|
|||
Рерих и революция5. Рерих и революция Почему же всё-таки Христос отвечу чуть позже. А пока проследим духовный путь Николая Рериха, который он проделал, чтобы принять и осмыслить революционные перемены в своей стране. Читая его письма, узнаю, что Николай Рерих не принял революцию, как и многие из интеллигентской среды того времени. В одном из писем Николай Рерих пишет: «…Ну да, впрочем, может быть, тучи и разойдутся опять. Кто знает. Конечно, никаких английских судов не будет, а единственная надежда – Колчак»[37]. Известно, что Н.К. Рерих, в 1919 году состоял секретарём Комитета Скандинавского общества, которое оказывало финансовую помощь генералу Юденичу. Также оказавшись за рубежом, он примкнул к антисоветскому крылу русской эмиграции. В печати появляются его статьи против большевиков. Вместе с писателем Леонидом Андреевым публикуют статью «S.O.S» - воззвание к западным странам, призывающим к борьбе с большевиками. Рерих сделал иллюстрацию к статье «Меч мужества». Казалось, что своё мнение он никогда не изменит. И вдруг, вскоре в 1920 году вдруг Рерих меняет свою гражданскую позицию и превращается в поборника большевизма. Тут, конечно, мы можем вспомнить, что в то время многие из интеллигентской среды переходили на сторону советской власти. Но у Рериха никаких причин внешних для этого не было. Более того, он терял своих друзей, материальные возможности, популярность в среде мигрантов. Что же его заставило совершить такой поворот в позиции к Ленину и его власти? Ответить на этот вопрос невозможно, если не знать внутренний мир художника, который был закрыт для остальных. В первую очередь внутренний мир семьи Рерихов формировался под влиянием буддийской восточной философии, а также они находились под влиянием Учения Теософии, основательницей которого была Елена Петровна Блаватская. Елена Петровна основала Теософское Общество с целью создания всемирного братства, основой которого было Равенство и Братство всех людей без исключения. Буддизм предлагал миру пример общины. Всё это привело Рерихов к великому понятию Духовного Учителя. Такие высокие понятия, как Учитель, Шамбала, Белое Братство для них не были отвлечёнными. И в 1920 году состоялась знаковая встреча с Великим Духовным Учителем, которая определила всю дальнейшую духовную направленность семьи Рерихов. Именно с этого момента Рерихи пересмотрели свою позицию относительно советской власти и стали на его сторону. Уже в Урумчи Николай Рерих пишет картину, посвящённую Ленину под названием «Явление срока». Эту картину художник преподнёс советскому правительству во время своего пребывания в Москве. В 1926 году Рерихи прибыли в Москву с Посланием Духовного Учителя, в котором главным смыслом было то, что Учителя Востока знают то, что совершается в России, поддерживают молодое советское правительство. Послание заканчивается такими словами: «Привет вам, ищущим Общее Благо!»[38]. Чичерину был вручён инкрустированный ларец с письмом такого содержания: «Посылаем землю на могилу Брата нашего Махатмы Ленина». Таким образом, Учителя Востока однозначно признали правильность и своевременность совершаемых перемен в России – в Новой Стране. И становится совершенно понятным перемены, происшедшие в позиции самих Рерихов. Отсюда также ясно, что вся последующая творческая и общественная жизнь Рерихов будет подчинена Плану Великих Учителей. Теперь обратимся к теме Учение Живой Этики и коммунизма. Тема коммунизма связана в первую очередь с эволюцией планеты. Глубокое понимание революции видим в письмах Е. Рерих: «Но бывают периоды, когда сознание заходит как бы в тупик и без особой помощи не может выйти из него, тогда приходят очищения, выражающиеся в революциях, в низвергании старых догм и ценностей. Тяжки эти периоды, но они приносят и оздоровление; и дальнейшее восхождение становится возможным»[39]. «Именно, вследствие низкого состояния человечества, взятого в его целости, а также по причине часто неразумного водительства, на революции приходится смотреть, как на восстание здоровых клеток на защиту всего организма»[40]. Учение Живой Этики дано Великим Учителем М. для того, чтобы на данном витке эволюции человечество смогло подготовиться к глобальным переменам и перейти на новый духовный уровень. Коммунизм считается своевременным и эволюционным переходом к более прогрессивной модели общества. Октябрьская революция стала для России началом Новой эры. Она провозгласила новые принципы, которые раскрепостили сознания, освободили от старых догм. Ленин отменил рабство, спекуляцию, лжехристианство, дал свободу народу во всех сферах жизни. Теперь свободный человек мог творить свою судьбу и судьбу своей родины! Сама личность Ленина, как верно отметил Николай Бердяев, была бескорыстна и всецело преданна идее. Также Бердяев пишет: «Революционность Ленина имела моральный источник. Он не мог вынести несправедливости, угнетения, эксплуатации…»[41]. В Учении сказано так: «Почтим Ленина со всем пониманием. Явим утверждение Учителя, сохранившего постоянное горение в удаче и неудаче. Среди чуждых ему сотрудников нёс Ленин пламя неугасимого подвига»[42]. Именно Ленин реализовал в жизни впервые в истории человечества высокие идеалы христианства. Недаром один из последователей христианства митрополит Введенский назвал большевизм «Евангелием, напечатанным атеистическим шрифтом». Возвращаясь к Блоку, его Христу, идущему вместе с революционерами, становится понятным, почему именно Христос. Именно потому, что в коммунизме так много от христианства. Блок, несомненно, это почуял. Его видение, даже не сразу понятое им самим, было пророческим. Вышеизложенное даёт понимание того, почему только на первый взгляд кажется, что два имени – Рерих и Ленин совершенно несовместимы.
|
|||
|