Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цели применения технологии проблемного обучения



Цели применения технологии проблемного обучения

Осмысленное освоение новых знаний и способов деятельности, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся, формирование научного мировоззрения. Реализуется принцип самостоятельного поиска знаний через применение индуктивного или дедуктивного методов

Функции

Познавательная;

Ценностно- ориентационная;

Коммуникативная;

Практическая;

 Функция гуманизации;

Критериально- оценочная.

Временной фактор (длительность реализации)

Длительность зависит от сложности проблемной ситуации. Может быть как элемент урока, урок, система занятий. Для каждого отдельного учащегося необходимо определять проблемное поле, работая над которым каждый может реализовать себя, добиться определённых успехов и более того , реализуется принцип индивидуального подхода в обучении, функция гуманизации, что в целом решает задачи развивающего обучения.

Характер оценивания

Оценивается результат познавательной деятельности учащихся. Учитывая специфику предметов истории и обществознания, стараюсь оценивать учащихся не по результату решения учебной проблемы, а по активности в поисках решения.

Этапы проблемного обучения.

I. Разработка проблемных вопросов.

Вопрос должен быть:

•     сложным, сопряженным с противоречиями;

•     увлекательным, но соответствующим логике науки;

•     емким, способным охватить широкий круг вопросов;

•     предполагающим научный спор;

•     создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

 

Примеры проблемных вопросов по истории.

•     Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;

•     Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?

•     Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?

•     XVII век в истории России – шаг вперед или назад?

•     Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?

Примеры проблемных вопросов по обществознанию.

•     Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»

•     Сильная президентская власть в России: за и против».

•     Независимость судебной власти: миф или реальность?»

•     Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»

II. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию.

•     Через углубление проблемного вопроса;

•     Через поиск разных граней его решения;

•     Через сопоставление разных вариантов ответов.

III. Формы решения проблемных ситуаций.

•     Дискуссия;

•     Научный спор;

•     Проблемная лекция;

•     Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.

 

Стараюсь строить урок, начиная с определения проблемы, по возможности самими учащимися. Затем предлагаю сформулировать рабочую гипотезу, т.е. то, что мы должны получить в ходе изучения темы. В ходе урока рабочая гипотеза и тема урока постоянно обращают на себя внимание, гипотеза корректируется. В конце урока, приходя к выводу, мы либо подтверждаем гипотезу, либо отрицаем её и формулируем окончательный вывод.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.