|
||||||||||||||
М3Мч1 стр. 22Стр 1 из 3Следующая ⇒
1. Подготовка младших школьников к введению типовых задач с пропорциональными величинами. Формирование у учащихся первых представлений о пропорциональной зависимости величин. Какие методические приемы может использовать учитель с этой целью? Проанализируйте альтернативные учебники математики для начальных классов и приведите примеры различных упражнений, используемых для ознакомления учащихся с тройками величин и зависимостями между ними. Какой методический подход вам показался наиболее интересным и почему?
Все составные задачи в курсе математики начальных классов можно условно поделить на 2 группы: - типовые - нетиповые Рассмотрим, как осуществляется подготовка младших школьников к введению типовых задач с пропорциональными величинами. При решении таких задач учащиеся знакомятся с тройками пропорциональных величин. Их решение позволяет осуществлять пропедевтику понятий «прямая и обратная пропорциональная зависимость», которые будут изучаться в средней школе. В начальных классах такая терминология не вводиться, мы говорим лишь о тройках пропорциональных величин, учим детей выделять их в задаче и разбираем, как эти величины взаимосвязаны.
В каждой из троек величин выделяют: 1) единицу – т.е. величину, которая повторяется несколько раз; 2) количество повторений единицы; 3) общее значение величины.
Детей знакомят с такими основными тройками, как : 1. Цена – количество – стоимость; 2. Масса одного предмета – количество предметов – общая масса; 3. Емкость (объем) одного сосуда – количество сосудов – общая емкость (объем); 4. Расход ткани на 1 вещь – количество вещей – общий расход ткани; 5. Выработка в единицу времени (производительность) – время работы – общая выработка; 6. Скорость – время – расстояние; 7. Длина – ширина – площадь и т.д.
Кроме этих троек величин в задачах встречаются и другие. Например: « Количество клубков на 1 свитер – количество свитеров – общее количество клубков.» С этими тройками величин учащиеся начинают знакомиться в 3 классе при изучении темы «умножение и деление». Взаимосвязи между величинами в тройке отражается в трех видах простых задач: 1. Нахождение общей величины (умножение); 2. Нахождение единицы (деление); 3. Нахождение количества (деление). На подготовительном этапе в 3 классе учащихся начинают знакомить с этими тройками величин. Обычно в качестве первой берут тройку « цена – количество – стоимость». Организуют дидактическую игру «в магазин» (канцелярский). Учитель выставляет у доски «товар» и на каждый предмет прикрепляет ценник. Разыгрывают ситуации, в процессе которых вводят понятие «цена» - стоимость одного товара, «количество» - сколько предметов купили, «стоимость» - сколько денег заплатили. Составляем тройки взаимообратных задач и учимся их записывать кратко в таблицу.
Таким же образом вводят и другие тройки величин на других уроках (1 тройка величин – 1 урок) При введении лучше использовать практическую работу. На подготовительном этапе учащиеся должны научиться решать простые задачи с тройками величии разного рода. Позднее из этих простых задач составляют составные нетиповые задачи в два действия. Например: Мама купила 3 пакета муки по 2 килограмма в каждом и 1 кг яблок. Какова масса всей покупки? Эту задачу можно разделить на 2 простых: 1 задача – на нахождение общей массы муки с тройкой величин. 2 задача – на нахождение суммы двух величин.
Рассмотрим учебники по разным программам: М3Мч1 стр. 22 На этой странице начинают изучение троек величин на примере тройки цена – количество - стоимость. Предлагают 3 задачи с одинаковыми данными и учащиеся должны заполнить таблицу, при это наблюдается взаимосвязь между величинами в тройке. При этом таблица уже заполнена по условию первой задачи, а учащиеся должны внести в таблицу данные по второй и третьей задачи по образцу.
|
||||||||||||||
|