Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Валявский Андрей 25 страница



Но так же справедливо и обратное: информация, идущая от головы, от коры головного мозга, достигнет того «города», куда послана, когда мы верим в выздоровление, представляем себя здоровыми, а органы двигающимися. Достигнет той цели, которую Вы предполагали, сознательно посылая сигналы к нужной части тела или органу. Достигнет, когда мы мудро представляем себя здоровыми, а части тепа двигавшимися, когда полны веры в выздоровление, надежды на новое состояние тела. Все это (по нашей вере) приходит к нам рано или поздно в виде новой или восстановленной способности. Перед таким сознательно верующим человеком раскрываются фантастические возможности организма: ему все нипочем, как семи Симеонам из русской сказки! И хождение по углям, как в Болгарии... И страшный ритуальный камбоджийский танец с мечами, когда танцующие, войдя в определенное медитативное состояние, начинают рубить друг друга, а раны тут же закрываются прямо на глазах. Это ужасное и одновременно восхитительное зрелище доступно танцующим только в определенном состоянии. На одном из атлантических островов, как писала газета «Правда», много лет назад был зарегистрирован удивительный случай: старик, разбежавшись, на большой скорости врезался головой В стенку и отскакивал от нее. После сильного удара врачи щупают, трогают - все цело, ничего с ним не происходит! Но опять же в определенном состоянии.

Еще за одним примером нам далеко ходить не надо. Все знают, кто такие каратисты. Это люди, умеющие использовать возможности организма. Они легко могут разбить рукой кирпич, камень, разрубить доску. Как это можно объяснить? Физикам удалось найти физическое объяснение: если скорость движения руки превышает скорость реакции кирпича, камня или доски, то человек успевает ударить по ним и убрать руку до того момента, как кирпич камень или доска успеют ударить в ответ по руке. Вот почему, с точки зрения физики, рука остается неповрежденной. Есть и другой способ объяснения: с точки зрения психического развития человека, с точки зрения умения активизировать свои психические возможности, концентрируя энергетический импульс в направлении движения руки и разрушая кирпич, камень или доску полевым воздействием. Без особой тренировки развития своего сознания большинство людей не умеют активизировать свои возможности. Если же под гипнозом «отключают» их блок сознательного самоконтроля, им становится подвластным то, во что они поверят. Скажет им гипнотизер:

- Вы - знаменитый художник Илья Ефимович Репин!

- Да, - отвечает загипнотизированный. - Прекрасно, а где кисть? Берет кисть и начинает рисовать в соответствии со своими представлениями о стиле Репина. Когда его возвращают в обычное состояние, ему говорят:

- Смотри, какую картину ты нарисовал - как Илья Ефимович Репин!

- Я нарисовал эту картину? Я так не мог нарисовать!

После нескольких таких сеансов, если у человека закрепляется вера в себя, то у некоторых людей действительно просыпается художественное мастерство, умение владеть кистью сохраняется и в обычном состоянии, превращаясь в потребность.

Может быть, кто-нибудь из Вас видел гипнотический сеанс коллективного творчества на сцене, когда однажды и нам в Ленинград приезжал один из экстрасенсов. Он предложил подняться на сцену тем, кто хочет Сцена заполнилась, и он спокойно сказал:

- А сейчас танцуем русский танец!

И все качали танцевать русский танец.

— А сейчас танцуем краковяк.

Все переключились на краковяк. Смеются, слезы льют, говорят: «Больше не могу!» - а остановиться сами не могут. Ноги так и пляшут, так к выделывают коленца, как будто попали в русскую сказку и кто-то невидимый играет на волшебной дудочке. Многие ли из них смогли бы, выйдя на сцену, сплясать так непосредственно? Многие ли из них без волшебного слова гипнотизера смогли бы сплясать так залихватски?

Что же стоит за всеми случаями из жизни, которые я Вам привел? Как Вы думаете, без чего во всех случаях человеку не обойтись, без чего это не пережить, не перенести, не преодолеть? Без силы воли, говорите? И это тоже помогает. А какой еще может быть ответ? Без веры? Верно, один из возможных ответов может быть и такой. Да, действительно, когда Вы во что-то верите. Вы оказываетесь способными на многое. И для того, чтобы Вы стали человеком и реализовали свои возможности, оказывается, необходимо поверить в себя как в Человека и в свой нечеловеческие возможности. В противном случае - Ваши возможности оказываются заниженными Вами же самими. И приходится Вам проходить через определенные тренировки, подготовки, чтобы поверить, что Вы, оказывается, можете сделать больше, чем обычно. Но ведь тренировки-подготовки требуют значительно больше времени. В этом одно из преимуществ верующего человека - человека, умеющего верить.

Вывод первый, который мы можем сделать сегодня: не кадр занижать свои возможности. А для этого нам надо верить во что-то. И то, во что мы будем верить, будет нас творить! А для того, чтобы верить, конечно, нужны некоторые знания. Вот я к постарался сегодняшними примерами поднять Вашу человеческую планку, чтобы иметь право сказать: «Ребята, смотрите, что может человек! И Вы тоже многое можете! Гораздо больше, чем Вы думаете, и больше, чем это доказал человек, живший до Вас на земле».

Оказывается, есть специальная наука, изучающая максимальные возможности человека - антропомаксимология. С точки зрения антропомаксимологии, спорт является средством изучения поведения человека в экстремальных условИЯХ, когда он прыгает выше всех, когда он плывет дальше всех, быстрее всех и так далее. Кстати, как Вы думаете, на какую высоту может прыгнуть одноногий человек? Кроме известных Олимпийских игр на земном шаре также ста-бильно проводятся Малые Олимпийские игры, где соревнуются друг с другом инвалиды, например, метают диск, копье, сидя в инвалидной коляске, отжимают штангу, лежа на полу. Итак, наш попутный вопрос: высота прыжка на одной ноге? Представили? Какую цифру назовете? Два метра?! Ух, как здорово Вы прыгаете! Неужели на двух ногах осилите двухметровую высоту? Знатно удалось раскрепостить Вашу фантазию и веру! Несколько лет тому назад одноногий рекорд Малых Олимпийских игр был порядка метра пятидесяти пяти! Это с места вверх! Все мысленно представили, как мы, двуногие, прыгаем вверх без разбега?..

Наш первый вывод о занижении собственных возможностей поднял планку наших возможностей на невообразимую высоту. А теперь я хотел бы ее немного опустить контрутверждением: «На самом веке Вы не все можете!» Но в этом «не все можете».; как Вы думаете, что же Вам мешает, что ограничивает Ваше «все могу» до «не все могу»? Кроме веры - вера сама собой. Кроме зна-ний - об этом мы также заикнулись. Вы все-таки действительно не все можете, если Вы, как в таких случаях говорят, не предупреждены о некоторых психологических особенностях восприятия и реакций. Вы можете пойти на поводу индивидуальных особенностей своего организма. И тогда, например, глядя вместе на одно и то же, будете видеть разное, если Вам создадут для этого определенные условия, а в другом случае, глядя на разное, будете испытывать одно и то же.

Представьте, Вы входите в зал, усаживаетесь за великолепно сервированный стол с шикарной едой по Вашему вкусу и с аппетитом начинаете есть. Но в это время грамотные психологи якобы невзначай изменяют освещение в зале. И тут кому-то из Вас станет плохо. Кто-то вдруг зажмет рот и побежит к выходу, а кто-то не успеет добежать, и его здесь же стошнит. Хотя, казалось бы, только что все ели с огромным аппетитом! Изменился цвет еды - и всем стало противно! Почему? Потому что каждый из нас подсознательно реагирует определенным образом на определенную информацию. Вот для чего нам нужно изучать себя, как механизм восприятия, чтобы мы могли управлять собой, а не нами управляли.

Вы, несомненно, знаете и следующий пример, только вряд ли знаете его объяснение. Что происходит с молодежью, когда она приходит на дискотеку, на танцплощадку или на концерт рок-музыки? Участники начинают не только свистеть, не только кричать, но и часто крушить все вокруг, бросаются друг на друга, выбегают на сцену... Что же с ними происходит в это время? Они ведь не такими пришли! Свой Кашпировский среди музыкантов? Я об этом не подумал, но принимаю, как весьма вероятное объяснение. На наш взгляд, есть и другое, более вероятное: во время концерта разумные исполнители специально, часто совершенно сознательно, используют звуки, возбуждающие определенные энергетические центры человека.

В Индии эти центры называют чакрами. Каждый из этих 7-ми центров имеет свое собственное предназначение. Один из них, самый нижний, муладхара, отвечает за сексуальную, половую энергию. Воздействуя на половой центр, музыканты возбуждают слушателей. У слушателей появляется большое количество неистраченной энергии, которая, будучи в избытке, всегда ищет способа выплеснуться наружу: в крике, свисте, топоте, в ломке мебели, в драке. Энергия успешно выливается в виде агрессивных воздействий на окружающих людей, на стол, на стул, на витрину магазина, на телефонную трубку, на хилую дверь. Что подвернулось под руку, то и круши! Эту пьянящую энергию нужно куда-то деть. Казалось бы, все пришли в восторг, а на самом деле буйный восторг перешел в буйство. На слушателей незримо воздействовали на очень тонком уровне и привели их к сильнейшему запланированному психологическому переживанию, которое другим легальным способом они изжить не могут. И тогда не они управляют собой, а их переживания управляют ими, толкая на феноменально агрессивные, разрушительные поступки - поступки музыкалъных наркоманов.

Про человека иногда говорят: он сделал это в состоянии аффекта, то есть в состоянии сильного переживания, когда теряется сознательное самоуправление. В аффекте человек даже способен на убийство ! Незнание своих психологических особенностей реагирования делает невозможным сознательное противостояние аффекту, его программирующей силе. Поведение не знающих себя людей предопределено, а значит запрограммировано. К сожалению, сегодня нам не хватает времени остановиться подробнее на нашей с Вами запрограммированности на определенные поступки. Каким же образом осуществляется это программирование, эта закладка наших стереотипных реакций, стереотипов поведения?

Нам поможет образный, понятный пример: входя на приусадебный участок, мы должны знать, когда - весна, когда наступает лето, когда - осень, когда надо пахать и сеять, а когда и плоды уже будут валиться на голову. Это всем понятно, понятно на своем приусадебном участке. А когда Ваши родители начали растить и воспитывать Вас, они не имели представления о том, ка-кой период Вашей жизни соответствует весне, когда для Вас наступило лето, появились летние цветочки и каковы будут осенние ягоды Ваших поступков, с которыми бесполезно иной раз бороться.

Вы, в свою очередь, не учитывая нравственных законов сеяния и выращивания, своих детей рискуете вырастить такими же, как вы сами. Чтобы этого не случилось, помните о двух главных законах запечатления, связанных с нравственной структурой личности. Первый закон гласит: то, что запечатлевается в Вашей душе в периоде от рождения до 12-ти лет, начинает проигрываться Вами в самостоятельных поступках в периоде от 12-ти до 24-х лет.

Второй, более тонкий, закон утверждает следующее: то, что Вы запечатлели с максимальной силой в периоде от рождения до 3-х лет, с максимальной силой проявится в периоде от 21-го года до 24-х лет. Вы с этим встретитесь, когда однажды скажете: «Я ничего не могу с собой поделать, вот такое я нехорошее существо». Так часто говорят некоторые взрослые люди в виде самооправдания перед собой.

А то, что сеется в Вас с 3-х до 5-ти лет, оказывается, всходит со всей очевидностью для Вас, Ваших родителей и педагогов в периоде от 19-ти лет до 21-го года, а то, что закладывается с 5-ти до 7-ми лет - проявится в Вас с 17-ти до 19-ти лет, а то, что запечатлевается с 7-ми до 12-ти лет, аукнется в период с 12-ти до 17-ти лет. Я думаю. Вы обратили внимание на суть закономер-ности: чем глубже семена посеяны, тем позже ростки появятся над поверхностью земли. А особо активно ростки-поступки начинают появляться после пограничного возраста - после 12-ти лет. Наступает, как говорят взрослые, трудный переходный возраст, когда ни Вы не сможете сказать, что с Вами ничего не происходит, ни Ваши родители не смогут закрыть глаза на Ваши порой вызывающие поступи!, ни Ваши учителя и друзья не смогут промолчать.

"С ним что-то случилось! На него не похоже!» А Вы вдруг перестаете обращать внимание на мнение сначала самых близких - родителей, а потом, к сожалению, и на мнение уважаемых Вами учителей, и даже тех взрослых людей, которым Вы до этого момента, может быть, беспредельно доверяли. Оказывается, что все произошло совсем не вдруг, это началась закономерная встре-ча и знакомство с самим собой. Чтобы та встреча была воистину полезной для Вас, чтобы Вы к ней могли отнестись сознательно, Вы должны хотя бы знать, что она закономерна и запрограммирована предыдущими этапами развития. Вам необходимо знать про критические точки развития Вашей личности. В этих критических точках природа предоставляет нам право познакомиться с собой, узнать, что же мы подсознательно запомнили и запечатлели и что нам ждать от себя впереди. Подробнее об этом говорить я сейчас не буду (см. лекцию 6). Хочу только предупредить: незнание этих законов запечатления может привести к тому, что Вы пойдете на поводу у запечатленного, то есть будете совершать запрограммированные поступки, которые сами же могли и предсказать. Хочется пожелать Вам не игнорировать свои поступки, а пытаться осознать причины их появления у Вас, чтобы научиться их предсказывать и встречать. Сил Вам и терпения! Изучайте себя! Спрашивайте себя: «Как я воспринимаю новую информацию? Что мне в этом мешает? Как в следующий раз этому ПРОТИВОСТОЯТЬ?»

Есть такое понятие - «установка». В зависимости от установки люди могут видеть либо одно, либо другое. Это означает следующее: неосознанная установка программирует наше восприятие, а значит, и поведение. Хотите маленький тест на выявление Вашей установки? Сейчас мы всем покажем знаменитую картинку, где представлено сложное сочетание двух изображений: молодой девушки и старухи. В зависимости от Вашего желания, то есть от Вашей установки. Вы можете увидеть либо первое, либо второе. Кто на что настроится, тот то и увидит. Хотите молодую - пожалуйста, хотите старуху - пожалуйста. Настраивайтесь, а теперь - смотрите!..

Подведем итоги эксперимента. Прошу тех, кто увидел молодую девушку, поднять руку. Вот как много желающих молодую увидеть! Опустите, пожалуйста. А кто увидел пожилую женщину? И такие есть! Интересный результат, картинку я показывал всем одну, а мнения у Вас разные. Вот Вам пример, как можно сеять разногласия и ссоры, а в более сложной ситуации поссорить по-настоящему, довести до конфликта.

Прежде чем показать Вам еще один важный эксперимент, я бы упомянул еще об одном способе программировать людей, о котором большинство не подозревает совершенно. Этот способ связан с присвоением имени человеку. Оказывается, имя человека предопределяет некоторые особенности его психологии. Не случайно Ирины имеют определенные черты характера, не случайно Владимиры такие, а не другие и, может быть, поэтому Владимиры иногда тяготеют друг к другу или к людям с определенными именами. Вы замечали, как Андреи бывают похожи друг на друга, Оли - на других Оль? Ряд специалистов отмечают взаимосвязь между характером человека и именем, которое он носит. Вы замечали, как некоторые люди не любят свое имя? И просят не называть их, например, Светой, а скажем, «Светиком», то есть стараются изменить свое имя, потому что просто чувствуют иногда, не имея внешней информации, что не случайно они как-то отрицательно реагируют на свое имя. Так люди пытаются выйти из-под власти своего имени, отринуть от себя то, к чему имя обязывает. Интуитивно люди чувствуют: слово человеческое - это не просто слово, оно имеет определенное воздействие на человека.

Как-то раз по центральному телевидению выступал Г.Н. Сытин, лечащий словом. Через 8 ранений он прошел, на 9-м врачи отказались лечить его – как безнадежного. И он сам поставил себя на ноги только с помощью слова, только обращаясь к себе с определенным сочетанием слов. С каждым случаем излечения других крепла уверенность в «животворящей силе» индивидуально подобранных слов, вылечивающих фактически от любой болезни, с которой он встречался. В передаче по телевидению он не был так категоричен, как об этом свидетельствует его книга «Животворящая сила», содержащая «Исцеляющие настрои» в виде набора слов, исцеляющих от разных недугов. Там можно найти слова для человека, желающего преодолеть бессонницу, для человека, желающего победить расстройство нервной системы, и так далее. Книга требует работы над собой и, по сути, предлагает слова, перепрограммирующие болезнь в здоровье. Слово выступает как программа или как элемент программы здоровья, отвечает на вопрос, каким быть организму. При многократном повторении, казалось бы, безобидные слова срабатывают как молитва - человек выздоравливает.

Также и при многократном повторении имени: человек либо облагораживается, гармонизируется, либо принижается. По некоторым именам у меня есть с собой подборка соответствующих программных черт характера. Если кто-то захочет после нашей встречи подойти почитать, каким обязывает быть его имя - милости прошу. Единственная просьба: когда будете читать про себя, пожалуйста, не воспринимайте это как программу Вашего бытия, помните, как человек внушаем, и не внушайте себе то, что не следует. И если Вам до сих пор удавалось противостоять программе Вашего имени, то, услышав о том, каким Вы должны быть. Вы случайно можете начать соответствовать этой программе.

Иногда задают вопрос: «Как же так: я не такой, каким именем меня назвали!» Действительно, может быть, и не такой, как это сказанное про Вас слово, ко тогда возможны внутренние противоречия: Вам хочется быть другим, но не хватает сил не быть таким, к чему обязывает Ваше имя. Как Вы думаете, как переводится на русский язык слово «судьба»? Оказывается, слово «судьба» переводится как «присвоение имени». Вот как древние свято относились к имени Человека. Не случайно поэтому родители не имели права своевольничать в выборе имени, а должны были обратиться к обряду или пойти за советом к более мудрым, пытаясь с их помощью угадать, кто пришел в этот мир, как его зовут, какое подарить ему слово.

Ну, и последнее на сегодня. Что же наполняет слово животворящей силой? Вера! Вера в то, о чем говоришь. Вера в того, с кем говоришь. А если говоришь с Верой о себе, как о Человеке и с Верой в себя, как в Человека, то и станешь им. Человеком. Эта мысль уже ранее звучала во встрече, но несколько в другом одеянии слов: «И то, во что мы будем верить, будет нас тво-рить!» По Вере Вашей будет дано Вам осилить свою собственную дорогу! Без животворящей силы Веры не сможем мы помочь себе и другим в самореализации, не сможем мы понять себя и других, не сможем мы познать того, кото знаем лучше всего и хуже всего одновременно - Человека.

Итак. мы пришли к концу встречи, а оказались в ее начале, ибо этот вопрос стоял перед нами в начале встречи - вопрос о самом таинственном на свете и в то же время самом знакомом. Тогда мы ответили: «Самого себя», а теперь, на новом витке понимания сумели добавить: «Себя как "человека".

Появляется новый вопрос: «А кто такой - Человек?» Начав с него, через некоторое время мы опять придем к нему же, но на новом витке самопонимания. Одним из ответов на этот вопрос служит перевод на русский язык слова «Человек». Оно означает «ученик жизни». Остальные ответы найдете сами. До встречи!

Завершающий эксперимент предлагаю только для тех, кому это по силам, поблагодарив тех, кто дотерпел до этого момента и справился с собой. Перед экспериментом задаю вопрос: все ли Вы уверены, что у Вас ладонь не дырявая? Все? Да, все. Отлично! Хотите Убедиться, что это не так? Тогда возьмите лист бумаги (чем длиннее, тем лучше), сверните его трубочкой и выполните следующую установку: обоими глазами смотрите вдаль, только одним глазом через трубочку, а другим - без трубочки, просто так. Кому хочется - смотрите на меня. Обоими глазами видите меня? И левым? И правым? Помните: установка - смотреть только вдаль. Тот, кто не выполнит этой установки, дырку в ладони не увидит.

А теперь на продолжении оптической оси второго глаза на уровне окончания трубки поставьте свою руку, развернув ее ладонью к глазам. Только трубку не заслоняйте и смотрите вдаль! У кого дырка в ладони? Поднимите с вой продырявленные руки! А говорили, что не дырявые!*

 

ЛЕКЦИЯ 9

 

ЗАЧЕМ НУЖНА МАТЕМАТИКА

 

Культура МЫШЛЕНИЯ, СМЫСЛ ЖИЗНИ И НЕОБХОДИМОСТЬ МАТЕМАТИКИ

 

 

Сегодняшнюю встречу МЫ посвящаем ВОПРОСУ: «Зачем нужна математика». Среди нас есть психологи (К.А.,Н.Л., А. С.), воспитатель (Юл. А.), физики (Б .В., A.C., В.Н., Е. Э.) и математики (И.И., К .Г., В.Г., H.H.).

Одного из присутствующих здесь математиков, Илью Иосифовича, мы попросили провели с кш беседу о важности математики так, как это он обычнО проводит со своими учениками. Пожалуйста, И.И.

И.И.: Я качку с другого вопроса. Если какое-то животное НЕ приспособилось к жизни, оно погибает. Это все знают. Следовательно, жизнь можно определить как способность к адаптации. Ну, а все ли знают: в чем тогда смысл жизни? Попробуйте сказать об этом вечном вопросе человечества.

В.Г.: Для меня жизнь бессмысленна. Смыслов в жизни много. Смысл жизни – искать его, жить и искать.

A. C.: То есть процесс?! Смысл жизни - в самой жизни.

И.И.: Наводящий вопрос: в чем смысл жизни живого существа - собаки, кошки?

B. Г.: У животного нет смысла жизни. Смысл жизни в эволюции.

И.И.: А смысл эволюции?

A.C.: Мне кажется, всех нас примирит следующий образ, используемый нами в беседах с ребятами ПО культуре мышления. Представьте: мы смотрим из разных окон НА улицу. Я из своего окна вижу, что за деревом стоит мальчик. Б.В. стоит у соседнего окна и мальчика за деревом не видит. Неконструктивно будет нам спорить друг с другом по поводу наличия мальчика! Я никогда этого не докажу, если Б.В. НЕ придет и сам не посмотрит из моего окна НА мир. Тем самым ОН встанет намою точку зрения и посмотрит НА ситуацию глазами моего окна, т.е. глазами, которыми я пользуюсь для описания мира. Мы с ним должны обменяться смыслами: какой он вкладывает в эту данность, а какой - я. Ведь интерпретируем мы все ПО-разному даже тогда, когда смотрим НА одно кто же.

Еще один образ из курса «Культура мышления» - философский сад камней. Японские мудрецы расставили 15 камней таким образом, что один из них всегда невидим, с какой бы стороны Вы ни посмотрели. Если Вы станете обходить сад, то из поля зрения будет исчезать то один камень, то другой. Отвечая ПО кругу на вопрос И.И., мы попадем в философский сад камней, где ВМЕСТО камней расставлены наши ответы, наши смыслы увиденного по поводу вопроса о смысле жизни.

Я бы здесь еще добавил следующее: культура мышления требует от нас уважительного отношения к любой другой точке зрения. И чем более противоположное мнение человеком высказывается, тем оно для нас более значимо и более информативно, А  другой в этот момент видит, возможно, больше нас, потому что он другой, и ему могут открыться другие смыслы, другие 15-Е камни, может быть, недоступные нам, невидимые с нашей точки зрения. Поэтому мнений может быть много. Другое дело: с точки зрения Б.В. этот смысл может быть единственным, или его вообще нет. Поэтому культура мышления приводит к осознанной культуре общения: высказывая свою позицию, мы не настаиваем на ней, не абсолютизируем ЕЕ, а предлагаем только в виде дополнения к иному мнению. И чем большее количество дополняющих, может быть, взаимоисключающих, мнении мы выслушаем, тем более целостное, объемное видение у нас возникнет.

В классе, рассказывая о философском саде камней, я демонстрировал ни дырку в их собственной ладони. Перед этим психологическим экспериментом мы обычно спрашиваем: «А что Вы будете делать, если увидите дырку в собственной ладони? Как этот факт видения Вы будете ,складывать" в Вашу Картину Мира (КМ)?» (см. лекцию 1).

А в Вашу КМ «дырявая» ладонь вписывается? Все присутствующие ЕЕ видели?

- Все!

A.C.: Я и у педагогов спрашивал: «Что Вы будете думать и говорить, если увидите дырку в собственной ладони?» Педагоги часто отвечают: «:Теперь, пообщавшись с Вами, мы отрицать это сразу не будем -может быть, есть дырка, а может, и кет...» Те, кто не «побывал» с нами мысленно в философском саду камней, как правило, более категоричны: «Не было, вот и не может быть!» Наиболее ортодоксальные, якобы в шутку, добавляют: «Потому что этого не может быть никогда!» Встречу с отрицаемым человек переживает очень болезненно, испытывая порой шоковое состояние. Одна учительница на днях, увидев дырку в своей ладони, воскликнула: «С ума можно сойти!»

Вы слышали знаменитую притчу о милиционере?

Однажды у нас в Ленинграде собрались однофамильцы великих людей. Собрались в ресторане, познакомились. Отметив встречу, вышли на улицу и запрудили Поцелуев мост. Совершенно случайно навстречу милиционер, призывающий к порядку. Игнорирующее поведение однофамильцев заставило его индивидуализировать просьбу: он стал требовать документы, интересуясь фамилией ближайшего бузотера:

- Как Ваша фамилия?

- Толстой!

- Ваши документы!

А в документах - Толстой!

- А как Ваша фамилия?

- А Ваша?

- Есенин!

- И у всех документы!

Милиционера увезли в сумасшедший дом.

- Какой можно сделать вывод? Человек, встретившись с фактом, не укладывающимся в его модель мира, может спрогнозировать собственное сумасшествие. Он может решить, что не мир такой, а это у него что-то с головой. Ведь он знает, что так не бывает! И сдвиг по фазе готов. *

- Когда десятиклассники посмотрели «дырку» в ладони, послушали про философский сад камней и про его иллюстрации, некоторые из них, правда, на перемене, после урока, развели руками и спросили у меня: «Как же дальше быть? Как же дальше жить, если все модели мира зависят не столько от мира (объективность), сколько от создателя модели (субъективность), от той системы описания мира, которой создатель пользуется?» Следовательно, все модели мира субъективны или, как сейчас часто говорят, антропоморфны!

- Кроме того, все системы формально-логического описания мира, в силу теоремы Геделя, всегда не полны, а следовательно, все картины мира, даже научные, изначально уже ограничены неполнотой языка описания! Частный, локальный характер всех картин мира усугубляется их зависимость» от восприятия мира человеком, от его психологических установок. Это мы видим на примере «дырки» в ладони: если ты хочешь что-то увидеть, так ты это увидишь, даже если этого нет. И наоборот: это есть, но поскольку ты считаешь, что этого нет, то под воздействием такой негативной установки можешь очень долго в упор этого не замечать.

- Итак, во-первых ,каждый видит то, что он хочет видеть. Это означает зависимость локального процесса познания от желания, а следовательно, и зависимость от желания интеграции локальных результатов познания в частную картину мира, в его модель.

- Во-вторых, как справедливо однажды заметил Ньютон: каждый видит то, что он готов видеть. Это связано с кашей точкой зрения с образной зависимостью - зависимостью восприятия от мощности картины мира воспринимающего.

- Как обобщить эти два утверждения? Как увеличить их мощность? Наш вариант - мы предлагаем следующее обобщение: мы видим не потому, что мы смотрим, к мы слышим не потому, что мы слушаем, а потому, что мы думаем. В зависимости от того, как мы думаем, мы видим и слышим и, кстати, ощущаем.

- Благодаря последней нашей встрече с педагогами пришла и другая мысль: мы живем потому, что мы думаем. То, как мы живем, И даже сколько мы живем - это зависит от того, как мы думаем, как мы к жизни относимся, то есть от нашей частной картины мира. Продолжительность жизни и здоровье человека напрямую связаны с отношением человека к ним и с отношением к своему отношению к ним. Так считали ученые мужи прошлого. Это подтверждают теперь и современные специалисты.

- Какие же требования предъявляет такая культура мышления к изложению своей позиции, взглядов, мнений, теорий, гипотез? Сформулировав свое видение на своем обыденном или профессиональном языке, человек должен постараться дать описание этого видения на другом языке. То есть, го дойдя к своему «философскому саду» идей, он должен сам изменить свою точку зрения.

Что это означает применительно, скажем, к ученому? Необходимость сформулировать поэтическое обобщение своей научной теории или своей научной гипотезы. То есть ученый должен обратиться к другому языку описания -более информативному языку искусства, более емкому, более объемному, использующему для описания более размытые множества. Но он должен постараться это сделать сам. Этим требованием руководствовались многие знаменитые люди. В связи с этим требованием для нас неудивителен следующий факт.

Если мы с Вами перечислим интересы знаменитого человека и те области, в которых он оставил свои знаменитые работы, то по этому списку мы не сможем сказать, кто он по профессии. И вот почему. Каждый век в развитии человечества приносил нам таких людей. В частности, у нас, в наше время, в Советском Союзе, жил Леонардо да Винчи ХХ века. Он оставил после себя около 400 научных работ в разных областях науки и техники. Для тех, кто еще не вспомнил его славное имя, добавлю: всю жизнь он проходил в рясе. Не буду дольше Вас томить: кто вспомнил Павла Флоренского, - абсолютно прав.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.