Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заполнить таблицу 1, взяв для сравнения две программы (по выбору студента)



- Заполнить таблицу 1, взяв для сравнения две программы (по выбору студента)

Таблица 1. Современные вариативные программы «Окружающий мир»

 

Авторы, на­звание курса (Указать автора-разработчика программы (авторский коллектив), обосновать название курса. Перспектива А. А. Плеша­ков М. Ю. Новиц­кая Деятельностный метод обучения, реализованный в УМК "Перспектива", синтезирует не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования (П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов и др.) с позиций преемственности с традиционной школой, что открывает перспективу построения единого образовательного пространства деятельностного типа, методологизации содержания образования, непрерывно и преемственно организованного от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы, а затем и в системе среднего и высшего профессионального образования. Это и определило название учебно-методического комплекса — «ПЕРСПЕКТИВА» Ритм Е. В. Саплина В. И. Сивогла­зов А. И. Саплин Система учебников «Развитие.Индивидуальность. Творчество. Мышление»(«РИТМ») – это комплексное обучение младшихшкольников, направленное на формированиеопределенного Федеральным государственнымобразовательным стандартом начального общегообразования портрета выпускника в условияхклассно-урочной системы. Авторы учебников –известные ученые и методисты, оказывающиесерьезное влияние на становление современногоначального образования. УМКвыпускает издательство «Дрофа».
Цель, зада­чи курса (Указать научную концепцию, положенную в основу разработки программы. Отметить модель ее построения) Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации личности в жизни и труде и как условие безопасности и процветания страны Цели: формиро­вание це­лостной картины мира и осознание места в нём че­ловека на основе единства рацио­нально-научного познания и эмоционально-ценностн­ого осмыс­ления ребёнком лич­ного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравствен­ное разви­тие и воспита­ние лично­сти граждани­на России в условиях культур­ного и конфес­сионального многооб­разия рос­сийского общества. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка: • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории; • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём; • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Система«РИТМ» издательства«Дрофа» направлена на достижениерезультатов образования, определенных ФГОСНОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитаниягражданина России». Система открываетширокие возможности для развития учащихся,формирования их творческогосамостоятельного мышления и российскойгражданской идентичности. Стержневой целью современного образования является подготовкаучащихся к жизни, т. е. формирование готовности к усвоению постояннообновляющегося потока информации в обществе. Умение учиться, как важноесвойство личности, закономерно связано с позитивным отношением к учению. Основные задачи начального образования в контексте ФГОС это:развитие личности школьника; формирование у него желания и уменияучиться; развитие творческих способностей; воспитание эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Концептуальная основа системы «РИТМ»: принципы отечественной дидактики как важныетеоретические положения, выработанные ипроверенные на практике школьного обучения втечение всей истории его существования;  методы и приемы реализации этих принципов наоснове использования трех путей познания:индуктивного, дедуктивного и традуктивного;  формы организации учебно-воспитательнойдеятельности учащихся, основной из которых являетсяурок, отвечающий современным требованиям.  в данной концепции помимо дидактики как теорииобучения использованы данные о возрастных ииндивидуальных особенностях детей младшегошкольного возраста, закономерностях их учебнойдеятельности и формирования личностных качеств.
Специфи­ка программы (Уточнить использованные при разработке курса принципы отбора материала, способ построения, тематические линии) Во всех учебниках комплекса содержание изучаемых понятий разворачивается в культурно-историческом контексте как деятельность по построению и применению нового знания для решения практических задач. В курсе «Окружающий мир» многие учебные темы направлены на формирование у младших школьников личной экологической ответственности иответственности в информационной деятельности (тексты «Как сохранитьбогатства природы», «Средства информации и связи» и др.). Эстетические ценности отечественной и зарубежнойкультуры и природных явлений раскрываются на классических примерахпрофессионального и народного искусства, на произведениях, прошедших проверку временем и относящихся к сокровищам мировой культуры. В текстах и заданиях к ним внимание детей обращается на красоту изучаемой природы, внешнего и внутреннего облика человека, рукотворного мира. Поэтому особую роль играют фотографии, рисунки и репродукции великих художников ХIХ—ХХ вв., передающие красоту и своеобразие объектов и явленийприроды, городов и сёл нашей Родины, стран мира. Эмоциональное восприятие прочитанных произведений поддерживает система специально подобранных вопросов и заданий (например: какими чувствами хотел поделиться автор? Составьте словарь настроений. Какие слова помогают почувствовать радость, грусть? Проиллюстрируйте, как изменяется настроение втексте и т. д.). В проектной деятельности поддерживается стремление учащихся к созиданию предметного мира по законам красоты (темы «Наши достижения»,«Праздник на деревенской улице» и др.). В курсе «Окружающий мир» формируется система познания окружающего мира в динамике его изменения и развития. Уже в учебнике 1 классавводятся понятия «прошлое», «настоящее», «будущее» и далее систематически идёт сопоставление картин мира в прошлом и настоящем, выявляютсяобщее и особенное, различия и совпадения, раскрывается динамика исторической жизни нашего Отечества. Для развития у учащихся мотивов учебной деятельности и принятия социальной роли обучающихся на субъектном и личностном уровнях во всехучебниках УМК «Перспектива» используется методологически обоснованныймеханизм «надо» — «хочу» — «могу». Одновременно для формирования у учащихся внутренней потребностивключения в учебную деятельность («я это хочу») в классе, с одной стороны, создаются психологически комфортная образовательная среда, где ребёнок не боится высказать своё мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречают доброжелательную поддержку, где онприобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны обеспечивается возможность его развития в собственном темпе науровне своего возможного максимума («я это могу»). Технологически это обеспечивается реализацией в учебном процессе повсем учебным предметам деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов (принципов психологической комфортности, минимакса, вариативности, деятельности, непрерывности). В курсе «Окружающий мир» предложены разнообразные темы, которыеподвигают ребёнка размышлять о роли школы в его жизни, осваивать исоблюдать правила поведения в школе, общаться и сотрудничать с учителеми одноклассниками («Наш класс в школе», «Мы — дружный класс», «Учитель — наставник и друг» и др.). Введены рубрики, которые акцентируютвнимание детей на личностно значимых для них вопросах организации своей учебной деятельности. В курсе «Окружающий мир» начиная с 1 класса работа ведётся в трёхнаправлениях: экологическая этика, семейная этика, гражданско-патриотическая этика. На эффективную реализацию указанного результата направлены темы «Мы — дружный класс», «Мы в семье», «В содружестве с природой», «Охрана природы зимой», «Всемирные духовные сокровища» и др. Длявоспитания отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживанияим предусмотрены краткие словесные портреты, воссоздающие значимыемоменты из жизни и творчества художников, учёных, исторических деятелей, широко представленные в разделе «Странички Умного совёнка». Особенность УМК «РИТМ» - сочетаниеклассической дидактики и современной методики,сочетанием современных подходов к решениюметодических проблем и проверенных практикойпринципов дидактики, что позволяет школьникамдостигать неизменно высоких результатовобразования. Система учебников «РИТМ» представляет собой единуюинформационно-образовательную среду для начальнойшколы. В учебниках, разработанных на единойконцептуальной основе, органически соединяютсятрадиции отечественной начальной школы, восходящие кК.Д. Ушинскому, и новейшие достижения современнойпсихологии и методики начального обучения. Этопринципы развивающего обучения, коммуникативно-деятельностный подход к обучению, дифференциация ииндивидуализация обучения, забота о том, чтобыцентральной фигурой учебного процесса был ребенок,возможность обеспечить емупостоянную мотивацию,создать условия для самостоятельного добывания знаний иоценки результатов деятельности, а также проектированиеособых условий обучения, в которых ребенок учитсявзаимодействовать с товарищами, отстаивать своюпозицию, быть терпеливым и терпимым. Основные принципы построения системы "РИТМ" - принцип преемственности инепрерывности образования (дошкольное,начальное, основное общее образование);  - принцип целостности картины мира,предполагающий отбор содержанияобразования, которое обеспечивает осознаниеребенком разнообразных связей междуобъектами и явлениями окружающего мира;  - принцип интеграции, на основании которогокаждая предметная область создает не толькосвою, но и общую «картину мира» – картинувзаимосвязи и взаимозависимости живой инеживой природы, природы и культуры и т. д.  
Рекоменду­емые методы, формы, сред­ства обуче­ния (Обратить внимание на нестандартные методы, формы, средства обучения, места прове­дения занятий, упомянутые автором в пояснительной записке) Основой информационно-образовательной среды для начальной школы являютсязавершенные предметные линии системы учебников «Перспектива». Учебникиэффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения,методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийныеприложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующихдеятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы длямультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.),интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного планаФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.). Все это позволяет организовывать различные видыдеятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологииорганизации учебно-воспитательной работы. Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива»,обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальнойшколы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученикуориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках другихисточников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива»интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему,помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательногопроцесса, определяемые ФГОС.   Содержание всех предметных линий в системе «РИТМ» строится такимобразом, что словесно-логическое мышление получает преимущественноеразвитие. Если в первые два года обучения дети много работают со средстваминаглядности, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебнойдеятельности, во всяком случае, при освоении основных школьныхдисциплин. В систему «РИТМ» заложен постепенный процесс формирования умладших школьников научных понятий, которые оказывают крайне важноевлияниенастановлениесловесно-логическогомышления. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможностьговоритьоразвитииумладшихшкольниковосновпонятийного или теоретического мышления. Система вопросов и заданий в учебниках и другихкомпонентах информационно-образовательной среды направлена на то,чтобы младший школьник самостоятельно контролировал процесс своейдеятельности. В учебной деятельности младших школьников важная роль отводитсядействиям: навыкам и умениям. Деятельность младших школьников может протекать либо вколлективной, либо в индивидуальной форме. Система «РИТМ» даетвозможность учителю организовать на уроке как индивидуальную, так игрупповую работу.
Содержа­ние программы (Указать название тем курсов, разделов; общее количество часов, отводимых на изуче­ние детьми программы в целом; по каждому классу и конкретному разделу. Проследить существование тематической преемственности между классами, возможности блокового строения курса, наличия дублирующихся тем. Раскрыть авторское видение процесса преподавания курса «Окружающий мир» в начальной школе) На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели). 1 класс: Мы и наш мир (11 ч), Наш класс (13 ч), Наш дом и семья (15 ч), Город и село (14 ч), Родная страна (8 ч), Человек и окружающий мир (5ч) 2 класс: Время и календарь. Вселенная, время, календарь. (15ч ), Осень. (19 ч), Зима. (15 ч), Весна и лето. (19 ч) 3 класс: Радость познания (11ч), Мир как дом (24ч), Дом как мир (23ч), В поисках всемирного наследия (10ч) 4 класс: «Мы – граждане единого Отечества» (13 ч), «По родным просторам» (20 ч), «Путешествие по реке времени» (26 ч), «Мы строим будущее России» (9 ч) Вся программа выстроена из двух взаимосвязанных блоков — историко-культурного и природоведческого. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс — 66 ч (2 ч в неделю), 2 класс — 68 ч (2 чв неделю), 3 класс — 68 ч (2 ч в неделю), 4 класс —68 ч (2 ч в неделю). Учебно-методический комплекс для каждогокласса состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия для учителя. 1 класс (66 ч), «Человек и природа»: Человек в коллективе (20 ч), Человек и природа (30 ч), Как мы познаем мир (16 ч) 2 класс (68 ч), «Человек и Вселенная»: Общее представление о Вселенной (20 ч), Как человек открывал и исследовал Землю (24 ч), Наш дом — планета Земля (24 ч) 3 класс (68 ч), «Человек и его соседи»: Живые соседи человека (22 ч), Природные зоны России (12 ч), Материки, их особенности (10 ч), Расселение человека по планете (24 ч) 4 класс (68 ч), «Человек на планете Земля»: Человек как живой организм (22 ч), Основные этапы истории России (40 ч), Человек в современном мире (6 ч)
УУД (Зафиксировать основные УУД, знания, умения, навыки (ЗУНы), которые должны быть сформированы у ребенка по окончании каждого класса. Отметить общие для всех базовых программ и специфические требования к изучению данного учебного предмета) Формирование универсальных учебных действий (УУД) основывается в УМК «Перспектива» на использовании деятельностного метода обучения. Вначале на уроках по разным учебным предметам учащиеся приобретают первичный опыт выполнения осваиваемых УУД. Затем организуется мотивация учащихся к их самостоятельному выполнению и знакомство с соответствующими нормами (алгоритмами, правилами поведения и т. д.). После этого учащиеся уже осознанно включают изученные УУД в практику обучения как на уроках (на математике — на технологическом уровне, а на других предметах — на базовом уровне), так и во внеурочной деятельности при организации процессов самовоспитания и саморазвития. Личностные результаты обучения по УМК «Окружающий мир»формируют образ мира, ценностно-смысловые ориентации и нравственныеоснования личностного морального выбора. Показывая взаимоотношениячеловека с природой, обществом курс развивает этические чувства – стыда,вины, совести как регуляторов морального поведения. Основы гражданскойидентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,народ и историю формируются на историко-обществоведческом материале 3и 4 класса (например, 3 класс, тема «Наша страна»). Установка на здоровыйобраз жизни – проходит через все темы курса. Чувство прекрасного иэстетические чувства развиваются на основе знакомства с отечественнойхудожественной культурой в 3 и 4 классах (например, в 3 классе темы:«Путешествие в библиотеку»,«Путешествиевисторический,художественный, политехнический музей»).
Методиче­ское оснащение (Подробно описать учебно-методическую комплектацию курса, охарактеризовать ее составляющие) Для УМК «Перспектива» разработано новое методическое сопровождение -«Технологические карты», помогающие учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном процессе. «Технологические карты» - это новый методическийинструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебногокурса путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В«Технологических картах» определены задачи, планируемые результаты (личностные иметапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритмпрохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) дляопределения уровня освоения темы учащимися. Карты размещены на сайте издательства«Просвещение» в разделе ««Перспектива» учителям». Кроме того, для учителей иродителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы, включающие разработкиуроков, статьи и комментарии, консультативную поддержку учителей и родителей (навопросы родителей и учителей отвечают психологи, учителя, авторы). 1. Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И.Окружающий мир. 1—4 классы. Программа. 2. Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И.Окружающий мир. 1 класс. Учебник. 3. Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И.Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. 4. Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И.Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь дляучителя. 5. Сивоглазов В. И., Саплина Е. В., Саплин А. И.Окружающий мир. 2 класс. Учебник. 6. Сивоглазов В. И., Саплина Е. В., Саплин А. И.Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. 7. Сивоглазов В. И., Саплина Е. В., Саплин А. И.Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь дляучителя. 8. Саплина Е. В., Сивоглазов В. И., Саплин А. И.Окружающий мир. 3 класс. Учебник. 9. Саплина Е. В., Сивоглазов В. И., Саплин А. И.Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. 10. Саплина Е. В., Сивоглазов В. И., Саплин А.И. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь дляучителя. 11. Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. 12. Саплина Е. В.,Саплин А. И.,Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. 13. Саплин А. И.,Саплина Е. В., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь для учителя.
Факульта­тивы, спец­курсы (Отметить наличие дополнительных факультативных и специальных курсов, проследить специфику пересечения их содержания с базовым курсом) Факультатив А. А. Плешако- ва «Экология для младших школьников» и «Планета загадок»,факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная» 1. Жульнев Н. Я. Правила и безопасность дорожного движения. Учебное пособие для 7—10 лет. 2. Козловская Е. А.,Козловский С. А.Детямо безопасности на дорогах. Развитие внимания.Рабочая тетрадь для 7 лет. 3. Козловская Е. А.,Козловский С. А.Детямо безопасности на дорогах. Развитие воображения.Рабочая тетрадь для 8—9 лет. 4. Козловская Е. А.,Козловский С. А.Детямо безопасности на дорогах. Развитие памяти. Рабочая тетрадь для 8—9 лет. 5. Козловская Е. А.,Козловский С. А.Детямо безопасности на дорогах. Развитие речи. Рабочаятетрадь для 8—9 лет. 6. Козловская Е. А.,Козловский С. А.Детямо безопасности на дорогах. Развитие восприятия.Рабочая тетрадь для 9—10 лет. 7. Козловская Е. А.,Козловский С. А.Детямо безопасности на дорогах. Развитие логическогомышления. Рабочая тетрадь для 9—10 лет. 8. Колосков В. В., Гудкова Е. К., Рассказова А. В.Первый космический полет. Учебное пособие длядетей младшего и среднего школьного возраста. 9. Леонтьева А. А. Окружающий мир. Временагода. Учебное пособие для учащихся 1—4 классов. 10. Леонтьева А. А. Окружающий мир. ПоСтране воды. Учебное пособие для учащихся 1—4классов. 11. Леонтьева А. А. Окружающий мир. ПоСтране воздуха. Учебное пособие для учащихся 1—4классов. 12. Леонтьева А. А. Окружающий мир. Узнаем оЗемле. Учебное пособие для учащихся 1—4 классов. 13. Плешаков А. А., Яременко Е. О. Окружающиймир. Начальная школа. Наглядные пособия (32 таблицы). 14. Плешаков А. А., Яременко Е. О. Окружающий мир. Учебные наглядные пособия. 1—4 классы.Методические рекомендации. 15. Саплина Е. В., Саплин А. И. Символы моейстраны. Рабочая тетрадь для учащихся 3—4 классов. 16. Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И.Окружающий мир. 4 класс. Итоговый тестовыйконтроль. 17. Сивоглазов В. И., Бровкина Е. Т. Животныеиз Красной книги России. 18. Сивоглазов В. И., Козлова Т. А. Растения изКрасной книги России.
Общая оцен­ка программы В УМК реализуются принципы деятельностного подхода, содержание курса имеет проблемный характер изложения, требующий деятельностного подхода. УМК обеспечивает сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы, отражает интересы и потребности современного ребёнка. В УМК есть механизм оценивания, позволяющий отследить динамику личных достижений учеников, в нём формируется детская самостоятельность, он создаёт условия для мотивации ученика к учению. Система учебников «РИТМ» своимпредметным содержанием, дидактическими методическим обеспечением способствуетдостижению предметных, метапредметныхи личностных результатов освоенияосновной образовательной программыначального общего образования посредствомформирования познавательных,регулятивных и коммуникативныхуниверсальных учебных действий.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.