Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сытин Г.Н. – Самоубеждение как средство воспитания и оздоровления личности. Реальное омоложение мужчины и женщины 3 страница



оказался гораздо более сильным, чем мы сами предполагали.

Преступность среди школьников стала быстро сокращаться. Органы милиции отметили, что преступность стала сокращаться и среди учащихся техникумов и училищ города. В период 1966—1967 учебного года не было зарегистрировано ни одного преступления, в котором бы принимали участие школьники. Это была большая реальная победа самовоспитания.

Как проходило под нашим руководством освоение приемов самовоспитания школьниками школы-интерната № 1 показано в таблицах 1—4.

Из приведенных таблиц отчетливо видно, что основными приемами самовоспитания школьников являются самоубеждение, самопринуждение, самоконтроль и упражнения в действительном преодолении трудностей и препятствий.

Выполнение упражнений на мышечное расслабление мы особенно настойчиво рекомендовали школьни- кам-представителям холерического темперамента, а также школьникам, которые занимаются стрелковым спортом. Им же мы рекомендовали упражнения на статическое напряжение.

Целенаправленное подражание свойственно больше всего учащимся начальных классов. В старших классах этим приемом пользуются занимающиеся в спортивных секциях и участвующие в художественной самодеятельности.

В целях преодоления последствий психотравм и возникшего на их почве заикания оказались очень полезными приемы «Работа над прошлым» и «Иллюзорная переработка патогенной ситуации».

Иллюзорное преодоление препятствий использовалось школьниками главным образом при подготовке к спортивным соревнованиям.

В целях укрепления самостоятельности, способности отстаивать свою позицию в жизни, противостоять влиянию хулиганов очень полезны специальные упражнения на преодоление противодействующих влияний и внушений.

Мы приводим здесь таблицы только по одной школе-интернату № 1 в связи с тем, что общая картина овладения приемами самовоспитания школьниками разного возраста была во всех школах примерно такая же. Поэтому мы привели данные только по некоторым школам, где они чем-либо интересны.

В начале работы мы попросили школы результаты анкетирования по анкете № 1 доставить в школу-интернат № 1. Школы выполнили эту просьбу и мы оказались в трудном положении: присланные школами материалы были огромны. Чтобы в них разобраться, автор был вынужден привлечь студентов и старшеклассников к этой работе, и мы общими силами работала почти целый месяц.

В конце первого учебного года работы мы решили еще раз получить от школ первичный материал анкетирования по анкете № 2. Этот материал оказался еще больше первого. После этого мы просили школы обрабатывать первичный материал, собирать сводные данные от учителей начальных классов, классных руководителей и руководителей спортивных секций, а нам посылать сводный материал по школе в целом.

Результаты анкетирования по анкете № 1 показали, что к началу нашей работы в школах города школьники практически поголовно ничего не знали о самовоспитании. Что же касается результатов анкетирования по анкете № 2, то мы получили следующие данные сравнительно со школой-интернатом № 1; где работу вела под руководством автора вся лаборатория по самовоспитанию школьников: в конце первого года вашей ра боты в школах города приемами самовоспитания овладело число школьников на 47,2% меньше, чем в школе- интернате № 1, в конце второго учебного года — на 31,4%, в конце третьего учебного года — на 11,7%.

Эти цифры говорят о том, что в остальных 145 школах за три года сумели лишь приблизиться к результатам, которые в школе-интернате № 1 мы получили за один год организации самовоспитания. Это объясняется тем, что учителя не имели ни знаний в области самовоспитания, ни навыков руководства самовоспитанием школьников; это обстоятельство задерживало организацию самовоспитания школьников и снижало его эффективность. Вот почему мы прилагали максимум усилий для оказания учителям методической помощи.

Следует сказать, что самовоспитание учащихся начальных классов не отнимает у них детства и не делает их раньше времени взрослыми. Их самовоспитание, наоборот, обогащает детство, делает его радостней и интересней. Например, прием самопохвала и самонаграж- дение, как видно из таблиц 1—4, используется почти исключительно учащимися 1—3 классов. Награждают


 

они себя преимущественно перерывами на самоподготовке для игр. А играют больше времени, чем сами себя наградили. Потом себя за это осуждают. В связи с этим, как это хорошо видно из таблиц, массовое использование у них получил прием самоосуждение и самонаказание. Самонаказание проявлялось у них чаще всего в отказе от игры в течение получаса или 45 минут.

К тому времени, когда мы начали работу по организации самовоспитания сразу во всех 146 школах города Горловки, основные методические пути осуществления психолого-педагогического руководства самовоспитанием школьников уже определились и стабилизировались. Ни одни из этих путей, предложенных нами, не вызвал больших возражений. Большую помощь учителям нам пришлось оказывать в организации общешкольных ученических комитетов по самовоспитанию и заполнению классных уголков по самовоспитанию.

Для исследования руководства самовоспитанием школьников мы использовали главным образом воспитывающий педагогический эксперимент.

Полученные нами результаты руководства самовоспитанием школьников в отношении успеваемости и культуры в школе-интернате № 1 отражены в таблицах 5—7. В других 145 школах к концу третьего учебного года работы, за исключением двух школ, были получены результаты, которые были близки к школе-интернату № 1, но по уменьшению числа учащихся с заниженным уровнем культуры и увеличению числа хорошистов и отличников были значительно ниже. Это объясняется тем, что в некоторых школах не воспользовались нашими советами проводить работу отдельно со школьниками с заниженным уровнем культуры (у которых отсутствуют гигиенические и другие навыки) со сниженным баллом за поведение, с отстающими, с успевающими преимущественно на «3».

Из таблиц 8—11 отчетливо видно как направленность работы педколлектива школы отражается на содержании и характере самовоспитания учащихся. В таблице 8 хорошо видно, какую большую помощь педколлективу школы в организации самовоспитания учащихся оказывает ученический комитет по самовоспитанию. Он помог вовлечь всех школьников в самовоспитание и заинтересовать теми приемами, которые способствуют повышению эффективности учебной работы. Таблица 9 показывает, насколько благотворно сказывается

2 Реальное омоложение

на самовоспитании школьников изучение их индивидуальных особенностей педагогами: здесь гораздо шире используются приемы, с помощью которых преодолеваются недостатки холерического темперамента и воспитывается выдержка и самообладание; активно используются приемы, способствующие развитию воли.

Таблица 10 отражает эффективность классных уголков по самовоспитанию, которые помогают учителям вовлечь в самовоспитание всех учащихся класса, повышают ответственность учащихся за учебную работу.

В таблице 11 хорошо видна роль в самовоспитании военнопатриотического и физического воспитания: оно повысило требовательность к себе учащихся, что привело к резкому снижению использования самонохвалы и самонаграждения и в больших пределах расширило использование приемов, способствующих развитию воли и тех качеств, которые нужны спортсменам.

Характерно влияние активного эстетического воспитаниям школьников на характер их самовоспитания, что видно из таблицы 12: широко используются учащимися приемы, формирующие и развивающие способность перевоплощения в другую личность и умения использовать качества, приобретенные в области искусства, в учебной и иной деятельности (приемы «вхождение в образ» и «способ переноса»). Заметен веселый жизнерадостный настрой всех школьников, очень широкое использование ими таких приемов как «само- похвала и самонаграждение» и «самоободрение». Это весьма положительно сказалось также на использовании приемов, способствующих повышению эффективности учебных занятий.

Таблица 13 отражает основные итоги организации самовоспитания школьников во всех 146 школах города Горловки по итогам трехлетней огромной работы. В городе всего 59367 школьников. В 15 с лишним раз уменьшилось число школьников с заниженным уровнем культуры, у которых отсутствуют элементарные гигиенические навыки. Со сниженным баллом за поведение число школьников снизилось с 743 до 221. Почти в три раза снизилось число неуспевающих школьников: с 3102 до 1147. В полтора раза повысилось число школьников, успевающих на 4 и 5: с 13243 до 18367. Почти вдвое возросло число круглых отличников: с 2407 до 4118. Самым отрадным для нас было то, что появились настоящие отличники самовоспитания, причем в довольно большом числе: 11534 человека. Это

была для всех организаторов работы действительно огромная вдохновляющая победа, которая вдохновила учителей многих городов Украины и России на организацию самовоспитания школьников. Интерес к этому делу появился по всей Украине. На Горловскую городскую конференцию учителей по самовоспитанию съехались учителя и научные работники из многих городов Украины и России.

Большую роль в распространении этого опыта организации самовоспитания школьников на Украине сыграла книга автора «Психология самовоспитания», вышедшая в свет в 1973 г на украинском языке большим тиражом. Ее выход в свет был отмечен педагогическим журналом Украины и многими средствами массовой информации с очень лестными отзывами. Автору писали учителя со всей Украины, просили помощи у совета в этой благородной работе.

Проведенная в огромных масштабах работа в школах дала автору возможность перейти затем к более глубокому изучению влияния усвоения различных настроев на многие физиологические процессы, на здоровье в целом, на процессы старения и позволила создать большую систему настроев на восстановление здоровья и омоложение, разработать программу психологической поддержки населения всей России. Центральная студия документальных фильмов создала видеофильм «Метод Сытина» на русском и английском языках.

7. Оздоровление личности посредством самоубеждения

В течение сорока лет с 1954 г. по настоящее время одновременно с исследованием управления самоубеждением и деятельностью школьников автор изучал воз- ' можности метода СОЭВУС по многим направлениям: в учебном процессе Педвуза, в процессе формирования здоровой речи при заикании, в спортивной пулевой стрельбе, в парусном спорте, в легкой атлетике, в тяжелой атлетике, в баскетболе, в психолого-педагогичес- кой поддержке населения, пострадавшего от чернобыльской аварии, в промышленности, в подготовке спа- ' сателей России и в лечебных учреждениях.

Все эти исследования проводились с целью накоп- г ления фактического материала и теоретического осмысления возможностей метода СОЭВУС, чтобы убедить ! педагогическую общественность в целесообразности

использования метода СОЭВУС в практической работе, а молодежи и взрослым показать беспредельные возможности самоубеждения.


Возможности использования метода СОЭВУС в работе Педвуза изучались в Курском, Горловском, Николаевском и Калужском пединститутах. В Калужском пединституте удалось повысить эффективность всей учебно-воспитательной работы со студентами, что нашло свое отражение в специальном документе.

Изучение метода СОЭВУС в лечении заикания продолжалось 25 лет в школах и лечебных учреждениях, на базе которого автором написана монография «Формирование здоровой речи при заикании» объемом 15 п. л. и брошюра «Из истории самолечения заикания», в которой автор обобщил литературные данные на 18 языках мира за две с половиной тысячи лет, объемом 5 п. л. Работы до сих пор не удается опубликовать из-за нехватки бумаги.

На базе исследования метода СОЭВУС в различных видах спорта автором написаны две работы: «Учебное пособие по психологии спорта» объемом 5 п. л. и монография «Самовоспитание и управление состоянием стрелка-спортсмена-пистолетчика» объемом 10 п. л. Обе подготовлены к печати. ЦК ДОСААФ СССР внедрил метод СОЭВУС в практику подготовки стрелков-спорт- сменов на всей территории СССР. Эта работа нашла частичное отражение в отдельных публикациях, в которых сообщалось, например, что Владимир Рец — перворазрядник в беге на 100 м за три месяца стал мастером спорта международного класса, стрелок-писто- летчик Игорь Раенко — перворазрядник обстрелял всех на чемпионате СССР в Сухуми в самом трудном упражнении МП-6 в стрельбе из пистолета на 50 м, Борис Будников на Европейской регате стал чемпионом Европы, Виктор Потапов — дважды чемпионом мира на катамаране. А самому автору присвоено звание кандидата в мастера спорта по стрельбе из пистолета.

Третье главное управление Минздрава СССР по рекомендации Ученого Совета Минздрава СССР использовало метод СОЭВУС в лечении людей, пострадавших в чернобыльской аварии. Для лиц этой категории разработаны настрои на исцеление от мужского бесплодия, от импотенции, на активизацию спермы, на рождение сына и др. Все они опубликованы в моих книгах.

Газета «Соц. индустрия» в статье «Когда мозг ошибается» опубликовала один мой любопытный экспери

мент с космонавтами после непрерывной трехсуточной работы на яхте в штормовых условиях: в связи с усвоением специального настроя, они стреляли необычайно точно — перворазрядники на уровне мастеров спорта, а новички — на уровне перворазрядников.

Будучи руководителем группы проблем управления состоянием человека Института психологии АН СССР, автор по совместительству руководил Научным центром повышения производительности труда Министерства приборостроения. Газета «Советская культура» опубликовала результаты одного эксперимента на Московском заводе «Кристалл» с огранщиками алмазов, в ходе которого резко повысилась производительность труда.

Специальный эксперимент в целях изучения возможности использования метода СОЭВУС в борьбе за сокращение времени временной нетрудоспособности людей проводился в ЦКБ цветных металлов. В ходе этой работы в несколько раз сократилось число нетрудоспособных дней, за счет чего резко повысилась производительность труда. Об этом с восторгом сообщил своим читателям журнал «Городское хозяйство Москвы».

По инициативе руководства Министерства по чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям метод СОЭВУС внедрен в подготовку спасателей во всех регионах России, в том числе и в Центральном авиамобильном международном отряде спасателей, который по ходатайствам ООН ведет спасательные работы в разных точках земного шара.

По распоряжению Минздрава СССР метод СОЭВУС проходил клинические испытания в Институте судебной психиатрии им. Сербского. Клинические испытания показали, что даже люди с ослабленным мышлением, психически больные, способны усваивать настрои метода СОЭВУС и выздоравливать. Метод СОЭВУС внедрен во всех лечебных учреждениях АН СССР, как сказано в специальном документе, «в целях оздоровления и повышения творческой активности ученых АН СССР».

В 1990 году Минздравом СССР специально под метод СОЭВУС учрежден Всесоюзный (теперь Всероссийский) научно-методический центр психологической поддержки человека и нелекарственного лечения по методу Г. Н. Сытина. Центр разработал программу психологической поддержки населения России, которая по инициативе администрации президента России Б. Н. Ельцина была рассмотрена и одобрена Президиумом Академии медицинских наук России.

В настоящее время помощь в Центре получают более шести тысяч человек из разных регионов России, а также из других стран. Иностранцев интересует омоложение, которое мы наблюдаем в Центре у сотен людей. Этот факт нашел отражение в статье «Омоложение — это возможно!», опубликованной в журнале «Наука и Религия». С возрастом уменьшается жизненная сила и по этой причине формируется представление все более короткой будущей жизни.

В связи с этим в целях омоложения мной разрабатываются настрои на непрерывное прибавление жизненной силы и на формирование представления все более продолжительной будущей жизни. У женщин омоложение идет особенно быстро.

Все эксперты: отечественные и зарубежные, изучавшие метод СОЭВУС, отмечают, что метод дает результаты еще не известные на нашей Планете.

В Центре на учете свыше 300 женщин с миомами матки, почти все они были назначены на оперативное лечение и сами хирурги всех сняли с операции, ни одна не оперировалась: у всех миомы исчезают под влиянием усвоения настроев. То же самое происходит с кистами на яичниках: исчезают бесследно.

Особенно быстро исчезает мастопатия, часто четкий эффект наступает через 3—5 минут.

У мужчин исчезают аденомы предстательной железы и их снимают с оперативного лечения сами хирурги. Быстро исчезает мужское бессилие.

В Центре получают помощь более пяти тысяч человек с различными психическими и нервными расстройствами. Центр стал известен далеко за пределами России.

ПРИЛОЖЕНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ПЕРВОЙ НА УКРАИНЕ ГОРЛОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ПО САМОВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ, ОРГАНИЗОВАННОЙ И ПРОВЕДЕННОЙ АВТОРОМ 29—30 марта 1967 г.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ ГОРОДА ГОРЛОВКИ»

29марта 1967 года Начало в 10 часов утра

Вступительное слово зав. отделом пропаганды и агитации ГК КП Украины тов. Микульчик С. В.

Доклады:

1. Психолого-педагогические основы самовоспитания. Сытин Г. Н. кандидат педагогических наук, доцент Горлов- ского пединститута ин. яз., руководитель научно-исследовательской лаборатории по самовоспитанию учащихся.

2. Самовоспитание воли учащихся старших классов. Кузьменко В. К. ст. преподаватель Славянского пединститута.

3. Начальный период организации самовоспитания учащихся в школах города Горловки. Горяйнов В. М., инспектор Горловского городского отдела народного образования.

ВЫСТУПЛЕНИЯ

1. Работа старшего воспитателя школы-интерната по организации самовоспитания учащихся. Гурандо А. Н. — ст. воспитатель шк.-инт. № 1 г. Горловки.

2. Из опыта организации самовоспитания учащихся в 5 классе. Вакуленко А. Н. — учитель школы № 7.

3. Элементы самовоспитания учащихся начальных классов. Владимирова А. К., — учитель школы-интерната № 1.

4. Из опыта организации самовоспитания учащихся 5 класса. Сомова Л. И. — студентка Горловского пединститута иностранных языков.

5. О самовоспитании учащихся СШ № 4. Александровская Т. И. — зам. директора школы по воспитательной работе.

6. Элементы самовоспитания учащихся на уроках. Леоненко А. Т. — зам. директора по учебной части школы-интерната № 1.

7. Из опыта руководства самовоспитанием учащихся школьной партийной организацией. Сарана А. А., — учитель, секретарь школьной парторганизации СШ № 42.

8. Из опыта организации самовоспитания учащихся 7 класса. Быкова Л. И. — учитель школы-интерната № 1.

9. Из опыта организации самовоспитания «трудных учащихся» 8 класса. Комлык М. И. — студентка Горловского пединститута ин. яз.

10. Руководство самовоспитанием педагогически запущенных учащихся. Коптева О. Н. — учитель СШ № 18.

11. Эстетическое самовоспитание учащихся. Иванова Г. А. — студентка Горловского пединститута ин. яз.

12. Элементы педагогического руководства эстетическим самовоспитанием учащихся. Малишевская Г. И. — учитель школы-интерната № 1.

30марта 1967 года Начало в 10 часов утра

Доклады:

1. Самовоспитание учащихся школ-интернатов. Высоцкий А. И. — ст. преподаватель Рязанского пединститута.

2. Из опыта организации самовоспитания учащихся в школе-интернате. Гопко М. Г. — директор Змиевской школы-интерната. Харьковской области.

3. Организация самовоспитания и самообразования учащихся на уроках физики и математики в 5—8 классах. Са- фоненко П. П. — учитель Милорадовской восьмилетней школы, Днепропетровской области.

ВЫСТУПЛЕНИЯ:

1. Из опыта организации самовоспитания учащихся старшим пионервожатым. Букарь А. П. — ст. пионервожатый школы-интерната № 1.

2. Из опыта организации самовоспитания учащихся 8 класса. Миховская JI. В. — студентка Горловского пединститута иностранных языков.

3. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся 6 классов. Серекина Г. Г. — учитель СШ № 24.

4. Организация самовоспитания учащихся выпускного класса. Зубова Е. А. — воспитатель 10 кл. школы-интерната № 1.

5. Начальный период организации самовоспитания учащихся 5 класса. Филенко Г С. — учитель школы № 35.

6. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся 5 класса. Савельева А. П. — учитель СШ № 1.

7. Элементы педагогического руководства самовоспитанием учащихся на уроках украинского языка и литературы в 7—10 классах. Найда JI. Н. — учитель школы-интерната № 1.

8.Элементы педагогического руководства самовоспитанием учащихся при изучении биографий выдающихся людей. Вербицкая Ю. Я. — учитель школы-интерната № 1.

9. Начальный период организации педагогического руководства самовоспитанием учащихся 5 класса. Прокопенко Н. М. — воспитатель школы-интерната № 1.

10. Самовоспитание учащихся начальных классов. Ко- лодко Г. Г. — учитель начальных классов школы № 37.

11. Из опыта организации самовоспитания учащихся 5 класса. Карпухина Р. П. — студентка Горловского пединститута иностранных языков.

12. Из опыта работы классного руководителя 7 класса по организации самовоспитания учащихся. Жукова М. М. — учитель СШ № 21.

Обсуждение докладов и выступлений. Подведение итогов и принятие рекомендаций конференции.

РЕЗОЛЮЦИЯ Первой на Украине городской конференции учителей по самовоспитанию (г. Горловка)

Участники первой Горловской городской учительской конференции по самовоспитанию учащихся отмечают, что обмен опытом по организации самовоспитания учащихся в школах города оказался весьма полезным и обеспечит учите- !s лям дальнейшую работу в этом направлении. г Участники конференции считают, что организация само- t воспитания учащихся в школах города в своем начальном периоде уже принесла известные положительные результаты, что у учащихся, которые вовлечены в работу над собой, повысился общий уровень культуры, а также повысилась успевае- ii мость. Работа над собой этих учащихся подкрепляет и дополняет воспитательную работу педколлектива школы и этим повышает эффективность работы педагогов и воспитателей.

Однако организация самовоспитания учащихся затрудняется отсутствием соответствующей методической литературы. В связи с этим участники конференции просят Городской : отдел народного образования организовать для учителей го- ® рода постоянно действующий семинар но вопросам самовоспитания учащихся.

Конференция считает необходимым одобрить практи- в ческую работу научно-исследовательской лаборатории по самовоспитанию учащихся Горловского пединститута ино-

I странных языков и продолжать развивать ее работу. Участники конференции считают целесообразным проводить такие

о-      конференции ежегодно, сделать их традиционными. Участники конференции обратились с просьбой к Донецкому об- я лОНО и областному институту усовершенствования учителей ). издать отдельным сборником материалы настоящей конфе- ' ренции. Конференция выражает благодарность докладчикам за интересные содержательные доклады.

Е

Психолого-педагогическое руководство •1      самовоспитанием и самообразованием учащихся

на уроках физики с элементами программирования

и.

П. П. Сафоненко

ю                                 учитель Милорадовской школы,

кс                                         Днепропетровской области

Товарищи! В основном докладе были обстоятельно изло- ■ жены психологические и педагогические основы самовоспитания.

Я хочу сосредоточить свое выступление на практическом

II опыте руководства самовоспитанием учащихся в школе на

уроках физики и занятиях физического кружка. Мы начинали организацию самовоспитания учащихся с проведения бесед с учащимися с учетом их возрастных особенностей. Эти беседы давали необходимые знания учащимся в области самовоспитания и помогали им разобраться в основных вопросах теории самовоспитания.

На примерах из жизни великих людей мы показали, что их главная природная одаренность заключается в способности упорнейшим образом работать над собой. Все, например, любят читать произведения Льва Николаевича Толстого, который вел титаническую работу над собой. Эту работу он продумывал и планировал.

Почти все учащиеся мечтают стать людьми большой воли, людьми, способными преодолевать большие трудности и препятствия в жизни. В специальных беседах мы показали ту огромную роль, которую играет воля, и подчеркнули, что без самовоспитания нельзя стать человеком большой воли.

В целях формирования образа будущего себя, т. е. конкретного жизненного идеала было проведено с учащимися сочинение на тему: «Каким я хочу быть?». Эта работа была проведена для того, чтобы каждый учащийся мог сравнить себя со своим жизненным идеалом и выявить свои хорошие качества и недостатки.

Используя опыт научно-исследовательской лаборатории по самовоспитанию учащихся, организованной Г. И. Сытиным, мы создали классные уголки по самовоспитанию и считаем, что уголки явились очень удачной формой руководства самовоспитанием учащихся. Основную часть уголка занимают задачи но самовоспитанию каждого ученика.

Обязательства мы подсказывали с учетом общего типа нервной системы ученика. Опыт показал, что перед учениками нельзя ставить сразу несколько задач, так как это приводит учеников к разочарованию из-за того, что они с ними не справляются. Поэтому перед каждым ставилась одна задача, причем в процессе преодоления основного недостатка ученика искоренялись и второстепенные сопутствующие недостатки. Вместе с тем у ребят появились такие волевые качества, как упорство и активность, смелость и дерзновенность.

Основными обязательствами по самовоспитанию учащихся мы считаем те, которые связаны с их темпераментом, характером и успеваемостью. Например, у меланхоликов — преодоление слабоволия, плохого настроения, застенчивости и воспитание воли; у сангвиников — преодоление излишней суетливости, неусидчивости, невнимательности; у холериков — вспыльчивости, грубости; у флегматиков — медлительности, невыразительной речи и др. Обязательства по самовоспитанию мы связывали с развитием разных способностей: умственных, музыкальных, физических и пр.

Очень важное значение имеет помещение в угслке фотографий отличников самовоспитания.

Каждый учащийся, который стал отличником самовоспитания, дэлился опытом работы над собой. Обязательства учащихся по самовоспитанию, записанные в классном угол

ке, мы рекомендовали им красиво записать на отдельном листе и повесить дома на стене или держать перед глазами на рабочем месте. Для самоконтроля учащиеся 5—8-х классов вели дневник: «Моя работа над собой». Дневник позволяет узнавать свои сильные и слабые стороны, заставляет ученика постоянно следить за собой. Дневники велись по строго определенной форме. На первой странице были обязательства по самовоспитанию, записанные в классном уголке, затем перечислялись все недостатки ученика, потом все его положительные качества. Десять страниц отводили на описание приемов самовоспитания, а затем шел ежедневный анализ работы над собой.

Большое значение в организации самовоспитания мы придавали пионерской и комсомольской организации. В нашей школе организован контроль старших пионеров за работой над собой учащихся 1—4-х классов, а комсомольцев 8 класса — за пионерами 5—6-х классов.

Чтобы дать ученикам самостоятельно подумать над вопросами поведения мы, по рекомендации Г. Н. Сытина, с которым постоянно поддерживали связь, организовали диспут на тему: «Что приносит человеку удовольствие, радость и истинную свободу: соблюдение или нарушение правил коммунистического поведения?». Такая форма работы действительно дала ощутимые положительные результаты. С целью контроля за работой над собой учащихся и оказания им помощи мы систематически заслушивали по понедельникам их отчеты о работе над собой перед классом. К таким отчетам готовился весь класс заранее. Ученику, который отчитывался, класс задавал вопросы по режиму дня, по задачам самовоспитания и др. Ученика к самоотчету тоже готовили заранее, чтобы он мог поделиться приемами самовоспитания, опытом, впечатлениями. Такие отчеты вызывают большой интерес всего ученического коллектива класса.

В целях повышения активности учащихся в самовоспитании мы организовали общешкольный ученический комитет, состоящий из председателя Иващенко Сергея, секретаря Нины Андрющенко и 7 членов из всех классов. В комитет вошли все отличники самовоспитания, причем, в основном влиятельные ребята. Комитет играет немаловажную роль в организации самовоспитания. Приглашение на комитет давалось в письменной форме за неделю вперед. Ко времени заседания комитета большинство учеников уже исправлялись в отношении успеваемости и поведения. Следовательно, воздействие этого комитета на личность ученика оказалось очень мощным.

Сейчас мы поставили задачу организовать уголки по самовоспитанию в школьной и сельской библиотеках. В этих уголках мы решили организовать выставку рекомендованной учащимся литературы, которая наталкивала бы их на размышления о необходимости работы над собой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.