Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 5.1. Классификация автотранспортных предприятий



Тема 5.1. Классификация автотранспортных предприятий

 

1. Классификация предприятий по роду выполняемых работ и обслуживанию подвижного состава, по целевому назначению, характеру производственно-хозяйственной деятельности и подчиненности, по организации производственной деятельности; производственно-технической базы для технического обслуживания и ремонта автомобилей

 

Автомобильный транспорт играет существенную роль в развивающемся комплексе становящейся рыночной экономике страны, регулярно обслуживая почти З млн. предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимателей, а также население страны.

Регулярными автомобильными перевозками (основными в пассажирских перевозках) охвачено 1,3 тыс. городов и 78,9 тыс, сельских населенных пунктов.

Так как основным производственным процессом АТП является транспортный процесс, то размеры предприятия, а также типы, марки и модели подвижного состава определяются потребностью в перевозках.

С 1990 по 1998 гг. автомобильный парк России увеличился в 1,8 раза, в том числе: легковой - на 50 %, грузовой — 10 %, автобусный — 14 %.

В этот же отрезок времени коренным образом изменилась форма собственности на автомобильном транспорте.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая), введенным в действие с 1 января 1995 г., юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы различаются в зависимости от ответственности: полная или ограниченная за деятельность предприятия и от способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия.

Кроме классификации фирм по организационно правовым формам, формам собственности и по отраслевой принадлежности, большое практическое значение имеет распределение предприятий (фирм) по размерам.

Признак, по которому возможно деление совокупности предприятий по размерам, зависит от характера их деятельности.

Чаще всего в качестве признака, характеризующего размеры фирмы, используют численность персонала фирмы (численность занятых). Независимо от используемого при распределении предприятий по размерам признака выделяют мелкие, средние и крупные предприятия. Такая градация довольно условна и в значительной степени зависит от отраслевых особенностей.

Поскольку законодательство и экономическая политика Правительства России в настоящее время предусматривает определенные меры по стимулированию развития мелкого бизнеса, для малых предприятий предусматриваются определенные налоговые и другие льготы.

Крупномасштабному бизнесу свойственны формы, в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры: корпорации, хозяйственные ассоциации, концерны, холдинговые компании, консорциумы.

Корпорация это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты определенных привилегий. Как юридическое лицо, корпорация несет ответственность по датам и налогам за все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности.

Хозяйственные ассоциации — договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения однородных функций и координацией общей деятельности. Участники ассоциации обладают правом входить в любые другие ассоциации.

Концерны — форма крупных договорных объединений обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства. Важнейшим признаком концернов стало единство собственности входящих в него фирм, предприятий, банков.

Холдинговые компании — характеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний.

Консорциум — временное добровольное объединение предприятия, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических и экологических проектов.

На рынке товаров и услуг функционируют государственные и муниципальные предприятия. Главной отличительной особенностью этих предприятий является то, что они не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности.

Управление государственным и муниципальным предприятием осуществляет руководитель, который назначается самим собственником или уполномоченным собственником органом.

Кроме общих классификационных признаков (по форме деятельности, размерам, организационно-правовым формам), предприятия автомобильного транспорта различаются по видам оказываемых услуг:

пассажирские АТП (автобусные парки по обслуживанию городских перевозок, междугородных, экскурсионно-туристических поездок и др.), обычно располагаются в крупных городах и районных центрах — местах наибольшего количества маршрутов. АТП располагают таким образом, чтобы максимально исключить нулевые (холостые) пробеги и как правило строят в виде зданий с встроенной инфраструктурой для хранения и ремонта подвижного состава;

грузовые (общего назначения, специализированные по определенным видам перевозок — контейнеров, промышленных изделий, металла, кирпича, сыпучих грузов, железобетонных изделий, нефтепродуктов и ГСМ, товаров народного потребления, хлебобулочных изделий). Грузовые АТП располагают вблизи грузообразующих промышленных предприятий и ж.д., грузовых станций, обычно на окраинах города с целью разгрузки центра города от транспортных пробок. Грузовые АТП строят в виде огороженной территории с комплексом зданий промышленного типа, где располагают административные, ремонтные, вспомогательные участки и цеха, расположенные в одном или нескольких зданиях;

• автотранспорта общего пользования;

• коммерческого и некоммерческого автотранспорта;

Прочие предприятия автотранспортного комплекса:

транспортно-экспедиционные предприятия;

автовокзалы и автостанции

специализированные предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей;

авторемонтные предприятия для восстановления подвижного состава и его агрегатов; проведения капитальных ремонтов автомобилей и их переоборудования для перевозки специфических грузов;

отраслевые учебно-курсовые комбинаты, производящих подготовку и переподготовку специалистов автомобильного транспорта.

В результате численность субъектов, осуществляющих деятельность на автомобильном транспорте, с 1990 по 1998 гг. увеличилась

в 2,3 раза, удельный вес негосударственных предприятий возрос до

82 %, а имеющийся у них парк — до 77 % (табл. 3.1).

       Фактическая ликвидация вертикали хозяйственного управления и контроля над автотранспортом серьезно снизили эффективность в управлении многочисленными субъектами, осуществляющими транспортную деятельность, особенно в обеспечении ими работоспособности, экологической и дорожной безопасности принадлежащих им автомобилей.

       Разгосударствление предприятий в 1990—1998 гг. привело к росту численности различных видов АТП.

       Одновременно это повысило конкуренцию на транспортном рынке и сняло традиционную проблему дефицита транспортных средств, но одновременно привело к существенному сокращению размера автотранспортных предприятий: по всем отраслям экономики — в 2,2 раза, а по подотрасли «Автомобильный транспорт» (ранее «Транспорт обшего пользования») — в 2,8 раза.

       Появление на автомобильном транспорте десятков тысяч малых предприятий и предпринимателей обострило проблему обеспечения необходимого технического состояния принадлежащих им автомобилей. Эти, особенно вновь организованные, предприятия не имели, а по экономическим соображениям и не могли иметь, собственной полноценной производственной базы, квалифицированного персонала, а часто традиций и опыта обеспечения работоспособности автомобилей на основе планово-предупредительной системы.

       Развитие конкуренции на транспортном рынке требует детального и оперативного учета и оценки всех статей расходов и доходов, включая и техническое обслуживание, и ремонт, на нижних уровнях управления (цехи, участки, бригады, исполнители), возможных только при использовании новых информационных технологий — автоматизированных рабочих мест специалистов (АРМ), компьютерной и сетевой техники и др.

       В условиях преобладания негосударственных, в основном мелких и средних, АТП и отсутствия внутри страны реальной конкуренции производителей автотранспортной техники и материалов оказалась преждевременной фактическая ликвидация вертикали управления и регулирования деятельности автотранспортных предприятий федеральным центром.

       В результате пока не сформулирована четкая техническая политика отрасли в сфере технической эксплуатации автотранспорта, которая ранее для всех предприятий, независимо от их ведомственной принадлежности, определялась Министерством автомобильного транспорта (сейчас Министерство транспорта); практически прекратились разработки и обеспечение предприятий современной авторитетной нормативно-технологической документацией.

       В 1999 г. средний «возраст» такой документации, связанной с ТО и ремонтом, превысил 9 лет.

В тоже время существенно повысились государственные требования к техническому состоянию, дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств при производстве и эксплуатации, которые приближаются к международным.

       Обеспечение этих требований в течение всего периода эксплуатации, возможно при качественном обслуживании автомобилей современными методами, на соответствующем оборудовании и технологий, адекватных уровню конструкции автомобилей.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Какую классификацию предприятий по роду выполняемых работ и обслуживанию подвижного состава Вы знаете?

2. Как классифицируют предприятия автомобильного транспорта по их назначению?

3. Как классифицируют предприятия автомобильного транспорта по характеру производственно-хозяйственной деятельности и подчиненности?

4. Как классифицируют предприятия автомобильного транспорта по организации производственной деятельности?

5. Как классифицируют предприятия автомобильного транспорта в зависимости от производственно-технической базы для технического обслуживания и ремонта автомобилей?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.