|
|||
Правила речевого этикетаПравила речевого этикета В каждой культуре существуют отличающиеся друг от друга определенные нормы и традиции речевого этикета. Однако, есть общие принципы, которые позволяют нам ориентироваться при построении общения. Давайте рассмотрим кратко правила и нормы речевого этикета, а также углубимся в некоторые его нюансы – такие как особенности невербального общения, этикет телефонного общения и приветствия. Речевой этикет, будь то общение по телефону или при встрече, направлен на установление контакта и избежание недоразумений. Он является многогранным, включающим в себя сочетание вежливости, словесных форм учтивости, доброжелательности. Дело не только в умении говорить правильные слова и следовании при этом определенной системе ритуалов. Дело также в том, как человек говорит. Должна поддерживаться определенная тональность общения. Если кратко рассматривать правила и нормы речевого этикета, то для них характерны следующие принципы, которые были сформулированы в 1975 году исследователем Гербертом Полом Грайсом: качество – для адресуемого сообщения обязательно должна быть характерна правдивость и конкретное основание; количество – текстовое послание должно быть не очень длинным, и не очень коротким; используемый способ донесения – по этикету не допускается применение непонятных слов и фраз; отношение – передающаяся адресату информация должна быть полезной и нужной. Речевое поведение строится на нескольких уровнях, в пределах которых есть свои нормы и традиции: 1. Словарный – общепринятые в социуме формы обращения и выражения, характерная лексика («Спасибо», «До свидания» и пр.). 2. Стилистический – грамотность, воспитанная речь, неиспользование нецензурных слов. 3. Грамматический – вежливое обращение посредством использования множественного числа (например, на «вы», а не на «ты»), избегание произношения повелительных предложений. Вместо них – обращение в вопросительном контексте («Вы могли бы оказать мне помощь?»). 4. Интонационный – благодаря разной интонации идентичная фраза может звучать дружелюбно или враждебно. 5. Правильное произношение – недопустимы изменения в произношении слов. 6. Организационно-коммуникативный. Сюда можно отнести прописные истины, знакомые каждому с детства, а именно касающиеся того, что нельзя перебивать собеседника, встревать в чужой разговор, слушать адресованную не вам речь и пр. Это что-то вроде постулатов, на которых строится весь речевой этикет, предполагающий выполнение определенных функций: § привлечение внимания нужной аудитории к собеседнику; § налаживание успешной коммуникации; § регулирование необходимой эмоциональной обстановки; § демонстрация отношения к собеседнику.
|
|||
|