс III (англ. William Henry Gates III; 28 октября 1955, Сиэтл, более известный как Билл Гейтс (англ. Bill Gates) – американский предприниматель и общественный деятель, филантроп, один из создателей (совместно с Полом Алленом) и крупнейший акционер компании Microsoft. До июня 2008 года являлся руководителем компании, после ухода с поста остался в должности ее неисполнительного председателя совета директоров.
В период с 1996 по 2007 год и в 2009 году – самый богатый человек планеты по версии журнала Forbes. Его состояние в сентябре 2012 года, по данным журнала Forbes, оценивалось в 66 млрд долларов, увеличившись на 7 млрд долларов по отношению к тому же месяцу прошлого года. Это 19 раз подряд сделало его самым богатым американцем и вторым во всем мире (его обошел на 8 млрд Карлос Слим Элу и его семья).
Гейтс родился в Сиэтле (штат Вашингтон), в семье корпоративного адвоката Уильяма Генри Гейтса II и члена совета директоров First Interstate Bank, Pacific Northwest Bell и национального совета United Way Мэри Максвелл Гейтс.
Гейтс учился в самой привилегированной школе Сиэтла, где он смог развить свои навыки программирования на школьном мини-компьютере. В тринадцать лет Билл написал свою первую программу – игру «Крестики-нолики» на языке программирования BASIC. Когда время, отведенное Биллу и его другу Полу Аллену для работы в компьютерной лаборатории, истекло, они взломали программу. За взлом компьютеров четырем студентам школы – Рику Вэйленду, Кенту Эвансу, Полу Аллену и Биллу Гейтсу – запретили работать на компьютерах в течение всего лета. Инициатором наказания стала компания Computer Center Corporation, чей компьютер студенты взломали. По истечении наказания студенты предложили компании находить ошибки в их программном обеспечении за возможность работать на компьютерах компании. Компания согласилась, и Гейтс с товарищами изучали множество исходных кодов программного обеспечения, написанных на таких языках, как FORTRAN, LISP, и в машинном коде. Данное сотрудничество продолжалось до 1970 года, пока компания не обанкротилась. В следующем году компания Information Sciences Inc. наняла четырех студентов, чтобы написать программу ведения платежных ведомостей.
В школе Гейтс не преуспевал в грамматике, обществоведении и других предметах, которые он считал тривиальными, но получал высшие отметки по математике. К концу начальной школы плохое поведение Гейтса стало волновать его родителей и учителей настолько, что он был направлен к психиатру.
В 1973 году он поступил в Гарвардский университет, где встретил своего будущего компаньона Стива Балмера. Спустя 2 года Гейтс был отчислен, и сразу стал заниматься созданием программного обеспечения.
В январе 1975 года американский компьютерный журнал Popular Electronics напечатал статью о новом персональном компьютере Altair 8800. После прочтения статьи Гейтс связался с президентом компании Micro Instrumentation and Telemetry Systems (MITS), разработчиком нового компьютера Эдом Робертсом, и сообщил ему, что он и его друзья работали над программным обеспечением данного компьютера. Хотя на самом деле Гейтс и Аллен не имели к Altair 8800 никакого отношения. Президент MITS пригласил их в свой офис, и через несколько недель они уже работали на MITS. Гейтс и Аллен создали компанию «Micro-Soft», специально для разработки программ для MITS, в городе Альбукерке, штат Нью-Мехико. В течение года работы на компанию MITS, дефис в названии компании Гейтса и Аллена исчез, и 26 ноября 1976 года в Окружном секретариате штата Нью-Мехико была зарегистрирована новая торговая марка «Microsoft».
В середине 1970-х годов операционная система CP/M была наиболее популярной системой для компьютеров на базе Intel 8080 и Zilog Z80. В 1980 году компания IBM начала поиск подходящей операционной системы для персонального компьютера IBM PC. Первоначально планировалось использовать для него именно CP/M. Проводились переговоры с компанией Digital Research, принадлежавшей Гэри Килдаллу (Gary Kildall) и его жене. Однако сделка не состоялась, и IBM заключила договор с небольшой фирмой Microsoft (мать владельца которой – Билла Гейтса – была председателем исполнительного комитета в United Way International, вместе сразу с двумя очень влиятельными руководителями монстра компьютерного рынка IBM Джоном Опелем и Джоном Эйкерсом (Джон Опель, президент с 1981 г., затем Джон Эйкерс, президент с 1985 г.).
Microsoft не имела собственной ОС для процессоров Intel 8086, поэтому лицензировала у компании Seattle Computer Products систему 86-DOS (QDOS), которая являлась 16-битным клоном CP/M. В дальнейшем Microsoft полностью выкупила права на 86-DOS, после чего, поработав над ней, полностью адаптировала ее на персональные компьютеры IBM, заработав 50 000$. Так появилась операционная система MS-DOS и началось сотрудничество Microsoft и IBM.
Далее Microsoft работает над совершенно новой операционной системой, идея которой подсмотрена у Xerox и Apple. Сотрудничество с IBM продолжалось, и 20 ноября 1985 года появилась новая операционная система Microsoft Windows. Так началась эпоха Windows – операционная система, прославившая и сделавшая богатейшим человеком Гейтса.

Если же говорить о русских бизнесменах-миллиардерах, стоит упомянуть Владимира Лисина.

Влади́мир Серге́евич Ли́син (род. 7 мая 1956, Иваново) – российский предприниматель, основными активами которого являются Новолипецкий металлургический комбинат и транспортно-логистический холдинг Universal Cargo Logistics Holding.
Обладая личным состоянием $15,9 млрд, в 2012 году занял 2-ю строчку в списке 200 богатейших бизнесменов России (по версии журнала Forbes). По данным журнала «СЕО», состояние на февраль 2013 года оценивалось в $17,2 млрд.
В 1970–1984 гг. – член ВЛКСМ. В 1973 году окончил школу № 41. В 1978 году окончил Сибирский металлургический институт в Новокузнецке по специальности инженер-металлург. В 1990 году окончил Высшую коммерческую школу при Академии внешней торговли, в 1992 году – Академию народного хозяйства по специальности «экономика и управление».
Трудовую деятельность начал в 1975 году электрослесарем в объединении «Южкузбассуголь». По окончании института работал в НПО «Тулачермет», где прошел путь от подручного сталевара до заместителя начальника цеха. Член КПСС.
С 1986 года – заместитель главного инженера, а с 1989 года – заместитель генерального директора Карагандинского металлургического комбината О. Н. Сосковца.
С 1993 года входил в советы директоров ряда ведущих российских металлургических предприятий. С 1996 года – председатель совета директоров Саянгорского алюминиевого завода, член совета директоров Новокузнецкого и Братского алюминиевых заводов, Магнитогорского и Новолипецкого металлургических комбинатов. С 1998 года – председатель Совета Директоров ОАО НЛМК.
В 2007 году через офшорную фирму «Silener Management» приобрел 14,42 % акций банка «Зенит».
6 октября 2011 года выбран главой совета директоров ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
28 октября 2011 года – структура Лисина ООО «Независимая транспортная компания» приобрела на аукционе 75% минус две акции ОАО «Первой грузовой компании» за 125,5 млрд руб. (около 4 млрд долларов). В ходе торгов был сделан всего один шаг на 125 млн руб. Таким образом, Лисин в качестве крупнейшего в РФ оператора подвижного состава стал контролировать четверть рынка грузовых перевозок по железной дороге. Позднее, в октябре 2012 года, НТК докупила оставшиеся 25 % акций «Первой грузовой компании».

Как видите, Владимир Лисин родился в маленьком провинциальном городке, ходил в обычную школу, после окончания которой начал трудиться электрослесарем. Но он обладал большими амбициями и упорством, работал, учился, ставил перед собой новые цели и достигал их.

Не важно какие у вас стартовые условия, в какой семье вы родились, если в вас горит огонь бизнесмена или творца, помогающий двигаться от цели к цели, от одной вершины к другой.

Мыслите смело и нестандартно, не слушайте тех, кто говорит «Это невозможно», ведь именно они останутся за бортом корабля успеха. Творите, придумывайте, рискуйте, увлекайте за собой тех, в ком видите соратников и партнеров, рисуйте свой мир таким, как вам хочется, не боясь ярких и причудливых красок.

Исключите из своего словарного запаса неподходящую лексику, формирующую не ту реальность:

• Слова сомнения и неуверенности: «как бы», «словно», «с малой долей вероятности», «неосуществимо», «несбыточно», «невыполнимо», «утопично», «нереально»…
• Негативные утверждения, антиаффирмации, антинамерения: «Нет денег», «Никогда столько не заработать», «Несбыточные мечты», «Я на это до самой смерти не заработаю», «Кому я такая нужна», «Сама знаю, что дура дурой, но этим горжусь», «Я блондинка и не обязана быть умной», «Спустись на землю, не витай в облаках», «Пусть мне будет хуже»…
• Фразы, затягивающие в болото обыденной реальности серенького большинства, этакого премудрого пескарика, прячущегося в норке, фразы убеждения-отрицания, принятые социумом: «Такие деньги можно заработать только нечестным путем», «Бедный, но честный», «Бабло умножает зло»…

Довольно скоро вы увидите, что ваша реальность начала меняться в желаемую сторону, только не останавливайтесь, не хвастайтесь напропалую своими достижениями, забывая о главном, о деле жизни. Запустить колесо Фортуны можно и нужно. На первых порах оно идет туго, еле вращается, а потом набирает силу и катится практически само, но если остановится или свернет в сторону, все развалится, разлетится, и тогда придется начинать заново, у того же разбитого корыта.
Помните, что, кроме нестандартного самобытного мышления и подхода, есть еще ряд законов и правил, формирующих вашу реальность, вполне доступных для восприятия и выполнения. Да, есть гении, уникальные личности, отличающиеся от остальных, возможно, вы к ним не принадлежите, но это не значит, что вы не способны прыгнуть выше головы, создать что-то неповторимое и необходимое для всех, что принесет вам популярность, успех, славу и финансовую независимость. Если вы не гений и не творец, то вполне возможно, что вы талантливый руководитель, топ-менеджер или аналитик, замечательный педагог, геолог или археолог, обладающий исключительным чутьем… Не ставьте себе или своим детям рамки, ограничивающие обзор и выбор. Снимите с глаз мешающие шоры, не держитесь за привычные представления, как за старые, рваные, но удобные тапки. Вас ждут новые горизонты и удивительные открытия, море радости и куража, прекрасная панорама мира, лежащая у ваших ног. Позвольте себе стать свободными! Вы живете в XXI веке и избавлены от многих бед, несчастий и ограничений прошедших веков. Вам сказочно повезло, так постарайтесь этим воспользоваться.

Главная проблема современных людей – это шаблонность и стандартность умозаключений. Все мы прошли через общеобразовательную школу и классно-урочную систему образования. В итоге общество обросло стереотипами, готовыми шаблонами принятия решений и выходов из различных ситуаций. Между тем быстрое и нестандартное мышление – лучший выход из всех трудных жизненных ситуаций. Современные мэтры бизнеса и авторы бестселлеров об успехе все как один утверждают важность отхода от стереотипов ради рождения гениальной и эксклюзивной идеи. Процесс рождения в себе неординарности довольно сложен, но чем раньше он произойдет, тем быстрее вы обретете нестандартное мышление.

Итак, с чего начать? Первое от чего необходимо избавиться, – это шаблонность мировоззрения. Мы с детства привыкаем, что трава зеленая, а небо голубое. Иными словами, стандартные решения делают нас скучными людьми, действия и помыслы которых можно предугадать. Если же вы хотите всегда быть интересным собеседником, вам необходимо научиться искать оригинальные решения в простых ситуациях. Сделать это можно с помощью постоянной работы над собой.
Упражнения на развитие нестандартного мышления
Самый легкий способ открыть в себе способности мыслить нестандартно – это детские учебники по занимательной математике с логическими задачками и головоломками. Поскольку большинство способов мышления заложены в нашей голове с детства, то лучшим вариантом будет вновь вернуться в детство и заполнить все недостающие пробелы. Кроме того, вы можете попробовать следующие варианты развития нестандартного мышления:
– развивайте продуктивность вашего мышления. Представьте себе любой хорошо знакомый предмет вашего интерьера. Например, у вас в кладовой лежат старые коньки. Придумайте как минимум 5 способов их применения помимо прямого предназначения. На решение отводится примерно 5 минут. Это упражнение лучше всего выполнять в группе, т.к. это повысит эффективность мышления за счет большего количества вариантов;
– работайте со своими ассоциациями. Примером такой деятельности может стать игра на поиск общих признаков у пары предметов. Представьте, что может быть общего у куклы и снега, коробки и бревна или линолеума и половой тряпки;
– также прекрасным упражнением могут быть задачки на нестандартное мышление. Например.
Трехзначное число состоит из возрастающих (слева направо) цифр. Если это число прочитать, то все слова будут начинаться на одну и ту же букву. Что это за число?
Человек прыгает со стула. В руках он держит весы, на чашке которых лежит груз 10 кг. На каком делении будет стоять стрелка весов во время падения?
На гладкую доску положили 2 кирпича – один плашмя, а другой на ребро. Кирпичи весят одинаково. Какой кирпич соскользнет первым, если наклонять доску?
Все мы неоднократно слышали журчание ручья. Как вы считаете, отчего он журчит?

Вариантов решения таких загадок может быть несколько. В этом и есть главное предназначение каждой задачи на развитие нестандартного мышления. Чем больше вариантов решения вы придумаете во время упражнения, тем легче вам будет решать жизненные задачи.
Подобную технику вы можете придумать и сами. К примеру, представьте, что у вас перегорела лампочка. Чем вы ее замените, чтобы в комнате стало светло? Придумайте около 10 действительно подходящих для этой цели вариантов, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество выходов.

Нестандартное мышление – это прежде всего умение видеть скрытый потенциал в знакомых явлениях и объектах окружающей жизни. Чем больше вы будете развивать в себе этот навык, тем проще и интереснее станет ваша жизнь.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.