|
||||||
XIX, а то и в XVIII веке 2 страница
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
УДК 373:811.161.1+811.161.1(075.3) ББК 81.411.2я721
ISBN 978-5-09-072150-9
© Издательство «Просвещение», 2018 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2018 Все права защищены Содержание
Язык и культура
§ 2. Из истории русской письменности . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||||||
§ 3. Язык — волшебное зеркало мира и национальной | ||||||
культуры ....................................... | ||||||
§ 4. История в слове: наименования предметов традиционной | ||||||
русскойодежды.................................. | ||||||
§ 5. История в слове: наименования предметов традиционного | ||||||
русскогобыта ................................... | ||||||
§ 6. | Образность русской речи: метафора, олицетворение . . . . | |||||
§ 7. | Живое слово русского фольклора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |||||
§ 8. | Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, | |||||
поговорки....................................... | ||||||
§ 9. | О чём могут рассказать имена людей и названия городов |
Культура речи
§ 10. Современный русский литературный язык . . . . . . . . . . .
§ 11. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения . .
Речь. Текст
§16.Языкиречь.....................................
§ 17. Средства выразительности устной речи . . . . . . . . . . . . . .
§18.Формыречи:монологидиалог.....................
§19.Текстиегостроение..............................
§ 20. Композиционные особенности описания, повествования,
§ 21. Средства связи предложений и частей текста . . . . . . . . .
§ 22. Функциональные разновидности языка . . . . . . . . . . . . . .
§ 23. Разговорная речь. Просьба, извинение. . . . . . . . . . . . . . .
§ 24. Официально-деловой стиль. Объявление . . . . . . . . . . . . .
Язык и культура
языке своём народ, в продолжение многих тысячелетий… сложил свои мысли
чувства. Природа страны и история на-рода, отражаясь в душе человека, выража-лась в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка…
Ушинский
Ушинский Константин Дмитриевич(1823—1870) — русский педагог и писатель, ос-новоположник научной педагогики в России. Ав-тор учебников «Детский мир» (1861) для перво-начального классного чтения и «Родное слово» (1864) для первоначального обучения русскому языку.
1. Наш родной русский язык
Русский язык — национальный язык русского народа, имеющего многовековую историю, культуру и письменность. На русском языке создавали свои произведения величайшие писатели и поэты, учёные и мыслители. Как и любой другой национальный язык, русский язык отражает историю и куль-туру, духовную жизнь, традиции и быт народа, говорящего на нём.
Российской Федерации русский язык является госу-дарственным языком, поэтому используется в законодатель-ных органах и органах управления, в сфере науки, культуры, образования, в средствах массовой информации.
Русский язык распространён во всех регионах России и служит средством межнационального общения, объединяя все народы нашего многонационального государства.
На русском языке общаются не только русские люди, но
представители других национальностей нашей страны, по-этому он считается национальным достоянием всех народов Российской Федерации.
Моя Россия
Государственный герб Российской Фе-дерации представляет собой красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл с расправленными крыльями. Обе го-ловы орла увенчаны малыми коронами, над которыми располагается большая. Ко-роны означают единство всего государства
всех его частей — субъектов Российской Федерации. В лапах орла — держава (золо-той шар с крестом) и скипетр (фигурный жезл). Это символы государственной вла-
сти. На груди орла изображён серебряный всадник, поражающий копьём опрокинутого на спину чёрного дракона. Это Святой Геор-гий Победоносец — покровитель русских воинов.
Лингвистические заметки
Родной язык — это язык того народа, к которому относит се-бя человек.
Государственный язык — это язык, который выполняет объ-единяющую роль в политической, социальной, экономической и культурной жизни данного государства и выступает в качестве его символа. Государственный язык (русский) используется в ра-боте центральных учреждений нашей страны, при официальном общении между субъектами Российской Федерации, а также в армии, на нём издаются центральные российские газеты и жур-налы.
Языком межнационального общения называют язык, с помо-щью которого преодолевается языковой барьер между представи-телями разных народов внутри одного государства, а также в об-щении между народами разных государств.
1) Прочитайте статью 68 Конституции Российской Федерации. Какую новую для себя информацию вы узнали?
Статья 68
Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.
Республики вправе устанавливать свои государствен-ные языки. В органах государственной власти, органах мест-ного самоуправления, государственных учреждениях респуб-
лик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
В каких республиках, входящих в состав Российской Федера-ции, наряду с русским государственным языком используются свои го-сударственные языки?
1) Прочитайте высказывание классика башкирской литературы Мустая Карима. О какой роли русского языка говорит поэт и писа-тель?
в который раз я со святою любовью и преданностью думаю о великом русском язы-ке, благодаря которому не разбрелись и не за-терялись в одиночестве наши языки и наре-чия. Через себя пропуская наши думы и чув-ства, он делает их доступными миру. Какой урон понесло бы поэтическое искусство зем-ли, если бы голос Расула Гамзатова, равно как и голоса, к примеру, Кайсына Кулиева и Чингиза Айтматова, не достигли желаемого горизонта.
Мустай Карим(1919—2005)
Как вы понимаете последнее предложение текста? Что вы знаете о людях, чьи имена упоминает Мустай Карим? В случае затруд-нений обратитесь к Большой российской энциклопедии (https://bigenc. ru).
Расскажите о роли русского языка в Российской Федерации. Используйте теоретические сведения, а также материал упражнений 1, 2 и рубрики «Лингвистические заметки».
Перед вами имена выдающихся людей России. Все ли из них вам известны? Что вы можете рассказать о них? Если испытываете затруд-нения, обратитесь к Большой российской энциклопедии (https://bigenc. ru). Подготовьте небольшое сообщение об одном из великих людей нашей страны, известных всему миру. Постарайтесь рассказать так, чтобы это было интересно вашим одноклассникам.
М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, С. А. Есенин, К. Э. Циолковский,
К. Жуков, С. П. Королёв, Ю. А. Гагарин, А. Н. Туполев, Н. Е. Жуковский, В. К. Зворыкин.
1) Прочитайте высказывания русских писателей о русском язы-ке. Сформулируйте мысль, которая объединяет тексты.
Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттен-ков мысли (В. Короленко).
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы пе-редать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, иг-ру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание гро-зы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких зву-ков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения (К. Пау-стовский).
Какими примерами можно проиллюстрировать прочитанные высказывания?
1) Прочитайте стихотворение Сергея Александровича Есенина. Попробуйте представить себе картину осени, которую описал поэт. Что именно вы видите? Эта картина радостная или грустная? Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Перечитайте стихотворение по строфам. Что изображает ав-тор в каждой из них?
Как вы думаете, почему дорога в стихотворении дремлет, ждёт, мечтает («примечталось»)? С какой целью дорога изображена как живое существо, подобное человеку?
Как вы понимаете последнюю строфу? Что увидел лирический герой «в чаще звонкой»? О чём это говорит?
Если бы вам надо было нарисовать иллюстрации к каждому четверостишию стихотворения, то какие краски (цвет́) вы бы исполь-зовали? Как меняется картина осени и настроение лирического героя от строфы к строфе? Какие выразительные средства языка использует автор, чтобы передать своё настроение, свои чувства?
1) Внимательно рассмотрите репродукцию картины И. И. Левита-на «Золотая осень». Что изображено на картине? Какое настроение она передаёт?
И. Левитан. Золотая осень. 1895
Устно опишите картину, при необходимости используя данные сочетания слов.
Осенний пейзаж, яркие мажорные цвета, солнечный свет, неширокая речушка, невысокие берега, спокойное течение, прозрачная вода, медленно движется, разноцветные деревья, маленькая деревушка, золотая листва берёз, ясное небо, лёг-кие белые облака, побуревшая осенняя трава, родная природа.
Дополните свой рассказ о картине, прочитав рубрику «Моя Россия».
Моя Россия
Исаак Ильич Левитан (1860—1900) — выдающийся русский художник, создавший на своих полотнах поэтический образ рус-ской природы.
«Картины Левитана не виды местностей, не справочные до-кументы, но сама русская природа с её неизъяснимо тонким оча-рованием, тихая, скромная, милая русская природа. Он понимал тайную прелесть русской природы, тайный её смысл, понимал только это, зато так, как никто», — писал о творчестве художника
Н. Бенуа.
1) Перед вами ключевые слова и словосочетания текста, кото-рый вам предстоит прочитать. Определите тему текста.
Родной язык, ценность, пользоваться языком, показатель культуры, человек, личные качества, узнать человека, при-слушаться, говорит, нравственные качества, следить за речью.
Прочитайте фрагмент книги Дмитрия Сер
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|