|
|||
Постановка задачиПостановка задачи Темой данной работы является характеристика обследования и его аналитические возможности в контексте исследования социального положения детей. Для выполнения работы необходимо будет использовать статистические данные, а именно- базу российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, а также данные, представленные Федеральной службой государственной статистики. «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ» - негосударственное лонгитюдное обследование домохозяйств. Он представляет собой серию ежегодных общенациональных репрезентативных опросов на базе вероятностной стратифицированной многоступенчатой территориальной выборки, разработанной при участии ведущих мировых экспертов в этой области[1][1]. Удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной статистической информации – главная задача Федеральной службы государственной статистики. Для ее решения действует система государственной статистики, в состав которой входят центральный аппарат на федеральном уровне и территориальные органы Росстата, расположенные во всех субъектах Российской Федерации, а это более 23 тысяч работников. Приведённые источники занимаются сбором и систематизацией статистических данных на профессиональном уровне, а значит, информация, предоставляемая ими, является надёжной и достоверной. Следовательно, на неё можно опираться при выполнении поставленной задачи. Для этого будет использовано 3 вида данных: метаданные- информация, описывающая сущность приведённых статистических данных. При помощи неё мы понимаем, что, собственно, обследуется, каким образом и при помощи каких вопросов собиралась полученная информация, как часто проводятся опросы. То есть это позволяет нам понять, что является предметом исследования, объектом исследования, насколько широк спектр исследуемых данных, их актуальность и к какой сфере общественной жизни применимы полученные выводы. Микроданные-полученные в результате исследования. Они обладают большей измерительной силой, и поэтому используются как основной («точечный») источник информации, в нашем случае- о социальном положении детей.Макроданные- обобщение микроданных Их получение является одной из моих целей при анализе. Они обладают большей информативностью, так как их легче сравнивать друг с другом, анализировать или ранжировать сразу целые группы исследуемых объектов. Сложно сопоставлять аналитические возможности мета- и микроданных, но нужно учитывать, что без указаний метаданных даже самые подробные и точные микроданные не представляют никакой ценности, так как неясно, к чему они применимы. Для выполнения обозначенной задачи будут использоваться данные за 2010- 2011, предоставляемые сайтом российского мониторинга экономического положения и здоровья НИУ ВШЭ, 20-й волны, являющиеся результатом ежегодного опроса, проводящегося с 1992 года, результаты которого публикуются начиная с 1995 года. Предметом исследования является социальное положение детей. Это довольно обширная тема, но она будет сужена и уточнена ниже, в обозначении объекта исследования. Объектом исследованияв данном случае будет являться совокупность индивидов в возрасте до 14 лет, а также молодых семьянинов, имеющих детей малого возраста, так как целью исследования было получение данных о социальном положении детей, а не, например, взрослых людей по воспоминаниям о своём детстве. Информация должна быть актуальной. Статистической (учётной) единицейв данном исследовании будет являться заполненная респондентом индивидуальная анкета- вопросник, ответы на вопросы которой приведены в указанной репрезентативной выборке. При этом каждый отдельно взятый респондент является единицей наблюдения.
Итак, получив нужную выборку по возрастам, я встретил проблему того, что слишком маленькие дети просто не в состоянии отвечать на вопросы анкеты. Поэтому, найдя ответы самых младших респондентов- это оказались индивиды, рождённые в 1998 году, я начал анализ с них. Но и среди них нашлись те, кто просто не ответил на вопросы. Ради чистоты эксперимента, свидетельства об этих респондентах тоже были удалены. Итак, имея чистую выборку из ответивших детей, я пришёл к следующему. Следующим был вопрос об удовлетворённости своим материальным положением в настоящее время. [Таблица 2, приложение 2]Нужно отметить, что такой вопрос, заданный взрослому человеку и ребёнку, имел бы совершенно разные значения, так как материальное положение детей напрямую обуславливается положением его родителей. Однако получив ответы от детской части респондентов, мы можем понять, насколько семьи способны обеспечивать детей финансово, что напрямую связано с их социальным положением: это может влиять на выбор круга друзей, появление деловых связей впоследствии, и т.д. Далее был рассмотрен вопрос о чувстве уважения со стороны окружающих.В ответах на данный вопрос не было столь широкого разброса. Ответы давались по 9- балльной шкале, где 1- низшая степень уважения, а 9- высшая. Различия между соседними ступенями составляли в основном 4-5%, и для удобства их можно представить в виде следующего графика [график будет продублирована в приложении 2] Обобщая данные, полученные из ответов детской части опрошенных, можно выделить, что подавляющее большинство их является удовлетворёнными своей жизнью в целом, большая часть так или иначе удовлетворена своим материальным положением и суммарная доля ощущения уважительного отношения окружающих, безусловно, больше доли ощущения неуважения. Всё это позволяет говорить об очень неплохом уровне социального положения детей, с точки зрения самих детей. Микроданные, полученные от родителей детей соответствующей возрастной категории. Признаком отбора были ответы на вопросы, которые я счёл подходящими для выбранной темы: «(Он/она) занимается под руководством или вместе с родителями, родственниками какими-то предметами, выбранными родителями или ребенком, для получения дополнительных знаний?» и серию вопросов «Какие еще меры принимает семья, чтобы укрепить здоровье Вашего ребенка и предупредить возможные заболевания?» Для обработки я отобрал из общего массива ответивших респондентов 1973-1992 года рождения, так как у них вероятнее всего могли бы быть дети дошкольного и младшего школьного возраста. Из них было необходимо выбрать тех, кто имел детей. Я сделал это путём удаления ответивших вариантом «не относится» на приведённые вопросы. Перейдём к рассмотрению данных, полученных из ответов на вопросы. Начнём с вопроса о занятиях по каким- либо предметам для получения дополнительных знаний совместно с родителями или под их руководством. [Таблица 4, приложение 2]Из полученных данных я могу сделать заключение, что большая часть респондентов не занимается для получения дополнительных знаний со своими детьми: 0,4% против более значительных 6,9% соответственно. Далее стоял вопрос о времени, проводимом за такими занятиями[Таблица 5, Приложение 2]. И, по данным российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, всего по 1% респондентов отметили каждый из вариантов: что описанные занятия с ребёнком длятся в неделю 30 минут, 1 час и 2 часа. Последней в анализе была важная с точки зрения взаимодействия семьи с ребёнком. Серия вопросов «Какие еще меры принимает семья, чтобы укрепить здоровье Вашего ребенка и предупредить возможные заболевания?». Семья, как известно, является ячейкой общества, а значит, может отчасти характеризовать социальное положение ребёнка. Из этой серии я узнал, что для укрепления здоровья ребёнка 5,3% семей прибегают к закаливанию, 13,6% используют правильное питание, 13,4% следят за соблюдением режима дня, 7,1% обеспечивают спортивные занятия, 4,5% посещают с детьми бани и сауны и 15,1% обязательно гуляют на свежем воздухе.
|
|||
|