Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 8. Иранское наследие



Глава 8

Иранское наследие

 

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

М. Ю. Лермонтов. Бородино

 

К сожалению, информация о культурной жизни в Бухаре и Трансоксиане после падения Саманидов крайне скудна. От литературы периода Караханидов на арабском и персидском нам тоже мало проку, хотя следование прежним традициям представляется совершенно очевидным. Даже из поэтических произведений мало что сохранилось; единственной уцелевшей полноценной работой из поэзии караханидских владений является диван – антология самаркандского поэта Сузани, хотя у нас имеются названия и фрагменты произведений многих других поэтов. Видимо, высокое уважение к поэтам при Саманидах и Газневидах не нашло своего продолжения при Караханидах, что вполне соответствовало известной набожности ханов и возвышению в тот период религиозных лидеров. А последние никогда особо не жаловали поэзию.

В то же время сохранилось много прозаических работ, антологий и прочих собраний сочинений караханидского периода. Например, ближе к концу этой эпохи Мухаммед Ауфи, автор значительной коллекции биографий поэтов, «Лубаб аль-Албаб», и собрания прозы, «Джавами аль-Хикаят», вырос в Бухаре примерно в 1176–1200 гг. Книга по риторике, «Тарджуман аль-Балага», некоего Мухаммеда ибн Умара Радуяани, возможно, была написана при дворе Караханидов около 1106 г., а «История Бухары» Наршахи переведена на персидский в 1128 г. Можно ли назвать этот век переводов и собраний сочинений аналогичным эллинистическому периоду, последовавшему вслед за классической эпохой Греции?

Здесь не место для детального обсуждения литературных достижений, однако можно высказать две умозрительные гипотезы, относящиеся к персидскому языку и литературе. Во-первых, движение поэтов и писателей раннего саманидского периода, которое, как мы видели, было направлено в сторону Хорасана и на восток, где столица, Бухара, словно магнит притягивала талантливых людей, в караханидский период, похоже, сменило свой вектор на противоположный. Во-вторых, персидский язык, на котором писали в двух вариантах: на дари, или чисто персидском, и фарси, смеси арабского с персидским – если для определения стиля использовать общие характеристики, – стал более единообразным в преобладающем стиле фарси, тогда как дари утрачивал свои позиции.

Миграция ученых и литераторов из Трансоксианы на запад или даже в Индию подтверждается карьерой Ибн Сины в начале XI столетия, семьей Низами Аруди Самарканди, автора книги «Чахар Макале» – «Собрание редкостей», написанной в 1157 г., и поэтом Дхахиром из Фариаба, начавшим свою карьеру при дворе Караханидов в Самарканде, а затем отправившимся на запад и закончившим свою жизнь в Табризе. Приток ученых и поэтов в Индию из Хорасана и Трансоксианы, хоть и заметно увеличился после монгольских завоеваний, тем не менее начался значительно раньше. История грамматиста аль-Замакшари, родившегося в Хорезме, но проведшего большую часть жизни вне Трансоксианы и вернувшегося не родину только для того, чтобы там умереть в 1144 г., не является совсем нетипичной. Было и множество других людей искусства, но тенденцию ухода из Трансоксианы нельзя считать чем-то экстраординарным, если учитывать культурную и религиозную обстановку в Трансоксиане при Караханидах.

Арабизация персидского языка также не явилась неожиданной, поскольку лингвистическая ситуация в Хорасане и Трансоксиане только благоприятствовала такому прогрессу. Следует помнить, что литературный класс на востоке исламского мира в основном состоял из религиозных деятелей, писцов или чиновников, первые из которых характеризовались тем, что по большей части при письме использовали арабский, а последние пользовались персидским, дари или фарси. Один из премьер-министров Махмуда Газни в 1014 г. приказал заменить персидский на арабский во всей официальной переписке, но подобное нововведение не нашло поддержки и просуществовало недолго. Однако многие исследователи согласны, что при дворе Газны влияние арабского было сильнее, чем в Бухаре. Возможно, предложенная здесь гипотеза лучше всего объясняет последующий прогресс, а именно развитие фарси как за счет дари, так и арабского. Можно предположить, что к этому времени читающая публика привыкла к арабизированному персидскому, который также стал и письменным языком межэтнического общения на востоке исламского мира.

Некоторые писатели могли пытаться подражать Фирдоуси, однако языком письменного общения оставался фарси, даже несмотря на то что тюркские монархи говорили на своих собственных диалектах. Арабский остался языком религии, даже при том что фарси процветал в области комментариев к священной книге, а также в философских и теологических трактатах. Позднее фарси должен был еще больше приукраситься арабскими выражениями, многие из которых выглядели редкими и архаичными даже в глазах образованных арабов. Такое слияние арабского и персидского просуществовало до наших дней. Попытки изъять арабское из персидского оказались столь же тщетными, как если бы мы попытались избавить английский язык от латинского и французского влияния.

Религиозный прогресс в Трансоксиане требует отдельного рассмотрения, однако было бы небезынтересно привести здесь предварительный набросок. В целом религиозную ситуацию можно описать как двойственную. Ортодоксальные суннитские лидеры стали более сильными и влиятельными в политической сфере, особенно в Бухаре. В то же время были распространены еретические движения, и соответственный рост духовных орденов, по всей видимости, опровергает контроль и власть ортодоксальных улама над населением. Однако по сравнению с остальным Ираном Трансоксиана оставалась надежным оплотом ортодоксального суннизма. Взаимоотношения между государством и религиозными лидерами являются отдельной темой и нуждаются в некотором уточнении.

Мы уже видели, что некоторые кланы религиозных лидеров Бухары, таких как Абу Хафсы в начале правления Саманидов, приобрели высокую репутацию и огромное влияние в народе. Время от времени деятельность религиозных лидеров кратко упоминается в источниках, имеющих отношение к Саманидам, но у нас о них крайне мало информации. Складывается впечатление, будто в некоторых случаях военные и религиозные лидеры создавали своего рода рабочее соглашение ради достижения общей цели, а с ослаблением власти правителей такой альянс, несомненно, представлял собой настоящее теневое правительство. И хотя могущество класса военных было очевидным, религиозные лидеры до некоторой степени контролировали народные массы.

Одной из деталей, раскрывающей рост влияния класса религиозных деятелей, было увеличение числа великих мечетей, то есть мечетей пятничного намаза, даже в небольших городах. Наршахи упоминает селения, где имелись пятничные мечети, включая Искиджкас, где великую мечеть построили при Газневиде, Насре ибн Ибрагиме, звавшемся Шамс аль-Мульк (1068–1080). Ранее жители города Варахша выражали протест против пятничной мечети, когда эмир Исмаил захотел, чтобы они построили ее там. Тот же правитель, Шамс аль-Мульк, подарил часть своих царских имений исламским богословам, доход с которых поддерживал последних. Эти и другие подобные деяния указывают на определенную благосклонность, выказываемую некоторым религиозным лидерам этого периода, даже несмотря на то что в целом Караханиды выступали против них.

Когда Караханиды завоевали Трансоксиану, они по-прежнему придерживались своих кочевых корней и должны были положиться на иранскую бюрократию, сформировавшуюся при Саманидах, чтобы управлять городами и оседлыми районами сельской местности. Например, Али-тегин, согласно его монетам, датируемым 1026 г., проживал в укрепленном лагере под названием Карлук-орду близ Бухары; другие Караханиды также сторонились городов, считая, что кочевая жизнь лучше и больше им подходит, чем городской образ жизни иранцев. Это означало, что городскими центрами управляли ставленники ханов. Однако, когда кочевая армия, стоявшая лагерем в сельской местности, смещала реальную власть в городе – правителя и его гвардию, открывался путь для другого властного института, призванного заполнить собой образовавшуюся пустоту. Этот вакуум заполняли религиозные лидеры, и таким образом они создали государство в государстве, но это случилось позже.

Представляется полезным подвести краткий итог переменам в среде писцов, или чиновников, и религиозных лидеров при правлении Караханидов. Изначально Караханидов обратили в ислам не слишком ортодоксальные миссионеры, а также суфии, поэтому, придя к власти, они не особо доверяли авторитетным ортодоксальным святошам, улама. Как мы уже упоминали, вместо этого они опирались на бюрократию, на писцов (дабиров) и, таким образом, находились в состоянии непрекращающихся раздоров с религиозными лидерами. После того как Караханиды подчинились верховной власти правителей каракитаев (или кара-кидани, ветвь родственного монголам кочевого народа киданей, которая в 1125 г. откочевала в Среднюю Азию, где заселила Таласскую и Чуйскую долины. – Пер. ), улама возвысились над писцами. Произошедшие перемены хорошо проиллюстрированы двумя беседами в первом дискурсе книги XII столетия, «Четыре трактата Самарканди». В одиннадцатой беседе он повествует о письме, посланном Махмудом Газни одному из караханидских правителей, с просьбой узнать у улама своих владений ответы на такие вопросы: в чем заключается природа ислама, правосудия, правды и неправды и т. п. Караханиды, желая дать ответы, способные вызвать восхищение при дворе Газны, попросили религиозных лидеров составить ответы на них. Прошло четыре месяца, и писец, секретарь караханидского правителя, наконец дал ответ на все вопросы несколькими словами: «В почитании воли Божьей и милости к народу Божьему». Данный ответ вызвал восторг в Газне, а караханидский правитель остался доволен, потому что проблема была разрешена писцом, а не оставлена на рассмотрение святош.

Более поздняя ситуация освещена в девятой беседе. Предводитель каракитаев по имени Гиир-хан после победы при Катване назначил гражданским правителем Бухары Алп-тегина, племянника Атсиза-хорезм-шаха. Когда войска каракитаев вошли в Бухару, садром, высшим религиозным авторитетом, был сын Абеля аль-Азиза ибн Умара. Он погиб во время сопротивления армии каракитаев, но его сменил брат, Ахмед, который занимал пост садра до 1156 г. Алптегин так притеснял жителей Бухары, что некоторые из них обратились к Гиир-хану с жалобой. Последний отправил Алп-тегину краткую записку со словами: «Пусть Алп-тегин делает то, что велит Ахмед, а Ахмед – то, что указывает ему Мухаммед [пророк]». Что показывает смещение реальной власти от чиновничества к религиозным кругам Бухары.

Мы уже упоминали о влиянии и репутации в обществе отдельных родов в различных городах Хорасана и Трансоксианы. В Бухаре караханидского периода один род судей добился лидерства над другими семьями, и постепенно этот род пришел к управлению городом. Это были знаменитые Али Бурханы, как их называют в источниках. Однако до их прихода к власти другая семья имамов проложила путь к тому, чтобы институт высшего религиозного лидера Бухары занял прочную позицию. Этим предшественником являлся род имамов Исмаили.

Персидская книга, называемая историей Муллазаде, написанная в начале XV в., рассказывает о гробницах и мавзолеях образованных и благочестивых жителей Бухары. Среди них упоминается род религиозных лидеров, имамов Исмаили. Вот цитата из книги: «На северной стороне дороги, что проходит через врата странников, напротив усыпальницы Абу Бакра Фадла, находится гробница имамов Исмаили. Автор книги «Ансаб» (имеется в виду «Ансаб аль-ашраф» – «Родословия знатных». – Пер. ) говорит, что они были известны и знамениты в Бухаре и их гробница находилась возле дороги в Хорасан». Далее. Абу Бакр Ахмед ибн Мухаммед ибн Исмаил родился в 913 и умер в 994 г. Его сыном был Абул-Хасан Али ибн Ахмед, а внуком Абу Бакр Сад, умерший в 1010 г. Хафиз Гуньяр упоминает его в своей истории и относительно Абул-Хасана говорит: «В свое время его отец являлся [главным] старшим мэром города и религиозным лидером своей эпохи. После 1000 г. пост мэра и имама перешел от него к сыну, поскольку тот обладал умом и добродетелями, чтобы занять такое положение».

Этот род в период своего доминирующего влияния являлся правящей властью Бухары – точно так же, как Микалисы в Нишапуре и похожие семьи в других городах. Я использовал слово «правитель» для раиса – «предводителя», хотя современное название этой должности в американских городах представляет собой лишь весьма приблизительный аналог данного слова. Нет ничего неожиданного в том, что эти религиозные лидеры, являясь одновременно и лидерами политическими, конфликтовали со своими караханидскими хозяевами. Нам неизвестно, имело ли правительство Караханидов право смещать имама и раиса Бухары, но нам известно о другой семье имамов, Саффари, позднее занимавшей эту должность, что указывает на некоторые перемены. В 1069 г. Абу Ибрагим Исмаил аль-Саффар, занимавший одновременно пост имама и раиса, был казнен Шамсом аль-Мульком. Его сын Абу Исхак ибн Исмаил, который, предположительно, наследовал своему отцу, точно так же выступал против Караханидов и, как и его отец, был им как кость в горле. Видимо, Абу Исхак находился на высоком посту до самого прихода султана Санджара, вторгшегося в Трансоксиану сельджукского правителя. Чтобы обуздать непокорного имама и восстановить мир, около 1102 г. сельджукский султан забрал Абу Исхака в Мерв. Тогда же или чуть позднее Санджар назначил своего сводного брата Абд аль-Азиза ибн Умара аль-Маза, высокообразованного религиозного лидера Мерва, главой всех судей и религиозных кругов Бухары вместо Абу Исхака. Абд аль-Азизу присвоили титул садра и лакаб «Бурхан аль-Милла вал-Дин», как и еще несколько других. Отсюда берет свою родословную династия религиозных лидеров Бухары, названной по лакабу осно вателя, – Али Бурхан. Таким образом, Али Бурханы наследовали руководство делами Бухары у предыдущих родов.

В 1102 г. Санджар разгромил и убил правителя восточной ветви Караханидов, Кадыр-хана, который объявил себя верховным правителем западной части караханидской Трансоксианы. Санджар поставил править Трансоксианой, в качестве своего вассала, другого караханидского правителя, Арслан-хана. Этот Арслан-хан, правивший до 1130 г., оказался замечательным строителем, и при нем был восстановлен большой минарет Бухары, сохранившийся до наших дней. Он также восстановил великую мечеть и сад, место для праздничных молитв, которое прежде было Самсабадом – местом нахождения поместий и садов, где располагалась резиденция Шамса аль-Мулька. Арслан-хан строил дворцы и бани, а также восстановил городские стены. Он перестроил значительную часть города Пайкан на самом юге Бухарского оазиса, но просчет по части снабжения города необходимым количеством воды сделал его достижения недолговечными. Вспыхнувшие между Арслан-ханом и Санджаром разногласия завершились осадой Самарканда, где обосновался Арслан-хан. Последнему наследовал другой член династии Караханидов, который правил непродолжительное время и был заменен еще одним правителем, Килич Тамгач-ханом, также ставленником Санджара. Правителями Трансоксианы стали Сельджуки, а Караханиды были всего лишь вассалами Санджара.

Однако у Санджара имелись и другие проблемы, среди которых необходимость воевать с мятежным вассалом Атсизом, правителем Хорезма. Хоть султан и победил, исходящая от Атсиза угроза не была устранена, и в 1139 г. хорезмшах смог захватить Бухару, убить назначенного Санджаром правителя и разрушить цитадель. Немного погодя он согласился на переговоры, заключил мир с Санджаром и подчинился ему. Вскоре Санджар отправился отражать вторжение неверных каракитаев с Дальнего Востока, однако в сентябре 1141 г. сельджуки оказались наголову разбиты в битве при Катване, в степи близ Самарканда. Целая страна упала в руки языческих правителей каракитаев, в тот же год оккупировавших Бухару.

Правитель каракитаев не стал менять существующее положение в Трансоксиане, поскольку один из караханидских правителей, Ибрагим ибн Мухаммед, занял место кагана в качестве вассала каракитаев. Однако Ибрагим погиб в битве с тюрками-карлуками под Бухарой в 1156 г. При каракитаях правители Караханидов продолжали осуществлять исполнительную власть, но они значительно утратили свое могущество. В Бухаре делами города руководили садры, хотя номинальными гражданскими правителями оставались Караханиды.

На раннем этапе правления каракитаев тюрки-огузы, от которых и произошли сельджуки, захватили Бухару и разрушили цитадель, хоть и владели городом недолгое время. Цитадель уже раньше была разрушена хорезмшахом, а затем вновь отстроена Алп-теги ном в начале правления каракитаев. Военная активность карлуков и огузов, как и других тюркских племен, свидетельствует о нестабильной ситуации в Трансоксиане и Хорасане. Огузы разграбили Мерв, Нишапур и другие города Хорасана, включая Балх в 1155 г., где учинили невероятные разрушения. В то же самое время на западе крестоносцы познакомились с «феодальной системой» мусульманских правителей, столь сходной с той, что существовала в Западной Европе, а также узнали о языческих правителях, завоевавших мусульманский Восток. Все это явилось отголоском поражения, нанесенного Санджару каракитаями.

Если подвести итог относящейся к Бухаре ситуации во второй половине XII в., то ее можно описать как целый ряд сражений между карлуками, хорезмшахом и каракитаями с союзными им правителями Караханидов. Несмотря на смену гражданских правителей, Бухарой продолжал управлять клан Али Бурхан. Мухаммед ибн Умар, сын убитого в 1141 г. имама, в некоторых источниках называется раисом – мэром Бухары, и он сотрудничал с Караханидами в деле окончательного разгрома карлуков в 1158 г. Более ранние конфликты между Караханидами и религиозными лидерами, по-видимому, были разрешены в последующие годы, возможно в той мере, в какой требовалось для объединения всех мусульман, находившихся под властью язычников-каракитаев. В этот период один из караханидских правителей, Масуд ибн Али, восстановил стены Бухары, но цитадель оставил разрушенной.

В 1182 г. войска хорезмшаха Токаша, после непродолжительной осады, захватили Бухару, и религиозные лидеры, как и большая часть населения, не выразили протеста против смены своего подданства с языческих хозяев на мусульманских. Однако хорезмийская власть долго не просуществовала, и вскоре караханидское правление под эгидой каракитаев было восстановлено. Следует упомянуть, что караханидские правители обосновались в Самарканде и теоретически Бухара находилась под юрисдикцией Самарканда. И все же могущество садров клана Али Бурхан непрерывно росло, до тех пор пока они не стали практически независимыми. Они собирали подати для правителей каракитаев, но нам неизвестно, отправляли ли они вначале налоги в Самарканд, через караханидских правителей, хотя позднее, по-видимому, подать шла напрямую Гиир-хану.

Садры из рода Али Бурхан, державшие в своих руках и религиозную, и светскую власть в Бухаре, стали очень богаты. Один автор, Мухаммед аль-Насави, примерно в 1205 г. в своей биографии последнего хорезмшаха говорит о богатстве садра Бурхана аль-Дина Ахмеда ибн Абд аль-Азиза: «Когда узнавали, что он был главным священником Бухары, то могли решить, будто он подобен другим главным священникам такого высокого ранга и что должен владеть обширными владениями и богатыми поместьями… Но ситуация была совсем не такой; скорее его можно было сравнить лишь с могущественнейшим из повелителей и сильнейшим из царей, поскольку в его подчинении и под его ответственностью находилось шесть тысяч факихов [студентов-богословов и судей]». Богатство и великолепие этого садра не снискали ему любви в Багдаде, когда он совершал паломничество в Мекку в 1207 г., хотя о нем и говорили как о щедром человеке. Взаимоотношения между садрами Бухары и караханидскими правителями в источниках не освещаются, но можно предположить, что власть находилась в руках первых, тогда как последние правили лишь номинально.

Чеканившиеся в Бухаре монеты с именем западного караханидского правителя, Ибрагима ибн Хусейна, датируемые с 1201 г., указывают на по меньшей мере номинальное правление здесь каракитаев. Вскоре после этого правителем Самарканда стал сын Ибрагима Усман-хана, но, по всей видимости, Бухара не находилась под его контролем, поскольку там не обнаружено монет его чеканки. Вместо этого мы узнаем о человеке из простонародья по имени Санджар, сыне торговца щитами, захватившем светскую власть. Несколько источников сообщают, будто он неуважительно относился к представителям высшего сословия, и, вероятно, это относилось и к Али Бурхану. Они пожаловались правителю каракитаев на Санджара, присвоившего себе титул царя, однако у Гиир-хана не было возможности вмешаться. И тогда они обратились к хорезмшаху.

Тогдашний хорезмшах, Мухаммед ибн Такаш, в 1209 г. взял Бухару и покончил с Маликом Санджаром, как его называли (малик – арабский монархический титул; в отличие от других титулов арабских монархов, таких как эмир или султан, непереводимых на иностранные языки, титул малик обычно переводят как «царь». – Пер. ). Однако хорезмшах не восстановил властные полномочия садра Мухаммеда ибн Ахмеда ибн Абда аль-Азиза, а предпочел отправить его пленником в Хорезм. Главой ханафитских судей он назначил чужеземца, Маджа аль-Дина аль-Фарави, тогда как гражданское и военное управление было передано ставленнику хорезмшаха. Хорезмийцы двинулись на Самарканд и захватили его, а позднее разгромили каракитаев. Однако мусульманское правление хорезмийцев оказалось ничуть не лучше, чем власть неверных каракитаев, если судить по их взаимоотношениям с жителями Самарканда. В 1212 г. последние истребили всех хорезмийцев, которых смогли найти, но вскоре появился хорезмшах со своей армией и после непродолжительной осады захватил и разграбил город. Караханидского правителя, Усмана, казнили вместе со всей семьей. Таков был конец династии Караханидов в Трансоксиане, в то время как каракитаи сменили их во всех других местах.

Хорезмийское правление долго не продлилось ни в Бухаре, ни где-либо еще, поскольку столкновение с монгольскими преемниками каракитаев и прочих правителей положило конец Хорезмийской династии и означало конец мусульманского правления во всей Средней Азии и Иране. В марте 1220 г. армия Чингисхана появилась у ворот Бухары. После длительной осады цитадели, когда против ее защитников монголы заставили сражаться жителей города, армия Чингисхана одержала победу. Большая часть города была сожжена, а население подверглось ужасающей резне, хотя и не такой поголовной, как в других местах. Завоевание монголами Бухары означало конец эпохи. Бухара быстро оправилась, однако причиненный монголами ущерб оставил глубокие незаживающие шрамы на лице Средней Азии и Ирана. Потрясение от завоевания неверными большей части востока исламского мира должно было остаться в памяти многих поколений мусульман. Что касается Бухары, то ее средневековые достижения оборвались в 1220 г.

Подведем итоги: период между 1000 и 1220 гг. видел изменение роли Бухары и всей Трансоксианы от границы между исламскими и тюркскими территориями до важной составляющей исламского мира Средней Азии. После 1220 г. Трансоксиана стала южной частью среднеазиатского тюрко-монгольского мира. До 1000 г. Бухара была связана с Багдадом; после 1220 г. она стала связана с Кашгаром, затем Каракорумом в Монголии и с Китаем. Все управление Бухарой сместилось с юга на север. Более того, изменились культурные и этнические связи Бухары, поскольку она оказалась включенной в новый Туркестан. Тюркский язык не вытеснил персидский; напротив, оба существовали бок о бок, и многие жители, возможно большинство, были двуязычными, точно так же, как и в прежние времена, многие знали и арабский, и персидский. И таким же образом, как литература саманидского периода являлась одной литературой на двух языках, после монгольского завоевания мы находим поэтов, умевших сочинять и на тюркском, и на персидском. Тюрки стали важной частью исламского мира, который приобрел черты триединства тюркского, персидского и арабского. Такое разделение сохранилось и до наших дней.

Разумеется, произведения персидской и арабской литературы далеко превзошли тюркские, однако караханидский период в истории Средней Азии знаменателен созданием тюркской исламской литературы. Сохранилось лишь несколько работ, но те, что мы имеем, потрясают своим масштабом и стилем. Возможно, наиболее выдающимся произведением караханидского периода является «Зеркало для правителей», называемое «Кутаджу Билиг», или «Наставление, как снискать популярность [царской власти]». Его написал в 1069 г. для караханидского правителя, Тамгач Бугра-хана, некий Юсуф из Баласагуна. Эта тюркская книга определенно сравнима с персидской «Сиясатнаме» Низама аль-Мулька и другими работами того же жанра, однако между ними имеется фундаментальное духовное отличие. Караханиды являлись членами древней тюркской правящей династии, придерживавшейся старых тюркских традиций. И традиции эти сохранились даже после исламизации Караханидов. Тюркский письменный язык, который возник и расцвел при Караханидах, был исламским письменным языком по образцу новоперсидского, и основное влияние на тюркскую литературу оказала новоперсидская исламская литература, сформировавшаяся при Саманидах. Таким образом, «Кутаджу Билиг» соединила персидскую исламскую традицию со среднеазиатской тюркской традицией. Вот почему литература караханидского периода имеет такое важное значение. Она стала предтечей всей поздней тюркской исламской литературы в Средней Азии и даже в Анатолии.

В то же время Сельджуки являлись предводителями наемных войск, которые не придерживались старых тюркских традиций. Они довольно быстро иранизировались, и «Сиясатнаме» могла была быть написана как для иранских правителей, таких как Байиды, так и для тюркских. Сельджуки мало походили на Караханидов и, определенно, не представляли никакой значимости для будущего развития тюркской литературы и культуры в целом.

Другим важнейшим трудом является словарь тюркских диалектов с разъяснениями на арабском, составленный Махмудом аль-Кашгари в Багдаде около 1073 г. Тюркский, точно так же, как и персидский в свой ранний период, значительно развился и обогатился, лишь став исламским языком. На самом деле Бухара не принимала особого участия в развитии тюркского как движущей силы исламской мысли и литературы, поскольку город в бассейне Зеравшана был слишком сильно связан с древними иранскими традициями и продолжал оставаться центром персидского языка. Расцвет тюркского происходил на востоке Трансоксианы, в Кашгаре, Баласагуне и других местах, но это, по сути, не относится к нашей истории.

Однако строительная деятельность Караханидов является интересной чертой той эпохи, которая заслуживает упоминания. Интерес к строительству больших мечетей, школ, караван-сараев и мавзолеев был характерен не только для правителей Караханидов, но и для Сельджуков и тюркских Османов. Возможно, исламские тюркские правители хотели показать этим свое религиозное рвение или пытались увековечить свое имя в зданиях, поэтому в исламском мире существовало множество великолепных зданий, построенных тюркскими правителями. Среди выдающихся построек эпохи Караханидов в Бухарском оазисе и в самом городе имеется караван-сарай, называемый Рабат-и Малик, построенный Шамсом аль-Мульком около 1075 г. Знаменитый большой минарет великой мечети Бухары, о котором уже упоминалось и который является одной из туристических достопримечательностей Бухары, был перестроен при Арслан-хане в 1127 г. Вычурная геометрическая кирпичная кладка минарета дает представление о стиле эпохи, в которую он был построен. Геометрический узор алебастровой облицовки вокруг центрального места праздничных молитв (намазагана) в Бухаре и аналогичная облицовка мечети Магоки-Аттар датируются началом XII столетия и являются замечательными образцами изысканного стиля декоративного искусства караханидского периода. Другой чертой караханидской архитектуры стало широкое использование в строительстве зданий любого назначения терракотовых плит, также украшенных затейливо переплетенными геометрическими узорами. Остатки стенной росписи, датируемые тем же временем и обнаруженные в усадьбе в Термезе, указывают на неизменность традиций живописи – даже с не одобряемыми исламом фигурами людей – с доисламских времен и вплоть до монгольского завоевания. Использование цветного стекла, новых архитектурных форм и развитие бронзового и медного литья только подтверждают значимость государства Караханидов в истории исламской культуры. И опять же, здесь можно привести в основном лишь общие замечания, поскольку тема исламского искусства совершенно бескрайняя и требует значительно большего изучения, чем это было сделано до сих пор.

Что касается религиозного прогресса в караханидской Бухаре, то источники упоминают о твердой приверженности доминирующей силы, ханафитской правовой школы, ортодоксальному суннизму. Как мы уже видели, Бухара являлась центром ханафитов Трансоксианы, хотя они повсюду занимали прочные позиции. Однако децентрализация власти при Караханидах дала возможность шиитам распространять свое учение, также набрал популярность суфизм. На самом деле рост вакфов – пожертвований мечетям, медресе, приютам дервишей и другим религиозным структурам – превратил религиозных деятелей в попечителей постоянно увеличивавшегося количества земель и имущества. Годовой доход садра Умара ибн Абд аль-Азиза был огромен и складывался не только за счет земель, но и за счет владения лавками на базарах, банями, караван-сараями и прочим. Определенно, авторитет религиозных лидеров Трансоксианы, а более всего Бухары неизмеримо возрос по сравнению с тем, что было прежде. Такое положение должно было сохраняться даже в годы после монгольского завоевания, хотя уже никогда оно не достигало уровня власти садров в Бухаре XI в.

О развитии высших религиозных школ, то есть университетов, упоминалось ранее, когда разговор шел о Саманидах, но только при Караханидах Бухара прославилась как центр ортодоксального суннитского обучения ханафитов. В эти школы стремились студенты со всей Средней Азии и Ирана. Из них выпускались люди, получившие образование по религиозному праву, логике, философии и другим отраслям науки. У нас нет прямых свидетельств, но, по-видимому, в Бухаре находилась одна из старейших, если не самых старых школ высшего образования в исламском мире. Когда Низам аль-Мульк учредил знаменитый университет Низамия в Багдаде, он, возможно, следовал восточно-иранской модели. Первенство иногда приписывается Балху, но, на мой взгляд, Бухара была бы лучшим кандидатом на роль родины медресе. К сожалению, наши источники в этом отношении подводят нас.

Трудно определить, имел ли простой народ лучшие условия жизни при Саманидах, чем при Караханидах. Серебряный кризис продолжался до самого монгольского нашествия, и если внешняя торговля является хорошим показателем благосостояния этого периода, то здесь, определенно, наблюдался спад товарообмена с Восточной Европой. Практически полное отсутствие послесаманидских монет в русских и скандинавских кладах указывает на приостановку торговли. Это происходило параллельно с падением Хазарского каганата на Северном Кавказе и вторжением в южнорусские степи тюркских племен, известных как кипчаки и половцы. Для этого времени, которое многие исследователи описывают как эпоху упадка, характерно быстрое разрастание числа банд разбойников, айяров, плюс кочевые тюркские племена по всему Ближнему Востоку. Удивительно, но, как мы видели на примере расцвета искусств при Караханидах, так и повсюду в Иране период между падением Саманидов и монгольским нашествием стал временем высокой литературной, особенно поэтической, активности. Только в одной восточной части Ирана можно упомянуть о Санаи, Муиззи, Омаре Хайяме и Анвари как о поэтах, творивших именно в этот период времени.

С нашей точки зрения, наиболее значительной чертой истории Караханидов, возможно, стало расселение тюркских племен на землях Трансоксианы. Разумеется, процесс смешения и ассимиляции тюркоязычного и ираноязычного населения длился многие столетия, однако согдийцы, хорезмийцы и другие народности довольно скоро стали говорить на тюркском (и иранском) языке. Как нам известно из аль-Кашгари и других источников, в Средней Азии XI столетия говорили на множестве тюркских диалектов. Различные иранские диалекты, даже свойственные сельской местности, заложили основу персидского языка; таким образом, будущее положение дел находилось в процессе формирования уже в караханидский период. Когда в конце XV в. в Трансоксиану с севера вторглись узбеки, им оставалось только дать свое имя уже существовавшему Туркестану. Мне также хотелось бы подчеркнуть ту важную роль, которую сыграли тюрки в переходе с персидского стиля дари на среднеазиатский фарси. Гибрид арабского с персидским при Караханидах, похоже, развивался ускоренными темпами, что можно приписать усиливавшемуся влиянию как религиозных лидеров, так и медресе. Более того, тюркские правители могли предпочитать арабо-персидское смешение в языке их персидских подданных как по политическим, так и по религиозным соображениям.

Остается обратиться к иранскому наследию в Бухаре и Трансоксиане. Если припомнить, что до прихода ислама территория Ирана, по сути, делилась на две основные части – на западную с центром в провинции Фарс и на восточную с центром, по крайней мере на какое-то время, в Балхе, – то можно лучше проследить положение Бухары в перспективе исторического развития. До арабского завоевания южный вектор Бухары был направлен на Балх и, через Гиндукуш, в Индию. Империи кушанов и эфталитов устанавливали политические рамки культурных и этнических особенностей этого вектора. Если рассматривать обширную восточноиранскую культурную область как нечто единое относительно ее географического положения, торговли и торговых связей, то можно назвать четыре главных оазиса, имевшие различную ориентацию. Балх предпочитал торговлю с Индией, Самарканд отправлял купцов в Китай, Хорезм поддерживал контакты с Северным Кавказом и Поволжьем, а Бухара имела тесные связи с Мервом и империей Сасанидов на западе. Возможно, Бухара находилась под более сильным западноиранским влиянием, чем остальные, и впоследствии, при мусульманском правлении, город приобрел особую роль в слиянии Западного и Восточного Ирана. Арабы стали не просто преемниками Сасанидов, они расширили границы значительно дальше своих предшественников. В результате они поместили все иранское культурное пространство под единую крышу халифата. А Бухара стала одним из центров – если вообще не главным центром – слияния Запада с Востоком. Она также служила арабской крепостью в Трансоксиане, где постоянно находился большой арабский гарнизон. И такое ее положение должно было создать ядро, или основу, благодаря которой Бухара заслужила свою репутацию «купола ислама на Востоке». Бухара стала местом встречи трех культур, а не только двух, как в других местах; западноиранской, арабско-мусульманской и восточноиранской. Это, с моей точки зрения, стало главной причиной того, что она превратилась в величайший центр достижений X в.

Необходимо подчеркнуть, что при тщательном рассмотрении трех культур их вычленение следует понимать лишь в общих терминах, поскольку во многом они пересекались, а географические границы были по большей части искусственными или условными. Тем не менее мне кажется, что удачное сочетание трех культурных линий в средневековой Бухаре подготовило почву для восхода той цивилизации, которая может быть названа новоперсидским ренессансом, когда внимание концентрировалось на языке и литературе, то есть



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.