Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Не заменять буквы знаками и цифрами: это вы



Избегать чрезмерной любви к смайликам, многоточиям (в ко-торых больше чем три точки), а также вопросительным и восклица-тельным знакам.

 

Замечаете ли вы замену букв знаками, цифрами в сетевом общении; в тек­ стах рекламных вывесок; в текстах СМИ? Как вы думаете, с чем связана такая за­ мена?

 

Если бы вас попросили написать памятку о правилах дистантного обще­ ния, какие обязательные пункты вы включили бы в неё? Почему?

 

1) Прочитайте текст о Национальном корпусе русского языка (ruscorpora.ru). Это бесплатный и открытый для всех сайт, который начал действовать благодаря учёным­лингвистам из Института русского языка Российской академии наук. Какие тексты включает этот корпус?

 

Корпус — это электронное собрание текстов, размеченное таким образом, чтобы в нём можно было быстро найти слова и конструкции

 

заданными грамматическими и другими интересными лингвисту свойствами. Что же такое Национальный корпус? <...> В данном случае слово «национальный» — своего рода термин, отражающий скорее смысл английского слова «national», чем русского слова «на-ция». Впервые это определение появилось в названии Британского национального корпуса (British National Corpus, BNC), созданного в 1990-е годы в Великобритании. <...> Поскольку этот корпус очень быстро стал практически эталоном корпуса вообще, то значение сло-ва «национальный» незаметно изменилось. Национальным корпусом стали называть просто самый большой и представительный корпус, характеризующий язык данной страны в целом. <...>

Понятно, что Национальный корпус должен быть большим (его объём измеряется сотнями миллионов словоупотреблений) <...> и представительным — он должен содержать все типы текстов, пред-ставленные в данном языке в данный исторический период.

Именно поэтому Национальный корпус русского языка не огра-ничивается только произведениями художественной литературы...

Он содержит и журнальные статьи разной тематики <...>, и специ-альные тексты (научные, научно-популярные и учебные по разным отраслям знания), и рекламу, и частную переписку, и дневники.


 


Словом, в Корпус попадают образцы практически любых существую-щих в русском языке письменных текстов — от статьи современного музыкального критика до инструкции по уходу за кактусами. <...> Более того, для полного и адекватного представления о том, что про-исходит в современном русском языке, необходимо включать в него также и записи устной речи.

 

Почему образцы устной речи так важно иметь в Корпусе? Люди пишут не так, как говорят; в особенности это различие ощутимо для языков с давней письменной традицией, за время существования ко-торой нормы письменной и устной речи успевают разойтись доста-точно сильно. Письменная речь всегда более консервативна; к тому же, например, в русском языке письменная традиция формировалась под сильным иноязычным влиянием (первоначально старославян-ским, впоследствии немецким и французским), которое гораздо мень-ше затронуло устную речь. В этом отношении русский язык не ис-ключение: сходным образом дело обстоит во многих европейских письменных языках, от чешского до французского, а также во многих письменных языках Азии с древней литературной традицией. <...>

 

Корпусе есть тексты так называемой электронной коммуника-ции: переписка по электронной почте, а также всевозможные чаты, форумы, общедоступные электронные дневники. Конечно, в форумах

 блогах люди продолжают писать не так (или не совсем так), как го-ворят, но дистанция между письменной и устной речью здесь во мно-го раз меньше. Этим электронная коммуникация и привлекательна для лингвистов: какие-то языковые явления встречаются только или преимущественно в данных текстах. Пишущие в сетевой среде чув-ствуют себя более свободно не только в отношении языка, но и в от-ношении норм общепринятой орфографии. Орфографическая вариа-тивность электронных текстов возрастает на порядок, в них широким потоком вливаются разговорные дублеты, произносимые на месте литературных, но обычно не отражаемые на письме, — такие как ща (и щас), сёдни, чё, тока, ваще, кто-нить, — и многое другое. Инте-ресно, что пишущие часто прибегают к искажению орфографии со-знательно, в целях языковой игры.

(В. Плунгян)

 

Почему образцы электронной коммуникации привлекательны для лин­ гвистов?

 

Общение на форуме, в блогах — это примеры дистантного или контактно­ го общения? Поясните свою точку зрения.

 

Каково ваше отношение к «орфографической вариативности электронных текстов»? Соблюдаете ли вы орфографические и пунктуационные правила в тек­ стах чатов, смс­сообщений, блогов и т. п.? Почему?

 

В русском языке у части существительных мужского рода имеется особая дополнительная падежная форма — так называемый второй родительный падеж. Так, у слова сахар обычная форма родительного падежа выглядит как сбхара, а форма второго родительного — как сахару (например, положите себе ещё саха-ру). Эта форма проникла в русское склонение в XVI—XVII веках, пережила «пик»


 


употребительности в XVII—XVIII веках, а к концу XIX века стала медленно угасать.

 

современном языке второй родительный падеж встречается только у примерно сотни слов и обычно может быть заменён на простой родительный (так, можно сказать и положите себе ещё сахара, разница почти неощутима говорящими). Ис­ пользуя ресурсы Национального корпуса русского языка, найдите ответ на вопрос о том, с какой частотой употребляются у разных слов формы второго родительно­ го падежа. Например, как сейчас предпочитают писать — поднять с пола или под-нять с полу? А встать — с пола или с полу?

 

1) Прочитайте фрагменты словарных статей.

 

Попуг й, -я, м. 2. перен. Разг. Тот, кто не имеет собственного мнения и повторяет чужие мысли, слова.

 

Вор на, -ы, ж. 2. перен. Разг. О рассеянном, невнимательном человеке.

 

Орёл, орла, м. 2. перен. О гордом, смелом, сильном человеке. Сор ка, -и, ж. 2. перен. Разг. О болтливом, шумном человеке; о

 

том, кто любит сплетничать (преимущественно о женщине). Всё бол-таете, сороки!

 

Найдите в Национальном корпусе русского языка предложения, в которых слова употребляются в этих значениях. Не забывайте указывать авторов произве­ дений, их названия.

 

Наименования каких ещё животных и птиц могут быть использованы в рус­ ском языке для характеристики человека?

 

 

Письмовники, содержащие руководство по написанию писем, появились в России в XVIII веке. Актуальна ли сегодня рекомендация письмовника 1894 года: «Первая обязанность пишущего — помнить своё собственное положение, знать положение лица, которому мы пишем, и представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и разговариваем». Можно ли дать эту рекоменда­ цию тем людям, которые общаются посредством электронной почты? Сделайте ма­ кет письмовника для современников.


 


  В русском языке существует несколько фразеологизмов и пословиц со сло­ вом каша. Вспомните и запишите те из них, которые связаны с понятием «обще­ ние» (или «участники общения»).

 

 

Круг чтения

 

 И. Б. Левонтина. «О чём речь». Сборник состоит из небольших эссе,посвящённых современному состоянию русского языка, его неразрывной связи с жизнью человека и общества.

 

А. Кронгауз. «Русский язык на грани нервного срыва». В книгепредставлены размышления автора об изменениях в русском языке, кото-рые многими воспринимаются как его порча и даже гибель. Однако для русского языка, по мнению автора, не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни другие быстрые изменения, которые в нём происходят. «Русский язык переварит всё это, что-то сохранив, что-то отбросив, выра-ботает, наконец, новые нормы, и на место хаоса придёт стабильность».

В. А. Плунгян. «Почему языки такие разные». Эта книга о многооб-разии человеческих языков, о законах их развития, о языках похожих и непохожих, о том, как сравниваются языки и как они устроены.

 1) Прочитайте текст о том, что поисковую систему часто используют как спра­ вочник по правописанию. Прежде чем читать, выскажите предположение о том, ка­ кие вопросы и темы чаще всего интересуют пользователей.

 

Наверняка каждому приходилось вбивать в поисковую строку слово, чтобы узнать, как оно пишется и почему именно так, или фрагмент предложения, чтобы понять, как правильно расставить за-пятые. Анализ таких запросов может показать, как люди пишут и какие правила русского языка оказываются наиболее сложными для них — причём не на экзамене, а в повседневной жизни. <...>

 

Служба «Яндекса» проанализировала запросы, по которым пользователи переходили со страниц результатов поиска на один из популярных ресурсов, посвящённых правописанию и правилам рус-ского языка, в том числе различные орфографические слова-ри, http://gramota.ru/, https://therules.ru/. Текст поисковых запро-сов дан с авторской пунктуацией. <...>

 

Наибольшие сложности у пользователей вызывают темы о слит-ном, дефисном и раздельном написании слов — особенно много спрашивают о частицах не и ни, наречиях и существительных с предлогами. Почти столько же запросов на различные темы о право-писании отдельных букв (например, безударные гласные в корне слова, звонкие и глухие согласные и т. д.).

 

Больше всего проблем у пользователей «Яндекса» вызывает слитное или раздельное написание частицы не с разными частями речи: «недорого или не дорого», «слово не вовремя», «как пишется не когда или некогда», «не красивый или некрасивый как пишет-ся». На втором месте запросы о проверяемых безударных гласных в


 


корне слова: «как правильно пишется седой или сидой», «долина а или о», «удевился или удивился».

 

Правописание приставок является тоже частым вопросом. Боль-шая часть вопросов связана с формами сравнительной степени при-лагательных — как пишется «побольше», «поменьше», «получше» и другие. Довольно много вопросов про приставки пре- и при-, раз- и рас- и другие — в основном о том, какую из них правильно писать в том или ином слове: «соорентироваться», «по этапный как пишет-ся», «как пишется преемник или приемник», «сделаю или зделаю», «предыгровой как пишется».

 

Самые частые среди вопросов о написании глаголов: об окончани-ях глаголов второго лица множественного числа в настоящем времени

 

в повелительном наклонении, а также глаголов II спряжения, осо-бенно глагола «видеть»: «увидите или увидете как правильно», «вы-берете или выберите», «как правильно писать клеить или клеять», «как правильно сказать я победю, или я побежу, или побежду».

Важная тема — словоупотребление. Сложности связаны в ос-новном с выбором одного слова из двух вариантов — один из них мо-жет быть просторечным или устаревшим либо оба могут использо-ваться равноправно. Некоторые проблемы, которые видны в таких запросах, действительно часто обсуждаются. Например: «был надет или был одет», «есть ли слово кушать в русском языке», «извиня-юсь или извините как правильно», «ихний есть ли такое слово». Кроме того, часть запросов о словоупотреблении касается выбора ро-да: «заявитель или заявительница», «автор в женском роде», «за-ведующая или заведующий библиотекой».

(По материалам сайта Yandex.ru)

 

Насколько совпали ваши предположения с инф



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.