![]()
|
|||
Э. Г. ЭЙДЕМИЛЛЕР В. В. ЮСТИЦКИЙ 10 страница1. Характерологические причины нарушений. Трудности в формировании и поддержании отношений симпатии встречаются при определенных сильно выраженных нарушениях характера, в особенности шизоидном и неустойчивом. И тот, и другой в наименьшей степени предрасположены к установлению «теплых» личностных отношений с другими людьми [Личко А. Е., 1983]. Противоречивы данные о представителях эпилептоидной акцентуации характера и психопатии. По данным одних исследователей, эпилептоид способен и склонен к эмоциональным привязанностям, различным проявлениям симпатии к другим людям, и его «эпилептоидные взрывы» и крайняя агрессивность в их ходе не характерны для него в другое время [Leonhard К., 1981]. Другие же склонны считать эпилептоида человеком с пониженной способностью формировать отношения симпатии: агрессивным и эгоистичным [Личко А. Е., 1983]. 2. Неосознаваемые установки, ведущие к нарушению отношений симпатии. Установки эти могут быть весьма различны по своей природе; объединяет их лишь то, что их существование противодействует проявлению и развитию симпатии. Наши наблюдения позволяют выделить две группы таких установок, чаще других встречающихся при осуществлении семейной психотерапии. Первая группа — это различные реакции индивида на собственное чувство симпатии. Ощутив, что другой человек пробуждает положительные эмоции: восхищение, симпатию, нежность, желание сделать ему приятное, общаться с ним — человек так или иначе относится к самому своему чувству. Одних оно радует, других — фрустрирует. С точки зрения семейной психотерапии, особенно важны весьма многочисленные и разнообразные случаи, когда индивид склонен реагировать страхом на пробуждение у него чувства симпатии. Все эти случаи можно определить как «симпа-тофобия». Нами была разработана методика выявления этого качества у супругов. Удалось выяснить, что во всех случаях симпатофобии имеется неосознаваемый конструкт, в котором существует связь между симпатией и страхом. Речь идет об уже обсуждавшихся выше наивно-психологических теориях, на основе которых индивид строит предположения о других людях и возможных следствиях своих поступков по отношению к ним. Примеры симпато- фобических суждений: «Если человека любишь и не скрываешь этого, то он скорее всего начнет злоупотреблять этим»; «Если человек поймет, что ты его любишь, то он начнет командовать тобой»; «Если человек уверен, что я его люблю, то он распустится, перестанет следить за собой»; «Он начнет меньше уважать меня». Различные фоби-ческие установки по отношению к собственному чувству симпатии нередко значительно осложняют деятельность по коррекции нарушений отношений симпатии в семье. Вторая группа неосознаваемых установок охватывает не боязнь симпатии, а тенденции к ее разного рода искажениям. Тенденции эти нередко представляют собой «реликты» нарушений во взаимоотношениях в детстве и подростковом возрасте. По нашим наблюдениям, эти «реликты» особенно явственно проявляются как раз в родительских чувствах, т. е. в отношениях родителей к собственным детям. Подобные установки будут нами описаны в разделе, посвященном семейной психотерапии подростков. Пути психологической коррекции неосознаваемых установок во многом идентичны тем, которыми осуществляется коррекция других неосознаваемых психических явлений. Важную роль при этом играют методы осознания, вербализации данных явлений, неосознаваемых установок, формирование у индивида способности правильно оценить их, обучение методам их регуляции. Все эти методы применительно к семейно-психотерапевтическим задачам будут рассмотрены в 3-й главе книги. 3. Отсутствие у членов семьи навыков выявления у другого человека качеств, вызывающих симпатию. Всевозможные пособия по организации семейной жизни настойчиво советуют своим читателям обращать основное внимание на положительные качества других членов семьи - [Karnegy D., 1976]. Благие намере- ния авторов таких книг вполне понятны. Действительно, если человек основное внимание уделяет положительным, симпатичным качествам другого, то он начнет симпатизировать ему, человек этот станет для него привлекателен. Между тем выполнить этот совет не так-то легко. Дело в том, что человек обращает внимание на те моменты, на которые привык обращать внимание. Последствия этого факта многочисленны. При исследовании отношений симпатии нередко приходится сталкиваться с парадоксальным фактом, когда у индивида сильно выражены потребности в симпатии определенного типа, однако у себя в семье он не находит, кому посвятить ее. Пример такого положения — учительница, отдающая душу детям, у которой, однако, собственные дети не вызывают столь же теплого отношения. В таких случаях перед психотерапевтом встает задача — помочь индивиду в формировании мыслительных навыков, необходимых для проявления присущего ему типа симпатии в семье. В нашей практике оправдал себя ряд методик достижения такой цели. Одну из них — «Навык симпатического отношения» — опишем несколько подробнее. Методика содержит вводную и основные части. Во вводной используется то обстоятельство, что лица, участвующие в семейной психотерапии, как правило, весьма заинтересованы в усилении своего влияния на других членов семьи. Психотерапевт с пониманием относится к этому желанию и стремится сформировать у индивида убежденность в том, что для того, чтобы оказывать влияние, необходимо очень хорошо знать человека, научиться на все смотреть его глазами, уметь хорошо представить его мысли и чувства. Основная часть — это работа члена семьи над заданиями. Так, Серафима 3. вместе с группой работала над задачей: с сочувственным юмором и участием, почти нежностью описать ощущения человека — боль- того неженки по характеру — в различные моменты семейной жизни. Например, он приходит домой, обувает домашние тапочки, бреется, радуется вновь приобретенному крему и пр. Когда работа над заданиями такого рода была успешной, оказался возможным переход и к более сложным, которые на первом этапе вызвали бы значительное сопротивление: Например, с тем же сочувственным юмором описать ощущения такого человека, когда он с коньяком и с сигарой принимает ванну. Ощущения эти требовалось передать как можно подробнее, конкретнее, нагляднее. Посвященное данной задаче групповое занятие оказалось чрезвычайно полезно не только для Серафимы 3., но и для других членов группы, они обучались путям формирования собственного отношения к другим членам семьи. Результатом занятий по данной методике было и изменение отношений между супругами. Таким образом, социально-психологические механизмы семейной интеграции играют значительную роль в жизни семьи, обеспечивая ее психологический «иммунитет» по отношению к различного рода фрустрирую-щим обстоятельствам и нарушениям ее жизнедеятельности. Семейно-психотерапевтические мероприятия по коррекции и совершенствованию этих механизмов должны проводиться параллельно с мерами по выявлению и коррекции психотравмирую-щих нарушений в семье. НАРУШЕНИЕ СТРУКТУР НО-РОЛ ЁВО ГО АСПЕКТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ Удовлетворение потребностей членов семьи осуществляется в ходе их жизнедеятельности; материальных потребностей — в ходе хозяйственно-бытовой деятельности; потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии — в сфере досуга; формирование личности подрастаю- щего поколения — в ходе воспитательной деятельности. Вся эта многообразная и многогранная деятельность семьи должна быть соответствующим образом организована. Конкретной социально-психологической формой организации жизнедеятельности семьи является структура ролей в ней. Именно эта структура в основных чертах определяет, что, кем, когда, в какой последовательности должно делаться. Под ролью в психологии и социальной психологии чаще всего понимаются «нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в" системе общественных и межличностных отношений» [Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1985J .Кроме самого поведения, в понятие «роль» включаются также «желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение» [Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1985]. Это полностью относится и к семейным ролям «отец», «мать», «муж», «жена», «ребенок», «родственник». Так, от любой матери ожидается, что она будет заботиться о своих детях. В роль «матери» входит и комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь к детям. Мать — это не только определенные поведение и чувства, но и цели, к достижению которых она должна стремиться, а именно воспитать своих детей, вырастить из них достойных людей. Роль — сложное образование. Кроме перечисленных моментов (действительное поведение, ожидаемое поведение, чувства, цели, ожидаемые от человека, выполняющего социальную роль), в нее входят также санкции и нормы. Нормы — это «определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна» [Андреева Г. М., 1980]. Нормы конкретно определяют, что должно выполняться носителем роли. Мать должна помогать детям в овладении различными умениями и навыками, контролировать их поведение, в случае необходимости — наказывать. Все это — примеры норм, входящих в социальную роль матери. Санкция — это реакция на выполнение или невыполнение роли. Так, вышеупомянутое осуждение окружающими матери, которая не любит своих детей, является именно санкцией. Особую роль играют внутренние санкции, т. е. наказание или поощрение за выполнение роли, исходящее от самого индивида по отношению к себе. Мать, которая чувствует, что, вопреки роли матери, не любит своего ребенка, испытывает угрызения совести — вот один из видов таких внутренних санкций. Весьма важное значение для изучения семейных ролей имеет дифференциация так называемых «конвенциональных» и «межличностных» ролей. Конвенциональные роли — это роли, определенные правом, моралью, традицией для любого носителя данной роли. Так, права и обязанности любой матери по отношению к детям и детей по отношению к матери закреплены законодательно. Они конкретизируются моралью и традицией. В результате определенные, самые общие требования и права установлены по отношению к любой матери вне зависимости от ее личных особенностей, склонностей, способностей. Иное дело — межличностные роли. Такова роль — «любимчик». Особенности ее выполнения в немалой степени зависят от конкретной семьи и индивида. Определяя разницу между конвенциональными и межличностными ролями, известный социальный психолог Т. Shibutani (1969) пишет: «Конвенциональные роли стандартизованы и безличны; права и обязанности остаются теми же самыми, независимо от того, кто эти роли исполняет. Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их чувств и предпочтений». Так, например, два человека, работающих на равных должностях в одном учреждении (конвенциональная роль — «сотрудник»), могут в зависимости от своих личных особенностей выступить в межличностных ролях «друзья», «коллеги», «соперники», «ведущий» и «ведомый», «покровитель» и «покровительствуемый». Как конвенциональные,так и межличностные роли в семье складываются под влиянием широкого круга обстоятельств. Здесь и право, и обычаи, и моральные установки, а для межличностных ролей,— еще и особенности личности членов семьи, условия, в которых живет семья. Однако какие бы факторы ни участвовали в возникновении роли, сложившаяся роль (и вся система ролей в данной семье) должна соответствовать определенным тре-% бованиям. Во-первых, совокупность ролей должна создавать систему, достаточно целостную. В случае возникновения противоречивых ролей, т. е. если требования к представителю определенной роли противоречивы, возникают серьезные трудности ее выполнения. Такие же проблемы возникают в случае противоречия различных ролей, которые выполняет один и тот же индивид. Так, очень много внимания в социологической и психологической литературе было уделено проблеме «двух ролей женщины», а именно трудностям, которые возникают при совмещении женщиной-матерью производственной деятельности с выполнением родительских и супружеских обязанностей. Очевидно, что перегрузка, возникающая в случае выполнения противоречивых ролей, вносит нарушения в жизнедеятельность семьи и отрицательно воздействует на психическое здоровье [Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972]. Во-вторых, совокупность ролей, которые выполняет индивид, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в семье. Это потребности в уважении, признании, симпатии. Например, «муж» — это не только определенные обязанности, но и права. Выполняя социальную роль мужа, он сам ожидает любви, уважения, удовлетворения сексуально-эротических и других потребностей. В-третьих, выполняемые индивидом роли должны соответствовать его возможностям. Если требования при выполнении роли непосильны, то следствием могут быть нервно-психическое напряжение (результат чрезмерного напряжения сил), тревога (следствие своей неуверенности в способности справиться с ролью). Примером может быть «ребенок, исполняющий роль родителя» в ситуации, когда в силу отсутствия родителей или их личностных нарушений, родительские обязанности приходится брать на себя старшему из детей [Skyner A., 1976]. В сочетании с определенными характерологическими особенностями (повышенное чувство ответственности) выполнение этой роли может оказать травма-тизирующее влияние. В-четвертых, система семейных ролей, которые выполняет индивид, должна быть такой, чтобы обеспечить удовлетворение не только его потребностей, но и других членов семьи. Так, ролевая структура, при которой достаточный отдых одного члена семьи обеспечивается за счет непомерного труда и отсутствия отдыха другого или разрядка эмоционального напряжения достигается путем «вымещения» его на другом члене семьи, легко может стать пси-хотравмирующей. Понятно, что все эти нарушения ролевой системы семьи привлекают внимание специалистов по семейной психотерапии. Нередко при исследовании источника психотравмирования выясняется, что таковой является роль, которую данный индивид выполняет в семье. Одно из наиболее интересных направлений в современной семейной психотерапии связано с выявлением и изучением так называемых патоло-гизирующих ролей в семье. Речь идет о межличностных ролях (не конвенциональных), которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Таковы роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя семьи», «больного члена семьи» [Barker Ph., 1981]. Значительную работу по выявлению таких ролей проделал Н.-Е. Richter (1970). В одних случаях речь идет, как правило, о проигрывании одним из членов семьи социальной роли, которая психотравматична для него самого, однако психологически выгодна другим членами семьи. В других — эти члены семьи прямо или косвенно побуждали кого-то из семьи принять на себя такую роль. Патологизирую-щая роль одного из членов семьи, напротив, может быть травматичной для других, а не для него самого. Нередко оба типа патологизирующих ролей сочетаются между собой: один член семьи выполняет роль, патоло-гизирующую его самого, другой же — принимает роль, травматичную для других. Большой интерес семейных психотерапевтов самых различных направлений к проблеме патологизирующих ролей не случаен, Во-первых, патологизирующая роль — весьма яркий пример ситуации, когда нарушение индивида обусловливается нарушением семьи, причем нередко семьи в целом. Указывается, что патологизирующие роли семейного «козла отпущения» возникают прежде всего потому, что вся семья, испытывающая конфликтные, фрустрирующие переживания, нуждается в «громоотводе» для разрядки этих эмоций [Vogel E., Bell N., 1960]. Анализ семьи, а не члена ее, имеющего нервно-психические расстройства из-за того, что ему приходится выполнять эту роль, может дать ответ на вопрос о причинах заболевания и о путях его излечения. Явление «патологизирующих семейных ролей» — весьма яркий довод в необходимости как диагностики, так и лечения семьи в целом, а не только отдельного ее члена. «Семья как пациент»— таково название одной из книг Н.-Е. Richter (1970), посвященной описанию различных патологизирующих семейных ролей. Во-вторых, концепция патологизирующих ролей активно используется для объяснения того, как нарушения семьи порождают психические расстройства, наиболее интересующие психиатрию. В приводимых Н.-Е. Richter (1970), G. Gross (1974), S. Mi-nuchin (1974) и др. описаниях эта концепция используется для объяснения этиологии неврозов, декомпенсации психопатий, алкоголизма,острых аффективных реакций. Все это побуждает внимательнее рассмотреть данную концепцию, дать ей критическую оценку. К настоящему времени различными авторами выявлено и описано немалое количество «патологизирующих ролей». К этому нужно добавить работы, в которых описываются во многом сходные феномены, хотя и имеющие иные обозначения (например, «стиль воспитания», когда речь идет о взаимоотношениях между родителями и детьми, «характер супружеских взаимоотношений», оказывающий неблагоприятное воздействие на психическое здоровье одного из членов семьи). В то же время отсутствуют обобщения и классификации описанных ролей. Нами предпринята попытка создания такой рабочей классификации. В основу ее положены два критерия: сфера жизнедеятельности семьи, нарушение которой связано с возникновением «патологизирующих ролей», и мотив их возникновения. По первому критерию необходимо иметь в виду две возможности. Первая, когда возникновение «патологизирующих ролей» связано в основном с нарушением взаимоотношений семьи с социальным окружением. В этом случае семья определенным образом изменяет свои отношения с соседями, другими семьями, родственниками, государством и т. д., причем изменения эти таковы, что делают переход семьи к системе «патологизирующих ролей» необходимым. Сюда относятся описанные Н.-Е. Richter (1970) «семья-крепость», «семья с антисексуальной идеологией», «семья-санаторий», «семья-театр» и т. п. Так, в центре «семьи-крепости» — индивид с нервно-психическими расстройствами, выражающимися в склонности к паранойяльным реакциям. Он использует свое влияние в семье для того, чтобы побудить других членов семьи принять представление о том, что «все против нас», «на нас нападают — мы защищаемся». Это ведет (как необходимое следствие) к перестройке отношений в семье — возникают межличностные роли «вождя» и «его соратников в борьбе». Эти роли могут оказаться пато-логизирующими, так как при наличии индивида с паранойяльными реакциями они способствуют закреплению и развитию нарушений, а «союзников» ставят в трудное, создающее значительное нервно-психическое напряжение, положение. Случаи, когда взаимоотношения семьи с социальным окружением могут оказаться не совсем обычными, разумеется, не редки. Это семья, многие годы ведущая судебный процесс, или семья, прилагающая необычные усилия для повышения своего материального состояния, полностью отдающаяся какой-то вне-семейной деятельности или, напротив, полностью изолировавшая себя от окружающих. Естественно, что в такой семье система межличностных ролей складывается под сильным влиянием взаимоотношений с социальным окружением. Если семья долгие годы ведет судебный процесс, то большим авторитетом в ней пользуется тот ее член, который активнее всего участвует в этом процессе, более всех рачбирается в юридических тонкостях. О «патологизи-рующих ролях», однако, приходится говорить не во всех гаких случаях, а лишь если сама перестройка взаимоотношений семьи с окружением понадобилась для того, чтобы семья перешла к взаимоотношениям, «условно желательным» для одного из ее членов. Так, вышеупоминавшаяся семья с «антисоксуальной идеологией», описанная II -Е. Riehter, возникла под преимущественным влиянием индивида с нарушениями потенции. Точно так же «семья-театр», посвящающая всю свою жизнь борьбе за демонстративный престиж в ближайшем окружении, развилась под влиянием ее члена, имеющего определенные психологические проблемы в реализации самооценки. Во всех таких случаях нарушение взаимоотношений семьи с социальным окружением маскирует от самого индивида и от других членов семьи психическое нарушение наиболее влиятельного члена семьи. После принятия семьей точки зрения, что в окружающем мире царит сексуальный разврат и долг всех людей — бороться с ним, особенности поведения члена семьи с нарушениями сексуальной потенции начинают выглядеть похвальной сдержанностью. Если члены семьи принимают точку зрения «все против нас», то личностное нарушение индивида с паранойяльным развитием, его подозрительность, нетерпимость и другие черты перестают восприниматься членами семьи как отклонение. Напротив, они теперь выглядят как проявление трезвого ума и проницательности. Мотивы, которые могут побуждать одного из членов семьи подталкивать ее к развитию системы «патодоги-зирующих ролей», разнообразны. Это, с одной стороны, маскировка определенных личностных недостатков — стремление сохранить и защитить, вопреки этим недостаткам, личностную положительную само- оценку. Так обстоит дело в случае семьи с «антисексуальной идеологией». Другой мотив — стремление удовлетворить какие-то потребности, если это при обычных условиях противоречит нравственным представлениям индивида и всей семьи. Движущим мотивом образования «семьи-крепости» может оказаться реализация желания безраздельного господства в семье. Во многом аналогичные изменения в семьях описывались и другими исследователями. Некоторые нарушения семей, аналогичные приведенным выше, наблюдались и нами [Justickis V., 1984]. Так, мы наблюдали семью, многие годы боровшуюся за справедливое отношение к их сыну с различными организациями, в частности школой, а позднее инспекцией и комиссией по делам несовершеннолетних, участковым врачом и т. д. Источником «несправедливостей» нередко выступало провоцирующее поведение сына по отношению к этим организациям. Как стимулирование его поведения, так и борьба за справедливость, составляли основное содержание жизни семьи. В центре ее был отец подростка — инвалид II группы. Психологическое исследование показало, что изменение взаимоотношений данной семьи с социальным окружением (возникновение отношений борьбы с ним) и появление на этой основе системы «патологизи-рующих ролей» произошло в результате стремления отца компенсировать свое ощущение «ненужности», противостоять понижению социального статуса в семье. Возникшая система ролей оказалась патологизи-рующей прежде всего для подростка. Она обусловила нарушения его поведения на фоне эпилептоидно-истеро-идной акцентуации характера. Второй случай, выделяемый нами по первому критерию классификации «патологизирующих ролей»,— это переход семьи к системе «патологизирующих ролей», не связанный с ее взаимоотношениями с социальным окружением. Здесь «поводом» для перехода к «патологизирующим ролям» становится изменение представлений о личности одного из членов семьи (он чаще всего оказывается и жертвой) или о задачах семьи по отношению к одному или нескольким членам семьи. Общая схема перехода семьи к «патологизирующим ролям» данного типа такова: у одного из членов семьи имеются нервно-психические расстройства, он прямо или косвенно обусловливает изменение представлений семьи о каком-либо другом члене семьи; под влиянием этого отношение к нему изменяется, возникает определенная перестройка ролей, причем именно такая, при которой нарушение «перемещается» на этого второго. Симптомы нервно-психического нарушения у первого члена семьи ослабевают или даже совсем исчезают, зато у другого появляются. Нередко при этом излечение последнего ведет к заболеванию первого. Мотивы возникновения такого типа «патологизирующих ролей» могут быть различными: 1. Психологические проблемы, возникающие в результате значительной выраженности у одного из членов семьи потребностей, несовместимых с его представлением о себе (агрессии, садизма, стремления привлекать к себе внимание). Такова описанная Н.-Е. Richter (1970) семья, в которой отец больной девочки реализует свои несовместимые с его представлением о себе чувства агрессии по отношению к жене и вины по отношению к дочери путем преобразования ролевой структуры семьи. Для «блага дочери» он начинает заниматься внеурочной работой, лишая тем самым себя возможности непосредственно ухаживать за ней, и свою заботу о ней начинает проявлять в тираническом руководстве женой, ухаживающей за дочерью, ставя перед ней немыслимые требования и категорически («ради спасения ребенка мать дол- жна быть готова на все») заставляя их выполнять. Такое изменение внутрисемейных ролей скоро привело к «исцелению» мужа, так как дало ему возможность беспрепятственно удовлетворять обе свои потребности. Оно же привело к возникновению нервно-психических расстройств у жены. 2. «Замещающее удовлетворение потребностей». В этом случае причиной перехода к «патологизирующим ролям» становится стремление удовлетворить потребность не с тем лицом, которому она должна быть адресована. Травматизирующая роль — «ребенок-вундеркинд», «ребенок — надежда семьи» нередко бывает связана со стремлением родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности. В прошлом у таких родителей имеет место недостаточная реализация карьеры, различным образом сформировавшееся ощущение неполноценности и желание через идентификацию с ребенком компенсировать это. Происходит непомерное возрастание требований к ребенку, отношение к нему со стороны родителей ставится в сильную зависимость от его успехов в какой-либо сфере (различных престижных видах спорта, искусстве и т. п.). Стремление замещающим образом удовлетворить потребности, которые должны быть в норме адресованы другому члену семьи (например, супругу), наблюдается при так называемом «расширении сферы родительских чувств» [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1987]. В случаях, когда супружеские отношения оказываются по какой-либо причине нарушенными (развод, длительное отсутствие, смерть) или не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность), возникает тенденция в отношениях с ребенком (как правило, противоположного пола) удовлетворить эти потребности. В этом случае ребенок вовлекается сначала в роль «партнера», а позднее, когда у него нарастает реакция эмансипации, а у родителя усиливается желание удержать его при себе, «ребенка, нуждающегося в опеке». Подобные роли будут подробнее рассмотрены в разделе, посвященном подростковой семейной психотерапии. 3. «Патологизирующие роли», возникающие под влиянием механизма проекции. Психологический механизм проекции заключается, как известно, в «неосознанном наделении другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами» [Петровский А. В., Ярошев-ский М, Г., 1985]. Классический пример этого защитного механизма — индивид, испытывающий чувство агрессии по отношению к другому и в то же время убежденный в аморальности такого чувства, находит выход из этого противоречия в том, что приписывает агрессивность другому («Это не я к нему плохо отношусь, а он ко мне»). Нередко собственные недостатки или несовместимые с нравственными представлениями желания приписываются другому лицу для того, чтобы создать у самого себя иллюзию борьбы с ними («Раз я борюсь с этим недостатком у других, значит, у меня самого его нет»). Такие явления могут наблюдаться и в семейных взаимоотношениях. С точки зрения концепции «патологизирующих ролей», интерес представляют случаи, когда один член семьи не только приписывает собственные недостатки другому, но и использует свое влияние для того, чтобы добиться преобразования семейных ролей. В результате его усилий другой член семьи, действительно, начинает выполнять одну из ролей, для носителей которых характерен «необходимый» недостаток. Это может быть роль «трудновоспитуемого», «проблемной личности», «позора семьи». Н.-Е. Richter (1970) описал «патологизирующую роль» «негативного я». На ряде примеров он проследил, как один из членов семьи ставит другого перед необходи- мостью «стать плохим», «стать проблемным». Когда это удается, первый начинает бороться с «недостатками» второго. Наши наблюдения подтверждают такую возможность (см. гл. 4). 4. «Патологизирующие роли», которые возникают под влиянием желания избавиться от давления собственных же нравственных представлений. Данный вид «патологизирующих ролей» мы нередко наблюдали в клинике алкоголизма. Это роли «опекуна» («спасителя») и «опекаемого» («спасаемого»). В отличие от ранее рассмотренных ролей, которые создают легальную возможность удовлетворения «запретной» (несовместимой с нравственными представлениями) потребности за счет другого лица, подобные роли обеспечивают «псевдорешение» психологического конфликта этой потребности с нравственными представлениями иным путем. Это делается за счет навязывания функций социального контроля над проявлениями «запретного влечения» другому лицу. Так, в случае алкоголизации все усиливающееся влечение к алкоголю не может не ■ вызвать широкого круга мотивов, противодействующих этому у самого алкоголизирующегося лица. Это и опасения за свое здоровье, и нарастающее осуждение со стороны окружающих, и нравственные «тормоза» самого индивида. Результатом оказывается тяжелый конфликт между влечением и этими мотивами. Конфликт решается алкоголиком нередко также путем преобразования структуры семьи, а именно путем формирования упоминавшихся ролей «опекуна», «спасителя», «контролера», который берет на себя функции контроля над индивидом, спасения его от алкоголизации. Чаще всего такие функции берут на себя жена или мать. Они получают за индивида заработок, ругают его в случае выпивок, прячут спиртное, если оно имеется в доме, следят за тем, чтобы индивид не встретился с собутыльни-
|
|||
|