Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Правила речевого этикета



Правила речевого этикета

В каждой культуре существуют отличающиеся друг от друга определенные нормы и традиции речевого этикета. Однако, есть общие принципы, которые позволяют нам ориентироваться при построении общения.

Давайте рассмотрим кратко правила и нормы речевого этикета, а также углубимся в некоторые его нюансы – такие как особенности невербального общения, этикет телефонного общения и приветствия.

Речевой этикет, будь то общение по телефону или при встрече, направлен на установление контакта и избежание недоразумений. Он является многогранным, включающим в себя сочетание вежливости, словесных форм учтивости, доброжелательности.

Дело не только в умении говорить правильные слова и следовании при этом определенной системе ритуалов. Дело также в том, как человек говорит. Должна поддерживаться определенная тональность общения.

Если кратко рассматривать правила и нормы речевого этикета, то для них характерны следующие принципы, которые были сформулированы в 1975 году исследователем Гербертом Полом Грайсом:

качество – для адресуемого сообщения обязательно должна быть характерна правдивость и конкретное основание;

количество – текстовое послание должно быть не очень длинным, и не очень коротким;

используемый способ донесения – по этикету не допускается применение непонятных слов и фраз;

отношение – передающаяся адресату информация должна быть полезной и нужной.

Речевое поведение строится на нескольких уровнях, в пределах которых есть свои нормы и традиции:

1. Словарный – общепринятые в социуме формы обращения и выражения, характерная лексика («Спасибо», «До свидания» и пр.).

2. Стилистический – грамотность, воспитанная речь, неиспользование нецензурных слов.

3. Грамматический – вежливое обращение посредством использования множественного числа (например, на «вы», а не на «ты»), избегание произношения повелительных предложений. Вместо них – обращение в вопросительном контексте («Вы могли бы оказать мне помощь?»).

4. Интонационный – благодаря разной интонации идентичная фраза может звучать дружелюбно или враждебно.

5. Правильное произношение – недопустимы изменения в произношении слов.

6. Организационно-коммуникативный. Сюда можно отнести прописные истины, знакомые каждому с детства, а именно касающиеся того, что нельзя перебивать собеседника, встревать в чужой разговор, слушать адресованную не вам речь и пр.

Это что-то вроде постулатов, на которых строится весь речевой этикет, предполагающий выполнение определенных функций:

§ привлечение внимания нужной аудитории к собеседнику;

§ налаживание успешной коммуникации;

§ регулирование необходимой эмоциональной обстановки;

§ демонстрация отношения к собеседнику.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.