|
|||
Период 1890-х – 1920-х гг. Иерархия ценностейПериод 1890-х – 1920-х гг
Период 1890-х – 1920-х гг. может быть назван эпохой классической А., когда проблематика ценностей стала едва ли не преобладающей в европейской философии и в систематическую разработку её так или иначе были вовлечены все значительные философы эпохи. В структуре её можно выделить А. «формальную» – применение общих логических законов к ценностным отношениям, А. «материальную» – построение иерархии ценностей, а также аксиологическую «онтологию» и «гносеологию». Ценность либо рассматривается как предельное понятие, не сводимое к чему-либо иному, либо определяется через что-то другое: удовольствие (В. Шуппе, Т. Липпс, Х. Корнелиус, Германия), желаемое (Х. Эренфельс, Австрия; Ф. Крюгер, Германия; Т. А. Рибо, А. Фуйе, Франция), потребность (О. Кюльпе, Х. Гёффдинг), интерес (Дж. Сантаяна, ранний Р. Б. Перри, США; ранний Дж. Дьюи). Иерархия ценностей
Иерархия ценностей одним из первых была предложена Э. Гартманом в виде восходящего ряда: удовольствие – целесообразность – красота – нравственность – религиозность. М. Шелер описывал шкалу ценностных модальностей в последовательности четырёх рядов: 1) «приятное» и «неприятное»; 2) витальные ценности («благополучие», «благосостояние», здоровье и болезнь и т. п.); 3) духовные ценности: «прекрасное» и «безобразное», «справедливое» и «несправедливое», ценности чистого познания истины; 4) высшая модальность «святого» и «несвятого», являющая себя только в «абсолютных предметах», так что все остальные ценности являются её символами (Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 323–327). Э. Шпрангер предлагал различать уровни ценности в зависимости от того, можно ли тот или иной ряд отнести к средствам или целям по отношению к другим (только средством оказываются экономич. ценности, только целью – религиозные; между ними располагаются ценности теоретические и эстетические, политические и социальные). У Г. Риккерта первую триаду ценностей составляют ценности теоретические (научные), эстетические и ценности монистич. религии. Триада ценностей, соотносимых с личностями, складывается из ценностей нравственных, ценностей личной жизни (первая из них есть любовь) и ценностей теистич. религии. Персоналист В. Штерн различал ценности-цели и ценности-носители (средства); иерархия «самоценностей» (Selbstwerte) – личностей различие порядков – увенчивается Божественной Вселичностью.
|
|||
|