|
|||||||
Э. Г. ЭЙДЕМИЛЛЕР В. В. ЮСТИЦКИЙ 13 страницаПонятно, что с самого начала развития психотерапии возникала необходимость в технике, позволяющей увидеть происходящее в «замедленном темпе». Этой цели служит главным образом магнитофонная и видеозапись. Первые сообщения о применении видеозаписей в психотерапии появились в 1973 г. [Beck D., 1973]. После этого интенсивно изучались терапевтические и диагностические возможности видеозаписи при осуществлении семейной психотерапии [Heitn E., Steiner S., 1979; Scholz M., 1980]. Видеозапись обычно осуществляется в ходе совместного выполнения членами семьи какого-либо задания, которое им дал психотерапевт. Это могут быть обсуждение какого-либо вопроса, совместная деятельность. Важно, чтобы задание вовлекало членов семьи, требовало от них определенной активности и внимания В этих условиях во взаимодействие членов семьи активно проявляются привычные для них образцы поведения, коммуникации, сотрудничества. Видеозапись создает широкие возможности выявления и изучения этих привычных реакций. Так, уже непосредственный просмотр полученного материала с членами семьи позволяет обнаружить источники нарушений .коммуникации, взаимодействия. В качестве иллюстраций такого непосредственного диагностического эффекта приведем высказывания участников семейной психотерапии, проводившейся М. Scholz (1980). Авторитарно ведущий себя отец после просмотра видеозаписи заявляет; «Когда я себя таким увидел, то мне стало понятнее, что чувствует мой сын и почему он вечно ершится " передо мной. Наверно, дома я еще хуже». Подчеркивая значение полученной во время семейной видеотерапии информации, другая участница заявила: «Каждый раз, когда я попадаю в похожую ситуацию, я думаю, а как бы это выглядело по телевизору. Не все из того, что Вы (психотерапевт) мне говорили, я помню, но вот то, что я увидела, я запомнила все». Для анализа видеоматериалов разрабатываются специальные оценочные шкалы. Шкалы эти содержат перечень того, что нужно учитывать, наблюдая на видеоленте семью, выполняющую то или иное задание. В качестве примера рассмотрим шкалу «отношение», разработанную М. Scholz (1980). Шкала призвана выявлять эмоциональные взаимоотношения между членами семьи на невербальном уровне. Известно, что, хотя словесно члены семьи могут выражать самые положительные чувства, несловесно (поведением, жестами, интонацией, мелкими особенностями обращения) могут выражаться чувства, прямо противоположные. Видеозапись и наблюдения с помощью упомянутой шкалы дают уникальную возможность зримо наблюдать эту сторону семейных взаимоотношений. В соответствии со шкалой «отношение» можно выделить следующее: 1. Характер телесных контактов. Например, при исследовании отношения родителей к детям о том, что имеется «принятие», свидетельствуют касания, поглаживания, дружеские толчки. 2. Особенности контакта глазами. О наличии «принятия» свидетельствуют постоянные контакты глазами, сопровождаемые улыбкой. 3. Особенности интонации (принятие: мягкий тон, отсутствие категоричности). Другие разделы шкалы учитывают скорость речи, физическую дистанцию, которая выдерживается при общении. Применение видеозаписи создает возможность тщательного изучения многих сторон жизни семьи, выявить то, что при обычном обследовании ускользает из внимания. Проблема разбросанности данных. Многие явления, интересующие психотерапевта, проявляются не концентрированно, а «разбросанно», в разные моменты жизни семьи и в разных сферах ее жизни. Выход при их выявлении в том, чтобы создавать специальные экспериментальные ситуации, поведение индивида в которых свидетельствует о наличии или отсутствии интересующего явления. Примером такой ситуации может служить обсуждавшееся выше исследование взаимной прогностической эмпатии супругов. В ходе семейной психотерапии психотерапевту приходится наблюдать ситуации, в которых один из супругов должен правильно понять мысли, чувства другого, обнаружить определенный уровень эмпатии. Однако этих ситуаций может быть недостаточно, они могут быть двусмысленными, допускающими различные толкования. Специальное же исследование дает возможность на протяжении относительно короткого времени многократно наблюдать проявление прогностической эмпатии, хорошо изучить ее особенности. Другая возможность изучения свойств, проявляющихся нерегулярно,— это применение опросников, опирающихся на самооценку супругов. В нашей стране, как и за рубежом, проделана значительная работа по разработке различного вида опросников. Созданы методики для оценки уровня благополучия супружества, удовлетворенности браком, таких аспектов супружеских отношений, как понимание партнера, его эмоциональной привлекательности и уважения к нему, ролевых ожиданий в браке (в аспекте воспитания детей, организации быта, интимных отношений, эстетических ценностей, изучения конфликтности отношений) [Волкова А. Н., 1985]. Опросники дают возможность быстро получить информацию о самых разнообразных аспектах семейных отношений. В то же время надежность этих опросников нередко в значительной мере зависит от способности членов семьи к самонаблюдению, адекватному восприятию различных сторон жизни своей семьи. Исследования самовосприятия и самопознания людей, интенсивно проводящиеся в последнее время, свидетельствуют о том, что при наблюдении нерегулярных и слабоконцентрированных событий в своей собственной жизни индивид сталкивается со значительными трудностями [Kozielecki J., 1976]. Трудности возникают и в силу «искажения перспективы наблюдателя». Индивид, наблюдающий за собой, многое воспринимает не так, как сторонний наблюдатель (Heckhausen H., 1986]. Это и многое другое приходится учитывать, используя данные самоотчетов и самохарактеристик членов семьи. Поэтапная методика изучения семьи и ее роли в возникновении и течении нервно-психических расстройств. Приводим методику изучения семьи, применявшуюся нами в процессе подготовки к семейной психотерапии, а также в ходе ее. Методика представляет собой описание сменяющих друг друга этапов диагностического изучения семьи. Это описание включает характеристику основных целей каждого этапа, встречающихся трудностей и путей их решения, а также методические инструменты, которые могут быть использованы при этом. Основные требования, которые ставились при разработке методики,— это прежде всего последовательность. Она должна обеспечивать такой ход исследования, чтобы не возникало «лишней работы», т. е. чтобы каждый этап как можно более приближал к выявлению искомых нарушений и в то же время давал возможно больше информации о том, как нужно строить изучение семьи на следующем этапе. Этап 1. Установление необходимости психотерапевтического изучения семьи. Предварительное знакомство. Продолжительность этапа — первые 10—15 мин знакомство с семьей, точнее, с теми ее членами, которые получили направление на семейную психотерапию либо сами обратились к психиатру с такой просьбой. Он включает установление внешних признаков наличия психо-травмирующего семейного отношения. Признаки эти следующие: заболевание одного из членов семьи. Речь идет о заболеваниях, в этиологии которых возможно участие семьи. Это прежде всего различные формы неврозов и психосоматических заболеваний, декомпенсация психопатий и психопатических развитии, острые аффективные реакции, нарушения половой функции,алкоголизм,суициды и другие нервно-психические расстройства. Общая их особенность — это то, что их источником может быть психическая травматизация [Канторович Н, В., 1967]. При наличии других заболеваний учитывается возможная роль семьи в их хронифика-ции или в ходе коррекции. Наличие в семье у пациента, имеющего определенное нервно-психическое расстройство, внешних признаков нарушения семейных взаимоотношений и жизнедеятельности семьи в целом. В беседе выясняется наличие конфликтов, уровень удовлетворенности семейной жизнью, ее напряженности, тревожности, степень взаимопонимания и характеристика эмоциональных взаимоотношений; наличие внешних признаков связи между нервно-психическим расстройством и проявляющимися нарушениями в жизни семьи. Указанием на возможность такой связи является, в частности, соответствие между характером заболевания и нарушениями в семье. Так, если пациент болен неврастенией и в ходе беседы выявляется высокий уровень нервно-психического напряжения в семье, то это воспринимается как соответствие. Этап 2. ббщее знакомство с семьей. Основная цель этапа — формирование у психотерапевта верного общего представления о семье. Речь идет о способности правильно представить различные стороны жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Основным средством достижения этого понимания является беседа. В одних случаях — это свободная беседа: психотерапевт дает возможность члену семьи взять инициативу в беседе в свои руки; в других — задаются вопросы. Опыт показывает, что на практике чрезвычайно трудно и вряд ли целесообразно стремиться выдержать определенное направление и рамки беседы. Диагностические схемы на этом этапе полезны тем, что дают возможность психотерапевту контролировать объем своих знаний о семье, установить, что он уже знает, а о чем пока не получил сведений. Чрезвычайно важен на этом этапе выдвинутый нами принцип «контролируемого формирования представления о семье». Необходимость выдвижения этого принципа связана с тем, что на данном этапе особенно велика роль интуиции. Стремясь получить представление о семье, психотерапевт, хочет он того или нет, мобилизует и свой личный семейный, опыт, и опыт, приобретенный в ходе общения с другими семьями, в том числе и общения профессионального. Поэтому очень важно иметь возможность проконтролировать себя, выяснить, насколько возникающий у него образ жизни исследуемой семьи и взаимоотношения в ней близки к реальному, насколько хорошо удалось понять особенности внутренней жизни членов семьи. Для этого нами использовался следующий методический прием — в ходе первой встречи члены семьи заполняли одну из анкет в данном приложении. Анкета до некоторых пор не анализировалась, а позднее, когда у психотерапевта складывалось ощущение, что он уже хорошо знает семью и верно представляет взаимоотношения в ней, он пытался ответить на вопросы анкеты за отдельных членов семьи и затем сравнивал их с действительными. При этом от психотерапевта требовалось хорошее представление уклада жизни семьи, особенностей личности отвечавшего и его отношения к разным ситуациям и его реакции на обследование. Если психотерапевту удавалось угадать 80 % ответов, то делался вывод о том, что он уже хорошо представляет себе жизнь семьи, у него имеется достаточно надежная мыслительная модель изучаемой семьи. При угадывании 60 % ответов и менее знание семьи считалось явно недостаточным. При формировании представления о семье весьма важно правильно оценивать факторы, искажающие его. Обычно в период общего изуче- ния семьи (создания общего представления о ней) перед психотерапевтом возникает картина семейной жизни, в значительной мере «откорректированная» членами семьи. Даже если психотерапевт, по S. Minuchin, будет жить вместе с семьей и повседневно наблюдать за отношениями в ней, это будут далеко не те отношения, которые существуют в его отсутствие. В еще большей мере это относится к отчетам членов семьи о своей семейной жизни. Чрезвычайно поучительны в этом отношении исследования так называемого «самосознания» человека и его влияния на поведение. Они показали, что человек значительно меняет свое поведение во всех ситуациях, когда чувствует себя объектом наблюдения [Heckhausen H., 1986]. В этом случае его поведение значительно приближается к тому, каким он представляет себя/, невербальное поведение по своему характеру приближается к вербальному; человек ведет себя не так, как обычно, а так, как он привык думать, что ведет. Эффект изменения поведения у человека, который чувствует, что является объектом наблюдения, отмечается даже тогда, когда наблюдателем является сам индивид. Об этом свидетельствуют исследования особенностей поведения одного и того же индивида в совершенно сходных ситуациях в помещениях без зеркал и оборудованных зеркалами [Du-vall E., Wiklund R., 1972; Frey D. et al., 1978]. Рассмотрим ряд обстоятельств, искажающих показываемую или рассказываемую членами семьи картину их жизни («семейные фильтры»): 1. Нормативные представления членов семьи. У любой семьи имеются определенные представления о том, какой должна быть жизнь семьи; они испытывают дискомфорт, если семейные отношения не таковы, какими должны быть. Как характер представлений о том, что должно и чего не должно быть в семье, так и эмоции, ощущаемые членами семьи в случае, если посторонний человек обнаружи- вает, что в семье «что-то не так», могут очень сильно различаться в разных семьях. Поэтому искажающее влияние нормативных представлений может быть весьма различным. В одних семьях оно очень сильно, в других — значительно меньше. Многое зависит также от того, о каких сторонах жизни идет речь. Нами разработана методика, цель которой помочь семейному психотерапевту сформировать правильное представление о «нормативном фильтре» данного члена семьи и данной семьи (см. приложение 6). Методика включает набор фактов из жизни различных семей, причем фактов, которые могут характеризовать эту семью отрицательно. Каждый такой факт отпечатан на отдельной карточке. Члену семьи предлагается ознакомиться со всеми карточками и ответить себе самому на вопрос: «Если бы Вы узнали это о семье знакомого, как бы изменилось Ваше отношение к нему?» Затем карточки ранжируются от самого «позорного» факта до наименее «позорного». Нами по этой методике изучены 42 человека (30 женщин и 12 мужчин — все взрослые). При обработке данных была предпринята попытка с помощью специальной математико-статистической процедуры установить, насколько совпадает ранжирование карточек по уровню «позорно-сти» у исследовавшихся членов семей. Для этого рассчитывался коэффициент ранговой конкордации (И) по М. Кенделу (1975). Вопреки ожиданиям, расчет показал низкую степень согласованности того, как ранжируют карточки разные люди. Факты, которые одним кажутся наиболее «позорными», для других таковыми не являются. Это свидетельствует о том, что представления членов семьи очень различны и, следовательно, необходимы их изучение и учет при проведении семейной психотерапии. Анализ того, как члены семьи разложили карточки, дает семейному психотерапевту общее представление о том, какие стороны жизни семьи будут более всего искажаться при исследовании, т. е. при опросе членов семьи, наблюдениях за их поведением и т. д. Другой вариант выполнения методики используется тогда, когда нужно выяснить общую выраженность «внешненормативного сопротивления» в данной семье, т. е. насколько исследуемые чувствительны к фактам, свидетельствующим в негативном плане о семье. В этом случае инструкция по раскладке звучит иначе: «Прошу Вас сгруппировать карточки: в правую крайнюю стопку положите те «факты», которые очень «позорны»; в левую — те, что совсем не «позорны» и чем даже можно гордиться; в середину — средние». В качестве показателя чувствительности и остроты реагирования нами рассматривалось соотношение крайних групп. Чем большее количество карточек в правой стопке, тем в общем чувствительнее семья. Выраженность «внешненормативного сопротивления» — важный показатель, во многом определяющий ход знакомства с семьей на данном этапе. Людмила Д. (см. наблюдение 2 в разделе, посвященном межличностной коммуникации в семье) длительное время положительно характеризовала свои взаимоотношения со свекровью, утверждала, что свекровь помогает ей, тратит время, здоровье и т. д. Одной из важных причин, затруднявших исследование, был высокий уровень «внешненормативного сопротивления»; 90 % карточек (второй вариант методики) она отнесла к «крайне позорным». 2. Значение общей картины жизни семьи во взаимоотношениях членов семьи — это второй важный «фильтр», искажающий представление о семье, которое демонстрируют члены семьи. Положение в семье (состояние отношений в ней, материальное положение и т. д.) — важный аргумент в супружеских спорах. Как только в семье появля- ется посторонний наблюдатель (психотерапевт) , эта функция «положения в семье» становится еще более выраженной. Нам неоднократно приходилось сталкиваться с фактом, когда в ходе беседы с психотерапевтом члены семьи преувеличивали конфликтность взаимоотношений в своей семье, неблагополучие у одного из членов семьи. Причины этого преувеличения оказывались самыми различными: обвинение по адресу другого супруга («Это из-за него сложилось такое положение»), стремление убедить другого супруга в необходимости каких-то решительных мер по исправлению существующего положения, желание привлечь к себе внимание, повысить свою роль в руководстве семьей. Степень описанного «искажения» представления о семье, которое демонстрирует тот или иной ее член, может быть весьма различной. Так, в семье, где имеет место острый конфликт, нередко наблюдаются прямо противоположные мнения не только по поводу того, что должно быть в семье, но и того, что есть. Конфликтующие, описывая одни и те же стороны жизни семьи, искренне и убежденно 'рисуют совершенно разные картины. Установить выраженную заинтересованность в искажении тех или иных представлений о жизни семьи психотерапевт может по косвенным признакам. Это, во-первых, наличие у другого (других) члена семьи противоположной точки зрения, то обстоятельство, что он иначе излагает те же факты; во-вторых, склонность члена семьи, демонстрирующего свои представления о жизни семьи, делать немедленные и достаточно однозначные выводы из того, о чем он говорит, что он описывает. Так, весьма вероятно, что родитель, описывающий поведение своего сына и завершающий свой рассказ решительным утверждением, что должны быть приняты срочные меры, сгущает краски. Это связано с тем, что описываемая им картина «функциональная», т. е. ставит своей целью убедить в чем-то психотерапевта; в-третьих, наличие сопротивления со стороны члена семьи осторожным выводам психотерапевта, если они противоречат общей тенденции рассказа. В том же случае (родитель, рисующий неприглядную картину поведения сына) на осторожное замечание психотерапевта, что все не так уж страшно, последуют энергичное возражение и добавление новых подробностей плохого поведения. Истинное положение семьи сложно преломляется через описанные и иные «фильтры» и предстает в рассказах и наблюдаемом поведении членов семьи в искаженном виде. Задача психотерапевта на данном этапе — хорошо-изучить эти «фильтры» информации и уметь учесть их искажающее воздействие. Этап 3. Выявление психотравмиру-ющей ситуации. Психотерапевт, опираясь на имеющееся у него достаточно надежное и полное представление о семье, сосредоточивает силы на выявлении психотравмирующей ситуации. Он пытается дать ответ на вопрос, какие из многочисленных сторон семейных отношений воздействуют на индивида психотр'авмиру-юще. На первом этапе (до общего знакомства с семьей) психотерапевт нередко испытывает «дефицит гипотез» — трудно предположить с достаточной уверенностью, что именно в жизни данной семьи могло оказать психотравмирующее воздействие. Так, при первом знакомстве с семьей Людмилы Д. (диагноз «неврастения») она характеризовала взаимоотношения со свекровью как очень хорошие, рассказала о помощи в ведении хозяйства и уходе за ребенком. Не было видно значительной перегрузки в ведении домашнего хозяйства, которая могла стать источником нервного истощения; ровны и бесконфликтны были взаимоотношения с мужем. В жизни семьи не просматривались обстоятельства, которые могли бы стать источником нервного истощения. По окончании же второго этапа изучения семьи положение психотерапевта обычно бывает совершенно иным. После того, как он уже хорошо познакомился с семьей, подробно и ярко представляет ее жизнь, «подозреваемых», как правило, оказывается даже слишком много. В этот момент психотерапевт, основываясь на своем знании семьи, может назвать десятки обстоятельств из ее жизни, которые, в принципе, могли оказаться психо-травмирующими. Так, в случае Людмилы Д. было основание предполагать, что значительную роль в возникновении нервного перенапряжения сыграло известие о случайной связи мужа во время пребывания в гостях у ее родителей. Вполне можно было предположить, что этот удар «выбил ее из колеи», у нее «опустились руки», и это одновременно с большой нагрузкой в семье привело к заболеванию. У психотерапевта были также основания предположить, что она сама создает перегрузку в хозяйстве для того, чтоб компенсировать комплекс неполноценности деревенской жительницы, попавшей в большой город. Вполне можно было ожидать от нее стремления доказать, что она, хоть и из деревни, но тоже может вести хозяйство «на высшем, уровне». Логично, опять же основываясь на характере Людмилы Д., было предположить, что нарастание чувства ответственности после рождения ребенка «ударило по месту наименьшего сопротивления» — нерешительности и ответственности, и это привело к перенапряжению в домашнем хозяйстве и т. д. Это «изобилие версий» после второго этапа изучения семьи нам кажется явлением положительным. Действительно, чем шире круг предположений, которые выдвигает психотерапевт, тем выше вероятность, что среди них окажется и истинное. В силу этого нужно не бороться с изобилием версий, а, напротив, всячески стимулировать их выдвижение. На данном этапе изучения семьи весьма важно выявить и проверить все потенциальные психотравмирую-щие ситуации. Оценка их осуществляется путем выдвижения и проверки того, что можно назвать диагностическими гипотезами. Рассматривая каждую потенциальную психо-травмирующую ситуацию, психотерапевт пытается ответить на вопрос: «Что должно наблюдаться в жизни данной семьи и поведении ее членов, если источником психотравматиза-ции является именно эта ситуация?». Например, если значительную роль сыграло, согласно первому предположению, известие о супружеской измене мужа, то в этом случае должна была бы наблюдаться явная зависимость симптоматики и признаков переутомления от даты, когда Людмила Д. узнала о проступке мужа. Можно было ожидать аффективной реакции в ходе разговора о супружеских изменах, изменения взаимоотношений с мужем. Все эти возможные последствия, которые должны были бы наблюдаться, если бы было верно первое предположение, и есть диагностические гипотезы. Диагностические гипотезы выдвигаются, как правило, по всем основным потенциальным нсихотравмирующим ситуациям. Затем собирается материал для их проверки. Так, в вышеуказанном примере первое предположение, несмотря на его вероятность, оказалось неверным. Зависимости симптоматики от известия об измене мужа не наблюдалось, аффективных реакций на темы, связанные с супружеской изменой, не было. Реакция Людмилы Д. на измену мужа, действительно, была «в пределах нормы». Основную вину за происшедшее она возлагала на родителей, в гостях у которых был муж и которые измену «допустили». Зато полностью подтвердились все диагностические гипотезы, выдвинутые для проверки предположения, что психотравми-рующей является опека свекрови и далее — «соперничество» за ребенка. Выдвижение и проверка диаг- ностических гипотез не только дают возможность «локализовать» психо-травмирующую ситуацию, выявить, какие именно из многочисленных потенциальных травмирующих факторов в действительности имеют место, но и дают материал для того, чтобы ярко представить себе чувства пациента в этой ситуации. Этап 4. Коррекционный семейный диагноз. К этому времени психотерапевт хорошо представляет себе семью пациента и психотравмирую-щую ситуацию. Цель этапа — ответить на вопрос, какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению психотравмирующей ситуации, снятию ее психотравматичности. Ведущим здесь является мысленное экспериментирование. Психотерапевт пытается получить ответ на следующих два вопроса: 1. При каком состоянии основных семейных систем (представлений о . семье, коммуникаций, эмоциональной идентификации, структурно-ролевых отношений) возникли бы условия для успешного разрешения психотравмирующей ситуации? Что произошло бы, например, в данной семье, если бы взаимопонимание супругов было лучше? Сохранилась бы или нет психотравмируюодая ситуация? Например, в случае Людмилы Д. рост взаимопонимания привел бы к разрешению психотравмирующей ситуации. В других же психотрав-мирующих ситуациях к ее разрешению нужны другие механизмы коррекции. Например, в случае семьи Серафимы 3. к этому привело совершенствование эмоциональной идентификации в семье. Задача психотерапевта на четвертом этапе — основываясь на знании семьи, характеристике ее «мысленной модели», решить, что произойдет при коррекции коммуникации, взаимного представления, механизмов интеграции, взаимного влияния. Успешность решения этой задачи в значительной мере зависит от того, насколько полным было общее знакомство, с семьей (2-й этап изучения) и насколько точно знание психотравмирующей ситуации (3-й этап). Опыт показывает, что, если прогностическая эмпатия психотерапевта по отношению к членам семьи достигает 80 %, то он успешно справляется с задачей «мысленного экспериментирования» и устанавливает наиболее желательное направление коррекции семьи. 2. Чем обусловлено неудовлетворительное состояние семейной системы, которую необходимо подвергнуть коррекции? Так, если в результате диагностического исследования оказывается, что желательна коррекция системы межличностной коммуникации, то необходимо поставить следующий вопрос — каковы барьеры коммуникации, факторы, затрудняющие ее, делающие ее менее эффективной? Если же желательна коррекция системы семейной интеграции, возникает вопрос: что ей мешает? При установлении состояния семейных систем в изучавшихся нами семьях и выявлении факторов, нарушающих их функционирование, мы широко использовали специальные психологические методики, приведенные в соответствующих разделах (см. гл. 2). Описанная методика поэтапного изучения семьи не претендует на то, чтобы в точности очертить каждый шаг семейного психотерапевта, «алгоритмизировать» его движение к выявлению семейного нарушения. Ее задача — дать «скелет» медицинского изучения семьи, задать логику ее познания. Указанные этапы изучения семьи должны, как нам представляется, иметь место при изучении любой семьи, вне зависимости от того, имеем мы дело с относительно кратким или, напротив, длительным ее изучением. Некачественное завершение любого из этапов — источник ошибок в изучении и, в частности, диагностике. Опыт показывает, что психотерапевты нередко недостаточно внимания уделяют 2-му этапу — общему знакомству с семьей. Вместо этого они «рвутся» к 3-му — установлению нарушения в жизнедеятельности семьи без ее глубокого изучения в целом. Результатом являются, во-первых, трудности в установлении потенциальных психотравмирующих ситуаций и, во-вторых (и в особенности) , неспособность к мысленному эксперименту — установлению предпочтительных путей коррекции семейных отношений на 2-м этапе. Из-за трудностей в выявлении потенциальных психотравмирующих ситуаций психотерапевт нередко не определяет действительную психо-травмирующую ситуацию. Несовершенство мыслительного эксперимента приводит к тому, что путь коррекции оказывается неверным. МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ После того, как в ходе изучения семьи установлено семейное нарушение, приступают к его коррекции. С этого момента начинается семейная психотерапия в наиболее узком смысле этого слова, а именно — организация воздействия на отдельных членов семьи и семью в целом с целью достижения желаемых изменений в их жизни. Всю совокупность проблем, возникающих при этом, можно подразделить на 3 группы: — формирование правильного отношения семьи к семейной психотерапии, в частности создание мотивов к участию в ней; — общие черты организации и проведения психотерапии; — методики семейной психотерапии. Формирование позитивного отношения к семейной психотерапии. Участие в семейной психотерапии ставит перед членами семьи нелегкие задачи. Во-первых, организационные: необходимо найти время и возможности для ее проведения. Психотерапия, как правило, проводится после работы, т. е. в вечернее время, когда могут присутствовать все члены семьи. Перед каждым занятием членам семьи приходится преодолевать усталость и желание провести время иным образом. Во-вторых, задачи эмоциональные. Участие в семейной психотерапии (особенно в самом начале) с неизбежностью порождает чувство неуверенности, неопределенности, сопротивления и нежелания раскрывать некоторые стороны жизни своей семьи. Происходит актуализация семейной неудовлетворенности, конфликтных взаимоотношений. Семейная психотерапия с неизбежностью «ворошит» сложившиеся взаимоотношения, и это может стать источником фру-страции. Наконец, перед членами семьи возникают задачи интеллектуальные. Вместо получения готовых советов членам семьи приходится участвовать в обсуждениях, выполнять упражнения, задания и т. д. В силу всех этих обстоятельств семейная психотерапия может быть успешной только в том случае, когда у членов семьи имеется сильная и устойчивая мотивация к участию в ней. Организация таких мотивов в психотерапии взаимосвязана с проведением первого занятия. Первое занятие (встреча, сеанс) является определяющим и с точки зрения значимости для дальнейшего хода семейной психотерапии, и с точки зрения трудности проблем, с которыми сталкивается психотерапевт. Именно в ходе первой встречи у члена семьи возникает представление о семейной психотерапии. Это представление в значительной мере определяет, будет ли он участвовать в ней в дальнейшем; через призму этого представления он как бы предугадывает дальнейший ход психотерапии.
|
|||||||
|