|
|||
Восприятие фактического материала3. Восприятие фактического материала У. Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации. Слово “интонация” в переводе с латинского языка означает “громко произношу” . Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного. (По щелчку появляется надпись – “Какой он музыкант”). Например, сейчас я с разной интонацией произнесу фразу: “Какой он музыкант”, - а вы по интонации определите, что означает эта фраза. У. Какой он музыкант? (По щелчку появляется изображение мальчика-скрипача.) Д.Вы спросили. У.Верно. Я хочу узнать хороший ли музыкант этот мальчик. Ведь он пока ещё только начинает учиться игре на музыкальном инструменте. Какой он музыкант! (По щелчку появляется изображение взрослого музыканта-скрипача.) Д.Это восклицательное предложение. У. Правильно.Мы восхищаемся игрой этого музыканта. Какой он музыкант?! (Учитель произносит эти слова с презрением. По щелчку появляется изображение гитариста, который барабанит по дну гитары.) Д. Так говорят о плохом музыканте. У. Да. В такой интонации можно услышать негодование, и даже презрение: “Какой он музыкант, ведь он не знает нот и не умеет играть”. Итак, какие знаки препинания мы поставим после первого, второго и третьего предложения? (Знакипоявляются по щелчку после ответа учащихся). После первого – вопросительный знак, после второго – восклицательный, а после третьего - …!? Вопросительный вместе с восклицательным, потому что в свой вопрос мы вкладываем сильное чувство негодования. А сейчас попробуйте сами с разной интонацией произнести предложение “Солнышко встало”. Сначала вы просто сообщаете нам об этом. (Произносят предложение, понижая интонацию в конце.) Хорошо. А теперь произнесите это предложение с вопросительной интонацией. (Произносят предложение, повышая интонацию в конце.) Молодцы. С какой интонацией нам ещё надо произнести это предложение? С восклицательной. Да, с восхищением! (Произносят предложение, делая ударение на слове “солнышко”.) У.По интонации можно “узнать о том, · кто говорит:ребёнок, взрослый, девушка, старик (слова появляются по щелчку); · как они друг к другу относятся (слована слайдепоявляются по щелчку); · о характере участников разговора; · о том, как они себя чувствуют - устали или полны сил (слова на слайдепоявляются по щелчку · о тоне говорящего: просит он или же рассказывает о своих тайнах” (словапоявляются по щелчку.). Так же бывает музыкальная интонация.Она вырастает из речевой. Чем же они отличаются? Д.Её, наверное, спеть можно. У.Или сыграть на музыкальном инструменте. Музыкальная интонация – это небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный образ (эти словапоявляются по щелчку). Мелодия может двигаться поступенно вверх или вниз, а может скачком вверх или вниз.
|
|||
|