|
|||
Доклад. Что такое аксиология?. Становление и развитие аксиологииСтр 1 из 4Следующая ⇒
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ
Доклад
По дисциплине: философия На тему «Аксиология»
Подготовила студентка 2 курса группы 9-22 Дудченко Анастасия
Севастополь
Что такое аксиология?
Аксиология(от греч. axia — ценность и logos — учение)— филос. дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Главной темой своей философской позиции ценности сделал Сократ, определив, что ценность, которую удалось реализовать – это благо и польза. Ученые Средневековья называли такие категории, как полнота бытия, добро и красота. В современной трактовке аксиология, как ветвь философии, проявляется, когда понимание бытности делится на реальность и ценность, в качестве шанса реализовать себя, продемонстрировать способности своего разума.
Становление и развитие аксиологии
Начиная с античности и вплоть до 19 в. обращение к проблематике ценностей происходило преим. в контексте таких дисциплин, как этика и политэкономия, а также эстетика, антропология, философия государства и права и др. (уже в «Экономике» Ксенофонта зафиксировано понятие ценности, отождествляемой с полезностью, а И. Кант в «Критике практического разума» различает относит. ценность, или цену, и ценность абсолютную – «достоинство» человеческой личности и общезначимого нравственность. закона). Важным этапом аксиологической мысли явился выход «Новой или антропологической критики разума» Я. Ф. Фриза («NeueoderanthropologischeKritikderVernunft», 1808), где ценности рассматриваются в качестве содержания всей «практической философии». Ф. Э. Бенеке в полемике с кантовской концепцией абсолютной ценности («Основоположение к физике нравов», «GrundlegungzurPhysikderSitten», 1822) выдвигает понятие индивидуальной ценностной установки (eigentümlicheWertgebung). Р. Г. Лотце оперирует категорией ценности практически во всех своих сочинениях. Главным органом восприятия ценностей выступает у Лотце некое «откровение»; при всей своей субъективности ценности не создаются субъектом, но лишь «раскрываются» им. А. Ритчль акцентирует различие между ценностными суждениями и теоретическими. Ф. Брентано выделяет класс душевных переживаний (Gemütsbewegungen), с которыми связаны чувства удовольствия и неудовольствия, основоположные для ценностных суждений. Обострением интереса к ценностной проблематике философия культуры 2-й пол. 19 в. была обязана и Ф. Ницше, выступившему с требованием «переоценки» прежних высших ценностей.
|
|||
|