|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Э. Г. ЭЙДЕМИЛЛЕР В. В. ЮСТИЦКИЙ 21 страницаО (выбирает). П: «Спасибо!» (вынимает этот портрет).— «Положите его, пожалуйста, вот сюда! А теперь найдите из оставшихся, кто Вам больше всех нравится, и положите его рядом, и так до тех пор, пока всех не разложите —- от самого Вам симпатичного до самого антипатичного!» О (раскладывает). П (когда ранжирование заканчивается, переписывает номера карточек, затем вновь раскладывает в порядке нумерации). 2. Выявление ведущего стимула симпатии. П: «Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся людей, портреты которых Вы только что раскладывали (стандартные вопросы приложены в конце методики). О (отвечает). 3. П (устанавливает, носитель какого качества оказывается ближе всего к началу ряда. Например, какие качества приписывает О тому, кто ему «больше всего нравится»), П (предлагает О проранжировать все портреты по упомянутому качеству. Например, если наиболее нравящийся О тот, кто более других способен ощутить чувство благодарности за добро, что ему сделали, то П предлагает всех проранжировать от наиболее способного до наименее способного ощутить чувство благодарности). О (выполняет ранжирование). 4. П (вручает пустые карточки). П: «Представьте, что на этих пустых карточках обозначены портреты членов Вашей семьи! Обозначьте, как Вам удобно, каждого!» О (обозначает). П: «А теперь вставьте в эти карточки ряд портретов! На какое место Вы бы положили каждого?» О (раскладывает). Если изучается несколько ведущих стимулов симпатии, то все повторяется со следующим качеством, начиная от п. 3. Оценка: каждому члену семьи, «пустые карточки» которых раскладывались, присваивается условный балл, равный ...36 — место портрета в ряду. 5. Интервью по конкретизации ведущего стимула. П (кладет перед О портрет человека, наиболее привлекательного по ведущему стимулу). П: «Расскажите, пожалуйста, как можно подробнее об этом человеке! Что он сейчас делает? О чем думает? В каком настроении? Кем бы он мог быть лично Вам? Что ему нравится и что не нравится?» Аналогичным образом конкретизируются и другие стимулы. Стандартные вопросы к п. 2: 1. Кто из этих людей может больше всего достичь в жизни славы, успеха и т.д. 2. Если бы все эти люди были тяжело больны, за кем Вы бы охотнее всего ухаживали? 3. Кому из них Вы бы охотнее помогали в его делах? 4. Кто из них человек с самым интересным внутренним миром? 5. Кем из них больше всего восхищаются окружающие? 6. Вы больны: чья забота была бы Вам наиболее приятной? 7. Кого бы Вы взяли на опасное дело, например в разведку? 8. Кто из них мог бы полюбить Вас или сильно привязаться к Вам? 9. У кого во внешнем облике больше всего черт, которые Вам вообще нравятся в людях? 10. Кого охотнее всего Вы взяли бы на совместное увеселение?
П РИЛОЖЕНИЕ 6 Методика «Нормативное сопротивление» (НС) Женский вариант Содержание карточек для сортировки: 1. Жена вышла замуж за нелюбимого из чувства мести. 2. Жена в этой семье вышла замуж за нелюбимого человека, чтобы он дал ей все: обеспеченность, знакомства, интересный досуг. 3. Жена вышла замуж за нынешнего мужа, так как ждала ребенка от другого. 4. Жена презирает мужа и не скрывает этого. 5. Старается возбудить ревность мужа к себе. 6. Ей нравится мучить и унижать мужа. 7. Муж бьет ее. 8. Муж .устраивает унизительные «проверки» ее супружеской верности. 9. Испытывает отвращение к мужу, но ради спокойствия скрывает это. 10. Муж не считается с ней и заставляет ее делать все так, как он хочет. 11. Ее муж работает ночным сторожем или дворником. 12. Очень боится мужа. 13. Очень ревнует мужа. 14. Мирится с тем, что муж ей изменяет. 15. Не любит своего ребенка. 16. Выполняет любые прихоти своего ребенка. 17. Пыталась покончить жизнь самоубийством. 18. Когда ее желания не выполняются, устраивает истерики. 19. Обманывает мужа с его товарищем. 20. Ее муж отбывал наказание за преступление. 21. Срывает плохое настроение на муже. 22. Срывает плохое настроение на ребенке. 23. Дети ее не любят. « 24. Стесняется с Мужем появляться на людях. 25. Ревнует своего сына к его девушкам. 26. Издевается над своим ребенком. 27. Покорно терпит измены мужа. 28. Ненавидит мать мужа, хотя та к ней хорошо относится. 29. Делает все, чтобы муж был безропотно послушным. 30. Открыто говорит мужу, что он — сексуальный неудачник. 31. Недовольна своим замужеством. 32. Любит мужа без взаимности. 33. Ни одного вопроса не может решить без скандала. Примечания. 1. Нормативное сопротивление констатируется, если в левой группе карточек (наиболее позорно) оказалось 12 и более карточек. 2. Нормативный контраст констатируется, если частное от деления числа карточек в левой группе на число их в правой крайней (не позорно) равно или более 0,8. гп ==0,65; р = 0,01; ро (по первому показателю) =0,62; р = 0,01; п = 45. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Опросник для родителей Подростковый вариант Унижаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании дек-й. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Мигайте по очереди утверждения опросника. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на «Ьлаике для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если Вы, в общем, не согласны, лачоркми-ю этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете врачу. На утверждения, номера которых выделены в опроснике, отцы могут не отвечать: 1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери). 2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном. 3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители. 4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам(а). 5. Наш сын (дочь) имеет дома больше обязанностей, чем большинство его товарищей 6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому. 7. Всегда лучше, если дети не думают над тем, правильны ли взгляды их родителей. 8. Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет. 9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал (а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка. 10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь). 11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы 12. Я люблю своею сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга. 13. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие. 14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что поступил (а) по отношению к нему (к ней) неправильно. 15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали. 16. Общение с детьми, в общем-то,— очень утомительное дело. 17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя. 18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (моя жена) не мешал (а) бы мне. 19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины. 20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины. 21. Мей сын (дочь) для меня— самое главное в жизни. ' t 22. Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой сын (дочь). 23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он (она) сам(а) хочет, даже если она дорогая. 24. Мой сын (дочь) непонятлив (а). Легче самому 2 раза сделать, чем 1 раз объяснить ему (ей), 25 Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматри- иать за младшим братом (сестрой). 26. Нередко бывает так; напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам (сама). 27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки, 28. Мой сын (дочь) сам (а) решает, с кем ему дружить. 29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их. 30'. Я очень редко ругаю сына (дочь). 31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем. 32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем сын с мужем. 33. Меня огорчает то, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым (ой). 34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет. 35. Мой ребенок рос слабым и болезненным. 36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего. 37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не проходят, хотя я упорно с ними бор [ось. 38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее). 39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины. 40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины. 41. Заботы о сыне (дочери) занимают наибольшую часть моего времени. 42. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание. 43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого. 44. Если подольше побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать. 46. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела. 46. За моего сына (дочь) нельзя поручиться в серьезном деле. 47. Главное, чему родители должны научить своих детей,— это слушаться. 48. Мой сын (дочь) сам(а) peaiaex, курить ему (ей) или нет. 49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него. 50. По характеру я — мягкий человек. 51. Если моему сыну (дочери) чего-то от меня нужно, он (она) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении. 52. Когда думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение. 53. Чем"дети старше, тем труднее иметь с ними дело. 54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют правильно к нему подЪйти. 55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери). 56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше. 57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на вес меры. 58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену). 59. Мужчина хуже умеет понять чувства другого человека, чем женщина. 60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина. 61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться. 62. Бывало, что я не узнавал (а) о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел (а) дневник. 63. Я трачу на своего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя. 64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам (а) лучше знаю, чего ему надо. 65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей. 66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо. 67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей. 68. Мой сын (дочь) сам(а) решает, на что ему (ей) тратить свои деньги. 69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим. 70. От наказаний мало проку. 71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот,— очень строги. 72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил (а) никого, кроме меня. 73. Когда мой сын (дочь) был(а) маленький, он(а) мне нравился больше, чем теперь. 74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью). 75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходилось в детстве многое позволять ему (ей). 76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего. 77. Моему сыну (дочери) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него (нее) действует — это постоянные строгие наказания. 78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня. 79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий. 80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий. 81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т.д. 82. Нередко приходится (или приходилось) подписывать в дневнике за несколько недоль сразу. 83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет. 84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети. 85. Мой сын (дочь) много помогает мне (дома или на работе). 86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому. 87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители. 88. Выходя из дому, мой сын (дочь) редко говорит, куда идет. 89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — это ремень. 90. Многие недостатки в поведении сына (дочери) прошли сами собой с возрастом. 01. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое. 92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы помоложе, то я бы наверняка в него влюбилась. 93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими. 94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его воспитывать. 95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался(лась) жив(а). 96. Нередко завидую тем, кто живет без детей. 97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, mi (она) немедленно использует это во вред себе или окружающим. 98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот. 99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе. 100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе. 101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя. 102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери). 103. Желание моего сына (дочери) — для меня закон. 104. Когда мой сын был маленький, он очень любил спать со мной. 105. У моего сына (дочери) плохой желудок. 106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них. 107. Ради сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву. 108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу. 109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю. 110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже — после 30 лет. 111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными. 112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей. 113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться. 114. Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери). 115. Мне очень трудно сказать своему ребенку: «Нет». 116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне. 117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других подростков. 118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям. 119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи. 120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома. 121. У моего сына (дочери) очень много времени на развлечения. 122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен. 123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон. 124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж). 125. Все, чего добился мой сын (дочь) к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), он (она) добился(лась) только благодаря моей постоянной помощи. 126. Делами сына (дочери) а основном занимается мой муж (жена). 127. Кончив уроки (или придя с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему (ей) нравится. * 128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение. 129. Мой сын (дочь) часто болеет. 130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь. Фамилия, имя, отчество Сколько лет сыну (дочери) заполнявшего __________________________ _______________________ Заполнял (отец, мать, другой воспитатель). Данные по валидизации методики по всем шкалам: г=0,56; ро = 0,60; п = 180; = 0,01; р<0,01.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алешина Ю^Ё. Дно развития семьищ Исследования и проблеМы//Вест. Моск. ун-та. Психо-Андреева Г. М. Социальная психология — М • МГУ 1980 — 416 с ЛМ"Т- Наука Н?79РаШ455 Г*"**'' СиСтем"Ые MexaH«3™ высшей нервной деятельности.-Бсхгель Э. В. Дшюзологические формы злоупотребления алкоголем.— М.: Медицина, 1986.— Бчдалев Л. А., Обозов Н. Н., Сталин В. В. О службе семьи,—Психол. журн,—1983.—№ 4.— vv. У1 ~—Уо. Вокий И. В., Цыцарее С. В. Патологическое влечение к алкоголю у больных алкоголизмом и ремиссии: Клинико-психологический анализ//Ремиссии при алкоголизме- Сб науч тр / Под ред. И. В. Бокий, О. Ф. Ерышева, Т. Г. Рыбаковой.—Л., 1987.— С. 7—19. Неличковский Б. М. Современная когнитивная психология.—М.: МГУ, 1982.—336 с. Волкова А. Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отно-шений//Вопр. психол.—1985.— № 5.—С. 110—116. Воловик В, М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации боль-11ых//К,липические и организационные основы реабилитации психически больных — М„ 1980.—С. 207—267. Нолоаик В. М., Гайда В. Л., Коцюбинский А. Я. Исследование семьи и семейная терапия при шизофрении //Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях/Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого,— Л.: 1978.— С. 20—31. Гиляровский В. А. Избранные труды.— М.: Медицина, 1973.— 328 с. 1'о.шии Л. Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи//Вопр. психол.—1985,— № 2.— С. 186—187. Голод С. И. Стабильность семьи.— Л.: Наука, 1984.— 136 с. Гончарская Т, В. Методика функциональной тренировки поведения в системе психотерапии больных малопрогредиентной шизофренией//Клинико-психологические исследования групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях/Под, ред. Б. Д. Карвасар-ского, Е. Ф. Бажина, В. М. Воловика.—Л., 1979.—С. 126—130. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи.— М.: Знание, 1976.— 40 с. Груздева Е. В., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин.— М.: Политическая литература, 1983.- 221 с. Губачеа Ю. М., Иовлев Б. Д., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека.— Л.: Медицина, 1976.— 224 с. Губачев Ю. М., Сгабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений.—Л.: Медицина, 1981.—216 с. Гузиков Б. М., Зобнев В, М,, Мейроян А. А., Рыбакова Т. Г. Групповая и семейная психотерапия при алкоголизме: Методические рекомендации.—Л. 1980.— 30 с. Демис)внко Т, Д., Львова Р. И., Калягина Л. В. и др. Роль семьи в реабилитации постинсультных болышх//Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях.— Л., 1978.— С. 136—141. Джеймс М. (James М.) Брак и любовь/Пер, с англ.— М.: Прогресс, 19-85.— 192 с. Дичюс П. Развод и его причины в Литовской ССР//Человек после развода.— Вильнюс. 1985.— С. 13—20. Захаров А. И. Предпосылки патогенетически обоснованной семейной психотерапии детей с невротическими расстройствами//Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях.— Л., 1978. - С. 75—-86. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.—Л.: Медицина, 198Л— г\ь с. Зейгарник Б. В. Патопсихология.— М.: МГУ, 1986,— 288 с. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В, М. Методы психологической диагностики и коррекции и клинике.—.Л.: Медицина, 1983.—312 с. Калитиевская Е. Р. Непатологические девиации формирования характера у подростков и юношей с хроническими соматическими заболеваниями//Предболезнь с фактором повышенного риска в психоневрологии: Сб. науч, тр./Под ред. С. Б. Семичева, Н. В. Конончук, А. П. Коцюбинского,-Л., 1986. -С. 111-114. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология.—Л.: Медицина.—1982. 272 с. Карвасарский Б. Д. Психотерапия.— М.: Медицина, 1985,— 303 с. Карин С. X. В мире мудрых мыслей.— М.: Знание, 1962.— 331 с. Карнеги Д. (Karnegy D.) Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей/Пер, с англ.--Вильнюс: ЛитНИИТИ; 1976.—266 с. Карпова Э. Б. Разработка и клиническая апробация методики исследования системы отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями: Автореф. дис. ...канд. мед. наук.—Л., 1985.—22 с. Келам А., Эббер И. Причины конфликтных ситуаций в семье (по материалам Таллинской семейной консультации)//Человек после развода.— Вильнюс, 1985.— С. 56—66. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции//Современная зарубежная социальная психология.— М.: МГУ, 1984,—С. 127—137. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения: Теория взаимозависимости//Современнаи зарубежная социальная психология.— М.: МГУ, 1984.— С. 61—81. Кендэл М. Ранговые корреляции.—М.: Статистика, 1975.— 213 с. Кербиков О. В. Избранные труды.— М.: Медицина, 1971.— 312 с. Кличюс А, И. Тенденции изменения бюджетов времени малых городов СССР//Город: Вопросы социального развития.— Вильнюс: Райде. 1987.— С. 94—112. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.— М.: Медицина, 1985.— 288 с. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей.— М.: Медицина., 1979.—608 с. . Ковалев С. В. Психология семейных отношений.— М.: Педагогика, 1987.— 159 с. Козлов В. П. Психогигиенические аспекты воспитания детей и подростков//Психогигиена и психопрофилактика: Сб. науч. тр./Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой- Тянь-Шанской.— Л., 1983.—С. 13—17. Конончук Н. В. Личные и семейные мотивы суицидов//Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях/Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого,— Л., 1978.— С. 128—132. Костерева В. Я. О роли семейных конфликтов в формировании внутренней картины болезни у больных шизофренией//Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях/Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого.—Л.: 1978.—С. 32—38. Куприянов С. Ю. Семейная психотерапия больных бронхиальной астмой//Психогигиена и психопрофилактика: Сб. науч. тр./Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-Шанской.—Л., 1983.—С. 76—84. Куприянов С. Ю. Роль семейных факторов в формировании вариантов нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы и их коррекция методами семейной психотерапии: Автореф. дис. ...канд. мед наук.— Л., 1985.— 20 с. Левкович В. П., Зуськова О. Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских кокфликтов//Психол. журн.—1985,— № 3.—С. 126—137. Левкович В. П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений//Вопр. психол. -— 1987.---№ 4.—С. 128—134. Леонгард К, Акцентуированные личности.— Киев: Вища школа, 1981.— 389 с. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения.— М.: Педагогика, 1983.— Т. 2. - -317 с. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.— Л.: Медицина, 1983.- -256 с. Личко А. Е. Личностный опросник Бехтсревского института//Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.—Л.: Медицина, 1983.— С. 102—115. Личко А. Е. Подростковая психиатрия.— Л.: Медицина, 1985.— 416 с. Ломаченков А. С. Прогноз восстановительной терапии больных параноидной шизофренией в зависимости от преморбидных социально-психологических и личностных характеристик// VII Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров.— М., 1981.—Т. 3,—С. 604—606. Малахов Б. Б. Семейная психотерапия сексуальных нарушений у женщин, возникших на ранних этапах брака//Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях/ Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого.—Л., 1978,—С. 123—127. Мацковский М. С, Гурко Т. А. Молодая семья в большом городе.— М.: Знание, 1986.— 48 с. Мишина Т. М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах//Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях/Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого.—Л., 1978.—С. 13—20. Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи»//Психология и психопрофилактика: Сб. науч. тр./Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-Шанской.—Л., 1983.—С. 21—26. Мягер В. К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации.—Л., 1976,— 13 с. Мягер В. К- Теоретические предпосылки семейной психотерапии//Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях/Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого — Л., 1978.—С. 5—9.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|