Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Валявский Андрей 1 страница



 

Валявский Андрей

 

Как понять ребенка


Книга содержит системный взгляд на ребенка, человека, мир, культуру мышления, культуру общения. Поэтому она представляет интерес для родителей, воспитателей и педагогов, занимающихся с детьми всех возрастов, для философов, специалистов в области образования, саморазвивающихся личностей, школьников и студентов - для всех, у кого уже есть дети и у кого они будут.

Впервые описаны системные следствия и системные практические рекомендации этической педагогики.

Данная книга будет полезной и интересной для всех, кто считает себя Учеником Жизни.

 

© Валявский А. С © Диля, 2004 г., 752 стр.

Оглавление:

Предисловие в вопросах

Стандартное предисловие для тех, кому некогда читать эту книгу

Лекция 1. Как согласовать образование с воспитанием

Лекция 2. Что ребенку не по силам

Лекция 3. Как помочь родителям и детям подготовиться к школе

Лекция 4. Как ребенок думает

Лекция 5. Что не понимают дети

Лекция 6. Что не понимают родители

Лекция 7. Как помочь старшекласснику

Лекция 8. Что мы знаем лучше всего и хуже всего одновременно

Лекция 9. Зачем нужна математика

Приложение 1. Что такое этическая педагогика

Приложение 2. Развитие картины мира

Приложение 3. Педагогическая картина мира в вопросах

Приложение 4. Диагностирующая головоломка «Золотое сечение»

Приложение 5. Благодарности автора книги

Приложение б. Настоящее и будущее Этической педагогики

Посоветуйтесь с этими книгами

Ключевые слова книги Дополнительные материалы:

Задачник по культуре мышления Эталонные фигуры «Золотое сечение»

Особенности приема и обработки информации у ребенка (аудио)

Этапы становления ребенка (аудио)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ В ВОПРОСАХ

 

Как не пропустить Весну и Лето в саду Жизни ребенка? Когда же и что надо сеятъ?

Как помочь ребенку устоять в добром против жизненной непогоды? Как не затоптать посеянное с рождения?

Как помочь дошкольнику и школьнику состояться этически и интеллектуально?

Как каждому из нас избежать конфликтов с детьми, учениками, родителями, учителями, близкими, с самим собой?

Как научить ребенка общаться, учиться, трудиться, думать..., жить ? Как научить ребенка Любить?

Как самому обрести единство чувств, мыслей, слов и деяний?

 

СТАНДАРТНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НЕКОГДА ЧИТАТЬ ЭТУ КНИГУ

 

 

Цветы будущего - в семенах настоящего.

Китайская пословица

 

Здравствуйте! Спасибо Вам за доверие к нам. И низкий поклон - за понимание простой истины: сегодняшние дети, похожие на нас, породят вчерашнее общество.

Вы хотите повторения? Нет?

Тогда давайте начнем каждый со своей семьи, со своего ребенка, со своего ученика...

Входя на свой приусадебный участок, мы считаем своим долгом знать: когда надо пахать и се ять, как поливать и пропалывать, чем окучивать и удобрять, собирать ли урожай... А вот в саду Жизни ребенка мы порой не ведаем, что творим, пропустив Весну и Лето, можем качать разбрасывать семена в декабре, надеясь на всходы в феврале...

Когда же и что нужно сеять? Как помочь ребенку устоять в добром против жизненной непогоды? Какие затоптать посеянное с рождения?

Для »того надо хотя бы знать о существовании этапов этико-психологического становления детей и об основных законах запечатления: то, что запечатлевается в душе ребенка в период от рождения до 12-ти лет, начинает «проигрываться» в самостоятельных поступках в периоде от 12-ти до 24-хлет. Причем то, что посеяно до 3-х лет, с максимальной силой проявится в диапазоне от 21-го года до 24-х лет, а то, что с 3-х до 5-ти - в возрасте с 19-ти до 21-го года. Это столь отдаленное «ауканье» продолжается и дальше: возраст 5 - 7 лет отзовется в 17 - 19, возраст 7 - 9 лет - в 15 - 17 и так далее, с этой для всех нас известной «горбинкой» в 12 лет, когда никто не посмеет не заметить: с нашим ребенком что-то произошло, он стал, как и мы в это же время своей жизни, нетерпимо игнорировать взрослых, вступив в трудный переходный возраст. Все, что зрело в ребенке на внутреннем уровне развития до 12-ти лет, стало проявляться для нас и для него на внешнем плане его развития после 12-ти лет.

Как можно понять ребенка, не зная этапов «сеяния»? Как можно его предупредить, не зная этапов прорастания посеянного?

Как можно помочь себе принять проросшее, проступившее, если считаешь себя непричастным к содеянному (лекции б, 7)?

Как согласовать весь педагогический процесс с современными представлениями об этапах этико-психологического становления детей (лекции 1, б)?

Предлагаемая нами система развития картины ученика позволяет каждому педагогу, родителю, ученику, не дожидаясь изменения официальной системы образования, внести посильную лепту в ее перестройку - каждому на своем поприще.

Система развития картины мира предполагает уделять максимальное внимание формированию умений, навыков и убеждений в соответствующие периоды их становления. Вы открыли нашу книгу, когда Вашим детям еще не исполнилосъ 7 лет? Заканчивается Весна в удивительном цветущем саду Жизни ребенка. Может быть, уже сейчас Вы замечаете некоторые сорняковые цветочки. А ягодки пойдут после 12-ти, когда уже ни сам ребенок, ни Вы пырей в редиску переделать не сможете. И бесполезно будет бегать по грядке, возмущаясь: «Почему здесь свекла выросла, а не морковка? Я так хотел морковки!»

Чтобы не пропустить самый важный весенний период развития будущего школьника, мы предлагаем родителям и педагогам дошкольников обратить внимание на этико-псиxoлогическую подготовку к школе (лекции 2 5). Групповые встречи с детьми по курсу «Этико-псиxoлогическая подготовка к школе» проводятся с участием родителей. Когда детей уводят ассистенты, мы объ-ясняем родителям смысл деталей игровой частик даем минимальные рекомендации для 15 -минутной ежедневной домашней работы в Саду ребенка (лекция 3).

Во время первой беседы с родителями мы знакомим их с новым понятием «диспетчерская программа», обращаясь к конкретным примерам поведения их детей (лекция 2).

Нетрудно убедить воспитателей в прямой зависимости легкости обучения от развития диспетчерской программы, обеспечивающей умение управлять собой, сознательная тренировка диспетчерской программы приводит к естественному ускорению развития ребенка. К сожалению, недостатки диспетчерской программы сказываются в дальнейшем как в учебе старшеклассников, так и в нашей взрослой жизни. Поэтому понятие «диспетчерская программа» (лекция 2) будет полезно не только воспитателям дошкольников, но и воспитателям школьников, желающих понять, «что ребенку не по силам».

А Ваши дети уже пошли в школу?

Самый разгар Весны уже прошел: почва вспахана, семена будущих поступков и деяний брошены. Прошли первые заморозки, появились непонятные цветочки. Осталось совсем немного времени для одиночных посадок, до качала буйного цветения и роста, до качала всем известного трудного переходного возраста. Скоро 12 лет. Приходит ощущение и понимание: что-то упущено до школы. И вечные вопросы начинают звучать более конкретно и пронзительно: «Что еще можно успеть посеять? Как помочь учиться?» Если Вы хотите увидеть истоки сегодняшних и завтрашних трудностей Ваших детей, начните с лекции для воспитателей дошкольников (лекция 2). Непосредственно к Вам обращены лекции 4 и 5,где описаны диагностирующий комментарий к нашей оригинальной головоломке «Золотое сечение» (лекция 4) и базисный минимум начальной школы - 7 основных типов задач (лекция 5), помогающих понять нам, взрослым, как ребенок думает и что он не понимает. Почему одному ребенку достаточно решить 10 однотипных задач, чтобы научиться их решать, а другому и 100 мало? Неужели нельзя помочь родителям более конкретными советами, чем просто укором: «Вы мало с ним занимаетесь!» А как заниматься? Как ему объяснить, если сам не понимаешь, что он не понимает?

В попытках найти ответы на эти вопросы вместе с диагностирующей простейшей головоломкой «Золотое сечение» (полный комплект эталонных фигур содержится на диске) родилась идея - нельзя ли придумать такой минимальный набор элементарных задач-вопросов, по которому можно было бы прогнозировать неумение решать более сложные. Оказалось: это возможно не только применительно к старшеклассникам и взрослым !приложение 2), но и на уровне дошкольников и младших школьников (лекция 5). При этом условия, вопросы и ответы во всех задачах формулируются одинаково (задачи отличаются только по содержанию).

Задачи по культуре мышления кг приложения 2 могут быть использованы при работе с младшими школьниками, желающими скорее освоить минимум старшеклассников.

Дорогие младшие школьники!

Если Вы сами взялись за решение задач по культуре мышления, то помните датскую пословицу: «Большого слона нельзя съесть сразу». Старайтесь решать задачи последовательно к постепенно, советуясь со взрослыми.. Не расстраивайтесь, если разделы 1.1 к 1.2 (приложение 2) покажутся Вам с первого раза непонятными. Идите дальше, но не забывайте не понятых Вами вопросов. Ищите каких ответы в следующих разделах. Они есть, только не сразу видны и понятны.

То же мы могли бы посоветовать к старшеклассникам. Книга, как к задачник, доступна для их самостоятельного изучения. Особый интерес для старшеклассников представляют пекши 7,8 к 9.

Дорогие воспитатели - родители к педагоги детей, перешагнувших свои жизненный 12-летний рубеж!

Все то, что скрыто копилось на внутреннем клаке развития, прорвалось на внешний клак самостоятельных поступков. По непонятным для нас причинам многие воспитатели потеряли былой авторитет, многие дети обрели жизненных консультантов среди умудренных сверстников.

Закончилась Весна в Саду жизни ребенка. Наступила пора вызывающих поступков, буйное цветение самостоятельных суждении с ягодками», ссор и конфликтов со взрослыми.

Как избежать этих конфликтов ?

Как показал опрос старшеклассников при преподавании этики и психологии семейной жизни, этот вопрос волнует не только родителей, но и их детей.

Где истоки этих жарких конфликтов? Конечно, в весеннем периоде!

Семена брошены в детстве, еще до школы: с рождения до 5-ти лет посеяно неумение общаться, с 5-ти до 7 -неумение трудиться, с 7- до 10-ти - неумение учиться. Не научив детей самому фундаментальному, мы теперь стараемся научить их думать. Из психологической практики известны тестовые интеллектуальные задачи, по которым можно судить об умении дошкольников общаться со сверстниками и взрослыми. Не научив их общаться, мы все-таки научим их решать эти задачи. И теперь это неумение будет проявляться в другом. В чем? Например, в неумении общаться с незнакомыми предметами, с ковок задачей, новой информацией, как с незнакомым человеком. Гораздо проще сказать, не признаваясь себе в этом неумении, что физика- нудная наука, »задача по культуре мышления слишком трудная, а информация просто неинтересная. Вот и ищут педагоги-новаторы способы подачи знаний в виде, либо обходящем эти трудности, либо (в идеальном случае) формирующем недостающий навык на материале конкретного предмета. Поэтому хороший педагог - это, как правило, хороший воспитатель, понимаюший, что он, например, не физику преподает, а воспитывает учеников на материале физики.

В связи с этой первичной, по отношению к культуре мьшления (лекции 1,5, 9,приложение 2), будет культура общения с соответствующим приматом этической каравая мира: (лекции б, 7,8, приложения 1, 3) над базисной (приложение 2).

И трудность общения с учениками при преподавании культуры мьшления будет тем выше, чем сильнее картина мира ребенка отличается от базисной картины мира, представленной в этой йоте (приложение 2). Для понимания истоков интеллектуальных трудностей старшеклассников рекомендуется хота бы по приложениям ознакомиться с психологическими и интеллектуальными особенностями предыдущих возрастов (например, лекция б), особое внимание уделив базисному минимуму начальной школы по лекции 5, где описаны 7 основных типов задач. Для облегчения знакомства учеников с базисной картиной мира полезно и их познакомить с основными психологическими особенностями их возраста. Это мы делали го время параллельного преподавания этики и психологии семейной жизни, знакомя старшеклассников с миром «глазами» этических понятий.

Воспитатели, не прошедшие обучения по культуре мышления на курсах переподготовки, должны самостоятельно разбить все задачи на группы по 20 -30 задач. После прохождения каждой группы задач рекомендуется устраивать контрольные опросы с последующим собеседованием. Контрольные опросы составляются из 7 задач, аналогичных задачам группы. Как правило, в этих 7-ми задачах предлагается по ключевым ассоциациям (обобщающим слогам, именам, названиям процессов, названиям закономерностей, названиям последовательно стен) сформировать и представить их графическое изображение. Для достижения максимального развивающего эффекта Психологического и интеллектуального) каждая задача из этой книги перед решением должка быть скопирована в отдельную тетрадь.

Воспитатели-предметники могут перевести базисную картину миpa на язык своего предмета, взяв задачи из задачника или придумав аналогичные с использованием соответствующих поняли данного предмета. Тогда ядром преподавания, например, физики станет картина мирa «глазами» физических понятий, то есть физическая картина мира, а глазами химии - химическая картина мира, и так далее*. Воспитателям-предметникам, познакомившись с 7 основными типами задач по лекции 5, легче будет придумать оригинальные задачи, иллюстрирующие основные понятия и закономерности, характерные для их предмета.

Итак, курс «Этико-психологическая подготовка к школе» (лекции 1 - 4) закладывает основы восприятия детьми и родителями нового интегрального школьного курса «Культура мышления» (лекции 1, 5, 8, 9, приложение 2). Этот курс обобщает интегрирует) на философском и логическом уровне все школьные предметы. В отличие от этого интегрального курса, все школьные предметы мы трактуем как дифференциальные курсы. Тогда если в интегральном курсе мы знакомим ребят с базисной картиной мира, то в дифференциальном курсе - с картинами мирa глазами понятий соответствующих предметов, то есть с физической картиной мирa, с биологической картиной мира, музыкальной картиной мира, исторической картиной мира и так далее с неукоснительным уважением ко всем предметам. С точки зрения целостного, экологического представления о мире, нет предметов более или менее значимых (см. лекции 1,8,9).

Общей целью всех дифференциальных и интегральных курсов считается формирование следующих базисных умений в определенной приоритетной последовательности, согласованной с этапами этико-психологического становления детей (лекции 1, б):

-умение общаться;

-умение трудиться;

-умение учиться;

-умение думать.

Каждый курс развивает эти базисные умения на с воем конкретном материале, требующем соответствующего современного уровня знаний.

Не все окончившие школы станут физиками, математиками, географами или депутатами... Но все рано или поздно обретут семью, станут родителями. А вот к этой самой главной их человеческой ипостаси школа их не готовит. В лучшем случае школа готовит их к вступительным экзаменам. Поэтому, поступив в ВУЗ, наши дети часто проваливаются на жизненных экзаменах в своих собственных семьях. Вот почему наша система развития картины мира нацеливает всю школьную программу обучения и воспитания на формирование интегрального умения житъ, которое подразумевает не только «культуру мышления»,но и «культуру общения».

Так нами назван второй новый интегральный школьный курс, прототипом которого является «Этика и психология семейной жизни». «Культура общения» знакомит ребят с «азбукой жизни» (лекция 7), этической картиной мира на всех этапах согласования образования с воспитанием.

«Азбука жизни» (см. лекцию 7), необходимая и интересная для всех возрастов, приводится пока не в полном объеме - с надеждой, что автору хватит сил и времени в жизни на полное редактирование всех фонограмм этой лекции. А пока пусть эта лекция больше не задерживает выход в свет всей книги. Тем более, что при любой полноте она всегда будет не полка... и жизнь всегда будет шире азбуки... И любой читатель своей жизнью справедливо дополнит нас, отвечая по-своему на вечные вопросы человечества.

Поэтому мы ни в коем случае не претендуем на абсолютность наших ответов и рекомендаций, представ ленных в лекциях, в базисной, этической и педагогической картинах мира. Но мы претендуем, во-первых, на системность наших рекомендаций. Систему образования мы рассматриваем как систему развития личности, а обучение - как способ развития частной картины мира ученика. У нашей разновозрастной системы развития картины мира появилось более короткое название - этическая педагогика (приложение 1). Во-вторых, мы претендуем на открытость нашей системы: мы только предложили систему базисных педагогических функций, а дополнять ее, по мере необходимости, предлагаем слушателям и читателям.

В-третьих, мы претендуем на практичность этической педагогики, так как книга содержит не только системные следствия, но и системные практические рекомендации. Об этом говорят не только названия наших лелей, но и их содержание. В этом нетрудно убедиться, прочитав нашу книгу, воспользовавшись ее советами и попытавшись самостоятельно ответить на ряд поставленных в ней вопросов (см., например, приложение 3).

Пусть каждый читатель возьмет из этой книги те элементы, с которыми он уже согласился, и ответит на те вопросы для самоанализа и саморазвития, которые сочтет значимыми.

Так каждый читатель может начать перестройку системы образования снизу, то есть с себя, дополняя до целостности наши усилия своими.

Последовательные попытки понять ребенка рано или поздно приведут к потолкам понять и изменить себя. Спасибо Вам за терпение и усилия, которыми Вы дополняете нас до целостности! Спасибо за попытку понять нас!

Мир входящему!

 

ЛЕКЦИЯ 1

 

КАК СОГЛАСОВАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ С ВОСПИТАНИЕМ

 

Система развития картины мира

 

Добрый вечер! Здравствуйте! Спасибо, что Вы пришли В наше трудное время на такую встречу. Спасибо за понимание важности заявленной нами проблемы, без решения которой завтрашнего дня у нас не будет. Если наши дети будут такими же, как мы с Вами сегодня, то, конечно же, послезавтра общество будет такое, как было позавчера. И опять мы с места в целом не сдвинемся без посильного вклада каждого. Наши вклады - каши слушатели. В такое трудное время каждая встреча на вес золота: пусть на первых порах откликнутся только 10 человек, пусть услышат хоть 5 человек, пусть начнут активно помогать детям хоть 2 человека из зала- мы не зря сюда пришли. Сеется все по зернышку, и тем легче, чем дальше от Санкт-Петербурга. За короткое время существования нашего центра мы побывали в Архангельске, Новосибирске, Барнауле, Москве, Одессе, Киеве, Северодвинске, Ижевске, а также в Красноярске, Магнитогорске, Минусинске, Пензе. В каждом из этих городов каша тематика встреч отрывает от насущных проблем самообеспечения гораздо большее количество отцов, матерей и педагогов, чем в нашем родном городе. И это печально, когда люди вынужденно забывают о детях, то есть о своем будущем. Мы рады в Вашем лице приветствовать людей, пекущихся не только о хлебе насущном. Для таких, как Вы, мы предлагаем систему развития картины мира. Системой может воспользоваться каждый педагог или родитель, или просто человек, желающий помочь детям на том участке взаимодействия с ними, на котором он находится, каждый - на с воем месте. Мы не предлагаем так, как недавно прозвучало в передаче «Зеркало» по петербургскому телевидению, - «взорвать» нынешнюю систему образования. Опасно разрушать целиком старую структуру, пока новая еще не зародилась и не набрала силу. Именно это мы сейчас и наблюдаем в обществе. Этот же закономерный процесс развала затягивает и школу. «Так оно и должно быть», -говорят взрослые специалисты по детскому образованию. А родителям не до шуток, когда то, что «должно быть», проходит трещиной через класс, в котором учатся их собственные дети. Наша встреча для тех, кому не до шуток. Для тех, кто готов услышать в наших предложениях рациональное, а услышав, готов воспользоваться этим рациональным на с воем участке сеяния, не дожидаясь общего признания или указаний с верху.

Мы будем рассказывать о самом простом, что желающим по силам. Если хоть что-то покажется Вам убедительным, то начинайте сеять сегодня же в своей семье, в с воем классе, в своей группе, среда своих знакомых, коллег к родителей. Только посеянные зернышки могут прорасти в наших детях. И то не сразу. Очень важно качать сеять сейчас, не откладывая сеяние и не перекладывая его на плечи других, Чуть позже Вы поймете, почему. Особенно, если мы с Вами встретимся на такой лекции, как «Этапы этико-психологического становления детей», или под другим названием: «Что не понимают родители». Кто встречался с этой лекцией, тот знает, насколько важно знать, когда и что нужно и можно сеять. И что нужно - надо знать, и что можно - тоже надо знать. Чтобы наши действия не были похожи на действия сеятеля, разбрасывающего зерна в декабре с надеждой на непременные всходы в феврале. Если что-то сеялось не в соответствующую пору развития ребенка, то нам на примере любого сада понятно: зерна могут не взойти. Когда мы вступаем в самый главный сад жизни, где растут наши дети, мы позволяем себе не обращать на это внимание, не задавать себе вопрос: когда же в этом саду наступает веска, пора вспашки и сеяния, когда лето ,пора ухода и взращивания; когда осень, пора сбора урожая; когда зима, пора скрытого затишья передковой бурной весной. Мы все проходим через эти сезонные явления, аналогичные временам года. Правда, проходили, не ведая, через что идем и с чем сталкиваемся. А теперь пожинаем последствия неведения как на своем собственном примере, так к на жизненном пути своих детей, отражающих наше неумение их воспитывать, каше неумение им помогать, корнами уходящее в незнание к непонимание их. Вот почему центральный этический вопрос: «Как понять ребенка?» - вынесен в название цикла наших встреч. Вот почему каждая из наших встреч отвечает на конкретный вопрос, ликвидирующий наше незнание до уровня нашего знания, интегрированного в разновозрастную систему развития каpmины мира ребенка. Принятие этой системы означает следующее: в каждом возрасте необходимо делать то, что требуется делать в этом возрасте. Иными словами: необходимо весь педагогический процесс согласовать с этапами этико-психологического становления детей. Не только в дошкольный период, но и во время обучения в школе.

Родители, педагоги и дети, особенно старших классов, должны знать, когда и что можно и нужно сеять.

Реализацию нашей концепции мы начали с того, на что обычно откликаются все родители и педагоги. Мы предложили на основе разработанного задачника, который называется «Развитие КМ», ввести новый школьный курс. Назвали его «Культура мышления». В этом курсе ребята встречаются с основными обобщенными закономерностями из курса физики, химии, математики и так далее. В этом курсе они знакомятся с базисной картиной мира. Тогда, с точки зрения этого интегрального курса, - Культура Мышления - все остальные школьные курсы мы трактуем, как дифференциальные курсы. И если во время знакомства с культурой мышления ребята встречаются с базисной картиной мира, то, придя на урок физики, математики или химии, они будут также знакомиться с картиной мира, но глазами понятии этих предметов. И тогда на уроке химии они должны встретиться с химической картиной мира, на уроке физики ядром преподавания будет физическая картина мира, на уроке математики целью, к которой будем вести ребят, будет соответствующая математическая картина мира. итак, с неукоснительным уважением мы должны прислушиваться ко всем школьным предметам без исключения, если действительно хотим дать нашим Детям целостное представление о природе. Какой опыт наработан у нас в этом направлении? Были апробации в старших классах, в 11-х, 10-х, 8-хи в 5?х классах. Сейчас нарабатывается материал по культуре мышления в начальной школе.

Итак, формулирование нашей разновозрастной системы развития картины мира мы обычно начинаем с предложения о введении нового школьного предмета - культура мышления. Будем считать это первым пунктом нашей системы. Конечно, эту работу по развитию культуры мышления надо начинать до школы. С этой целью мы предложили ввести группы этико-психологической подготовки к школе детей вместе с родителями. И это второй пункт нашей разновозрастной системы. Первый час мы играем с детьми в присутствии родителей. Потом, во время второго часа, когда детей уводят ассистенты, мы рассказываем родителям, чем мы занимаемся, зачем это нужно и какие минимальные рекомендации для 15-минутной ежедневной работы дома вытекают из того, что они видели на примере поведения их собственного ребенка.

При таком подходе отношение родителей к своим детям и нашим советам меняется прямо на глазах. При первом обращении к нам родителей больше всего интересует: будут ли их детей учить читать, писать, считать и так далее? А если Вы скажете «нет», то они с удивлением могут пожать плечами, что означает: «Зачем Вы тогда нужны?!» После первого индивидуального знакомства с ребенком в присутствии родителей они интересуются, по сути, тем же, и после окончания знакомства часто взволнованно спрашивают: «Ну как, готов наш ребенок к школе?» Но уже после первой коллективной игры в присутствии родителей, они задают самый стоящий конструктивный вопрос: «Что нам делать дальше?» С этого момента, если еще не на деле, то, по крайней мере, на словах, они наши сторонники!.

Как помочь родителям не утонуть в море советов, которые сыплются на них со всех сторон: и по радио, и по телевидению, и из книг по семейной педагогике, и друзья советуют, да и с всей опыт подсказывает, а в холодильнике пусто, белье не стирано... Приходишь вечером домой и не знаешь, за что хвататься, не то, что разбираться во всех этих рекомендациях... А тут еще Валявский со своими этическими вопросами...

Наши встречи с детьми в присутствии родителей отнимают у последних право прикрываться незнанием того, что надо делать дома, за что хвататься. Все каши советы мы разбили на капельки по дням недели: на первых встречах проигрываем те игры, в которые просим играть дома с детьми по понедельникам (первая капелька - День диспетчера), потом знакомим их с играми, предназначенными для вторников (День звука); потом для сред (День знаний); четвергов (День зрения), пятниц (День речи), суббот (День мышления), воскресений (День тела и День Творчества). Когда заканчиваются наши плановые встречи, все родители знают не только, во что играть по понедельникам, вторникам итак далее, но и как играть: так, как мы играем с их детьми на занятиях.

На первой игровой встрече у родителей, как правило, куча вопросов к нам: «И как это уточнить?.. И как это лучше сделать?.. Почему мои ребенок так ведет себя дома, а на занятиях совсем друге«?..»

Потерпите, дорогие родители, до следующего раза. Сегодня Вы прослушаете первую лекцию, и она ответит на часть Ваших вопросов. Дома за неделю Вы накопите опыт общения со своим ребенком и начнете лучше его понимать. В следующий раз на нашей встрече мы опять повторим часть сегодняшних игр, и у Вас будет возможность еще раз понаблюдать за своим ребенком во время коллективной игры. Вы увидите, кто из детей уже за неделю изменился и насколько, дан смотреть Вы будете несколько другими глазами, через призму своего домашнего опыта общения, а значит и понимать будете больше. Это понимание нейтрализует другую часть вопросов. Оставшиеся вопросы зададите в следующий раз. В следующий раз лекции для Вас не будет - будем только отвечать на вопросы. Практика показывает, что у многих вопросов не остается.

Наступает следующая встреча, детей увели ассистенты, а мы обращаемся к родителям: «Спрашивайте! Сегодняшняя встреча для ответов на вопросы! Вот видите: Вы молчите... Мы Вас предупреждали, а потому и не отвечали Вам... И все-таки шутки шутками, ко - зачем Вы сюда пришли? Молчать или спрашивать? Так будем спрашивать?» Очень часто родители сами отвечают: «Что спрашивать? Надо делать: надо играть и общаться дома с ребенком. Так, как Вы это делали на встречах».

Очень легко разговаривать с родителями, которые сами осознали важность деланья, а не разговоров о деланье. В глубине этих разговоров можно найти истории самооправдания, истоки уклонения от дела, требующего ежедневного 15-минутного внимания ребенку. 15 минут по силам всем. Вам так некогда, что даже 15 минутке выделить, то Вы должны признаться себе в очевидном уходе от контакта со своим ребенком, а значит пора серьезно задуматься: рано или поздно отсутствие опыта общения с родителями обязательно прорастет в более поздние периоды развития этого ребенка. Родители качнут разводить руками, ахать, сокрушаться, сетовать, расстраиваться, ругаться, искать виноватых, обвинять бабушек, мужей, жен, учителей, общество, проклинать жизнь свою горемычную. И тем самым уподобляться неразумному сеятелю, который разбрасывал семена в декабре, надеясь на февральские всходы, а теперь, в мае, когда на грядке показались ростки свеклы, бегает по грядке и вытаптывает, может быть, единственно ценное, что на ней посеялось, всплескивает руками и восклицаете негодованием: «Почему здесь выросла свекла? Я так хотел морковь!» На своем приусадебном участке бессмысленность такого поведения очевидна. И не пойдем мы к соседу с претензией: «Почему это ты не посеял морковь? Почему у меня все заросло бурьяном?» Ане так ли мы с Вами поступаем, приводя своих отпрысков в школу и дозволяя бедным учителям потрудиться в нашем запущенном саду? Не так ли мы с Вами перекладываем на плечи учителей ответственность зато, что мы посеяли, да жизнь ветерком с матерком занесла сорнячки-пустячки? Что же ты, нехороший, неопытный учитель ничего не можешь сделать с непревзойденным моим чадом? Почему ты так плохо его учишь, что он так плохо учится? Чтобы этого избежать, дорогие родители, необходимо, прежде всего, домашний педагогический процесс согласовать с этапами этико-психологического становления детей. Это третий важнейший момент нашей разновозрастной системы развития КМ ребенка. С этого момента, из которого вытекают все остальные, мы сегодня и начнем. Мы уже обратили внимание на аналогию с природными явлениями в том самом главном саду, где растут каши дети. Забегая еще раз вперед, упомянем два главных закона сеяния - закона запечатления в душе ребенка. Подробнее об этом Вы услышите на нашей встрече «Что не понимают родители».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.